Социально психологические особенности детских групп и коллективов.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Многодетная семья является личностной микросредой для ребенка. Специфическая особенность личностной микросреды составляет не столько её ограниченность, сколько то решающее обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, приобретает здесь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения с составляющим её модели. Личностная микросреда ребенка, в нашем случае, это - многодетная семья, представляет собой единство двух основных социально психологических подсистем: первоначально это подсистема “взрослый – ребенок”, к которой на определенной стадии онтогенеза подключается система “ребенок – ребенок”.
Иконка файла материала Социально психологические особенности детских групп и коллективов.doc
Социально   психологические особенности детских групп и коллективов. Многодетная   семья   является   личностной   микросредой   для   ребенка. Специфическая особенность личностной микросреды составляет не столько её   ограниченность,   сколько   то   решающее   обстоятельство,   что   ребенок активно   взаимодействует   с   ней,   приобретает   здесь   свой   социальный   опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения  с составляющим её модели. Личностная   микросреда   ребенка,   в   нашем   случае,   это   ­   многодетная семья,   представляет   собой   единство   двух   основных   социально психологических   подсистем:   первоначально   это   подсистема   “взрослый   – ребенок”,   к   которой   на   определенной   стадии   онтогенеза   подключается система “ребенок – ребенок”. В многодетной семье система “ребенок – ребенок” реализуется способом –   братья   и   сестры.   Но   как   мы   уже   отмечали   на   эту   связь   предлагает действовать система “взрослый – ребенок” (или “родители – дети”). Анализ   генезиса   взаимоотношений   в   системе   “ребенок   –   ребенок” необходимо начать с рассмотрения исходной, начальной системы “взрослый – ребенок”.   Именно   в   этой   зарождается   и   получает   стимул   к   развитию   и саморазвитию  потребность в общении, которая предстает  определяющим  в мотивационно–потребностной  сфере межличностных отношений. Как и когда возникает взаимоотношения и общение ребенка со взрослым? Этот   вопрос   не   так   прост,   как   представляется   на   первый   взгляд,   и стереотипный ответ: “с момента рождения ребенка”, с нашей точки зрение неточен. Дело в  том, что отношение матери (и других значимых взрослых) к ребенку   возникает   до   его   появления   на   свет.   Это   отношение   связано   с содержанием   комплекса   соответствующих   социально­психологических эталонов,   стандартов   и   стереотипов   в   области   семейных   традиций   ииндивидуальных   установок   относительно   социально   ­   одобренных   норм материнской любви, забота о детях, обязанностей, связанных с ними и т.д. Таким образом, еще до рождения мать прогнозирует свое будущее отношение к   нему.   В   данном   случае   можно   говорить   о   наличии   отношения   без соответствующей реализации в процессе общения. Новый   этап   развития   отношения   матери   к   ребенку   начинается   в пренательный   период   по   существования.   Здесь   существенно   меняется   сам характер   отношений   –   появляются   актуальные   переживания,   связанные   с вынашиванием   ребенка,   и   с   его   впервые   ощущаемыми   движениями,   и   с ожиданием родов. В процессе пренательного развития ребенок уже находится в   теснейшем   общении   с   матерью,   которая   имеет,   конечно,   чисто физиологический   характер.   Отношения   в   системе   “взрослый   –   ребенок” продолжают   оставаться   односторонними   и   в   первые   два   месяца   жизни новорожденного.   Отношение   матери   к   ребенку   в   данный   период   еще   не находит собственно психологического отклика с его стороны. Младшему уже общается с матерью, но это общение носит чисто операциональный характер. В   этом   случае   мы   наблюдаем   феномен   общения   без   субъективного психологического отношения. Постепенно   объективная   нужда   во   взрослом   человеке   начинает отражаться   в   форме   переживания,   и   с   этого   момента   можно   говорить   о возникновении   потребности   в   общении   которая   выступает   биологически   и социально целесообразным субъективным корелятом этой нужды. К развитию потребности в общении, с нашей точки зрения, вполне применима гипотеза Л.И.   Божович   о   генезисе   духовных   потребностей   человека.   По­видимому, потребность  в общении, как и потребность в новых впечатлениях, о которой говорит   Л.И.   Божович,   относится   к   такой   качественно   новой   форме потребности, “когда человека поднимает не нужда в чем­либо, не недостаток, а   стремлении   к   новому   переживанию   –   к   овладению,   достижению.   Такимобразом,   психические   душевные   потребности   становятся   ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения”.[  9,С. 98   ] На   третьем   месяце   жизни   эта   потребность   ярко   выражается   в деятельности   непосредственно­эмоционального   отношения   со   взрослыми (“комплекс оживления”), которые по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой ведущую деятельность младенца. С момента, когда общение приобретает двусторонний характер, система “мать­ребенок”   с   социально   –   психологической   точки   зрения   становится “малой   группой”,   т.е.   