Социально - психологическая диагностика малых групп
Оценка 4.7

Социально - психологическая диагностика малых групп

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
24.04.2017
Социально - психологическая диагностика малых групп
Малая группа как объект социально-психологической диагностики в деятельности военного психолога. Социально - психологический контекст изучения личности. Особенности импирических исследований в социальной психологии. Социометрия, основы ее организации и проведения в условиях подразделений Вооруженных Сил. Использование результатов социометрических исследований в профилактике межличностных отношений.Презентация предназначена для проведения занятий со студентами высших учебных заведений
тема 12.pptx

Тема 12 . СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Тема 12 . СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Тема 12. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МАЛЫХ ГРУПП

О.Федорова

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ : 1. Малая группа как объект социально-психологической диагностики в деятельности военного психолога

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ : 1. Малая группа как объект социально-психологической диагностики в деятельности военного психолога

  УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Малая группа как объект социально-психологической диагностики в деятельности военного психолога.
2. Социометрия, основы ее организации и проведения в условиях подразделений Вооруженных Сил.
3. Использование результатов социометрических исследований в профилактике межличностных отношений.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Военная педагогика и психология

ЛИТЕРАТУРА: 1. Военная педагогика и психология

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.
2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.
3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.

Социально-психологический контекст изучения личности - в отличие от общепсихологического - основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств личности, которые по своей природе являются социально-психологическими,…

Социально-психологический контекст изучения личности - в отличие от общепсихологического - основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств личности, которые по своей природе являются социально-психологическими,…

Социально-психологический контекст изучения личности - в отличие от общепсихологического - основан на изучении тех свойств, особенностей и качеств личности, которые по своей природе являются социально-психологическими, то есть формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них и, как справедливо отмечает В. А. Лабунская, оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия.

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике. 

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. 

Понятие малой группы За более чем 100-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к понятию «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто…

Понятие малой группы За более чем 100-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к понятию «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто…

1. Понятие малой группы

За более чем 100-летнюю историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к понятию «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто случайных, порой весьма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу определений. И это неудивительно: в своих попытках соответствующим образом определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса, иногда выбираемых априори, чаще же выявляемых чисто эмпирическим путем.

Вероятно, наиболее демонстративно отмеченная тенденция обнаруживает себя в работе

Вероятно, наиболее демонстративно отмеченная тенденция обнаруживает себя в работе

Вероятно, наиболее демонстративно отмеченная тенденция обнаруживает себя в работе М. Шоу. Рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, он расклассифицировал их по следующим шести категориям в зависимости от подчеркиваемых разными авторами моментов групповой жизни: - с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом; - с точки зрения мотивации членов группы;  - с точки зрения групповых целей; - с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы;  - с точки зрения взаимозависимости;  - взаимодействия членов группы.

Согласно М. Шоу, группа это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого…

Согласно М. Шоу, группа это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого…

Согласно М. Шоу, группа это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Вместе с тем он считает, что, хотя взаимодействие есть существенный признак, отличающий группу от простого скопления людей, тем не менее важен и ряд других ее характеристик, а именно: - некоторая продолжительность существования; - наличие общей цели или целей; - развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры.  К ним следует добавить и такое отличительное свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Если исходить из понимания малой группы, как малой социальной группы, то наиболее точный и емкий его вариант определения предложен, на наш взгляд,

Если исходить из понимания малой группы, как малой социальной группы, то наиболее точный и емкий его вариант определения предложен, на наш взгляд,

Если исходить из понимания малой группы, как малой социальной группы, то наиболее точный и емкий его вариант определения предложен, на наш взгляд, Г.М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Здесь следует подчеркнуть следующее: любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений. В особенности это относится к характеристикам сложившейся группы как «совокупного субъекта».

Признаки малых групп, их виды Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами

Признаки малых групп, их виды Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами

2. Признаки малых групп, их виды

Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно мнению большинства исследователей, малая группа «начинается» с диады, хотя при этом в литературе справедливо обращается внимание на несколько «усеченный» характер внутригрупповых отношений в такого рода микрообщности. Что же касается верхнего количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся.

Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена…

Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена…

Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность— социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Методики изучения малых групп и коллективов

Методики изучения малых групп и коллективов

Методики изучения малых групп и коллективов

Подбор военнослужащих в группы, экипажи, команды проводится специалистами по профессиональному психологическому отбору с учетом профессиональной подготовки кандидатов, их индивидуальных интеллектуальных, характерологических и социально-психологических особенностей, данных анализа межличностных отношений, а также специфики совместной деятельности, как правило по истечении 3-6-месячного срока службы (обучения) военнослужащих.

