Социальные отношения. Практикум
Оценка 4.7

Социальные отношения. Практикум

Оценка 4.7
docx
29.12.2020
Социальные отношения. Практикум
Практикум.Социальные отношения.docx

Практикум: «Социальные отношения».

1.      На­зо­ви­те при­зна­ки со­ци­аль­ной груп­пы, ука­зан­ные в тек­сте.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

При­над­леж­ность к груп­пе

 В со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии под груп­пой по­ни­ма­ет­ся двое или более ин­ди­ви­дов, име­ю­щих общие цели и устой­чи­вые от­но­ше­ния, а также в опре­де­лен­ной сте­пе­ни вза­и­мо­за­ви­си­мых друг от друга и вос­при­ни­ма­ю­щих себя как часть этой груп­пы... На одном конце шкалы на­хо­дят­ся груп­пы, со­сто­я­щие из людей, ко­то­рые ра­бо­та­ют вме­сте в те­че­ние мно­гих лет. Оче­вид­но, что они удо­вле­тво­ря­ют всем усло­ви­ям опре­де­ле­ния. На дру­гом конце на­хо­дят­ся люди, име­ю­щие лишь крат­ко­вре­мен­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния друг с дру­гом...

 Люди объ­еди­ня­ют­ся в со­ци­аль­ные груп­пы по раз­ным при­чи­нам. Пре­жде всего, груп­пы по­мо­га­ют удо­вле­тво­рить важ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские или со­ци­аль­ные про­бле­мы, на­при­мер, по­треб­но­сти во вни­ма­нии и любви, пе­ре­жи­ва­нии чув­ства при­над­леж­но­сти. Это труд­но раз­ли­чи­мые, но очень важ­ные по­треб­но­сти: пред­ставь­те себе жизнь в пол­ной со­ци­аль­ной изо­ля­ции! По­на­ча­лу вы бы не воз­ра­жа­ли про­тив этого, но в конце кон­цов по­чув­ство­ва­ли бы себя ужас­но оди­но­ки­ми.

 Груп­пы по­мо­га­ют в до­сти­же­нии целей, ко­то­рые мы не смог­ли бы осу­ще­ствить в оди­ноч­ку. Со­труд­ни­чая с дру­ги­ми, мы спо­соб­ны вы­пол­нить за­да­чи, с ко­то­ры­ми од­но­му че­ло­ве­ку не спра­вить­ся... При­над­леж­ность к груп­пе часто обес­пе­чи­ва­ет нас зна­ни­я­ми и ин­фор­ма­ци­ей, ко­то­рые в про­тив­ном слу­чае были бы для нас не­до­ступ­ны...

На­ко­нец, груп­по­вое член­ство спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию по­зи­тив­ной со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти, ко­то­рая ста­но­вит­ся ча­стью «Я-кон­цеп­ции». И чем боль­ше число пре­стиж­ных групп с огра­ни­чен­ным до­сту­пом, к ко­то­рым че­ло­век смог при­со­еди­нить­ся, тем боль­ше укреп­ля­ет­ся его «Я-кон­цеп­ция».

 Р. Бэрон

2.             Вы­де­ли­те ука­зан­ные ав­то­ром при­чи­ны объ­еди­не­ния людей в груп­пы. На­зо­ви­те три при­чи­ны.

3. Про­ана­ли­зи­руй­те с точки зре­ния на­ли­чия или от­сут­ствия ос­нов­ных при­зна­ков со­ци­аль­ной груп­пы такую груп­пу, как пас­са­жи­ры од­но­го авиа­рей­са. Кон­кре­ти­зи­руй­те один из своих вы­во­дов.

     4. Как вы по­ни­ма­е­те вы­дви­ну­тое ав­то­ром по­ло­же­ние о роли груп­пы в фор­ми­ро­ва­нии «Я-кон­цеп­ции»? От­веть­те на этот во­прос, ис­поль­зуя свои зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния.

5. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о кри­те­ри­ях со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность од­но­го из этих кри­те­ри­ев.

 6.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о со­ци­аль­ном не­ра­вен­стве.

1.      С по­мо­щью при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из трех раз­но­вид­но­стей со­ци­аль­ных норм: тра­ди­цию, обы­чай, це­ре­мо­нию.

2.      В чем вы­ра­жа­ет­ся вза­и­мо­связь со­ци­аль­ных ста­ту­сов и ролей. По­ка­жи­те ее на кон­крет­ных при­ме­рах.

3.      На­зо­ви­те любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

4.      В любом со­вре­мен­ном об­ще­стве су­ще­ству­ют бо­га­тые и бед­ные, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся уров­нем до­хо­да и вла­стью в об­ще­стве. Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ют ука­зан­ные раз­ли­чия? На ос­но­ве об­ще­ство­вед­че­ских зна­ний ука­жи­те любые три со­ци­аль­ных фак­то­ра, ко­то­рые эти раз­ли­чия опре­де­ля­ют.

5.      В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вме­сте, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие про­бле­мы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два при­зна­ка, по ко­то­рым Вы это опре­де­ли­ли, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии за­да­ния.

 


 

Практикум: «Социальные отношения»

Практикум: «Социальные отношения»
Скачать файл