«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
|
«»
Внеклассное мероприятие
Подготовила: педагог дополнительного образования Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2020
Тип проекта: познавательно-творческий, ролево-игровой.
Приоритетное направление, по которому заявлен проект: социальное
Проблема: недостаточное развитие творческих способностей учащихся
Обоснование проблемы:
- недостаточное внимание педагогов к театрализованной деятельности в Доме детского творчества и начальной школе;
- поверхностные знания детей и родителей о разных видах театра, различных формах театрализованной деятельности в Доме детского творчества;
- несформированность умений детей в «актерском» мастерстве (выразительность речи, дикция, пантомимика);
- недостаточная оснащённость предметной среды в учебном учреждении для реализации театрализованной деятельности.
Описание проекта. В проекте представлена технология развития творческих способностей учащихся посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.
Содержание проекта включает в себя работу над драматизацией различных сказок и сценок: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжетам. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов, который содержит перспективное планирование работы с детьми, конспекты игровых занятий, беседы о театре, театральных профессиях, чтение сказок, театрализованные, речевые, творческие игры и задания.
Представлена работа по вовлечению родителей в реализацию проекта: перспективный план взаимодействия с семьёй, включающий различные формы работы:
· совместно-продуктивное творчество (творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, костюмов), семейное словотворчество;
· консультационный материал, советы, рекомендации.
Проект универсален, может быть использован педагогами в работе с учащимися начальной школы и в кружковой работе при драматизации любой сказки.
Актуальность:
Введите ребёнка в мир театра,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.
Г.Попова
В настоящее время педагогами дополнительного образования уделяется огромное внимание творческому развитию школьников.
С чего же начинается развитие творческой личности? Конечно, с развития фантазии ребенка. А фантазия неотделима от сказки. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Дети, поиграем в сказку! Это принесёт вам радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в Доме детского творчества, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к культуре, литературе, театру.
Инсценированные сказки (короткие сценки и целые спектакли) способствуют сплочению, дружбе, дети приобретают новые знания и умения. Работа над ними не только объединяет детей, но и зарождает у них чувства партнерства, взаимовыручки, ускоряется процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. д.)
Самое главное, театр - это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг от участия в общем деле.
Дети - прекрасные актеры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда им рукоплещут зрители. И такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, драматизации, потому что театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное приглашение в этот загадочный мир. Вышеизложенное и легло в основу выбора темы проекта: «Чудо по имени Театр»
Участники проекта: дети 2 года обучения, педагог, родители.
Сроки реализации проекта: среднесрочный, два месяца.
Цель проекта: развитие творческих способностей детей школьного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
· расширить представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
· совершенствовать навыки связной (диалогической, монологической) речи детей;
· обогащать и расширять словарный запас детей;
· совершенствовать артистические навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
· обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе: музыкальной, художественной литературой.
Развивающие:
· вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в разыгрывании сказок и сценок;
· развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;
· содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях;
· побуждать к импровизации с использованием, доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);
· развивать у детей образное мышление, фантазию, детское творчество в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, игровая);
· способствовать формированию эстетического вкуса;
· создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.
Воспитательные:
· воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;
· воспитывать культуру речи.
Задачи по работе с родителями:
· повысить компетентность родителей в вопросах театрализованной деятельности в дополнительном образовании, ознакомить с видами театров;
· привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
· обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
· приобщать родителей к театрально-культурной жизни Дома детского творчества.
Формы реализации проекта:
· организованная образовательная деятельность;
· чтение и разыгрывание сказок;
· творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
· театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;
· словесные тренинги;
· словотворчество;
· игры-драматизации;
· оснащение предметно-пространственной среды;
· взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты:
· У школьников начальных классов развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
· Учащиеся умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
· Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.
· У школьников развиты творческие способности в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой).
· Родители являются активными участниками работы над театральными представлениями.
· Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки.
· Учащиеся овладевают навыками публичных выступлений.
Краткое содержание проекта:
1 этап. Подготовительный.
- вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
- анкетирование родителей;
- постановка цели и задач, составление перспективного плана работы;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- изготовление атрибутов, элементов для костюмов к драматизациям сказок;
- диагностический срез знаний детей.
2 этап. Основной.
-реализация плана проекта с детьми, родителями;
- рассматривание иллюстраций народных и авторских сказок;
- чтение и рассказывание сказок, беседы по прочитанным сказкам, драматизация эпизодов;
- беседа с детьми «Что такое сказка?»
- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
- отгадывание загадок по сказкам;
- драматизация сказок;
- постановка сказки «Я-самая красивая»;
- постановка сказок с помощью различных видов театров;
- обогащение развивающей среды;
- внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
3 этап. Заключительный.
- подведение итогов проектной деятельности;
- показ театрализованной сказки;
- составление рекомендаций для родителей;
- итоговая диагностика.
