Социальный проект по театрализованной деятельности «Чудо по имени Театр»

  • docx
  • 19.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В проекте представлена технология развития творческих способностей учащихся посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.
Иконка файла материала ПРОЕКТ.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

Социальный проект по театрализованной деятельности

«Чудо по имени Театр»

 
 


«»

                                   Внеклассное мероприятие

 

 

 

 

 

 

                                                           Подготовила: педагог дополнительного образования                    Березовская И.В.

 

 

 

 

 

 

г. Дорогобуж

2020

Тип проекта: познавательно-творческий, ролево-игровой.

Приоритетное направление, по которому заявлен проект: социальное

Проблема: недостаточное развитие творческих способностей учащихся

Обоснование проблемы:

- недостаточное внимание педагогов к театрализованной деятельности в Доме детского творчества и начальной школе;

- поверхностные знания детей и родителей о разных видах театра, различных формах театрализованной деятельности в Доме детского творчества;

- несформированность умений детей в «актерском» мастерстве (выразительность речи, дикция, пантомимика);

- недостаточная оснащённость предметной среды в учебном учреждении для реализации театрализованной деятельности.

Описание проекта.  В проекте представлена технология развития творческих способностей  учащихся  посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.

Содержание проекта включает в себя работу над драматизацией различных сказок и сценок: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание  с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжетам. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов, который содержит перспективное планирование работы с детьми, конспекты игровых занятий, беседы о театре, театральных профессиях, чтение сказок, театрализованные, речевые, творческие игры и задания.

Представлена работа по вовлечению родителей в реализацию проекта: перспективный план взаимодействия с семьёй, включающий различные формы работы:

·        совместно-продуктивное творчество (творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, костюмов), семейное словотворчество;

·        консультационный материал,  советы, рекомендации.

Проект универсален, может быть использован педагогами  в работе с учащимися начальной  школы  и в кружковой работе  при драматизации любой сказки.

 

Актуальность: 

Введите ребёнка  в мир театра,

И он узнает, как сказка  хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

                                                Г.Попова

В настоящее время педагогами дополнительного  образования уделяется огромное внимание творческому развитию школьников.

С чего же начинается развитие творческой личности? Конечно, с развития фантазии ребенка. А фантазия  неотделима от сказки. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Дети, поиграем в сказку! Это принесёт вам  радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в Доме детского творчества, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит  в театре.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к культуре, литературе, театру.

Инсценированные сказки (короткие сценки и целые спектакли) способствуют сплочению, дружбе, дети приобретают  новые знания и умения. Работа над ними не только объединяет детей, но и зарождает у них чувства партнерства, взаимовыручки, ускоряется процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. д.)

Самое главное, театр - это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг  от участия в общем деле.

Дети - прекрасные актеры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда им рукоплещут зрители. И такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, драматизации, потому что театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное  приглашение  в этот загадочный мир. Вышеизложенное и легло в основу выбора темы проекта: «Чудо по имени Театр»

 

Участники проекта: дети 2 года обучения, педагог, родители. 

 

Сроки реализации проекта: среднесрочный, два месяца. 

 

Цель  проекта:  развитие творческих способностей детей школьного возраста посредством театрализованной деятельности.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

·        расширить представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;

·        совершенствовать навыки связной (диалогической, монологической) речи детей;

·        обогащать и расширять словарный запас детей;

·        совершенствовать артистические навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

·        обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе: музыкальной, художественной литературой. 

 

Развивающие:

·        вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в разыгрывании сказок и сценок;

·        развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;

·        содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях;

·        побуждать к импровизации с использованием, доступных каждому ребенку  средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

·        развивать у детей образное мышление, фантазию, детское творчество в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, игровая);

·        способствовать формированию эстетического вкуса;

·        создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.

 

Воспитательные:

·        воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;

·        воспитывать культуру речи.

 

 

Задачи по работе с родителями:

·        повысить компетентность родителей в вопросах театрализованной деятельности в дополнительном образовании, ознакомить с видами театров;

·        привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;

·        обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

·        приобщать родителей к театрально-культурной жизни Дома детского творчества.

 

Формы реализации проекта:

·        организованная образовательная деятельность;

·        чтение и разыгрывание сказок;

·        творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

·        театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;

·        словесные тренинги;

·        словотворчество;

·        игры-драматизации;

·        оснащение предметно-пространственной среды;

·        взаимодействие с родителями.

 

Ожидаемые результаты:  

·        У школьников начальных классов  развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.

·        Учащиеся  умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).

·        Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.

·        У  школьников развиты творческие способности в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой).

·        Родители являются активными участниками работы над театральными представлениями.

·        Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки.

·        Учащиеся  овладевают навыками публичных выступлений.

 

Краткое содержание проекта:

1 этап. Подготовительный.

- вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;

- анкетирование родителей;

- постановка цели и задач, составление перспективного плана работы;

- подбор наглядно-дидактического материала;

- изготовление атрибутов, элементов для костюмов к драматизациям сказок;

- диагностический срез знаний детей.

 2 этап. Основной.

