Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куртамышского района
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 2»
Социальный проект
«Семейный
герб-
сила и мощь рода»
Создатели: обучающиеся 5 «Б» класса
руководитель: Татарникова О.С.,
классный руководитель
2018 год
Куртамыш
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ - родительский дом.
Актуальность
Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного дома. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
Каждая семья особенная, непохожая на другие. У каждой своя история, свои традиции, свои семейные секреты, свои устои. У каждой семьи есть что-то интересное, необычное, что-то такое, о чём хотелось бы рассказать всем. А как же можно это сделать? Как рассказать о своей семье? Можно написать рассказ, можносоставить генеалогическое древо, семейный альбом. Но есть особая сила, присущая только человеку. Это сила рода, которую можно увидеть в символе семьи - гербе. Поэтому можно создать герб семьи.
В гербе можно увидеть силу и мощь рода, дерзание и вдохновение его отдельных членов, исследовать традиции и преемственность поколений. Герб олицетворяет верность дому и роду, ведет по выверенному веками пути созидания и укрепления государственности, дарует память о великих свершениях, предостерегает от ошибок и опасностей. В гербе большая сила.
Социальный паспорт 5 б класса:
· 30% семей – неполных;
· 13% семей – деформированных;
· 43% - многодетные;
· 82 % -малообеспеченные;
Анкета, проведенная с детьми, показала:
· 58% - обучающихся не знают историю появления своей семьи;
· 100%-не умеют рассказать о происхождении фамилии;
· 46% -не знают традиции;
· 100% -нет семейного герба.
Педагогическая проблема: Отдаленность родителей современной семьи от воспитания в детях нравственных ценностей своей родословной.
Детская проблема: Знание о семье, любовь и уважение к родным и близким.
Постановка проблемы: Проект «Герб семьи» станет важным звеном в работе по оптимизации детско-родительских отношений.
Для лучшего изучения семьи, укрепления её ценностей, установления контакта с её членами, мы, педагоги и родители, должны помочь им понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Поэтому мы и решили объединиться для создания семейного герба.
Так появилась идея создания проекта.
Поставили цель: создать условия для укрепления семейных ценностей через изготовление семейного герба.
Задачи:
1.Познакомиться с историей герба; изучить «язык» геральдики, освоить особенности составления герба;
2.Выбрать технику, в которой будет выполнено изображение герба.
3.Организоватьсовместную деятельность по созданию герба.
4.Создать альбом класса «Мой герб- сила и мощь рода».
Участники проекта: классный руководитель, обучающиеся 5 «Б» класса, родители.
По количеству:групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный
Вид проекта: творческий, информационный, с открытой координацией
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
№п\п |
Виды ресурсов |
Расходы |
Источник финансирования |
1 |
материальные (канцтовары) |
300 рублей |
родители |
2 |
информационные(справочная литература, интернет – ресурсы, фотографии из семейного альбома); |
|
|
3 |
технические (видеокамера, фотоаппарат, компьютер, принтер, брошюрование) |
100рублей |
спонсорская помощь |
4 |
кадровые |
|
родители, классный руководитель |
5 |
энергетические |
50 рублей |
спонсорская помощь |
|
|
Итого: 450 рублей. |
|
1 этап – подготовительный.
Мероприятие |
Содержание |
Участники |
Сроки |
Результат |
Классный час «Я и моя семья» |
Анкета «Что я знаю о своей семье?», ознакомление о семейных ценностях, традициях (приложение №1 -2) .
|
Кл. рук., обучающиеся 5Б класса |
09.11. 18. |
Анализ, выявленные проблемы: анкетирование показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья» |
Родительское собрание «Семейные ценности - основа школьной успешности».
|
Беседа о семейных ценностях, традициях семьи(приложение №3).
|
Кл.рук., родители |
12.11.18. |
Создание плана проекта, распредели- ли выступления родителей на празднике. |
Анкета для родителей «Насколько вы знаете своих предков, и привязаны к своим корням?»
|
Анкетирование родителей по данной теме. (приложение №4).
|
Кл.рук., Родители 5 «Б» кл. |
12.11.18. |
Анкетирование показало, что родители живут сегодняшним днём и не чувствуют себя членом семейного клана, семья для них — одна из приятных составляющих жизни. Они поддерживают семейную связь, интересуются своей родословной, корнями, бережно хранят память об ушедших в мир иной родных и близких и желают предать эту связь нити поколений своим детям и внукам.
