Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Оценка 4.9

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
история +2
6 кл—7 кл
12.06.2019
Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Исследовательская работа посвящена жизненному подвигу милосердия великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Цель работы - способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности посредством знакомства с христианскими добродетелями на примере жизни христианских подвижников. Работа знакомит с фактами биографии святой Елизаветы Федоровны, показывает путь духовного восхождения и роль святой Елизаветы Федоровны для современного общества в целом и для отдельно взятого человека.
Проект Гражданин - человек свободный и ответственный.docx
Муниципальный ХV фестиваль православной культуры «Свет преображения» Социально­значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный» Выполнил: Беляков Андрей,     обучающийся6Г класса МБОУ «СОШ № 4»  Энгельсского муниципального  района Саратовской области          Руководитель: Галичкина И.В. 1 Энгельс 2018г. Содержание I.Введение………………………………………………………………………3 II.Основная часть 1. Детство Елизаветы Федоровны…………………………………………4 2. Знак судьбы……………………………………………………………... 5 3. Принятие Православия…………………………………………………..6 4. Белый Ангел Москвы……………………………………………………6 5. Марфо­Мариинская обитель……………………………………………6 6. Мученическая смерть Великой княгини Елизаветы Федоровны…….7 7. Канонизация……………………………………………………………..8 III.Заключение…………………………………………………………………8 Список используемой литературы……………………………………………9 2 I. Введение Гражданин – это человек, который любит свою родину, переживает ее беды и проблемы как свои собственные, действует на благо своей страны и не может быть равнодушным, потому что только активность граждан сделает свою Родину   процветающей   протестует   против   нарушений   прав   человека   требует улучшения условий жизни для многих людей. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это   разрушение   личности.   Ныне   материальные   ценности   доминируют   над духовными, поэтому у детей искажены представления   доброте, милосердии, великодушии,   справедливости,   гражданственности   и   патриотизме.   Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. ο «Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной   атмосфере.   Структурность   жизни,   ее   иерархичность,   обычаи, границы   любого   рода   ­   внешние   рамки,   в   которых   возможно   произрастать росткам   ответственности   в   современном   обществе,   безжалостно ликвидированы». Вся   жизнь   человека,   будь   то   его   характер,   чувство   ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Нравственное воспитание детей   начинается   еще   в   семье,  затем   оно   продолжается   в  детском   саду   и  в школе. Каждый родитель желает воспитать в своем ребенке красивый и сильный характер для счастливой жизни. И только красивый душой и сильный духом человек, смотрящий в корень и не растерявший на дорогах жизни свою душу, способен сопереживать и любить, т.е. быть милосердным. Дети берут пример с окружающих, часто примерами становятся книжные, телевизионные   герои,   и   очень   важно   для   подрастающего   поколения,   чтобы примерами для подражания стали убедительные, прекрасные и реальные образы. А может ли быть примером смирения, сострадания и милосердия человек, который живет во дворце, носит роскошные одежды и драгоценности, ест на серебре и золоте, ездит в карете? Да, оказывается, может. Елизавета – внучка и правнучка королей, жена царского сына – всю жизнь посвятила ближним. Сначала родным – с любовью слушалась родителей, а когда 3 умерла мама, старалась заменить ее младшим сестрам и брату. Потом во всем слушалась своего обожаемого мужа. А потом стала для целой Москвы Великой Матушкой.   Она   является   ярким   примером   проявления   милосердия   и сострадания к людям. А сегодня, как никогда, необходимо поднимать вопрос о воспитании   в   детях   милосердия,   любви   и   сострадания,   так   как   без   этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества. Проблема   духовно­нравственного   воспитания   остается   на   сегодняшний день   очень   актуальной.   Воспитание   гражданина   и   патриота   своей   Родины неразрывно связано с познанием духовного богатства своего народа. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. В наше время совершенно нормальным считается отказаться от службы в армии, бросить из окна машины пустую пивную банку, украсть в магазине алкоголь и распить его с друзьями   в   подъезде,   распространять   «спайсы»   и   «насвай».   Мы   спокойно относимся к тому, что детей сдают в приюты и сиротские дома. Происходит разрушение   самого   понятия   «семья».   В   последнее   время   обострились национальные   вопросы,   которые   ведут   не   к   патриотизму,   а   к   национализму. Поэтому   очень   важно  воспитывать   в  нынешнем   и  подрастающем   поколениях милосердие, добродетельное отношение к людям, совесть, веру в возможность изменения   мира   к   лучшему,   честность,   трудолюбие,   скромность,   уважение, ответственность. В помощь нам могут как раз прийти жития святых, подвиги мучеников и новомучеников.  