Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Оценка 4.9
Научные работы
docx
история +2
6 кл—7 кл
12.06.2019
Исследовательская работа посвящена жизненному подвигу милосердия великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Цель работы - способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности посредством знакомства с христианскими добродетелями на примере жизни христианских подвижников. Работа знакомит с фактами биографии святой Елизаветы Федоровны, показывает путь духовного восхождения
и роль святой Елизаветы Федоровны для современного общества в целом и для отдельно взятого человека.
Проект Гражданин - человек свободный и ответственный.docx
Муниципальный ХV фестиваль православной культуры «Свет преображения»
Социальнозначимый проект
«Гражданин – человек свободный и ответственный»
Выполнил: Беляков Андрей,
обучающийся6Г класса
МБОУ «СОШ № 4»
Энгельсского муниципального
района Саратовской области
Руководитель: Галичкина И.В.
1 Энгельс
2018г.
Содержание
I.Введение………………………………………………………………………3
II.Основная часть
1.
Детство Елизаветы Федоровны…………………………………………4
2.
Знак судьбы……………………………………………………………... 5
3.
Принятие Православия…………………………………………………..6
4.
Белый Ангел Москвы……………………………………………………6
5.
МарфоМариинская обитель……………………………………………6
6.
Мученическая смерть Великой княгини Елизаветы Федоровны…….7
7.
Канонизация……………………………………………………………..8
III.Заключение…………………………………………………………………8
Список используемой литературы……………………………………………9
2 I. Введение
Гражданин – это человек, который любит свою родину, переживает ее
беды и проблемы как свои собственные, действует на благо своей страны и не
может быть равнодушным, потому что только активность граждан сделает свою
Родину процветающей протестует против нарушений прав человека требует
улучшения условий жизни для многих людей.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня –
это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над
духовными, поэтому у детей искажены представления
доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей
отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
ο
«Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой,
безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи,
границы любого рода внешние рамки, в которых возможно произрастать
росткам ответственности в современном обществе,
безжалостно
ликвидированы».
Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности,
добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое,
во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Нравственное воспитание
детей начинается еще в семье, затем оно продолжается в детском саду и в
школе. Каждый родитель желает воспитать в своем ребенке красивый и сильный
характер для счастливой жизни. И только красивый душой и сильный духом
человек, смотрящий в корень и не растерявший на дорогах жизни свою душу,
способен сопереживать и любить, т.е. быть милосердным.
Дети берут пример с окружающих, часто примерами становятся книжные,
телевизионные герои, и очень важно для подрастающего поколения, чтобы
примерами для подражания стали убедительные, прекрасные и реальные образы.
А может ли быть примером смирения, сострадания и милосердия человек,
который живет во дворце, носит роскошные одежды и драгоценности, ест на
серебре и золоте, ездит в карете? Да, оказывается, может.
Елизавета – внучка и правнучка королей, жена царского сына – всю жизнь
посвятила ближним. Сначала родным – с любовью слушалась родителей, а когда
3 умерла мама, старалась заменить ее младшим сестрам и брату. Потом во всем
слушалась своего обожаемого мужа. А потом стала для целой Москвы Великой
Матушкой. Она является ярким примером проявления милосердия и
сострадания к людям. А сегодня, как никогда, необходимо поднимать вопрос о
воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих
добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.
Проблема духовнонравственного воспитания остается на сегодняшний
день очень актуальной. Воспитание гражданина и патриота своей Родины
неразрывно связано с познанием духовного богатства своего народа. Мы живем
в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. В наше время
совершенно нормальным считается отказаться от службы в армии, бросить из
окна машины пустую пивную банку, украсть в магазине алкоголь и распить его с
друзьями в подъезде, распространять «спайсы» и «насвай». Мы спокойно
относимся к тому, что детей сдают в приюты и сиротские дома. Происходит
разрушение самого понятия «семья». В последнее время обострились
национальные вопросы, которые ведут не к патриотизму, а к национализму.
Поэтому очень важно воспитывать в нынешнем и подрастающем поколениях
милосердие, добродетельное отношение к людям, совесть, веру в возможность
изменения мира к лучшему, честность, трудолюбие, скромность, уважение,
ответственность. В помощь нам могут как раз прийти жития святых, подвиги
мучеников и новомучеников.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью воспитания
ответственности сегодняшних школьников не только за свою судьбу, а также за
судьбу ближних, сохранение и развитие исторических и культурных традиций
своего народа.
