Участие в социальном проектировании – важная часть социализации личности молодого человека. Благодаря этому участию, он способен определить свою гражданскую позицию, попробовать свои силы в роли лидера, в то же время реализовать основную мотивацию своего участия в социальном творчестве – мотивацию достижения успеха.
Исходя из стратегической цели образования Чапаевского губернского колледжа, воспитательный процесс в нашем учебном заведении направлен на создание условий для развития профессионально и социально компетентной личности обучающегося, обладающего гражданской ответственностью.
Внеурочная работа со студентами в колледже, как неотъемлемая часть процесса качественной подготовки специалистов, проводится с целью формирования у них гражданской позиции, сохранения и преумножения нравственных и научных ценностей в современных условиях, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда.
Колледж отличает не только хороший уровень знаний обучающихся, но и их высокая социальная активность. Свои гражданские, социальные и лидерские качества студенты колледжа проявляют, в первую очередь, в процессе создания и реализации социальных проектов. Участие обучающихся в социальном проектировании является одной из важнейших составляющих организации воспитательного пространства в колледже.
Студентами – участниками проекта совместно с руководителем группы разработана программа воспитания учебной группы «Формирование социально-личностной компетентности студентов в процессе проектной деятельности».
Целью программы является создание условий для формирования социально-активной личности, успешной ее самореализации, активной социализации и органичной адаптации на рынке труда.
Задачи программы:
- формировать позитивную Я-концепцию и умение студентов объективно оценивать себя и свои действия;
- развивать умения и навыки работы в команде, ответственность за общее дело;
- развивать исследовательские умения и навыки аналитического и критического мышления.
Программа реализована в группе студентов специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы (срок обучения с 2016 по 2019гг.)
Система мероприятий программы:
Подготовительный этап (2016-2017 учебный год).
1. Выявить мнение родителей и студентов о жизни группы, колледжа и их участии в реализации программы (анкетирование, опрос, индивидуальная работа с родителями).
2. Создание ресурсных условий для воспитательной системы: план мероприятий, информационные ресурсы в виде электронных документов различного типа (текст, фото, аудио и видеофайлы).
Практический этап (2017-2018 учебный год).
1. Создание информационной базы для организации проектной деятельности студентов на тему «Здоровый образ жизни».
2. Проведение тематических классных часов на тему «Здоровый образ жизни» на базе групп студентов колледжа.
3. Оформление проекта «Здоровый образ жизни».
4. Организация проектной деятельности по созданию сайта группы студентов специальности Программирование в компьютерных системах.
Обобщающий этап (2018 – 2019 учебный год).
1. Обобщение опыта, создание банка данных, программ, мониторинг.
2. Презентация портфолио студентов.
3. Создание проекта «Интересные и нереализованные предложения».
Опишем более детально работу над проектом «Здоровый образ жизни».
Анализ проблемы: необходимость разработки мультимедийных презентаций по теме «Здоровый образ жизни» в целях наглядного представления информации.
Использованные технологические умения участников проекта:
- технология поиска информации (работа с поисковыми системами);
- технология обработки текстовой информации (подготовка текстовых документов – памяток, анкет, рекомендаций, буклетов и пр.);
- технология обработки графических изображений;
- технология подготовки презентаций для сопровождения публичных выступлений.
- персональные компьютеры;
- мультимедийный проектор с экраном;
- программа подготовки презентаций Microsoft Office Power Point;
- программа просмотра графических изображений и факсов Windows;
- мультимедийные презентации, подготовленные студентами-участниками проекта;
- файлы с иллюстрациями.
1) Выявление личностной проблематики студентов в тематическом поле «Здоровый образ жизни».
2) Формулировка тем локальных проектов с предполагаемыми путями практической реализации.
3) Поиск и систематизация информации.
4) Разработка локальных проектов отдельными группами студентов.
5) Защита локальных проектов.
6) Представление проектов массовому слушателю – контингенту обучающихся образовательных программ общего и начального профессионального образования, а также студентам программы среднего профобразования.
7) Волонтерская работа: распространение накопленного опыта.
- подготовительный этап;
- практический этап (реализация проекта);
- социализация;
- контрольный этап.
1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности:
- формирование рабочих групп;
- выявление личностной проблематики студентов в области ЗОЖ, отношение к проблеме ЗОЖ (опросы, анкетирование);
- формулировка локальных тем;
- поиск материалов по локальным темам в различных источниках.
1. «Негативное влияние алкоголя на умственное развитие человека».
2. «Пристрастие к наркотикам – проблема и выход из нее».
3. «Убивает ли никотин лошадь?».
4. «Сектантство «помолодело». Проблемы. Поиски. Пути решения».
5. «Освещение проблемы суицида в СМИ. Польза или вред?..».
Продолжительность: 1 месяц
2. Реализация проекта.
Содержание деятельности:
- обсуждение фактологической информации;
- разработка практических материалов;
- подготовка проектных сценариев;
- защита локальных проектов.
Продолжительность – 7 дней.
3. Социализация (презентационный этап).
Содержание деятельности:
- представление отчета о проекте руководителю проекта;
- волонтерская работа (проведение тематических классных часов по группам);
- создание информационного ресурса.
Продолжительность: 2 месяца.
В ходе презентационного этапа защита проекта осуществлялась с использованием разнообразных форм деятельности студентов:
- индивидуальная (выступление по теме);
- групповая (представление информации членами группы);
- коллективная (организация работы слушателей проекта).
Коллективная работа была организована участниками проекта со всей группой слушателей с использованием технологии дискуссионного обучения. Заинтересованный разговор вызвали актуальные вопросы, отличающиеся противоречивым подходом к их решению. Конечно, все участники негативно высказались о вреде алкоголя, наркотиков, суицида, но о вреде курения, с одной стороны, и об увеличении числа курильщиков среди молодежи, с другой стороны, - возникли споры. Этот локальный проект был особо обсуждаем, по нему «разгорелась» не только дискуссия, но и дебаты, где приходилось выслушивать сторонников и противников пристрастий к табакокурению. Все же авторы проекта сумели убедить аудиторию в том, что курение наносит вред здоровью человека. Этому в немалой степени способствовали содержащиеся в электронной презентации последние статистические данные по обозначенной проблеме (рис.1)
Рисунок 1 Слайд со статистическими данными
Кроме того, большой интерес у аудитории вызвали видеоролики-интервью с медицинскими работниками, видеоролик акции «Зона, свободная от табака», организованной и проведенной рабочей группой ЧГОО «Ассоциация медицинских работников г.о.Чапаевск» совместно с американскими партнерами Harvard School of Public Health (Гарвардской школы общественного здоровья).
Контрольный этап.
Содержание деятельности:
- анализ результатов;
- оценка качества выполнения продуктов проекта.
На данном этапе проектирования была организована рефлексия, где участники каждой группы оценивали свою работу и работу авторов других локальных проектов по определенным критериям.
В результате работы над проектом получены следующие результаты.
1. Повысилась социальная активность студентов, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
2. Произошли положительные изменения в сознании студентов, повысился уровень общей культуры студентов.
3. У членов проектных групп сформировались навыки коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
Список литературы
1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016., С.88-96
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2016.-376с.
3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2017.-258с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.