Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования
Оценка 4.8

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Оценка 4.8
doc
воспитательная работа
21.01.2020
Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования
Статья по толерантност- ..doc

Современные условия новой  общественно – исторической формации ежеминутно подвергают  практически каждого  человека социально-психологическим трудностям, а порой серьезным испытаниям, оказывая  негативное влияние  на все стороны жизни и его здоровья.

В среде молодежи царствует бездуховность, неверие и отчужденность по отношению к старшему поколению, к другим этносам, увлечение низкопробной массовой культурой. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуации проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым молодежь зачастую придает оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при серьезной организации воспитательной работы с молодежью по проблеме толерантного отношения,  крайне важно сближение интересов детей в создании социально - комфортной  обстановке общения.

     Дополнительное образование  является золотым фондом, без которого детство остается обездоленным и беззащитным. Ребенок, лишенный самореализации в своем развитии, может попасть в ситуацию, когда наиболее вероятной для него окажется дорога в мир зла, т.к. возникает «социальный вакуум», заполняющийся негативными элементами.

 Центр детского творчества Промышленного района города Ставрополя - представляет собой яркое звено системы дополнительного образования детей нашего города, где происходит развитие  творческих способностей, личностных качеств воспитанников от 6 до 18 лет. Детские  объединения Центра это – своего рода  золотая нить, связывающая детскую душу и творчество. Именно здесь ребенок реализует себя в полной мере.

Сегодня мы представляем систему работы  социально – педагогического партнерства семей и воспитанников ЦДТ Промышленного района с различными учреждениями и общественными организациями города в рамках развития этнического сознания и этнической культуры детей и молодежи.

Социальное партнерство это -  установление контакта и доверительных отношений, тесная взаимосвязь и сотрудничество семьи и социума в совместной работе по социальной адаптации подрастающего поколения. Социально адаптировать ребенка не возможно, не прививая элементарные нормы человеческого общежития, учитывая вокруг национальное многообразие окружающих  его людей.

Социальная адаптация – это сложный процесс, связанный с развитием человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и реализации социальных норм и культурных ценностей, национальных традиций, накопленных обществом.                                                                                                                                      

Социальное партнерство   включает  в себя следующие компоненты:

 

1.Создание предпосылок для самореализации и социальной адаптации воспитанников, снижение числа негативных явлений, существующих в  современном мире, оказывающих пагубное  влияние на подрастающее поколение.

2. Установление взаимосвязи со средой, в которой живет и развивается ребенок.

3. Формирование социально-зрелой и толерантной личности, эффективно функционирующей в современном мире; создание условий для социальной адаптации детей и молодежи через организацию  социально-педагогической поддержки.

4. Укрепление и расширение взаимодействия семьи, учреждений и общественных организаций в поликультурном пространстве ЦДТ.

5. Социальная защита воспитанников ЦДТ, их развитие, воспитание, образование; создание условий для социального и профессионального самообразования обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных и национальных традиций.

6. Развитие социального интеллекта, познавательного интереса в различных областях жизни, приобретение коммуникативных умений.

Привлекая детей в творческие объединения Центра города нельзя не сказать об инфраструктуре, в котором находится учреждение дополнительного образования.

Промышленный район является самым большим районом в городе Ставрополе. Здесь сконцентрировано большое количество образовательных учреждений, общественных организаций, Советы микрорайонов, центры внешкольной работы, большое количество  промышленных и коммерческих предприятий. Многообразен и этнический состав района. Здесь проживают: русские, украинцы, белорусы, аварцы, черкесы, осетины, немцы и т.д. Многообразен состав и смешанных семей по своему национальному признаку. Учитывая многогранную инфраструктуру социума, перед учреждением дополнительного образования стоят главные задачи:

- наибольшее вовлечение детей в детские объединения Центра,

- определение и становление социального статуса и социальной компетентности каждого ребенка в современной жизни.

Знакомясь с воспитанниками и их семьями, мы открываем для себя интересный мир творческих способностей и возможностей семьи и ребенка, возможности совместного сотрудничества в воспитании и образовании детей, пути реализации  поставленных задач. 

Работая с ребенком, мы должны знать все его стороны: способности, личностные качества, умение общаться и, конечно, видеть и понимать взаимоотношения в семье.

