Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста
Оценка 5

Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста

Оценка 5
docx
22.03.2023
Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста
Социальное партнерство как условие социализации.docx

Социальное партнерство как условие социализации

детей дошкольного возраста

                                                                                          Плотникова Ирина Викторовна               воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Каменска-Уральского

Детский сад комбинированного вида

г. Каменск-Уральский

 

Дошкольный период необычайно значим для вхождения детей в мир социальных отношений, он рассматривается как начальный этап первичной социализации ребенка,  в котором закладываются многие личностные качества:отношение к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваиваются моральные нормы общества, в котором живет ребенок, приобретается первоначальный опыт поведения.

Согласно ФГОС ДО, в позитивной социализации ребенка имеет большой развивающий эффект специально организованная педагогическая система, в которой ребенок целенаправленно и планомерно осваивает различные стороны культурной жизни общества и сам становится их активным участником.

Из опыта своей работы я могу утвердительно сказать, что успешно решать вопросы социализации детей, возможно только, перейдя на новый уровень взаимодействия со средой (социумом)- т.е. необходимо создание благоприятной образовательно-воспитательной развивающей среды не только в  дошкольном учреждении, но и за его пределами.

А так как семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников, вся работа по решению задач социализации детей через взаимодействие с социальными партнерами проводилась мной в тесном контакте с родителями воспитанников. 

Выстраивая новый уровень взаимодействия с социальными  партнерами, расположенными вблизи от детского сада, я отдала предпочтение краеведческому подходу. Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у них сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

И натолкнули меня на выбор этого приоритетного подхода мои воспитанники.

Как - то дети в нашей группе (средняя группа) играли в кукольный театр, и я познакомила их с хантыйской  сказочной куклой-перевертышем, символизирующей духов «Леса « и  «Воды». Она им очень понравилась, дети заинтересовались куклой. Затем я прочитала детям сказку о том, как поссорились два духа, дух  «Леса» и  дух «Воды» о том, кто из них главнее, а белочка их помирила.

Детям очень понравилась сказка, в дальнейшем  мы читали детям и другие сказки северных народов, из которых они  узнали о том, что северные народы поклонялись духам воды, земли, огня и главному богу Торуму, почитали священных животных.

Чтобы расширить познания воспитанников, познакомиться с творчеством, культурой, бытом и трудом северных народов ханты и манси, проживающими на территории нашего округа и района, их сказками и легендами,в один из выходных дней   мы вместе с детьми и  родителями воспитанников отправились в городскую детскую библиотеку.

Людмила Васильевна, заведующая библиотекой, показала  нам книги северных  народов, рассказала, что в  этом году  (2018) наш округ отмечает важную дату, 900лет  упоминания Югры в русских летописях и для того, чтобы больше узнать о культуре и традициях народов ханты и манси, предложила принять участие в окружном проекте « Югра. От истоков к будущему»,тсоздать под ее руководством клуб «Хатл-ешие»  в переводе с хантыйского, означает «Солнечный лучик» и быть его активными участниками. Так мы стали участниками окружного проекта и  клуба.

Что представляла собой работа нашего клуба? Мы составили план мероприятий по ознакомлению с бытом, культурой и традициями коренных народов ханты и манси, проживающих в нашем округе и районе. Запланированные мероприятия легли в основу нашего участия в окружном проекте. Были включены в календарно-тематическое планирование работы с детьми, что позволило проводить работу в разнообразных формах и интегрированных видах детской деятельности, с   включением в образовательный процесс семей воспитанников; обеспечило возможность сделать их активными участниками проекта, а так же определить социальных партнеров, помогающих нам в реализации проекта.

Посещая в выходные дни с детьми и родителями детскую библиотеку мы, через урок краеведения,  чтение сказок «Матушки Югры» знакомились с историей народов ханты и манси, их трудом и бытом, с природой родного края, легендами, загадками, песнями.

Сотрудники библиотеки подготовили и провели в нашем детском саду встречу с поэтом Югры  Борисом Колмаковым, который  познакомил нас  со своим  творчеством, в своих книгах он рассказывает о  природе, традициях, обычаях и праздниках северных народов.