|
2 этап – основной
Мероприятие |
Содержание |
Участники |
Сроки |
Результат |
Классный час «Занимательная геральдика» |
Изучение теории. Знакомство с нужной информацией по теме проекта из уст родителей, в интернете Что такое семейный герб, каковы особенности его составления (приложение №5).
|
Родители, 5 «Б» кл. |
14.11.-17.11. |
Нашли нужную информацию, ознакомились с ней. |
Творческая мастерская. |
Разработка семейного герба, страницы для альбома. Правила составления герба. (приложение № 6).
|
Кл.рук., Родители, 5 «Б» кл. |
17.11- 20.11. |
Определили название альбома: ««Семейный герб- сила и мощь рода»,страница ориентации – альбомная, по центру– герб, вверху – фамилия семьи, внизу – девиз, справа и слева –описание герба. |
Творческая мастерская. |
Самостоятельная домашняя работа.
|
Родители 5 «Б» кл. |
17.11- 20.11. |
Семья выбирает девиз, рисунки, цвета для герба, учитывая род занятий, интересы всех членов семьи. |
3 этап – заключительный
Мероприятие |
Содержание |
Участники |
Сроки |
Результат |
Формирование альбома |
Расположение в алфавитном порядке. Брошюрование страниц |
Кл.рук., Родители 5 «Б» кл. |
|
Альбом «Семейный герб- сила и мощь рода». |
Районный конкурс социальных проектов |
Представление творческих работ, презентация. |
Кл.рук., Родители 5 «Б» кл. |
30.11.18. |
продукт проектной деятельности: альбом: «Семейный герб- сила и мощь рода» |
Планируемые результаты проекта
Не менее 50% обучающихся с родителями создадут семейный герб.
Дети:
1.Расширятся знания детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, если не было чувства гордости за свою семью, то оно появится.
2.Если ребёнок не знал, когда и почему стали создаваться гербы, он это узнает.
3. то, изучив нужную информацию, он это будет знать, если не умел находить нужный материал в интернете, то научится этому.
4.Изучит виды техник, которые можно использовать для создания герба.
5. Научатся создавать продукт деятельности: альбом «Семейный герб-
сила и мощь рода».
Родители:
1.Ожидается, что увеличится рост числа родителей, принимающих участие в школьных мероприятиях (совместных КТД, родительских собраниях);
2.Через реализацию проекта возрастёт повышение педагогической культуры родителей, установятся доверительные и партнёрские отношения с детьми.
Педагог: освоение ещё одного вида проектов- социального .
Развитие проекта в пост проектной перспективе
Мероприятие |
Содержание |
Участники |
Сроки |
Результат |
Конкурс «Лучший герб класса» |
Творческая работа. Оформление рисунков
|
Кл.рук., Родители 5 «Б» кл. |
декабрь |
Продукт проектной деятельности: герб класса, оформление выставки. |
Старт на новый проект «Моя родословная» |
Оформление папок – личных проектов учащихся по теме. |
Кл.рук., Родители 5 «Б» кл. |
01.12.18. |
альбом: «Моя родословная» |
Выполнение домашнего задания Интервью детей: «Расскажи мне о себе…»
|
Дети задают вопросы каждому члену семьи. (приложение № 7)
|
Родители 5 «Б» кл. |
13.11.18. |
Дети узнали о детстве, школьных годах, где получали профессию, увлечения в молодости, о чём мечтали их родители.
|
Сбор детских фотографий родителей, бабушек.дедушек |
Изготовление газеты. |
Родители кл.рук.,
|
В течение месяца |
Выпуск газеты «Родители в детстве». |
Праздник «Дом, в котором я живу» |
Представление творческих работ, презентация. |
Кл.рук, дети, родители, бабушки, дедушки, администрация школы. |
февраль |
Продукт проектной деятельности: сценарий праздника «Дом, в котором я живу» защита проекта «Моя родословная», презентация альбома «Герб моей семьи». Награждение участников проекта. |
Круглый стол. |
Анализ, самооценка и оценка результатов работы.
|
Кл.рук., Родители 5 «Б» кл |
Конец 3-й четверти |
Выводы со стороны участников, обобщение результатов.
|
4. Литература и использованные источники.