В случаях, когда комплектование экипажей, команд, групп необходимо провести из вновь прибывших военнослужащих, то используются методики оценки индивидуально-психологических свойств личности (раздел 4 пособия)

В случаях, когда комплектование экипажей, команд, групп необходимо провести из вновь прибывших военнослужащих, то используются методики оценки индивидуально-психологических свойств личности (раздел 4 пособия)

В случаях, когда комплектование экипажей, команд, групп необходимо провести из вновь прибывших военнослужащих, то используются методики оценки индивидуально-психологических свойств личности (раздел 4 пособия). Решения о составе групп, в этом случае, принимаются на основе определения принадлежности личности кандидата к определенному типу.

Основные правила подбора групп

Основные правила подбора групп

Основные правила подбора групп.

1. Очень важно, чтобы официальный руководитель комплектуемой группы был и неформальным лидером или между руководителем и лидером существовали дружеские отношения. Это способствует созданию в группе благоприятного психологического климата. В хорошо организованных группах формальная структура играет ведущую роль в регулировании неофициальных взаимоотношений.
2. На ответственные должности целесообразно назначать людей с высокой эмоциональной устойчивостью, которые обеспечивают успешность совместной деятельности в случае возникновения стрессовых ситуаций.
3. При определении ролевой предпочтительности членов комплектуемой группы необходимо ориентироваться на их социально значимые личностные особенности, такие как склонность к доминированию или подчиненности, активность-пассивность, наличие-отсутствие определенных акцентуаций характера.

В состав малых групп нельзя включать лиц, психологически не совместимых с ее членами, а также тех, которые взаимно отвергают друг друга

В состав малых групп нельзя включать лиц, психологически не совместимых с ее членами, а также тех, которые взаимно отвергают друг друга

4. В состав малых групп нельзя включать лиц, психологически не совместимых с ее членами, а также тех, которые взаимно отвергают друг друга. Вместе с тем, наличие в группе людей с различными характерами, гармонично дополняющих друг друга, терпимых, склонных к солидарному поведению способствует созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и обусловливает высокую успешность совместной деятельности.
5. При формировании малой группы следует четко определить функциональные обязанности каждого, установить персональную ответственность за порученный участок работы, всем членам группы предоставить одинаковые возможности проявления инициативы и самостоятельности в служебной деятельности.

Комплектование малой группы - это лишь первоначальная задача руководителя

Комплектование малой группы - это лишь первоначальная задача руководителя

Комплектование малой группы - это лишь первоначальная задача руководителя. Следующей и основной его задачей является формирование в ней коллективистской направленности, превращение группы в монолитный воинский коллектив, сплочение членов группы для эффективной совместной деятельности. Эту мысль специалисты по профессиональному психологическому отбору обязаны довести до командиров, в чьих интересах была сформирована данная группа (экипаж, команда).
Ниже приводятся методики социально-психологического изучения коллективов, которые используются и могут быть использованы для выполнения этой цели.

Социометрия Одной из эффективных социально-психологических методик исследования структуры малых групп и коллективов является социометрия

Социометрия Одной из эффективных социально-психологических методик исследования структуры малых групп и коллективов является социометрия

Социометрия

Одной из эффективных социально-психологических методик исследования структуры малых групп и коллективов является социометрия. Основоположник этой методики американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено определял социометрию как измерение межличностных взаимоотношений в группе. По его мнению, совокупность межличностных отношений составляет ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целые группы, но и психологическое состояние отдельного индивида этой группы

Социометрическая процедура применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их измерения, улучшения и совершенствования

Социометрическая процедура применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их измерения, улучшения и совершенствования

Социометрическая процедура применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их измерения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения в коллективе, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального…

Вместе с официальной или формальной структурой общения в коллективе, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального…

Вместе с официальной или формальной структурой общения в коллективе, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.