Целенаправленная, совместная, систематическая работа с детской библиотекой способствовала установлению тесного взаимодействия педагогов, детей и родителей, в результате которой взрослые видят достижения своих детей, дети знакомятся с социальным опытом, накопленным коренными народами ханты и манси, активно получают новую информацию. Осуществляется приобщение дошкольников к миру человеческих отношений, в результате чего формируется социальная компетентность и нравственность дошкольников.

Анализируя проведенную работу, не могу не сказать о воспитательном значении природы.  Роль природы особенно велика в воспитании детей. Общение с природой положительно влияет как на ребенка, так  и на  взрослого человека. Она  делает нас  добрее, мягче, будит в нас лучшие чувства. Именно поэтому для нас было очень важным в рамках работы клуба осуществлять социальное партнерство с экологическим центром Парком  «Нумто».

Знакомились с птицей года Гусем «Пискулькой», участвовали в игре -  постановке по сказке Галины Слинкиной «Ягодка брусничка», с проведением подвижных игр-эстафет.

Подготовили и провели акцию по охране птиц. Мы с детьми, родителями и сотрудником библиотеки Людмилой Васильевной рассказывали прохожим, как нужно бережно относиться к птицам, заботиться о них, дарили птиц, сделанных из бумаги своими руками.

Совместная деятельность и общение с другими людьми способствовали приобретению детьми общественного опыта, который, будучи субъективно усвоенным, накладывает отпечаток на личность ребенка в целом, формирование его убеждений, духовно-нравственных ценностей и потребностей, становлению характера.

Знакомство с традиционной  и самобытной  культурой коренных народов ханты, манси, их  традициями, праздниками, приобщение детей к истокам национальной  культуры требует особой организации, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивает детям целый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Все это может обеспечить социальное партнерство с этнокультурным центром « Нуви-ат».

Сотрудники центра провели нам экскурсию по музею, которая через знакомство с музейными экспонатами способствовала формированию у детей представлений о культуре коренных народов их традициях, связанных с прошлым ханты и манси.

Так же сотрудники музея провели  мастер - класс с детьми и родителями по изготовлению куклы «Акань», совместно с сотрудниками библиотеки провели национальный детский праздник «Трясогузки», посвященный приходу весны, где познакомили детей и взрослых с традициями, национальными играми и  обрядами  северных народов.

Провели занятие «Музей в чемодане», на котором рассказали и показали детям много интересного: знакомили с  куклами  в национальной одежде, предметами  одежды  северных народов, а так же  провели с детьми  занятие  по аппликации « Одень  куклу в национальную одежду».

Испокон веков театр завораживал зрителей. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей,помогают раскрыть способности и таланты, проявить себя в творчестве,способствуют их эмоциональному раскрепощению и творческому самовыражению. 

На заседании клуба по теме «Сказки и легенды реки Казым», мы с воспитателями,  хореографом нашего дошкольного учреждения Натальей Юрьевной, сотрудниками музея и библиотеки, подготовили инсценировку  хантыйской сказки «Запрет», которую показали нашим родителям  в Этнокультурном центре «Ну-виат», используя настоящие декорации и реквизит. А  так же, мы показали эту сказку ребятам нашего  детского  сада.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание детей, развитие их потенциала, успешная социализация и грамотно организованное, продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.

Участие детей в совместных мероприятиях  с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира каждого ребенка, активному развитию его познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. А это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника.

А так же, совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов, сочетание индивидуального и коллективного творчества способствует их единению, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они активно принимали участие во всех наших мероприятиях, помогали в изготовлении атрибутов, костюмов к играм и театрализации. Узнавали вместе с нами много нового и интересно о жизни и традициях северных народов.


 

Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста

Посещая в выходные дни с детьми и родителями детскую библиотеку мы, через урок краеведения, чтение сказок «Матушки

Посещая в выходные дни с детьми и родителями детскую библиотеку мы, через урок краеведения, чтение сказок «Матушки

Участие детей в совместных мероприятиях с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира каждого ребенка, активному развитию его познавательного интереса,…

Участие детей в совместных мероприятиях с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира каждого ребенка, активному развитию его познавательного интереса,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023