· Энциклопедия для детей. Т. 5.История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра Великого. – 2 –е изд., испр. и доп. / Глав. Ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – 688 с.
· Энциклопедия «Все обо всем» под ред. Шалаевой Г., том № 14, № 8, № 12, № 6. Компания «Ключ – С», 1996.
· Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. – М.: ЦНСО, 2003.
· Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4 – е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
http://geraldika.ru/
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=624142
http://geraldsch40.narod.ru/pravila/pravila1.htm
http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/sverdlov.htm
http://gerb.rossel.ru/ter/sym11
http://www.silaev-ag.ru/heraldry/ustav
Приложение 1.
Анкета для детей. "Моя семья"
1. Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами:
мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя
2. Какие семейные традиции вы
соблюдаете?
- Посещение кино, театра, концертов
- Дни поминовения усопших
- Дни рождения
- Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники . . )
- Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая . . )
- Интеллектуальные конкурсы, викторины
-Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу
- Школьные праздники
3. Отметьте, какими
увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями
- Чтение книг
- Домашнее животное (уход, дрессировка)
- Живопись, рисование
- Шахматы
- Коллекционирование
- Рыбалка
- Спорт
-Шитьё, вышивка, вязание
-Сочинение стихов. сказок, рассказов
4. Какой труд объединяет вашу
семью"
- Общего труда нет, у каждого свое дело
- Уборка квартиры
- Работа в саду, на даче
- Ремонт квартиры
- Уход за маленьким ребёнком
- Уход за домашними животными
5. Собираете ли вы семейные
советы для того, чтобы:
- Обсуждать проблемы воспитания детей
- Обсуждать покупки членов семьи
- Распределять работу по дому, ответственность
- Планировать отпуск
- Распределить бюджет семьи
- Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных
советов;
Приложение 2.
Классный час «Я и моя семья»
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Сегодня я бы хотела поговорить с вами о семье, семейных ценностях, ведь класс – это тоже семья, и от того, как каждый из нас будет относиться к нашей школьной семье, зависит, будет ли хорошо всем нам, всему классу.
- А что такое семейные ценности?
Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
- Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
Каждый человек вкладывает свой смысл в слова: «семья», «родители».
1.У каждого из вас сегодня есть возможность высказать своё мнение, поделиться своими мыслями. Перед вами лежит лист бумаги с незаконченными предложениями.
Вы внимательно прочитайте их и допишите так, как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.
Тест «Незаконченное предложение»
Семья - это….
Мои родители – это
Радость в моей семье – это
Горе в моей семье – это
Вдали от родного дома я буду вспоминать …
Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…
Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…(Дети зачитывают свои ответы по желанию).
2.Мы начинаем игру «Родители глазами детей»
Учитель: У меня в руках 3 конверта, в которых по 1 ситуации. Каждая команда будет представлять себя на месте своих родителей. Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию.
От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос. Но должны всё это обыграть мимикой, может быть даже жестами, так, как вы будете разговаривать со своим ребёнком.
Все вместе обсудим: правильный ли выход из данной ситуации нашли вы - наши «родители».
Задания для детей:
Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
Ребёнок пришёл из школы без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.
Вы поручили ребёнку прибрать и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?
Учитель:
Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение.
Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им.
3.Вспомните пословицы о семье, доме, родителях, об отношении в коллективе.
Когда все вместе, то и душа на месте
При солнышке тепло, при матери - добро
Семья в куче – не страшна и туча.
На что клад, когда в семье лад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
4.Ребята послушайте притчу «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
5.Анкета для детей.
1.Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами:
мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя
- Что ты знаешь о своих предках? Кто? Сколько?
- Если ли тети? Дяди? Другие родственники?
- Дать определения слов – родственные связи, родословная
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
- Посещение кино, театра, концертов
- Дни поминовения усопших
- Дни рождения
- Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники . . )
- Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая . . )
- Интеллектуальные конкурсы, викторины
-Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу
- Школьные праздники.
3. Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями
- Чтение книг
- Домашнее животное (уход, дрессировка)
- Живопись, рисование
- Шахматы
- Коллекционирование
- Рыбалка
- Спорт
-Шитьё, вышивка, вязание
-Сочинение стихов.сказок, рассказов
4. Какой труд объединяет вашу семью?