Неформальные структуры зависят от формальной структуры группы в той степени, в которой лица, входящие в данную группу, подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности,…

Неформальные структуры зависят от формальной структуры группы в той степени, в которой лица, входящие в данную группу, подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности,…

Неформальные структуры зависят от формальной структуры группы в той степени, в которой лица, входящие в данную группу, подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правильного ролевого взаимодействия. С помощью социометрического обследования можно оценить это влияние и выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить информацию о состоянии группы, сравненную с аналогичными показателями других подобных групп, причем одноактная социометрия дает лишь "срез", приблизительную "фотографию" групповых взаимоотношений, а многоактная - характер ее изменения. Социометрический опрос существенно отличается от анкетного опроса или интервью, так как вопросы, на которые должны ответить члены группы, касаются эмоциональной стороны их межличностных взаимоотношений. Здесь, как правило, не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной.

Межличностные отношения - это реальные связи, которые складываются и существуют в конкретных условиях жизни и общения людей

Межличностные отношения - это реальные связи, которые складываются и существуют в конкретных условиях жизни и общения людей

Межличностные отношения - это реальные связи, которые складываются и существуют в конкретных условиях жизни и общения людей. Они во многом определяются межличностным восприятием, т.е. традиционной схемой "восприятия человека человеком", однако на межличностное восприятие влияет и реализуемая группой деятельность.
К совокупности детерминант межличностного восприятия относятся: эффективность, уровень развития и форма организации совместной деятельности, переменные группового и личностного характера.
Обобщённым показателем при этом выступает характеристика сплочённости воинского коллектива.

Сплочённость воинского коллектива предполагает нравственное, эмоциональное, волевое и интеллектуальное единство его членов

Сплочённость воинского коллектива предполагает нравственное, эмоциональное, волевое и интеллектуальное единство его членов

Сплочённость воинского коллектива предполагает нравственное, эмоциональное, волевое и интеллектуальное единство его членов.
Детерминантами сплочённости могут выступать:
привлекательность членов группы;
сходство между членами группы (в ценностях, установках и др.);
структурные свойства группы (главным образом модели информационных сетей и статусно - ролевые аспекты структуры);
удовлетворённость групповой деятельностью;
характер руководства.
Межличностная совместимость - другой аспект анализа отношений, складывающихся между членами коллектива.

Фактор психологической совместимости коллектива наиболее предназначен для работоспособности групп, составленных из случайных людей

Фактор психологической совместимости коллектива наиболее предназначен для работоспособности групп, составленных из случайных людей

Фактор психологической совместимости коллектива наиболее предназначен для работоспособности групп, составленных из случайных людей. От совместимости зависит быстрота достижения согласованности действий и величина прилагаемых для этого усилий.
Межличностная совместимость рассматривается преимущественно как диадный феномен и предполагает наличие момента удовлетворения членами диады потребностей и поведенческих проявлений друг друга.

Межличностная совместимость - многомерное понятие

Межличностная совместимость - многомерное понятие

Межличностная совместимость - многомерное понятие. Это:
1) психофизиологическая совместимость, которая определяется индивидуально-психологическими особенностями психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также определёнными психологическими особенностями и состояниями (темперамента, психомоторики, нервно-психической устойчивости) и эмоционально-волевой устойчивостью к работе в экстремальных для военнослужащих условиях;
2) социально-психологическая совместимость, предполагающая согласованность функционально-ролевых ожиданий членов группы, общность их ценностных ориентаций, интеллектуального, культурного и общеобразовательного развития и т.п.;
3) совместимость, основывающаяся на сработанности, сыгранности (последствия развёртывания межличностных отношений, обусловлена длительным взаимодействием);
4) совместимость в общении, проявляющаяся в удовлетворённости межличностными взаимоотношениями.
Совместимость целесообразно рассматривать в связи с основными сферами групповой деятельности: - деловой (трудовая сфера деловой активности); эмоциональной (сфера внутригруппового общения).

В соответствии с первым можно говорить о совместимости военнослужащих в сфере деловой активности группы

В соответствии с первым можно говорить о совместимости военнослужащих в сфере деловой активности группы

В соответствии с первым можно говорить о совместимости военнослужащих в сфере деловой активности группы. В соответствии со вторым - о совместимости военнослужащих в сфере внутригруппового общения.
Считается, что совместимость какой-либо группы определяется характером той деятельности, которую она выполняет. Разные виды деятельности требуют совместимости по разным качествам: одни - по физическим, другие - по психофизиологическим, третьи - по эмоционально-волевым, четвёртые - по социально-психологическим. Групповая деятельность предъявляет определённые требования не только к качеству, но и количеству черт, по которым группы должны быть совместимы для эффективной работы.