Актуальность  данной   темы   обусловлена   необходимостью   воспитания ответственности сегодняшних школьников не только за свою судьбу, а также за судьбу ближних,   сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Все сказанное определило мой выбор темы конкурсной работы. Основная цель моей работы:  способствовать формированию  духовно­ нравственных   ценностей   личности   посредством   знакомства   с   христианскими добродетелями на примере жизни христианских подвижников. Для реализации поставленной цели я определил следующие задачи: Познакомиться с фактами биографии святой Елизаветы Федоровны. 1. 2. Выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущей святой. 3. Проследить путь духовного восхождения. 4. Определить роль святой Елизаветы Федоровны для современного общества в  целом и для отдельно взятого человека. Объектом исследования является личность Елизаветы Федоровны.. Предмет исследования ­ жизненный путь святой Елизаветы Федоровны. II. Основная часть 1. Детство Елизаветы Федоровны. 4 Святая   преподобномученица   великая   княгиня   Елизавета   Федоровна родилась 20 октября (1 ноября) 1864 в Германии, в городе Дармштадт. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен­Дармштадского Людвига IV и принцессы   Алисы,   дочери   королевы   английской.   Дети   воспитывались   в традициях   старой   Англии,   их   жизнь   проходила   по   строгому   порядку, установленному   матерью.   Детская   одежда   и   еда   были   самыми   простыми. Старшие  дочери  сами  выполняли  свою  домашнюю   работу:  убирали   комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елизавета Федоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого   из   семерых   детей   и   старалась   воспитать   их   на   твердой   основе христианских   заповедей,   вложить   в   сердца   любовь   к   ближним,   особенно   к страждущим.Родители   Елизаветы   Федоровны   раздали   большую   часть   своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали,   приюты,   дома   для   инвалидов,   принося   с   собой   большие   букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.Елизавета с детства любила   природу   и   особенно   цветы,  которые   увлеченно   рисовала.   У   нее   был живописный   дар,   и   всю   жизнь   она   много   времени   уделяла   этому   занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елизавета Федоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги   святой   её   дальней   родственницы   Елизаветы   Тюрингенской,   в   честь которой   она   носила   свое   имя.   О   ней   все   говорили,   как   об   ослепительной красавице, а в Европе считали, что есть только две красавицы на Европейском Олимпе, и та и другая – Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца Иосифа, и Елизавета Федоровна. Знак судьбы. 2. В двадцать лет принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича,   пятого   сына   императора   Александра   II.   До   этого   все претенденты на ее руку получали категорический отказ. Решение о женитьбе было принято в нелегкое для великого князя Сергея Александровича время: летом   1880   года   скончалась   его   мать, Мария Александровна,   которую   он обожал, а меньше чем через год, бомба народовольца Игнатия Гриневицкого оборвала   жизнь   его   отца,   императора   Александра   II.   Пришло   время   ему вспомнить слова воспитательницы, фрейлины Анны Тютчевой, которая писала молодому князю: «По вашей натуре Вам надо быть женатым, Вы страдаете в одиночестве». Венчались   в   церкви   Зимнего   дворца   в   Санкт­Петербурге.   Красота   и древность   обряда   венчания,   русская   церковная   служба   словно   ангельское прикосновение поразили Елизавету, и она уже не смогла забыть этого чувства всю свою жизнь. У нее возникло неодолимое желание познавать эту загадочную страну,   ее   культуру,   ее   веру.   Древняя   Москва,   ее   уклад,   ее   старинный 5 патриархальный   быт   и   ее   монастыри   и   церкви   очаровали   великую   княгиню. Сергей Александрович был человеком глубоко религиозным, соблюдал посты и церковные праздники, ходил на богослужения, ездил в монастыри. И вместе с ним   всюду   бывала   великая   княгиня,  выстаивающая   все   службы.   Она   начала серьезно изучать православную веру, читать духовные книги.   Княгиня писала своей   бабушке   английской   королеве   Виктории:   «Страна   действительно прекрасная. Кругом все серые камни и дома того же цвета. Даже деревья не имеют   свежести   окраски.   Но   тем   не   менее,   когда   к   этому   привыкнешь,   то находишь везде живописные черты и приходишь в изумление…».  Это был знак судьбы! Знак свыше!. И как же он отзовется в будущем! 3. Принятие Православия. Елизавета   Федоровна   после   посещения   Святой   земли   приняла   твердое решение   перейти   в   православие.   