Все сказанное определило мой выбор темы конкурсной работы.
Основная цель моей работы: способствовать формированию духовно
нравственных ценностей личности посредством знакомства с христианскими
добродетелями на примере жизни христианских подвижников.
Для реализации поставленной цели я определил следующие задачи:
Познакомиться с фактами биографии святой Елизаветы Федоровны.
1.
2. Выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущей святой.
3. Проследить путь духовного восхождения.
4. Определить роль святой Елизаветы Федоровны для современного общества в
целом и для отдельно взятого человека.
Объектом исследования является личность Елизаветы Федоровны..
Предмет исследования жизненный путь святой Елизаветы Федоровны.
II. Основная часть
1.
Детство Елизаветы Федоровны.
4 Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна
родилась 20 октября (1 ноября) 1864 в Германии, в городе Дармштадт. Она была
вторым ребенком в семье великого герцога ГессенДармштадского Людвига IV и
принцессы Алисы, дочери королевы английской. Дети воспитывались в
традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку,
установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми.
Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты,
постели, топили камин. Впоследствии Елизавета Федоровна говорила: «В доме
меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями
каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе
христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к
страждущим.Родители Елизаветы Федоровны раздали большую часть своего
состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в
госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты
цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.Елизавета с детства
любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был
живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию.
Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее
религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елизавета
Федоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и
подвиги святой её дальней родственницы Елизаветы Тюрингенской, в честь
которой она носила свое имя. О ней все говорили, как об ослепительной
красавице, а в Европе считали, что есть только две красавицы на Европейском
Олимпе, и та и другая – Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора
Франца Иосифа, и Елизавета Федоровна.
Знак судьбы.
2.
В двадцать лет принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея
Александровича, пятого сына императора Александра II. До этого все
претенденты на ее руку получали категорический отказ. Решение о женитьбе
было принято в нелегкое для великого князя Сергея Александровича время:
летом 1880 года скончалась его мать, Мария Александровна, которую он
обожал, а меньше чем через год, бомба народовольца Игнатия Гриневицкого
оборвала жизнь его отца, императора Александра II. Пришло время ему
вспомнить слова воспитательницы, фрейлины Анны Тютчевой, которая писала
молодому князю: «По вашей натуре Вам надо быть женатым, Вы страдаете в
одиночестве».
Венчались в церкви Зимнего дворца в СанктПетербурге. Красота и
древность обряда венчания, русская церковная служба словно ангельское
прикосновение поразили Елизавету, и она уже не смогла забыть этого чувства
всю свою жизнь. У нее возникло неодолимое желание познавать эту загадочную
страну, ее культуру, ее веру. Древняя Москва, ее уклад, ее старинный
5 патриархальный быт и ее монастыри и церкви очаровали великую княгиню.
Сергей Александрович был человеком глубоко религиозным, соблюдал посты и
церковные праздники, ходил на богослужения, ездил в монастыри. И вместе с
ним всюду бывала великая княгиня, выстаивающая все службы. Она начала
серьезно изучать православную веру, читать духовные книги. Княгиня писала
своей бабушке английской королеве Виктории: «Страна действительно
прекрасная. Кругом все серые камни и дома того же цвета. Даже деревья не
имеют свежести окраски. Но тем не менее, когда к этому привыкнешь, то
находишь везде живописные черты и приходишь в изумление…». Это был знак
судьбы! Знак свыше!. И как же он отзовется в будущем!
3. Принятие Православия.
Елизавета Федоровна после посещения Святой земли приняла твердое
решение перейти в православие. Это было нелегко. 1 января 1891 года она
написала отцу о принятом решении с просьбой благословить ее:
«ЯвсёвремядумалаичиталаимолиласьБогу—указатьмнеправильныйпуть—
ипришлакзаключению,
чтотольковэтойрелигииямогунайтинастоящуюисильнуюверувБога,
которую
человекдолжениметь, чтобыбытьхорошимхристианином».[ Отец не благословил
дочь на этот шаг. Тем не менее накануне Пасхи 1891 года в Лазареву субботу
был совершен чин принятия в Православие .