Если в совместимости проявляется гармонизация межличностных отношений, то иной, полярной, формой их выражения может служить конфликт

Если в совместимости проявляется гармонизация межличностных отношений, то иной, полярной, формой их выражения может служить конфликт

Если в совместимости проявляется гармонизация межличностных отношений, то иной, полярной, формой их выражения может служить конфликт.
В тех случаях когда намерения, цели, интересы, оценки, темпераменты, вкусы, привычки резко различаются или между ними появляются взаимные антипатии, следует говорить о психологической несовместимости членов группы.
Психологическая несовместимость может быть вызвана различиями в ценностных установках военнослужащих, различиями в структуре познавательных способностей, темпераментальными различиями и др. Особенно выражены эти различия могут быть в экстремальных условиях, связанных с возможностью возникновения аварий и неисправностей, а также при выполнении специальных заданий в изолированных, труднодоступных районах.

Необходимо помнить, что военнослужащие объединены не только совместной воинской деятельностью, но и совместным отдыхом и другими видами деятельности

Необходимо помнить, что военнослужащие объединены не только совместной воинской деятельностью, но и совместным отдыхом и другими видами деятельности

Необходимо помнить, что военнослужащие объединены не только совместной воинской деятельностью, но и совместным отдыхом и другими видами деятельности. Практика показывает, что в такой ситуации даже незначительные разногласия во мнениях, оценках или некоторая несогласованность в действиях могут быстро перерастать в межличностные конфликты.
Вероятность психологической несовместимости необходимо учитывать, например, при комплектовании подразделений, когда в расчёт, отделение входят несколько отрицательно направленных лидеров. Тем самым нередко создаются условия для образования вокруг них соперничающих микрогрупп.
Причины психологической несовместимости различные, но очень часто они сводятся к самоутверждению и соперничеству отдельных воинов.

Исследования показали, что: - в группах, сформированных на основе положительных межличностных выборов удовлетворённость членством и эффективность воинской деятельности возрастает; - в группах, основанных на взаимных…

Исследования показали, что: - в группах, сформированных на основе положительных межличностных выборов удовлетворённость членством и эффективность воинской деятельности возрастает; - в группах, основанных на взаимных…

Исследования показали, что:
- в группах, сформированных на основе положительных межличностных выборов удовлетворённость членством и эффективность воинской деятельности возрастает;
- в группах, основанных на взаимных симпатиях оптимальная для работы организация взаимодействия устанавливается быстрее, чем в случайных группах.
К малым группам относятся немногочисленные устойчивые группы людей (от 2 до 20 человек), объединенных в пространстве и времени, совместно решающих ту или иную задачу и имеющих взаимные контакты. Наиболее ярким примером малой группы в войсковой среде является воинское подразделение.

Коллектив - высшая форма организации малой группы людей, объединенных целями общественно-полезной совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы

Коллектив - высшая форма организации малой группы людей, объединенных целями общественно-полезной совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы

Коллектив - высшая форма организации малой группы людей, объединенных целями общественно-полезной совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Основной проблемой комплектования воинских коллективов является проблема социально-психологической совместимости членов групп, т.е. оптимальное сочетание темпераментальных, индивидуально-психологических личностных качеств его членов, обуславливающее его сплоченность, а следовательно, боеспособность.

Прежде чем приступить к рассмотрению процедуры теста, представляется целесообразным остановиться на краткой характеристике специальных требований, предъявляемых к социометрическому тесту и сформулированных впервые самим

Прежде чем приступить к рассмотрению процедуры теста, представляется целесообразным остановиться на краткой характеристике специальных требований, предъявляемых к социометрическому тесту и сформулированных впервые самим

Прежде чем приступить к рассмотрению процедуры теста, представляется целесообразным остановиться на краткой характеристике специальных требований, предъявляемых к социометрическому тесту и сформулированных впервые самим Дж. Морено. Он предложил шесть правил, которые должны соблюдаться исследователем при проведении теста:

1) границы группы, в которой проводится тест, должны быть четко обозначены; 2) индивиды должны делать неограниченное число выборов; 3) индивиды должны быть опрошены с целью…

1) границы группы, в которой проводится тест, должны быть четко обозначены; 2) индивиды должны делать неограниченное число выборов; 3) индивиды должны быть опрошены с целью…

1) границы группы, в которой проводится тест, должны быть четко обозначены;
2) индивиды должны делать неограниченное число выборов;
3) индивиды должны быть опрошены с целью выявления их выборов в терминах определенного критерия;
4) результаты социометрического теста должны быть впоследствии использованы для того, чтобы реконструировать группу;
все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;
5) вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были в равной степени понятны всем членам группы.

