Социальное партнерство как условие социализации
детей дошкольного возраста
Плотникова Ирина Викторовна воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Каменска-Уральского
Детский сад комбинированного вида
г. Каменск-Уральский
Дошкольный период необычайно значим для вхождения детей в мир социальных отношений, он рассматривается как начальный этап первичной социализации ребенка, в котором закладываются многие личностные качества:отношение к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваиваются моральные нормы общества, в котором живет ребенок, приобретается первоначальный опыт поведения.
Согласно ФГОС ДО, в позитивной социализации ребенка имеет большой развивающий эффект специально организованная педагогическая система, в которой ребенок целенаправленно и планомерно осваивает различные стороны культурной жизни общества и сам становится их активным участником.
Из опыта своей работы я могу утвердительно сказать, что успешно решать вопросы социализации детей, возможно только, перейдя на новый уровень взаимодействия со средой (социумом)- т.е. необходимо создание благоприятной образовательно-воспитательной развивающей среды не только в дошкольном учреждении, но и за его пределами.
А так как семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников, вся работа по решению задач социализации детей через взаимодействие с социальными партнерами проводилась мной в тесном контакте с родителями воспитанников.
Выстраивая новый уровень взаимодействия с социальными партнерами, расположенными вблизи от детского сада, я отдала предпочтение краеведческому подходу. Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у них сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
И натолкнули меня на выбор этого приоритетного подхода мои воспитанники.
Как - то дети в нашей группе (средняя группа) играли в кукольный театр, и я познакомила их с хантыйской сказочной куклой-перевертышем, символизирующей духов «Леса « и «Воды». Она им очень понравилась, дети заинтересовались куклой. Затем я прочитала детям сказку о том, как поссорились два духа, дух «Леса» и дух «Воды» о том, кто из них главнее, а белочка их помирила.
Детям очень понравилась сказка, в дальнейшем мы читали детям и другие сказки северных народов, из которых они узнали о том, что северные народы поклонялись духам воды, земли, огня и главному богу Торуму, почитали священных животных.
Чтобы расширить познания воспитанников, познакомиться с творчеством, культурой, бытом и трудом северных народов ханты и манси, проживающими на территории нашего округа и района, их сказками и легендами,в один из выходных дней мы вместе с детьми и родителями воспитанников отправились в городскую детскую библиотеку.
Людмила Васильевна, заведующая библиотекой, показала нам книги северных народов, рассказала, что в этом году (2018) наш округ отмечает важную дату, 900лет упоминания Югры в русских летописях и для того, чтобы больше узнать о культуре и традициях народов ханты и манси, предложила принять участие в окружном проекте « Югра. От истоков к будущему»,тсоздать под ее руководством клуб «Хатл-ешие» в переводе с хантыйского, означает «Солнечный лучик» и быть его активными участниками. Так мы стали участниками окружного проекта и клуба.
Что представляла собой работа нашего клуба? Мы составили план мероприятий по ознакомлению с бытом, культурой и традициями коренных народов ханты и манси, проживающих в нашем округе и районе. Запланированные мероприятия легли в основу нашего участия в окружном проекте. Были включены в календарно-тематическое планирование работы с детьми, что позволило проводить работу в разнообразных формах и интегрированных видах детской деятельности, с включением в образовательный процесс семей воспитанников; обеспечило возможность сделать их активными участниками проекта, а так же определить социальных партнеров, помогающих нам в реализации проекта.
Посещая в выходные дни с детьми и родителями детскую библиотеку мы, через урок краеведения, чтение сказок «Матушки Югры» знакомились с историей народов ханты и манси, их трудом и бытом, с природой родного края, легендами, загадками, песнями.
Сотрудники библиотеки подготовили и провели в нашем детском саду встречу с поэтом Югры Борисом Колмаковым, который познакомил нас со своим творчеством, в своих книгах он рассказывает о природе, традициях, обычаях и праздниках северных народов.
Целенаправленная, совместная, систематическая работа с детской библиотекой способствовала установлению тесного взаимодействия педагогов, детей и родителей, в результате которой взрослые видят достижения своих детей, дети знакомятся с социальным опытом, накопленным коренными народами ханты и манси, активно получают новую информацию. Осуществляется приобщение дошкольников к миру человеческих отношений, в результате чего формируется социальная компетентность и нравственность дошкольников.
Анализируя проведенную работу, не могу не сказать о воспитательном значении природы. Роль природы особенно велика в воспитании детей. Общение с природой положительно влияет как на ребенка, так и на взрослого человека. Она делает нас добрее, мягче, будит в нас лучшие чувства. Именно поэтому для нас было очень важным в рамках работы клуба осуществлять социальное партнерство с экологическим центром Парком «Нумто».
Знакомились с птицей года Гусем «Пискулькой», участвовали в игре - постановке по сказке Галины Слинкиной «Ягодка брусничка», с проведением подвижных игр-эстафет.
Подготовили и провели акцию по охране птиц. Мы с детьми, родителями и сотрудником библиотеки Людмилой Васильевной рассказывали прохожим, как нужно бережно относиться к птицам, заботиться о них, дарили птиц, сделанных из бумаги своими руками.
Совместная деятельность и общение с другими людьми способствовали приобретению детьми общественного опыта, который, будучи субъективно усвоенным, накладывает отпечаток на личность ребенка в целом, формирование его убеждений, духовно-нравственных ценностей и потребностей, становлению характера.
Знакомство с традиционной и самобытной культурой коренных народов ханты, манси, их традициями, праздниками, приобщение детей к истокам национальной культуры требует особой организации, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивает детям целый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Все это может обеспечить социальное партнерство с этнокультурным центром « Нуви-ат».
Сотрудники центра провели нам экскурсию по музею, которая через знакомство с музейными экспонатами способствовала формированию у детей представлений о культуре коренных народов их традициях, связанных с прошлым ханты и манси.
Так же сотрудники музея провели мастер - класс с детьми и родителями по изготовлению куклы «Акань», совместно с сотрудниками библиотеки провели национальный детский праздник «Трясогузки», посвященный приходу весны, где познакомили детей и взрослых с традициями, национальными играми и обрядами северных народов.
Провели занятие «Музей в чемодане», на котором рассказали и показали детям много интересного: знакомили с куклами в национальной одежде, предметами одежды северных народов, а так же провели с детьми занятие по аппликации « Одень куклу в национальную одежду».
Испокон веков театр завораживал зрителей. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей,помогают раскрыть способности и таланты, проявить себя в творчестве,способствуют их эмоциональному раскрепощению и творческому самовыражению.
На заседании клуба по теме «Сказки и легенды реки Казым», мы с воспитателями, хореографом нашего дошкольного учреждения Натальей Юрьевной, сотрудниками музея и библиотеки, подготовили инсценировку хантыйской сказки «Запрет», которую показали нашим родителям в Этнокультурном центре «Ну-виат», используя настоящие декорации и реквизит. А так же, мы показали эту сказку ребятам нашего детского сада.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание детей, развитие их потенциала, успешная социализация и грамотно организованное, продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.
Участие детей в совместных мероприятиях с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира каждого ребенка, активному развитию его познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. А это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника.
А так же, совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов, сочетание индивидуального и коллективного творчества способствует их единению, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они активно принимали участие во всех наших мероприятиях, помогали в изготовлении атрибутов, костюмов к играм и театрализации. Узнавали вместе с нами много нового и интересно о жизни и традициях северных народов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.