Многодетная семья является личностной микросредой для ребенка. Специфическая особенность личностной микросреды составляет не столько её ограниченность, сколько то решающее обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, приобретает здесь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения с составляющим её модели.
Личностная микросреда ребенка, в нашем случае, это - многодетная семья, представляет собой единство двух основных социально психологических подсистем: первоначально это подсистема “взрослый – ребенок”, к которой на определенной стадии онтогенеза подключается система “ребенок – ребенок”.
Социально психологические особенности детских групп и
коллективов.
Многодетная семья является личностной микросредой для ребенка.
Специфическая особенность личностной микросреды составляет не столько
её ограниченность, сколько то решающее обстоятельство, что ребенок
активно взаимодействует с ней, приобретает здесь свой социальный опыт,
эмоционально переживает свои взаимоотношения с составляющим её модели.
Личностная микросреда ребенка, в нашем случае, это многодетная
семья,
представляет собой единство двух основных социально
психологических подсистем: первоначально это подсистема “взрослый –
ребенок”, к которой на определенной стадии онтогенеза подключается
система “ребенок – ребенок”.
В многодетной семье система “ребенок – ребенок” реализуется способом
– братья и сестры. Но как мы уже отмечали на эту связь предлагает
действовать система “взрослый – ребенок” (или “родители – дети”).
Анализ генезиса взаимоотношений в системе “ребенок – ребенок”
необходимо начать с рассмотрения исходной, начальной системы “взрослый –
ребенок”. Именно в этой зарождается и получает стимул к развитию и
саморазвитию потребность в общении, которая предстает определяющим в
мотивационно–потребностной сфере межличностных отношений.
Как и когда возникает взаимоотношения и общение ребенка со взрослым?
Этот вопрос не так прост, как представляется на первый взгляд, и
стереотипный ответ: “с момента рождения ребенка”, с нашей точки зрение
неточен. Дело в том, что отношение матери (и других значимых взрослых) к
ребенку возникает до его появления на свет. Это отношение связано с
содержанием комплекса соответствующих социальнопсихологических
эталонов, стандартов и стереотипов в области семейных традиций ииндивидуальных установок относительно социально одобренных норм
материнской любви, забота о детях, обязанностей, связанных с ними и т.д.
Таким образом, еще до рождения мать прогнозирует свое будущее отношение
к нему. В данном случае можно говорить о наличии отношения без
соответствующей реализации в процессе общения.
Новый этап развития отношения матери к ребенку начинается в
пренательный период по существования. Здесь существенно меняется сам
характер отношений – появляются актуальные переживания, связанные с
вынашиванием ребенка, и с его впервые ощущаемыми движениями, и с
ожиданием родов. В процессе пренательного развития ребенок уже находится
в теснейшем общении с матерью, которая имеет, конечно, чисто
физиологический характер. Отношения в системе “взрослый – ребенок”
продолжают оставаться односторонними и в первые два месяца жизни
новорожденного. Отношение матери к ребенку в данный период еще не
находит собственно психологического отклика с его стороны. Младшему уже
общается с матерью, но это общение носит чисто операциональный характер.
В этом случае мы наблюдаем феномен общения без субъективного
психологического отношения.
Постепенно объективная нужда во взрослом человеке начинает
отражаться в форме переживания, и с этого момента можно говорить о
возникновении потребности в общении которая выступает биологически и
социально целесообразным субъективным корелятом этой нужды. К развитию
потребности в общении, с нашей точки зрения, вполне применима гипотеза
Л.И. Божович о генезисе духовных потребностей человека. Повидимому,
потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, о которой
говорит Л.И. Божович, относится к такой качественно новой форме
потребности, “когда человека поднимает не нужда в чемлибо, не недостаток,
а стремлении к новому переживанию – к овладению, достижению. Такимобразом, психические душевные потребности становятся ненасыщенными,
приобретают возможность самодвижения”.[ 9,С. 98 ]
На третьем месяце жизни эта потребность ярко выражается в
деятельности непосредственноэмоционального отношения со взрослыми
(“комплекс оживления”), которые по мнению Д.Б. Эльконина, представляет
собой ведущую деятельность младенца.
С момента, когда общение приобретает двусторонний характер, система
“матьребенок” с социально – психологической точки зрения становится
“малой группой”, т.е. относительно постоянной обязательно, в которой
осуществляется непосредственное межличностное общение, значимое для его
членов. Именно здесь ребенок приобретает тот социальнопсихологический
опыт, который на новом этапе ведет к расширению круга общения,
распространяется на других значимых взрослых, и, что для нас здесь особенно
важно, на других детей, способствуя тем самым возникновению системы
“ребенокребенок”.