Семья - это   главная ячейка общества, от которой зависит дальнейшая жизнь и развитие любого человека. Делать первые шаги и говорить первые слова ребенок учится в семье. Здесь постигаются уроки нравственности и человеческой мудрости. Семья становится для каждого из нас «крепостью» и жизненной школой, защищающей от сложных, порой безвыходных ситуаций.

«Семейный очаг», -   как тепло и уютно звучит это слово, когда все родные люди собираются вместе за чашкой чая, обсуждая самые насущные проблемы. Именно в семье сохраняются и укрепляются традиции, обычаи национального колорита, передающегося из поколения в поколение.  Родители накапливают и совершенствуют свои индивидуальные семейные методы воспитания, эффективно  воздействующие на детей. Только тогда, когда супруги живут в любви и понимании, семья оказывает положительное влияние на  воспитание  детей, благоприятно воздействуя на окружающих, являясь ярким примером взаимопонимания.

Изучая семью, ее воздействие на развитие личности ребенка, мы узнаем многие нюансы, которые помогают наметить перспективы совместной работы.

 С 2007 года в Центре сформировался университет педагогических знаний для родителей, помогающий решать возникающие проблемы.

В рамках НЭР создан  проект «У семейного очага», утвержденный кафедрой управления образованием при СГУ.

Цель и задачи проекта:

- Воспитание подрастающего поколения через создание социально –   комфортной обстановки, утверждающей общечеловеческие ценности:  нравственность, милосердие, веру, дружелюбие, согласие, патриотизм, миротворчество, толерантность, чувство красоты и гармонии, а так же задач, направленных на исцелении социальных проблем современного общества посредством социально – ориентированного творчества с использованием различных видов искусства.

Через проект осуществляется работа по пропаганде лучшего семейного опыта  воспитания подрастающего поколения, обсуждаются проблемы и вопросы, интересующие родителей и педагогов, что помогает родителям в решении воспитательных задач  в общении с ребенком.

Участие воспитанников в различных конкурсах, организация концертов и праздников для Ветеранов войны и инвалидов, участие в познавательных мероприятиях и студенческих вечеринках Северо – Кавказского социального института, участие в Международном проекте «Радужный мост», (Краевая юношеская библиотека), где воспитанники Центра были удостоены призовых мест в создании социальных проектов. Проведение совместных мероприятий для жителей микрорайонов, родителей Центра и учащихся образовательных школ с филиалами ЦБС №11. №2, № 1, с Краевой библиотекой им. М.Ю. Лермонтова,  взаимодействие с 247 Кавказским казачьим десантно – штурмовым полком, с Всероссийским движением «Отечество», рук. Пономарева А.М., с Кадетской школой № 31 имени  генерала А.П. Ермолова, с национальными общинами города в проведении совместных праздников, связанных со воспитанников, с историей и культурой народов  и т. д.

Впервые в ЦДТ взято направление по знакомству детей с Православными, фольклорными, национальными праздниками, где ребята узнают о традициях, обрядах, которые существовали на Руси и на Кавказе.

Академик Д.С. Лихачев, знаток русской истории и культуры говорил в свое время: «Обращение к старому, возрождение  старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории».

В народе говорят, наше житье стоит на памяти, на особенности воспроизводить опыт прошлого, трудовых навыков наших отцов и дедов, длительно хранить информацию, соблюдая нравы, обычаи, традиции своего народа. Память человека своего исторического прошлого делает его мудрее и могучее.

Мы обращаемся к народной культуре не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это  наши истоки и корни. Человек, оторванный от национальных духовных корней, - будь он русским или осетином, армянином и т. д., теряет многие духовные и нравственные качества личности, как и человек, замкнувшейся только в свою национальную скорлупу.

     Изучение особенностей того или иного этноса позволяет с одной стороны увидеть его общность с педагогической культурой других народов.    Например,  казачья культура включает в себя: украинскую, русскую и культуры народов  Кавказа – осетинскую,  черкесскую, карачаевскую и т.д.

