СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Оценка 4.9
Презентации учебные +1
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
28.04.2017
Проведение исследовательской работы и работа над аспектами социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе, а именно уровень учебной мотивации, эмоционального отношения к школе, осознание «внутренней позиции школьника», школьная тревожность, способны привести к сокращению периода социально–психологической адаптации.Методы исследования:различные методики для будущих првокласснников.
дипломная работа.pptx
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
Выполнила СКВОРЦОВА Инесса Ивановна
студент группы П-З-I-61 6-го курса заочной формы
обучения
Специальность 030301.65 «Психология»
Специализация – «Социальная психология»
Научный руководитель:
доцент кафедры общей психологии, кандидат
психологических наук,
Донцова Маргарита Валерьевна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Актуальность
исследования
Исследование и работа над аспектами
социально-психологической адаптации
первоклассников к обучению в школе, а именно
уровень учебной мотивации, эмоционального
отношения к школе, осознание «внутренней
позиции школьника», школьная тревожность,
способны привести к сокращению периода
социально–психологической адаптации.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Объект исследования –
процесс адаптации учащихся начальных классов в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования –
социально-психологические аспекты адаптации
детей 6-7 лет к условиям обучения в начальной
школе.
Гипотеза исследования
Мы предположили, что на социометрический статус
личности ребёнка в школе значимое влияние
оказывают следующие социальные факторы:
мотивация к учению, представления школьников о
школе и характер ориентации на учебную
деятельность, эмоциональное отношение
первоклассника к обучению в школе, школьная
тревожность.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Цель исследования-
изучение аспектов социально-психологической адаптации
первоклассников к условиям обучения в школе.
Задачи исследования:
Теоретически проанализировать состояние проблемы
адаптации детей младшего школьного возраста в
социальной и психологической науке;
Эмпирически изучить социометрический статус личности
первоклассников в сравнительном анализе двух первых
классов;
Эмпирически изучить мотивы учения в школе
первоклассников в сравнительном анализе двух первых
классов;
Эмпирически изучить эмоциональное отношение к обучению
в школе первоклассников в сравнительном анализе двух
первых классов;
Эмпирически изучить школьную тревожность
первоклассников в сравнительном анализе двух первых
классов.
Описать и проанализировать полученные данные.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Методы исследования:
изучение и анализ научной литературы, беседа,
анкетирование.
Методики:
1. Методика «Социометрическое исследование
структуры взаимоотношений в коллективе». Автор - Дж.
Морено;
2. Методика «Беседа о школе». Автор - Т.А. Нежнова;
3. Методика «Мотивы учения». Автор - М.Р. Гинзбург;
4. Анкета школьной мотивации. Автор - Н.Г. Лускановой;
5. Проективная методика для диагностики школьной
тревожности. Автор - А.М. Прихожан;
6. Методом математической обработки результатов
исследования определен ранговый коэффициент
корреляции по Ч. Спирмену.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Результаты исследования:
(социометрия Дж. Морено)
1 А класс
Статус
«звезды»
«предпочитаемые»
«пренебрегаемые»
«изолированные»
1 В класс
Статус
«звезды»
«предпочитаемые»
«пренебрегаемые»
«изолированные»
Кол-во уч-ся
1
13
12
0
Кол-во уч-ся
0
13
13
0
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Результаты исследования:
( «беседа о школе» Т.А. Нежнова )
Характер ориентации
на
учебную
деятельность
1 «А» класс
%
Кол-во
выборов
1 «В» класс
%
Кол-во
выборов
1.Содержательный
характер (А)
2.Формальный
характер (Б)
17
9
65%
35%
14
12
54%
46%
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Результаты исследования:
( «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург)
1.Собственно учебно-познавательный мотив,
восходящий к познавательной потребности
(учебный)
2.Широкие социальные мотивы, основанные
на понимании общественной необходимости
учения (социальный)
3. «Позиционный» мотив, связанный со
стремлением занять новое положение в
отношениях с окружающими (позиционный)
4. «Внешние» по отношению к самой учебе
мотивы, например подчинение требованиям
взрослых (внешний)
5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный
в новую - учебную сферу (игровой)
6.Мотив
высокой
(отметка)
получения
отметки
1 «А» класс
Кол-во
выборов
17
%
22%
1 «В» класс
Кол-во
выборов
14
%
18%
16
16
13
10
12
20,5%
20,5%
17%
13%
15%
14
15
11
10
8
18%
19%
14%
13%
10%
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Результаты исследования:
(Проективная методика для диагностики
школьной тревожности. Автор - А.М.
Прихожан)
Уровень
школьной
тревожности
1 «В» класс
Кол-во чел. %
1 «А» класс
Кол-во чел. %
Низкий
Средний
Высокий
11
13
2
42
50
8
14
10
2
54
38
8
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Математическая обработка
результатов исследований
(программа BM SPS Sstatistics 19)
Коэффициенты ранговой корреляции по Спирмену
Характер
ориентации
на учебную
деятельност
ь
0,906>0,39
Мотивация
к учению
Уровень
общей
мотивации
Уровень
школьной
тревожности
0,812>0,39 0,356
-0,485>0,39
0,522>0,39
0,314
0,272
-0,115
Социометри
ческий
статус (1
«А» класс)
Социометри
ческий
статус (1
«В» класс)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Заключение
Гипотеза исследования подтвердилась только
частично.
В ходе исследования цель была достигнута;
Задачи решены.
Выводы: для обеспечения успешности аспектов
социально-психологической адаптации необходимо
использовать:
Программы адаптации для первоклассников;
Методики изучения параметров адаптации
Методические рекомендации для учителей, для
первоклассников;
родителей.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
Выполнила СКВОРЦОВА Инесса Ивановна
студент группы П-З-I-61 6-го курса заочной формы
обучения
Специальность 030301.65 «Психология»
Специализация – «Социальная психология»
Научный руководитель:
доцент кафедры общей психологии, кандидат
психологических наук,
Донцова Маргарита Валерьевна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.