4.Белый Ангел Москвы.
1891 году император назначил великого князя Сергея Александровича
московским генералгубернатором. Москвичи скоро узнали великую княгиню
как защитницу сирых и убогих, больных и бедных, она ездила в больницы,
богадельни, приюты, помогала многим, облегчала страдания, раздавала
помощь. Когда началась Русскояпонская война, Елизавета Федоровна сразу же
занялась организацией помощи фронту, во всех залах Кремлевского дворца были
устроены мастерские для помощи солдатам. Медикаменты, продовольствие,
обмундирование, теплые вещи для солдат, пожертвования и средства, все это
было собрано и отправлено великой княгиней на фронт. Она сформировала
несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, в
котором часто бывала, организовала специальные комитеты по обеспечению
вдов и сирот погибших на фронте. Но особенно трогательно солдату было
получить от великой княгини иконки и образа, молитвенники и Евангелия. Она
особенно заботилась об отправке походных православных храмов со всем
необходимым для совершения богослужения.
5.МарфоМариинская обитель.
6 4 февраля 1905 её супруг был убит террористом Иваном Каляевым,
который метнул в него ручную бомбу.Когда Елизавета Федоровна прибыла к
месту взрыва, там уже собралась толпа.Кто-то попытался помешать ей
подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала
наносилки разбросанные взрывом куски тела мужа. После
первой панихиды в Чудовом монастыреЕлизавета Федоровна
возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное
платье и начлаписать телеграммы, и прежде всего - сестре
Александре Федоровне, прося ее не приезжать напохороны, т.
к. террористы могли использовать этот случай для покушения
на Императорскуючету.Когда Великая Княгиня писала
телеграммы,
она несколько раз справлялась о
состояниираненого кучера Сергея Александровича. Ей сказали,
что положение кучера безнадежно, и онможет скоро умереть.
Чтобы не огорчать умирающего, Елизавета Федоровна сняла с
себятраурное платье, надела то же самое голубое, в котором
была до этого, и поехала в госпиталь.Там, склонившись над
постелью умирающего, она уловила его вопрос о Сергее
Александровиче и,чтобы успокоить его, Великая Княгиня
пересилила себя, улыбнулась ему ласково и сказала:
"Оннаправил меня к Вам." И успокоенный ее словами, думая,
что Сергей Александрович жив,преданный кучер Ефим
скончался в ту же ночь.
На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна
поехала в тюрьму, где содержалсяубийца. Каляев сказал: "Я не
хотел убивать Вас, я видел его несколько раз в то время, когда
имелбомбу наготове, но Вы были с ним, и я не решился его
тронуть."- "И Вы не сообразили того, что Выубили меня вместе
с ним?" - ответила она. Далее она сказала, что принесла ему
прощение отСергея Александровича и просила убийцу
покаяться. В руках она держала Евангелие и просилапочитать
его, но он отказался. Все же Елизавета Федоровна оставила в
камере Евангелие ималенькую иконку, надеясь на чудо.
Выходя из тюрьмы,
"Моя попытка
оказаласьбезрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в
последнюю минуту он сознает свой грех ираскается в нем."
После этого Великая Княгиня просила Императора Николая II о
помилованииКаляева, но это прошение было отклонено.
она сказала:
Княгиня тяжело переживала эту драму. Греческая королева Ольга
Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала:
«Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжёлого креста,
поднимающего
выше!»
После гибели мужа Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ
жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские
7
выше
всё
и
её Молилась в храме,
мероприятия.
соблюдала строгий пост.
Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила,
чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке. Здесь были два
храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.
Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (это не был
монастырь в точном смысле слова,сестры обители занимались
благотворительной и медицинской работой).В обители были
созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть
лекарств выдаваласьбесплатно, приют, бесплатная столовая и
ещё множество учреждений. Поселившись в обители,Елизавета
Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за
тяжелобольными иличитая Псалтирь над умершими, а днём
трудилась,
обходя
беднейшиекварталы, сама посещала Хитров рынок — самое
криминогенное место тогдашней Москвы,вызволяя оттуда
малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с
которым онадержалась, и полное отсутствие превозношения
над обитателями трущоб.