относительно   постоянной   обязательно,   в   которой осуществляется непосредственное межличностное общение, значимое для его членов. Именно здесь ребенок приобретает тот социально­психологический опыт,   который   на   новом   этапе   ведет   к   расширению   круга   общения, распространяется на других значимых взрослых, и, что для нас здесь особенно важно,   на   других   детей,   способствуя   тем   самым   возникновению   системы “ребенок­ребенок”. Наиболее   общей   социально­психологической   закономерностью взаимоотношений   детей   является   образование   малой   группы,   которая представляет   собой   универсальную   систему   непосредственного межличностного общения. Малая   группа   представляет   собой   естественный   и   несубъектный социально­психологический субтрат коллектива. И в связи с этим, в нашем случае, взаимоотношение детей в многодетной семье можно рассматривать как внутригрупповой процесс малой группы в коллективе. Перейдем   далее   к   краткой   характеристике   некоторых   более   частных социально­психологических закономерностей функционирования групп детей на   разных   возрастных   этапах.   Начнем   с   анализа   структурно­динамических характеристик взаимоотношений в группе. Избирательное отношение человека к другим людям возникла на ранних стадиях онтогенеза. “Безудержная общительность” двухмесячного младенца,который эмоционально положительно реагирует на появление в поле зрения любого   взрослого,   уже   с   4­5   месяцев   уступает   место   избирательному отношению:   возникает   первая,   но   в       то   же   время   фундаментальная дифференциальная “свои” и “чужих”. В  группе   детей   эта  избирательность   порождает   ряд   явлений,  которые имеют   характер   общих   социально­психологических   закономерностей, проявляющих во всех возрастных этапах. К ним в первую очередь следует отнести   статусную   структуру   группы,   её   дифференциацию   на   членов, занимающих   различные   помещения.   На   любом   возрастном   этапе   в   группе имеются люди, которые пользуются расположением (симпатией) многих детей и занимают с этой точки зрения “высшее” положение, а также имеются те, кто занимает “среднее” положение или ниже среднего. В группе могут быть люди, не   пользующиеся   симпатиями   других   членов   или   вызывающие   к   себе антипатию,   в   силу   чего   они   оказываются   в   своеобразной   психологической изоляции. Общий характер статусной структуры выражается в том, что крайние социометрические  категории  (лидеры  и  отверженные –  аутсайдеры)  всегда более малочисленны, чем средние (принятые). Обнаруживается и возрастная тенденция:   число   людей   в   крайних   статусных   группах   с   возрастом увеличивается. По­видимому, это объясняется повышением избирательности в межличностных отношениях. Данные   полученные   Я.Л.   Коломинским,   свидетельствует   о диагностическом   значении   показателя,   который   называется   “уровень благополучия   взаимоотношений”   (УБВ)   –   это   соотношение   числа   членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I и II) с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и IV).*122 Если в группе большинство членов относится к I и II категориям, УБВ   при   одинаковом   соотношении   он определяется   как   высокий;квалифицируется как средний; при преобладании в группе людей с низким статусом – как низкий. Эксперименты,   проведенные   Я.Л.   Коломинским,   выявили,   что   в сопоставлении   высоты   УБВ   со   стилем   отношения   учителя   к   детям обнаруживается четкая зависимость: в классах с положительными стилями отношений УБВ выше, чем в классах с отрицательным стилем. Выводы   констатирующего   исследования   подтвердились   результатами преобразующего психолого­педагогического эксперимента, направленного на изменение статусной структуры путем оптимизации стиля отношения к детям. Другим   вашим   диагностическим   критерием   может   считаться   “ниже изолированности” (аутсайдеры) – процент членов группы, оказавшихся в IV статусной   категории.   Я.Л.   Коломинский   совместно   с   Н.А.   Березовым обнаружил четкую связь типа отношений учителя к классу с величиной этого индекса.   В   классах   с   устойчиво­положительным   стилем   отношения   он составляет в среднем 12,5%, с отрицательным стилем – 21%. Эта величина существенно   уменьшилось   в   результате   соответствующих   психолого­ педагогических воздействий.[  27, С. 120 ] Избирательность   отношений  между членами малых  групп проявляется также   в   различной   степени   взаимности   симпатий.   Ясно,   что   потребность человека   в   общении   с   определенными   членами   группы   может   быть удовлетворима в том случае, если она взаимна. Можно предположить, что взаимное   отношение,   фиксируемое   в   социометрическом   опыте,   с   большой степенью вероятности может считаться показателем реального общения. Это не значит, что реальное общение всегда основано на взаимности симпатий, но наблюдение   свидетельствует   о   том,   что   устойчивое   и   глубокое     общение базируется именно на симметричных эмоциональных стремлениях. Обнаружено также, что в группах, которые характеризуется как более организованные   и   сплоченные,   наблюдается   связь   между   уровнемблагополучия   отношений   с   коэффициентом   их   устойчивости   и коэффициентом взаимности. Исходя их того, что дети в многодетной семье представляют собой малую  группу, следует выделить особенности их взаимоотношений