СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социальное обучение иногда в скрытой форме, а иногда явно представало перед нами в контексте феномена социализации, причем тогда нам еще не удалось дать ему четкое определение. Эту задачу мы намеренно отложили, чтобы решить ее в этом разделе. Сначала необходимо сделать одно наблюдение: с некоторых пор в педагогике спорта мало вопросов, которые исследовались бы так же внимательно, как проблемы социального обучения. Почти во всех теоретических концепциях и официально утверж¬денных учебных планах социальное обучение постулируется как важная форма деятельности и целевая категория. Двигательная активность приветствуется в любое время и рассматривается как возможность включить учащихся в процесс социального обуче¬ния, процесс приобретения социальных навыков и представле¬ний. Часто высказывается даже мнение, что по сравнению с социальными моментами элементы моторики представляют собой явления "второго ранга".
Иконка файла материала СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.doc
СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Социальное обучение иногда в скрытой форме, а иногда явно представало перед   нами   в   контексте   феномена   социализации,   причем   тогда   нам   еще   не удалось   дать   ему   четкое   определение.   Эту   задачу   мы   намеренно   отложили, чтобы решить ее в этом разделе. Сначала необходимо сделать одно наблюдение: с некоторых пор в педагогике спорта   мало   вопросов,   которые   исследовались   бы   так   же   внимательно,   как проблемы   социального   обучения.   Почти   во   всех   теоретических   концепциях   и официально утвержденных учебных планах социальное обучение постулируется как важная форма деятельности и целевая категория. Двигательная активность приветствуется   в   любое  время   и   рассматривается   как   возможность   включить учащихся в процесс социального обучения, процесс приобретения социальных навыков и представлений. Часто высказывается даже мнение, что по сравнению с   социальными   моментами   элементы   моторики   представляют   собой   явления "второго ранга". В принципе эта мысль вовсе не нова, так как идеи партнерского совместного воспитания, осуществляемого в ходе занятий спортом или игрой, были известны еще традиционной теории физического воспитания. Когда в наши дни говорят о социальном обучении, то имеют в виду форму обучения,   цель   которого   состоит   не   столько   в   получении   профессиональных знаний,   сколько   в   обучении   искусству   межличностного   общения.   Предметом запланированного   учебного   процесса   здесь   становятся   взаимосвязи   и взаимоотношения   между   людьми   в   обществе,   процессы   взаимодействия   и коммуникации. Тем самым  обучение искусству поддерживать взаимоотношения, коммуникативное обучение, носящее весьма сложный характер, отличается от обучения,  нацеленного  на  повышение  чисто  моторной   скорости,  выносливости или   проворства   движений.   Социальное   обучение   требует   от   обучающегося совсем иных, специфических способностей и навыков. То,  что   мы  выразили  здесь  в   относительно   простой,  элементарной   форме, выглядит   в   одном   серьезном   научном   труде,   где   делается   попытка   дать дефиницию   понятию   "социальное   обучение",   следующим   образом.   "Под социальным   обучением   можно   понимать   процесс,   ведущий   к   изменению социальных ориентиров и стереотипом поведения, причем решающую роль в этом играют   такие   процессы,   как   выработка   социально   адекватного   поведения, формирование опыта взаимодействия с другими людьми, развитие дефиниций, определяющих характер межличностных взаимосвязей в конкретной ситуации, а также выработка когнитивных представлений. Общепризнанно, что социальное обучение, во­первых, открыто и сознательно стремится к замене абстрактных, далеких от реальной жизни знаний конкретными сведениями, имеющими прямое отношение   к   практическим   вопросам,   и,   во­вторых,   предполагает   держать неуклонный   курс   на   сглаживание   различий   в   физических   и   умственных возможностях   между   учениками   в   школе,   на   предоставление   им   равных возможностей   для   развития   своих   способностей".   В   соответствии   с   этой обширной   дефиницией,   социальное   обучение   стремится   способствовать ликвидации   той   отстраненности   от   проблем   реальной   жизни,   которая характерна   для   школьного   обучения,   и   разрушению   авторитарных   структуршколы. Кроме того, с социальным обучением связывается надежда на то, что оно позволит   снизить   уровень   агрессивности   людей,   поможет   выработать   формы жизни   в   обществе,   основанные   на   принципах   солидарности   и   демократии, создать   представления   помогающие   объяснить,   почему   этот   вид   обучения котируется столь высоко. Но есть ли у социального обучения шансы на реализацию в области спорта и преподавания   физкультуры?   Оправданна   ли   на   самом   деле   столь положительная оценка этой формы обучения? Сторонники   социального   обучения,   пожалуй,   усмехнутся,   услышав   эти скептические   вопросы,   поскольку   с   их   точки   зрения   в   рамках   преподавания физкультуры   в   любой   момент   могут   осуществляться   процессы   социального обучения. Откуда же черпают они свою уверенность? Ответ прост — из самого спорта и его структуры! Согласно этой интерпретации, игровое и спортивное поведение определяется четко установленными правилами и нормами. Изучение   этих   правил   учениками   и   обещает   одновременное   усвоение   ими определенных   стереотипов   межличностного   общения,   норм   поведения   в обществе.   