наряду со своими сёстрами,
6. Мученическая смерть Великой княгини Елизаветы Федоровны
Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в 1918 годуи
выслали из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с
другимипредставителями дома Романовых перевезли в
Екатеринбург и разместили в гостинице«Атамановские
номера» (в настоящее время в здании расположено управление
ФСБ и ГУВД поСвердловской области, современный адрес —
перекрёсток улиц Ленина и Вайнера),а затем,через два месяца,
отправили в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в
письмах наставлялаоставшихся сестёр, завещая им хранить
любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестраиз
Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске
Елизавета Фёдоровнанаходилась в заточении в здании
Напольной школы. До сих пор возле этой школы растёт
яблоня,по преданию, посаженная Великой княгиней (12
путешествий
2008).
Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия
Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, избили и стали
сбрасывать в глубокую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась
словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не
знают,
Палачи бросали в шахту ручные гранаты.
Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от
своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна
перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди
8
что делают».
Уралу,
Среднему
по не
слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели,
пока
ран.
Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела
убиенных достали из шахты. У преподобномученицыЕлисаветы, сестры Варвары
и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова
великого князя была перевязана куском ткани.
изнемогли
от
7.Канонизация.
В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини
Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма
святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви
великая княгиня и сестра Варвара причислены к лику святых и включены
в Собор новомучеников и исповедников Российских(ранее, в 1981 году, они
были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей.)
III. Заключение
В пословице говорится: «Жизнь пройти – не поле перейти». Жизнь сложна
и прожить ее не просто. Ктото уходит из жизни, не оставив после себя ничего,
даже памяти, а ктото вспыхивает яркой звездочкой и поднимается в небеса,
оставляя на Земле яркий след. Великая княгиня Елизавета Федоровна вместе с
другими страдальцами за Русскую землю явилась одновременно и искуплением
прежней России, и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых
мучеников. Жизненный путь Елизаветы Федоровны является отличным
примером жизни настоящего христианина. Отдать себя служению Богу, пойти на
мученическую смерть – это не удел абсолютно каждого, для этого нужно быть
действительно избранным Богом. Но мы, простые миряне, обязаны знать о
подвигах мучеников и новомучеников Российской Церкви. В наше время многие
готовы к духовнонравственному подвигу. Они стараются жить по основам
христианства, придерживаясь заповедей Господних. Главное, это услышать
призыв Бога и не пропустить его.
Что хочется сказать в заключении. Достиг ли я своей цели, и удалось ли
мне рассмотреть духовнонравственный подвиг святой Елизаветы и ее
мученический венец? Думаю, что мне удалось ответить на все поставленные
вопросы. Но рассмотреть полностью жизненный путь Елизаветы невозможно в
таком маленьком формате работы. Это великий человек, это путеводная звезда
не только Москвы и России, но и путеводная Звезда для нас, простых мирян.
Так давайте начнем беречь то, что дал нам Бог и благодарить его за каждое
деяние. А наши святые в Небесной Церкви помогут нам идти по выбранному
нами пути.
То, что я узнал о Великой княгине Елизавете Федоровне, произвело на
меня неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь ею, ее поступками. Я хотел бы
9 быть чемто на нее похожей. Ведь если каждый из нас станет нравственно,
духовно чище, то и мир изменится к лучшему.
Список используемой литературы
Ресурсы Интернета
www.rg.ru/2012/04/26/semiyaanons.html
http://foneyes.ru/img/picture/Nov/07/d3f1eda8dc69f3ff29a08a4b0e154337/7.jpg
http://ippo.ru/old/21vek/cult/2/ef/3/index.html
http://s3.drugiegoroda.ru/2/207/20673The_Hessian_family_in_1876817x1024.jpg
https://pastvu.com/p/90550
http://www.pravmir.ru/redkiefotografiielizavetyifedorovnyi/?
utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter
Литература
«Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы
Федоровны – основательницы МарфоМариинской обители милосердия в хронике
событий» Л.В. Куликова. – М., 2014.
«Жертвы коммунизма» Л.П. Миллер. – М.: «Великий Град», 2013.
«Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна» Л.П.
Миллер. – М.: «Паломник», 2011
«Трагедия последнего государя и его семьи» Л.П. Миллер. – М.:
«Паломник», 2012
«Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность Великой княгини
Елизаветы Федоровны» Полина Волошун. – М., 2010
10
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.