Наиболее общей социальнопсихологической
закономерностью
взаимоотношений детей является образование малой группы, которая
представляет собой универсальную систему непосредственного
межличностного общения.
Малая группа представляет собой естественный и несубъектный
социальнопсихологический субтрат коллектива. И в связи с этим, в нашем
случае, взаимоотношение детей в многодетной семье можно рассматривать
как внутригрупповой процесс малой группы в коллективе.
Перейдем далее к краткой характеристике некоторых более частных
социальнопсихологических закономерностей функционирования групп детей
на разных возрастных этапах. Начнем с анализа структурнодинамических
характеристик взаимоотношений в группе.
Избирательное отношение человека к другим людям возникла на ранних
стадиях онтогенеза. “Безудержная общительность” двухмесячного младенца,который эмоционально положительно реагирует на появление в поле зрения
любого взрослого, уже с 45 месяцев уступает место избирательному
отношению: возникает первая, но в то же время фундаментальная
дифференциальная “свои” и “чужих”.
В группе детей эта избирательность порождает ряд явлений, которые
имеют характер общих социальнопсихологических закономерностей,
проявляющих во всех возрастных этапах. К ним в первую очередь следует
отнести статусную структуру группы, её дифференциацию на членов,
занимающих различные помещения. На любом возрастном этапе в группе
имеются люди, которые пользуются расположением (симпатией) многих детей
и занимают с этой точки зрения “высшее” положение, а также имеются те, кто
занимает “среднее” положение или ниже среднего. В группе могут быть люди,
не пользующиеся симпатиями других членов или вызывающие к себе
антипатию, в силу чего они оказываются в своеобразной психологической
изоляции.
Общий характер статусной структуры выражается в том, что крайние
социометрические категории (лидеры и отверженные – аутсайдеры) всегда
более малочисленны, чем средние (принятые). Обнаруживается и возрастная
тенденция: число людей в крайних статусных группах с возрастом
увеличивается. Повидимому, это объясняется повышением избирательности
в межличностных отношениях.
Данные полученные Я.Л.
Коломинским,
свидетельствует о
диагностическом значении показателя, который называется “уровень
благополучия взаимоотношений” (УБВ) – это соотношение числа членов
группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I и II) с числом
членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и
IV).*122 Если в группе большинство членов относится к I и II категориям, УБВ
при одинаковом соотношении он
определяется как высокий;квалифицируется как средний; при преобладании в группе людей с низким
статусом – как низкий.
Эксперименты, проведенные Я.Л. Коломинским, выявили, что в
сопоставлении высоты УБВ со стилем отношения учителя к детям
обнаруживается четкая зависимость: в классах с положительными стилями
отношений УБВ выше, чем в классах с отрицательным стилем.
Выводы констатирующего исследования подтвердились результатами
преобразующего психологопедагогического эксперимента, направленного на
изменение статусной структуры путем оптимизации стиля отношения к детям.
Другим вашим диагностическим критерием может считаться “ниже
изолированности” (аутсайдеры) – процент членов группы, оказавшихся в IV
статусной категории. Я.Л. Коломинский совместно с Н.А. Березовым
обнаружил четкую связь типа отношений учителя к классу с величиной этого
индекса. В классах с устойчивоположительным стилем отношения он
составляет в среднем 12,5%, с отрицательным стилем – 21%. Эта величина
существенно уменьшилось в результате соответствующих психолого
педагогических воздействий.[ 27, С. 120 ]
Избирательность отношений между членами малых групп проявляется
также в различной степени взаимности симпатий. Ясно, что потребность
человека в общении с определенными членами группы может быть
удовлетворима в том случае, если она взаимна. Можно предположить, что
взаимное отношение, фиксируемое в социометрическом опыте, с большой
степенью вероятности может считаться показателем реального общения. Это
не значит, что реальное общение всегда основано на взаимности симпатий, но
наблюдение свидетельствует о том, что устойчивое и глубокое общение
базируется именно на симметричных эмоциональных стремлениях.
Обнаружено также, что в группах, которые характеризуется как более
организованные и сплоченные, наблюдается связь между уровнемблагополучия отношений с коэффициентом их устойчивости и
коэффициентом взаимности.
Исходя их того, что дети в многодетной семье представляют собой малую
группу, следует выделить особенности их взаимоотношений