 -реализация плана проекта с детьми, родителями;

- рассматривание иллюстраций народных и авторских сказок;

- чтение и рассказывание  сказок, беседы по прочитанным сказкам, драматизация эпизодов;

- беседа с детьми «Что такое сказка?»

- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

- отгадывание загадок по сказкам;

- драматизация сказок;

- постановка сказки «Я-самая красивая»;

- постановка сказок с помощью различных видов театров;

- обогащение развивающей среды;      

- внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.

3 этап. Заключительный.

- подведение итогов проектной деятельности;

- показ театрализованной сказки;

- составление рекомендаций для родителей;

- итоговая диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Тема

Цель

Месяц

1

Беседа на тему

 «Специфика театра и

 компоненты театральных

 структур» (кулисы, парик,

 грим, декорация,

 программа, свет, звук).

Дать детям представление о специфике театра; познакомить с компонентами  театральных структур

Сентябрь

2

Беседа «Знакомство театральными профессиями» (артист, гример, декоратор, режиссер, художник, костюмер, музыкант, парикмахер)

Формировать представления детей о театральных профессиях, воспитывать интерес и уважение к различным профессиям, активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. (Иллюстрации «Театральные профессии»)

Сентябрь

3

Викторина «Знатоки театра»

Расширить знание о театре, сказочных героях, театральных профессиях.

Сентябрь

4

Беседа о правилах поведения в театре. Презентация «Правила культурного поведения в театре»

Формировать культуру поведения в театре.

 Сентябрь

5

Чтение и пересказывание сказки  «Я-самая красивая»

Познакомить детей с новой сказкой. Развивать умения анализировать поступки героев. Вызвать желание участвовать в постановке    этой сказки

Сентябрь

6

Д/игра «Узнай по силуэту» Теневой театр

Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки, по которым их определили.

Сентябрь

7

Музыкальная минутка. Слушание песен к сказке «Я-самая красивая»

Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию.

Сентябрь

8

Сюжетно-ролевые игры «Мы - артисты», «Мы – зрители», «Мы пришли в театр»

Развивать речь детей. Закрепить правила поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения

Сентябрь

9

Этюд «Веселые  сочинялки»

Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать

чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей.

Сентябрь

10

Работа с одним из видов театров:

- рассматривание персонажей;

- диалоги: белка - лиса, мышонок - медведь, медведица-зайчиха, комарик-мышонок, белка, лиса-ёжик, зайчиха-зайчонок

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. Разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.

Сентябрь-

октябрь

11

Игровое занятие «Мы веселые ребята»

Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей.

Октябрь

12

Волшебство сказок А.С.Пушкина

  «Викторина»

Познакомить со сказками А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о спящей царевне о семи богатырях», «Сказка о попе и…»

Октябрь

13

День  загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.

Закреплять знания детьми характерных признаков персонажей сказок, умения находить эти признаки.

Октябрь

14

Литературная викторина «Любимые сказки»

Способствовать созданию единого образовательного пространства по  использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.

Октябрь

15

Упражнение «Расскажи стихотворение с помощью жестов и мимики».

Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений и мимики. Развитие воображения и фантазии.

Октябрь

16

Показ пьесы-сказки « Я - самая красивая»

Побуждать детей принимать участие в театрализованной постановке  по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты.

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

 

 

Форма работы

Тема

Сроки

 

1

 

Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр»

«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Сентябрь

2

 

Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для драматизации сказок)

Мастерим для театра «Что за чудо эти сказки!»

Сентябрь

3

 

Семейное словотворчество

Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем.

Октябрь

4

 

Консультанция-практикум

«Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.

Сентябрь

 

 Итоги проектной деятельности:

·        У учащихся  развился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.

·        Воспитанники научились импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).

·        Дети стали более выразительно исполнять монологи, диалоги, реплики, песни.

·        У учащихся  развились  творческие способности в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой).

·        Родители проявили себя активными участниками работы над театральными представлениями.

·        Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.

·        Родители и дети познакомились с историей театра, его видами.

·        В творческом объединении  пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к сказкам.

·        Дети стали дружнее, сплоченнее, хорошо развито чувство партнерства, взаимовыручки.

·        Учащиеся  в достаточной мере овладели навыками публичных выступлений.

 

 Итоговое мероприятие – Театрализованная сказка «Я - самая красивая»

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: 1987.

2.     Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2013.

3.     Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 1-й класс. 2-й класс. 3-й класс.4 класс.  М.: Баласс, 2010.

4.     Гин Анатолий. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

5.     Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе/ Колчеева Н.И М.: 2010.

6.     Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. М.:2013.

7.     Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи. М.: АСТ; СПб., 2011.

8.     Пивоварова Н.С. История русского драматического театра от его истоков до конца хх века: «ГИТИС», 2005.

9.     Ром Наталья. Хочу говорить красиво! М.: 2016.

10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М.: 2012.

11. Шаталова Евгения. Говори красиво и уверенно. М.:2016

12. Щёткин А.В. Театральная деятельность в школе. М.: Мозаика-Синтез, 2013

13. Интернет сайты   учреждений дополнительного образования, интернет порталы

 


 

Посмотрите также