С другой стороны, знакомясь с народными традициями, мы видим, идеалы совершенной личности у разных народов очень близки  друг к другу.  «Доброму молодцу», «богатырю  русскому», «гарному казаку», так и «настоящему джигиту» народов Кавказа  свойственны такие  важные  качества как: здоровье, физическая сила, мужество, заступничество за слабых и беззащитных, умение владеть конем, оружием, готовность к самопожертвованию для защиты  Родины.  «Русская девица – красавица» и «казачка», так и «горяночка» -  обладают  такими  добродетелями как трудолюбие, покладистость, бережливость, заботливость, целомудрие.  В целом идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг к другу. Они включают ум, красоту, нравственные достоинства, физическую и духовную силу.  И это основа «киты» педагогики. Таким образом,  народная тема проникает в новое педагогическое мышление, так как содержит много идей, соответствующих задачам социального, нравственного становления личности в процессе адаптации.

Одна из главных задач педагогов дополнительного образования Центра это – помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно- нравственного общения между людьми.

 Как писал русский философ В.Соловьев «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Самое главное  - научить человека делать добро и уметь его принимать, уметь понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти ему на помощь».

Общаясь со сверстниками и взрослыми ребенок, приобретает, тот необходимый жизненный  опыт, который поможет в  его социальном становлении. Исследования по общим проблемам нравственности и духовно-нравственного воспитания с привлечением материалов по православной культуре со второй половины 90-х годов XX века открыли новую линию работ, интересных обращенностью своей тематики на подержание нравственности в условиях распада общественных ценностей.

Игумен Георгий Шестун, 2001 год в монографической работе «Православная педагогика» определяет понятие нравственного воспитания, согласуя, его с предложенным В.И.Далем определением нравственности. Представлена трехкомпонентная структура духовно-нравственного воспитания – процесса содействия духовно-нравственному становлению человека, формирования у него:

Ø Нравственной позиции (духовная рассудительность, различие добра и зла, совесть);

Ø Нравственных чувств (милосердия, самоотверженная любовь, вера);

Ø Нравственного поведения  (кротость, ответственность, готовность преодолевать жизненные испытания; долг, гражданственность, патриотизм, служение людям и отечеству).

Обращаясь к понятию, нравственная культура мы глубже узнаем ее содержание. Это отражение в поведении внутреннего мира и прежде всего духовность человека. Это положительное проявления в поведении, отношения к людям, к себе и обществу, знание и выполнение правил этикета и вежливости.

Нравственная культура имеет свои правила и нормы:

ü Уважительное отношение к людям старшего и пожилого возраста,

ü Умение хранить и ценить культурное наследие своего народа и нашего государства,

ü Честность и правдивость как элементарные нормы человеческого поведения.

Одним важных моментом в общении между людьми является их единение. Собираясь вместе, единомышленники или родственники, решают самые различные вопросы жития, происходит оказание друг другу  определенной помощи, моральная   поддержка.

 Тесный контакт с национальными диаспорами города дает возможность проводить работу с этносемьями  через «Диалоги дружбы», что позволяет знакомить ребенка с различными этносами и  конфессиями нашего города.

Плодотворное сотрудничество осуществляется с библиотечной системой города филиалами №2, № 11, № 1, что помогает организовывать встречи и праздники  для воспитанников Центра по проблемам сохранения здоровья, например: «Быть здоровым это -стильно», мероприятия по народной тематике  «Эта русская сторонка, это – Родина моя», «Свет Рождественской Звезды», «Музыкальное подворье», позволившие рассказать воспитанникам об истории празднования Рождества; у армян, греков, казаков, грузин и т. д.

Тема «Традиции домашнего художественного чтения в воспитании детей», помогает воспитывать интерес к национальным семейным и русским народным  традициям к  историческому прошлому России.

 

Методы и формы  работы с семьёй в поликультурном пространстве ЦДТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Совместные усилия педагогов и родителей Центра детского творчества Промышленного района, а также социума повышают эффективность духовно – нравственного развития ребенка.

Поддерживая связь с семьей, активно привлекая родителей и представителей социума, помогая педагогам, глубже изучить интересы и увлечения детей, национальные традиции семьи воспитанников.

В перспективе, продолжая экспериментальную работу, мы стремимся выйти на краевой уровень, расширив область работы с семьей и включив вопросы обеспечение безопасности жизнедеятельности и профилактики экстремизма в молодежной среде.  

 

 

 

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования

Социальное партнерство в контексте решения воспитательных задач в условиях дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020