В   конце   концов  изучение   правил  становится   своего   рода экспериментальной   площадкой,   где   проверяются   и   испытываются   принципы социального   обучения   в   спорте.   Возможность   и   необходимость   социального обучения   часто   связывают   с   нормативным   характером   спорта,   получая легитимацию благодаря именно этому его качеству. Такое   обоснование   выглядит,   безусловно,   убедительно.   На   вопрос,   каким образом   учитель   физкультуры   должен   проводить   в   жизнь   принципы социального обучения, Ландау и Дитрих наряду с другими учеными отвечают, в частности,   следующим   образом.   Они   сформулировали   пять   дидактических принципов   осуществления   социального   обучения   в   процессе   преподавания физкультуры. 1.  Необходимо так организовать преподавание физкультуры, чтобы ученики имели реальную возможность приобрести социальный опыт, поскольку авторы убедительно   свидетельствуют   о   том,   что   "обычная"   школьная   практика   мало пригодна   для   этого.  Одним  из   наиболее   труднопреодолимых   препятствий оказывается   провозглашенный   педагогикой   принцип   индивидуализации,   на первый взгляд заслуживающий всяческого одобрения. Но именно там, где этот принцип неуклонно соблюдается, могут возникнуть осложнения, затрудняющие осуществление   социально­ориентированных   форм   преподавания   и   мешающие проведению социального обучения. 2.  "Необходимо проследить возникновение правил в спорте и преподавании физкультуры   как   результат   общественного   согласия,   а   также   понять   и проверить смысл этих правил". Методику   включения   этих   принципов   в   преподавание   и   возможность   их осуществления наглядно представил Дигель. По его мнению, ученики могли бы сами "изобретать" спортивные игры или изменять порядок и ход уже известной игры,   внеся   в   нее   другие   правила.   Кроме   того,   ученики   должны   научиться подробнейшим образом объяснять правила той или иной спортивной игры тем, кто их не знает. 3.  Третий   дидактический   принцип   гласит:   "Общепринятые   в   спорте   и преподавании   физкультуры   социальные   категории   (такие,   как   победитель,проигравший,   сильный   и   слабый)   слишком   часто   связываются   с   практически неизменными   физическими   и   социальными   различиями   между   учениками   и слишком редко — с их учебными достижениями, к которым ученики стремятся во время обучения. Поэтому их успехи следует оценивать не по заранее заданным критериям (рекорд, возрастные нормы), а по тому, насколько они продвинулись в ходе учебы по сравнению со своим  исходным уровнем". Эта идея направлена против   засилья   чисто   спортивного   принципа,   по   которому   оцениваются достижения   учащихся.   Авторы   предлагают   заменить   его   педагогическим критерием,  который  использовали  бы  сами   учащиеся  для  оценки  собственных успехов   или   неудач,   отказавшись   от   объективных   оценок,   опирающихся   на поставленный рекорд или таблицу спортивных показателей. Индивидуум должен оценивать   свои   достижения,   исходя   из   собственных   возможностей   и   своих представлений об этих возможностях. 4.  Четвертый   принцип   провозглашает:   "Занятия   спортом   —   это   также   и выполнение   определенных   ролей  в  социальном   контексте   занятий   спортом   (в частности,   функция   арбитра,   члена   спортивного   жюри,   судейской   коллегии, оценивающего   проходящее   соревнование   в   очках,   тренера,   эксперта, организатора...)". Эти предложения могли бы оказаться полезными для социального обучения, так как в них содержится требование большей гибкости и обмена ролями, что имеет   основополагающее   значение   для   изучения   моделей   межличностных взаимоотношений в обществе. Кроме того, от ученика требуется, чтобы он умел поставить   себя   на   место   другого   человека,   войти   в   его   положение.   Если, например,   ученик   берет   на   себя   роль   арбитра   и   с   его   точки   зрения рассматривает   поведение   участников   игры,   то   это   в   определенных обстоятельствах   может   способствовать   тому,   что   в   будущем   в   сомнительных ситуациях, когда ему будет необходимо вынести то или иное решение в качестве арбитра,   он   будет   с   большей   терпимостью   и   пониманием   относиться   к   своей задаче, так как в свое время ему на себе пришлось узнать, как трудно бывает вынести единственно правильное и справедливое решение. 5. Последний дидактический принцип, выдвинутый авторами, звучит так: "При оценке   и   усвоении   социального   опыта   необходимо   понимать   предстоящие действия всех участников учебного процесса, взаимодействующих друг с другом, и   установить   между   ними   определенные   взаимосвязи".   От   соблюдения   этого принципа   зависит   в   конечном   счете   вообще   качество   социального   обучения. Правда, нельзя умолчать о том, что именно здесь к ученикам предъявляются особенно   высокие   требования.   Поэтому   возникают   сомнения,   смогут   ли   они правильно оценить и понять  все возможные  действия участников спортивного занятия.     С   другой   стороны,     эти   пять   принципов   намечают   возможности "успешной" реализации целей социального обучения в процессе преподавания физкультуры. Если рассматривать учебные процессы, протекающие в ходе игры и занятий спортом,   более   детально,   можно   выявить   наряду   с   процессами   усвоения социальных и моторных навыков и нравственные моменты. Игровое и спортивное поведение   открыто   и   для   нравственного   обучения.   Более   того,   усвоение нравственных принципов и норм является предпосылкой игровых и спортивных занятий, а отчасти и их целью.