Это   было   нелегко.   1   января   1891   года   она написала   отцу   о   принятом   решении   с   просьбой   благословить   ее: «ЯвсёвремядумалаичиталаимолиласьБогу—указатьмнеправильныйпуть— ипришлакзаключению, чтотольковэтойрелигииямогунайтинастоящуюисильнуюверувБога, которую человекдолжениметь, чтобыбытьхорошимхристианином».[ Отец не благословил дочь на этот шаг. Тем не менее накануне Пасхи 1891 года в Лазареву субботу был совершен чин принятия в Православие .    4.Белый Ангел Москвы. 1891   году   император   назначил   великого   князя   Сергея   Александровича московским  генерал­губернатором.  Москвичи  скоро  узнали  великую  княгиню как   защитницу   сирых   и   убогих,   больных   и   бедных,   она   ездила   в   больницы, богадельни,   приюты,   помогала   многим,   облегчала   страдания,   раздавала помощь. Когда началась Русско­японская война, Елизавета Федоровна сразу же занялась организацией помощи фронту, во всех залах Кремлевского дворца были устроены   мастерские   для   помощи   солдатам.   Медикаменты,   продовольствие, обмундирование, теплые вещи для солдат, пожертвования и средства, ­ все это было   собрано   и   отправлено   великой   княгиней   на   фронт.   Она   сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, в котором   часто   бывала,   организовала   специальные   комитеты   по   обеспечению вдов   и   сирот   погибших   на   фронте.   Но   особенно   трогательно   солдату   было получить от великой княгини иконки и образа, молитвенники и Евангелия. Она особенно   заботилась   об   отправке   походных   православных   храмов   со   всем необходимым для совершения богослужения. 5.Марфо­Мариинская обитель. 6 4   февраля   1905   её   супруг   был   убит   террористом   Иваном   Каляевым, который метнул в него ручную бомбу.Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа.Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала наносилки разбросанные взрывом куски тела мужа. После первой панихиды в Чудовом монастыреЕлизавета Федоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начлаписать телеграммы, и прежде всего - сестре Александре Федоровне, прося ее не приезжать напохороны, т. к. террористы могли использовать этот случай для покушения на Императорскуючету.Когда Великая Княгиня писала телеграммы, она несколько раз справлялась о состояниираненого кучера Сергея Александровича. Ей сказали, что положение кучера безнадежно, и онможет скоро умереть. Чтобы не огорчать умирающего, Елизавета Федоровна сняла с себятраурное платье, надела то же самое голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь.Там, склонившись над постелью умирающего, она уловила его вопрос о Сергее Александровиче и,чтобы успокоить его, Великая Княгиня пересилила себя, улыбнулась ему ласково и сказала: "Оннаправил меня к Вам." И успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович жив,преданный кучер Ефим скончался в ту же ночь. На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму, где содержалсяубийца. Каляев сказал: "Я не хотел убивать Вас, я видел его несколько раз в то время, когда имелбомбу наготове, но Вы были с ним, и я не решился его тронуть."- "И Вы не сообразили того, что Выубили меня вместе с ним?" - ответила она. Далее она сказала, что принесла ему прощение отСергея Александровича и просила убийцу покаяться. В руках она держала Евангелие и просилапочитать его, но он отказался. Все же Елизавета Федоровна оставила в камере Евангелие ималенькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, "Моя попытка оказаласьбезрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он сознает свой грех ираскается в нем." После этого Великая Княгиня просила Императора Николая II о помилованииКаляева, но это прошение было отклонено. она сказала: Княгиня   тяжело   переживала   эту   драму.   Греческая   королева   Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это   чудная,   святая   женщина   —   она   —   видно,   достойна   тяжёлого   креста, поднимающего выше!» После гибели мужа Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские 7 выше всё и       её Молилась   в   храме, мероприятия.   соблюдала   строгий   пост. Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы   построить   обитель   милосердия   на   Большой   Ордынке.  Здесь   были   два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое. Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова,сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой).В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдаваласьбесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. Поселившись в обители,Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными иличитая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, обходя беднейшиекварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы,вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым онадержалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб. наряду со своими сёстрами, 6. Мученическая смерть Великой княгини Елизаветы Федоровны Великую   княгиню   Елизавету   Федоровну   арестовали   в   1918   годуи выслали из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другимипредставителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице«Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД поСвердловской области, современный адрес — перекрёсток улиц Ленина и Вайнера),а затем,через два месяца, отправили в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставлялаоставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестраиз Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровнанаходилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растёт яблоня,по преданию, посаженная Великой княгиней (12 путешествий 2008). Ночью   18   июля   1918   года,   в   день   обретения   мощей   преподобного   Сергия Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, избили и стали сбрасывать в глубокую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не знают,   Палачи   бросали   в   шахту   ручные   гранаты. Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего   апостольника   часть   ткани,   преодолевая   боль,   Елизавета   Федоровна перевязала раны князя.  Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди 8   что   делают». Уралу, Среднему по не     слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока ран. Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из шахты. У преподобномученицыЕлисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани. изнемогли от   7.Канонизация. В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары   вывезли   в   Иерусалим.   Там   они   обрели   покой   в  усыпальнице   храма святой   равноапостольной   Марии   Магдалины   в   Гефсимании. В   1992   году   Архиерейским   собором   Русской   Православной   Церкви великая   княгиня   и   сестра   Варвара   причислены   к   лику   святых   и   включены в   Собор   новомучеников   и   исповедников   Российских(ранее,  в  1981  году,  они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей.) III. Заключение В пословице говорится: «Жизнь пройти – не поле перейти». Жизнь сложна и прожить ее не просто. Кто­то уходит из жизни, не оставив после себя ничего, даже памяти, а кто­то вспыхивает яркой звездочкой и поднимается в небеса, оставляя на Земле яркий след. Великая княгиня Елизавета Федоровна вместе с другими страдальцами за Русскую землю явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников.   Жизненный   путь   Елизаветы   Федоровны   является   отличным примером жизни настоящего христианина. Отдать себя служению Богу, пойти на мученическую смерть – это не удел абсолютно каждого, для этого нужно быть действительно   избранным   Богом.   Но   мы,   простые   миряне,   обязаны   знать   о подвигах мучеников и новомучеников Российской Церкви. В наше время многие готовы   к   духовно­нравственному   подвигу.   Они   стараются   жить   по   основам христианства,   придерживаясь   заповедей   Господних.   Главное,   это   услышать призыв Бога и не пропустить его.  Что хочется сказать в заключении. Достиг ли я своей цели, и удалось ли мне   рассмотреть   духовно­нравственный   подвиг   святой   Елизаветы   и   ее мученический  венец?  Думаю,  что  мне  удалось  ответить  на  все  поставленные вопросы. Но рассмотреть полностью жизненный путь Елизаветы невозможно в таком маленьком формате работы. Это великий человек, это путеводная звезда не только Москвы и России, но и путеводная Звезда для нас, простых мирян. Так давайте начнем беречь то, что дал нам Бог и благодарить его за каждое деяние. А наши святые в Небесной Церкви помогут нам идти по выбранному нами пути. То, что я узнал о Великой княгине Елизавете Федоровне, произвело на меня неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь ею, ее поступками. Я хотел бы 9 быть   чем­то   на   нее   похожей.   Ведь   если   каждый   из   нас   станет   нравственно, духовно чище, то и мир изменится к лучшему. Список используемой литературы Ресурсы Интернета www.rg.ru/2012/04/26/semiya­anons.html http://foneyes.ru/img/picture/Nov/07/d3f1eda8dc69f3ff29a08a4b0e154337/7.jpg http://ippo.ru/old/21vek/cult/2/ef/3/index.html http://s3.drugiegoroda.ru/2/207/20673­The_Hessian_family_in_1876­817x1024.jpg https://pastvu.com/p/90550 http://www.pravmir.ru/redkie­fotografii­elizavetyi­fedorovnyi/? utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter  Литература      «Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы  Федоровны – основательницы Марфо­Мариинской обители милосердия в хронике  событий» Л.В. Куликова. – М., 2014. «Жертвы коммунизма» Л.П. Миллер. – М.: «Великий Град», 2013. «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна» Л.П. Миллер. – М.: «Паломник», 2011 «Трагедия последнего государя и его семьи» Л.П. Миллер. – М.:  «Паломник», 2012 «Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность Великой княгини  Елизаветы Федоровны» Полина Волошун. – М., 2010 10

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»

Социально-значимый проект «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Скачать файл