Параметрическая социометрия Одним из наиболее эффективных и широко распространенных методов диагностики неформальных отношений является параметрическая социометрия (Морено

Параметрическая социометрия Одним из наиболее эффективных и широко распространенных методов диагностики неформальных отношений является параметрическая социометрия (Морено

Параметрическая социометрия

Одним из наиболее эффективных и широко распространенных методов диагностики неформальных отношений является параметрическая социометрия (Морено Дж., 1958; Волков И.П., 1970; Кузьмин Е.С. и Семенов В.Е., 1977) и др. В основе этого метода лежит выбор членов группы, вызывающих чувство симпатии (положительный выбор) и антипатии (отрицательный выбор) с ограничением количества выборов.

Многие исследователи считают, что введение "социометрического ограничения" значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала

Многие исследователи считают, что введение "социометрического ограничения" значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала

Многие исследователи считают, что введение "социометрического ограничения" значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке. А это, в свою очередь, дает возможность сопоставительного анализа материала по различным группам.

Для социометрического исследования коллективов специально разрабатывается социометрическая карточка

Для социометрического исследования коллективов специально разрабатывается социометрическая карточка

Для социометрического исследования коллективов специально разрабатывается социометрическая карточка. В карточку, как правило, включают три коммуникативных критерия в форме вопросов, выбранных с учетом ориентирования на деятельность в нормальных и экстремальных условиях (деятельностный и экстремально-деятельностный критерий), и на общение в быту (критерий неформального общения), а также один объединенный критерий.
Социометрическая карточка начинается с обращения к обследуемому, в котором указана цель исследования, способ заполнения карточки и гарантия анонимности.

При проведении социометрии обследуемым кроме социокарточки выдается список с указанием порядкового номера фамилии каждого члена группы

При проведении социометрии обследуемым кроме социокарточки выдается список с указанием порядкового номера фамилии каждого члена группы

При проведении социометрии обследуемым кроме социокарточки выдается список с указанием порядкового номера фамилии каждого члена группы. Отвечая на вопросы социокарточки, обследуемые должны в графе "выборы" проставить номера по списку тех членов группы (независимо от занимаемого служебного положения), к которым, с одной стороны, они в наибольшей степени проявляют предпочтительность, доверие, симпатию (положительный выбор), а с другой, - недоверие, антипатию (отрицательный выбор). При этом предлагается выбирать ограниченное число лиц, т.е. применяется параметрическая процедура с ограничением числа выборов.

Например, в группе из 25 человек каждому лицу предлагают выбрать не более 5 членов группы по каждому из критериев

Например, в группе из 25 человек каждому лицу предлагают выбрать не более 5 членов группы по каждому из критериев

Например, в группе из 25 человек каждому лицу предлагают выбрать не более 5 членов группы по каждому из критериев. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название "социометрического ограничения" или "лимита выборов".
Многие исследователи считают, что введение "социометрического ограничения" значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым…

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым…

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.
Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке. А это, в свою очередь, дает возможность сопоставительного анализа материала по различным группам.
В то же время введение "социометрического ограничения" не в полной мере позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)

Назначение и инструкция. Согласно Э. Берну, обращаясь к другому человеку, мы выбираем одно из возможных состояний нашего «Я»: состояние Родителя, Взрослого или Ребенка (Дитя). Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.

Опросник 1. Мне порой не хватает выдержки

Опросник 1. Мне порой не хватает выдержки

Опросник

1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих
детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, что мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
1 2. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Как и многие люди, я бываю обидчив.
14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15.Дети безусловно должны следовать указаниям родителей.
16.Я увлекающийся человек.
17.Мой основной критерий оценки человека - объективность.
18.Мои взгляды непоколебимы.
19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20.Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21.Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Оценка результатов Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы: 1

Оценка результатов Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы: 1

Оценка результатов
Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:
1.4.7,10, 13, 16,19 Дитя(Д)
2.5.8,11, 14, 17,20 Взрослый(В)
3,6,9,12,15,18,21 Родитель(Р)

Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения

Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения

Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь сохранить эти качества.

Если вы получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность

Если вы получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность

Если вы получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюдником и т. п.

Если на первом месте в формуле

Если на первом месте в формуле

Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных пределов.
Если она начинает мешать делу, то пора взять свои эмоции под контроль.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017