Перспективный план работы с детьми
№ п/п |
Тема |
Цель |
Месяц |
1 |
Беседа на тему «Специфика театра и компоненты театральных структур» (кулисы, парик, грим, декорация, программа, свет, звук). |
Дать детям представление о специфике театра; познакомить с компонентами театральных структур |
Сентябрь |
2 |
Беседа «Знакомство театральными профессиями» (артист, гример, декоратор, режиссер, художник, костюмер, музыкант, парикмахер) |
Формировать представления детей о театральных профессиях, воспитывать интерес и уважение к различным профессиям, активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. (Иллюстрации «Театральные профессии») |
Сентябрь |
3 |
Викторина «Знатоки театра» |
Расширить знание о театре, сказочных героях, театральных профессиях. |
Сентябрь |
4 |
Беседа о правилах поведения в театре. Презентация «Правила культурного поведения в театре» |
Формировать культуру поведения в театре. |
Сентябрь |
5 |
Чтение и пересказывание сказки «Я-самая красивая» |
Познакомить детей с новой сказкой. Развивать умения анализировать поступки героев. Вызвать желание участвовать в постановке этой сказки |
Сентябрь |
6 |
Д/игра «Узнай по силуэту» Теневой театр |
Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки, по которым их определили. |
Сентябрь |
7 |
Музыкальная минутка. Слушание песен к сказке «Я-самая красивая» |
Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию. |
Сентябрь |
8 |
Сюжетно-ролевые игры «Мы - артисты», «Мы – зрители», «Мы пришли в театр» |
Развивать речь детей. Закрепить правила поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения |
Сентябрь |
9 |
Этюд «Веселые сочинялки» |
Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей. |
Сентябрь |
10 |
Работа с одним из видов театров: - рассматривание персонажей; - диалоги: белка - лиса, мышонок - медведь, медведица-зайчиха, комарик-мышонок, белка, лиса-ёжик, зайчиха-зайчонок |
Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. Разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей. |
Сентябрь- октябрь |
11 |
Игровое занятие «Мы веселые ребята» |
Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей. |
Октябрь |
12 |
Волшебство сказок А.С.Пушкина «Викторина» |
Познакомить со сказками А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о спящей царевне о семи богатырях», «Сказка о попе и…» |
Октябрь |
13 |
День загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др. |
Закреплять знания детьми характерных признаков персонажей сказок, умения находить эти признаки. |
Октябрь |
14 |
Литературная викторина «Любимые сказки» |
Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей. |
Октябрь |
15 |
Упражнение «Расскажи стихотворение с помощью жестов и мимики». |
Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений и мимики. Развитие воображения и фантазии. |
Октябрь |
16 |
Показ пьесы-сказки « Я - самая красивая» |
Побуждать детей принимать участие в театрализованной постановке по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. |
Октябрь |
|
|
||
|
Перспективный план работы с родителями
№ п/п |
|
Форма работы |
Тема |
Сроки |
|
||||
1 |
|
Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр» |
«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр» |
Сентябрь |
2 |
|
Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для драматизации сказок) |
Мастерим для театра «Что за чудо эти сказки!» |
Сентябрь |
3 |
|
Семейное словотворчество |
Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем. |
Октябрь |
4 |
|
Консультанция-практикум |
«Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок. |
Сентябрь |
|
Итоги проектной деятельности:
· У учащихся развился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
· Воспитанники научились импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
· Дети стали более выразительно исполнять монологи, диалоги, реплики, песни.
· У учащихся развились творческие способности в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой).
· Родители проявили себя активными участниками работы над театральными представлениями.
· Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
· Родители и дети познакомились с историей театра, его видами.
· В творческом объединении пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к сказкам.
· Дети стали дружнее, сплоченнее, хорошо развито чувство партнерства, взаимовыручки.
· Учащиеся в достаточной мере овладели навыками публичных выступлений.
Итоговое мероприятие – Театрализованная сказка «Я - самая красивая»
Список используемой литературы:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: 1987.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2013.
3. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 1-й класс. 2-й класс. 3-й класс.4 класс. М.: Баласс, 2010.
4. Гин Анатолий. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
5. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе/ Колчеева Н.И М.: 2010.
6. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. М.:2013.
7. Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи. М.: АСТ; СПб., 2011.
8. Пивоварова Н.С. История русского драматического театра от его истоков до конца хх века: «ГИТИС», 2005.
9. Ром Наталья. Хочу говорить красиво! М.: 2016.
10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М.: 2012.
11. Шаталова Евгения. Говори красиво и уверенно. М.:2016
12. Щёткин А.В. Театральная деятельность в школе. М.: Мозаика-Синтез, 2013
13. Интернет сайты учреждений дополнительного образования, интернет порталы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.