Социальный проект по литературе
Оценка 4.7

Социальный проект по литературе

Оценка 4.7
docx
30.04.2022
Социальный проект по литературе
соц.проект.docx

 



Социально-педагогический проект





















Разаработан:

Учителем русскязыка и литературы 

Мислимвой Ф.С.











 

 

 

 

Тип проекта: социально-педагогический

По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь 2019 – декабрь 2019

 

Актуальность

В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.

Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.

При организации учебно-воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии. На базе нашей школы в 2019 года реализуется долгосрочный проект «2019 Литература в России».

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.

Основная идея проекта

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Направленность наших мероприятий заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, посетить литературные музеи, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл, пробудить желание к творчеству.

Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, проект же научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.

С педагогической точки зрения, такое творческое объединение необходимо школе, так как оно способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит ребят чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.

Специфика данных мероприятий обусловлена характером главных целей, а именно:

- вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);

- формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);

- воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).

Психолого-педагогическое осмысление социо - культурных процессов, на фоне которых происходит становление читателя-школьника; обозначение педагогических, психологических, методических, нравственных приоритетов и принципов современного образования, предполагающих рассматривать чтение не только как результат предметного обучения, но и как показатель личностного роста обучающихся, фактора их социального успеха.

Социальная проблема проекта

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.

«В России уменьшается доля «читающего населения» — такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.

По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности.

Педагогическая проблема проекта

Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:

-  снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

-  уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы - (3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;

-  наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только в пределах школьной программы;

-  информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).

Сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения, утрачено чувство культуры и эстетики языка.

Методическая проблема проекта

Недостаточное методическое обеспечение педагогической деятельности учителей, родителей (законных представителей) обучающихся, школьных библиотекарей, ориентированной на приобщение школьников к культуре чтения и формирования читательской компетенции школьников в кругу семьи, в условиях учебной и внеурочной деятельности.

Цели проекта:

развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству России и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым в школе произведениям и произведениям, находящимся вне школьной программы).

Задачи проекта.

образовательные:

- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;

- обучить учащихся навыкам лингвистического анализа текста;

развивающие:

- развивать коммуникативные навыки учащихся, познавательную активность;

- развивать сценические навыки учащихся.

воспитательные:

- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя, исторической эпохи;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам, к историческим ценностям.

Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет посещение музеев: подробный рассказ о жизни писателя или поэта, знакомство с музейными экспонатами, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.

Принципы реализации темы проекта

В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:

• опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;

• учёт индивидуальных особенностей учащихся;

• создание условий для усвоения знаний;

• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения.

мультимедийные ресурсы (компьютер, проектор, DVD проигрыватель)

Формы и методы проекта

Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого ребёнка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:

• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;

• творческие работы;

• литературные игры, викторины, КВНы;

• литературно-музыкальные произведения.

Формы работы:

Лекционные занятия, беседы, диалоги, дискуссии, обсуждения, проектирование, конкурсы, практикумы, экскурсии по литературно-историческим местам, участие в творческих конкурсах и фестивалях.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

*Степень активности

* коммуникабельность через участие в мероприятиях;

* выступления на сцене;

* совершенствование техники чтения (конкурсы, репетиции)

Учащиеся должны знать:

Особенности исполнения лирики, прозы.

Основы сюжетно-фабульного анализа литературного произведения.

Учащиеся должны уметь:

Выразительно читать лирику, прозу.

Импровизировать, составлять монтаж, сценарий.

Организовать работу в группе при обсуждении проблемы.

Формы реализация проекта:

1. Особенности речевой культуры (инсценирование произведений разных жанров)

2. Роль литературоведческого анализа в режиссерской работе с драматургией (тестирование по литературоведению, конкурс проектов, опрос об успешности реализации проектов при постановке концерта).

3. Театральная деятельность (конкурс на лучшую роль драматического героя).

4. Экскурсии по литературно-историческим местам.

5. Посещение театров.

Гипотеза проекта

Создание пространства для эмоционально-нравственного общения в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных. Литературный проект, созданный вначале как только литературный, привел учащихся к постепенному пониманию связи литературы с жизнью и сближению с другим школьным проектом «Школьный музей». Следствием этого явилась серия бинарных литературно-исторических мероприятий, проведенных в школьном музее Боевой славы.

Предполагаемые результаты

1.   Помогает учащимся оценить значимость литературы.

2. Развивает коммуникативную активность, творческие способности через создание собственных произведений, стихов.

3. Расширяет интерес к художественной, мемуарной, документальной литературе.

4. Побуждает интерес к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.); развивает творческие способности детей, их литературного дара; помогает в самовыражении каждому; стимулирует интерес к духовному богатству России, мировой культуры; развивает эмоциональную сферу ребенка как основы формирования «культуры чувств»; приобщает к миру искусства; воспитывает эстетический вкус; формирует исследовательские умения, навыки.

Критерии и показатели результативности проекта

Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.

Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования духовно-нравственного воспитания школьников: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности. Развитие литературно - творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, литературных фестивалях, просмотрах документальных кинофильмов.

1.   «Уроки, посвященные юбилейному творчеству Константина Симонова»

·         Лирика, посвященная ВОВ;

·         стихи

·         биографическая презентация

·         просмотр документального фильма.

1.   Литературная гостиная, посвященная творчеству А.Гайдара.

·         Презентация

·         Дискуссия

·         Просмотр фильма

·         Викторина-игра

1.   Гости из детской библиотеки п. Красная Глинка.

·         Викторина, посвященная творчеству А. Гайдара

1.   Концертная линейка « В мире литературы»

·         Сценки

·         Стихи

·         Песни

   ЗАРОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА И ПРОДУМЫВАНИЕ СЮЖЕТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.

1.   Работа по определению темы будущей «гостиной»
  — юбилейная дата писателя или поэта, 
  — тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения, 
  — участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя. 
  2. Подбор литературного материала. 
  3. Создание сценария. 
  4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения. 
  5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей «гостиной». 
  6. Работа с музыкальным и художественным материалами.
 
  РАБОТА С ТВОРЧЕСКИМИ ГРУППАМИ ПО ВОПЛОЩЕНИЮ ЗАМЫСЛА. 
  1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи). 
  2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.). 
  3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера. 
  4. Создание выставок. 
  5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа. 


 

Социально-педагогический проект

Социально-педагогический проект

Тип проекта: социально-педагогический

Тип проекта: социально-педагогический

Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, проект же…

Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, проект же…

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране

Цели проекта : развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству

Цели проекта : развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству

DVD проигрыватель) Формы и методы проекта

DVD проигрыватель) Формы и методы проекта

Организовать работу в группе при обсуждении проблемы

Организовать работу в группе при обсуждении проблемы

Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения

Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения

Подбор литературного материала

Подбор литературного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2022