- Общего труда нет, у каждого свое дело
- Уборка квартиры
- Работа в саду, на даче
- Ремонт квартиры
- Уход за маленьким ребёнком
- Уход за домашними животными
5. Собираете ли вы семейные советы для того, чтобы:
- Обсуждать проблемы воспитания детей
- Обсуждать покупки членов семьи
- Распределять работу по дому, ответственность
- Планировать отпуск
- Распределить бюджет семьи
- Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов;
6.Рефлексия
- Вот и подошёл к концу наш классный час.
- Какой мы можем подвести итог?
- Что мы старались с вами сегодня понять о нашей семье?
- Что вы можете предложить для того, чтобы лучше и больше узнать о своей семье.
-Можно создать большой проект по теме «Моя семья»?
-Сегодняшний классный час пусть будет началом этого проекта, о котором мы поговорим в следующий раз.
- Надеюсь, что мы всем классом всегда будем такими же дружными как сегодня! Будем уважать мнение других, учиться высказывать и отстаивать своё мнение!
Приложение3.
Родительское собрание
«Семейные ценности - основа школьной успешности».
Вид: родительское собрание (мастер-класс).
Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикум.
Цель: Показать важную роль семейных ценностей в успешности обучения детей.
Задачи:
1.Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.
2. Показать важную роль ценностей в каждой семье.
3. Расширить объём знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми.
4. Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений.
5. Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей.
6. Отработка с родителями воспитательных и психологических приёмов поддержки учебной деятельности ребёнка.
Участники: классный руководитель, родители (гости).
Оборудование: Подбор песен на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский дом», «Погода в доме», «Под крышей дома …»)
Для работы в группах: ручки, листы бумаги, бумага с липким краем.
Ожидаемый результат:
создание условий для: более тесных взаимоотношений родителей и детей;
оказания позитивного влияния на воспитание своих детей;
формирование адекватного восприятия детьми и их родителями мнения взрослого, ребёнка.
Предварительная работа .
Творческая группа детей совместно с классным руководителем готовит приглашения на родительское собрание, разработка плана-конспекта родительского собрания.
Изготовление наглядного материала (карточки, высказывания).
Ход собрания.
Собрание проходит в классе. Родители рассаживаются по 3 группам. Во время рассаживания участников собрания звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом, начало начал».
Вступительная часть.
Сегодняшнюю нашу с вами встречу я хочу начать с необычного для вас упражнения – «воображалки». Прошу вас удобно сесть, глубоко вздохнуть, почувствуйте, как вы спокойны. Поставьте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? (Ответ)
Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Как она ведёт себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на веточке? Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.
Тема нашего родительского собрания «Семейные ценности - основа школьной успешности».
Основная часть.
Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую и очень значимую тему.
И начнём мы наш разговор с небольшой разминки.
Как вы думаете, какие факторы влияют на становление вашего ребёнка как личности? (Наследственность, семья, школа, социум).
Какой фактор нужно поставить на первый план?
Я называю слово, а ваша задача подобрать существительные, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Слово «СЕМЬЯ» ( группы родителей приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Накануне родительского собрания среди учащихся было проведено мини-анкетирование. Нужно было ответить на один вопрос – что такое семья?
•Семья – это, где тебя любят.
•Семья – это души огонёк.
•Семья – это близкие люди.
•Семья – это вера, надежда и любовь.
•Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту.
•Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен.
•Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут.
•Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.
•Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.
•Семья – это самое ценное, что есть у нас.
•Семья – это совместные праздники, поход
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей.
А что Вы понимаете под значением определения слова «ценности»?
(Идет работа в группах, родители выбирают на листочках определения, которые они подразумевают под словом ценности. Затем идет зачитывание определений.)
(участие, польза, самоотверженность, значимость, забота, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, агрессия, безразличие, тунеядство, жестокость, коварство, малодушие).
Обобщение всего полученного.
В БСЭ слову Ценность даётся следующее определение:
Ценность, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.
-Итак, мы вспомнили общечеловеческие ценности.
- Но, как мы с Вами понимаем, ценности бывают разные и их принято классифицировать
(Ценности: социальные, политические, экономические, духовные, семейные ценности)
- Из всех перечисленных ценностей нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности.
- Они тоже бывают самыми разнообразными.
- Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.
Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе, из семьи же вытекает и школьная успешность.
Народная мудрость гласит, что "Человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына".
Раз вы находитесь здесь, за нашим круглым столом, значит, дети у вас уже есть, дерево с ценностями мы с вами посадили, а теперь давайте построим дом.
-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях.
(Выходит по одному представителю от группы, объясняя, почему группа выбрала именно то или иное понятие).
(Идет работа в группах, родители выбирают на листочках определения, которые они подразумевают под словом семейные ценности, интересные увлечения, семейные традиции, трудолюбие, подарки, сюрпризы, взаимопомощь, любовь, уют, тепло, добрые друзья, дружба, родители и дети, уважение, бабушки и дедушки, рукоприкладство, алкоголь, безделье, дым сигарет, ложь, брань, лень).
(Звучит песня «Под крышей дома»).
Родители выбирают «правильные» понятия, отрицательные остаются.
Из радуги постройте дом
Основу заложите в нём:
Любовь, радушье и добро,
В нём будет радостно, светло.
А сейчас я попрошу выйти трёх человек и проинсценировать сценку. (Инсценируют гости).
Сценка. Действующие лица: мама, папа, сын.
В комнате сидят мама, папа, сын. Мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю.
Сын: Папа, а как начинаются войны? (Папа откладывает газету).
Папа: Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой…
Мама (вмешивается): Англия не может поссориться с Америкой.
Папа: Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоретический пример. (Отец рассердился)
Мама (повысив голос): Смешно! Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!
Папа (повысив голос): Ничего бредового я ему не внушал!
Мама: Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет! (Мама рассердилась и кинула в мужа клубок).
Сын (встает между ними): Спасибо, папа. Спасибо, мама. Теперь мне ясно, как начинаются войны.
Скажите «Каких семейных ценностей не хватает этой семье»?
Уважаемые родители, перед вами на доске цветочки, но пока они ещё не распустились. Я прошу вас обсудить в группах, какие из семейных ценностей, по вашему мнению, помогут ребёнку стать успешным в школе, записать на лепестках и прикрепить их к доске? (Если ответы повторяются, то это и есть основные ценности). (звучит песня «Погода в доме»)
Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Ты что принес сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так.… Это что? Откуда эта двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?!
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, что ты здесь ревёшь!?
О, Господи! С ума с тобой сойдёшь!
-Будет ли успешным этот ученик?
-Что бы вы посоветовали маме?
-Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Благодаря этому ребёнок становится успешным в школе и в жизни.
-Какие же семейные ценности должны присутствовать в семье, чтобы наши дети стали успешным в школе?
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте (сопереживание)
Всей семьёй Вы способны на многое (поддержка)
Нежная забота друг о друге (любовь)
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга (равенство)
Прислушиваться друг к другу (умение слушать)
Уважение и благодарность (признание)
Чувство безопасности и уверенности (доверие)
Умение принимать человека таким, какой он есть (толерантность)
Умение уступать друг другу (компромисс)
(Появляются определения терминов – задача родителей, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе.)
Итак, чтобы наши дети были успешными в школе и в жизни в наших семьях должны быть:
сопереживание, равенство, поддержка, толерантность, компромисс, любовь, умение слушать, признание, доверие.
И в завершении мне бы хотелось прочитать небольшую притчу « О Карандаше».
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с другими карандашами.
• Как вы понимаете первый наказ, данный карандашу мастером?
• Второй?
• Третий наказ?
• Четвёртый наказ?
• Пятый?
Все наказы, данные карандашу мастером, тоже будут способствовать тому, чтобы ребёнок стал успешным в школе и жизни.
Подведение итога. Рефлексия.
Вот и подошла к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций было дано! Я же подведу итог разговора одной единственной фразой «Душа ребёнка подобна скрипке, как к ней прикоснёшься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребёнка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.
Прошу заполнить анкету. О её результатах поговорим в следующий раз.
Анкета для родителей «Насколько вы знаете своих предков, и привязаны к своим корням?»
1.Знаете ли Вы своих прародителей: дедушек, бабушек, прадедов, прабабушек и т.д., кем они были, род их деятельности, как жили, чем славились?
2. Висят ли у Вас дома семейные фотографии ваших предков, либо хранятся ли в семейных альбомах?
3.Рассказываете ли Вы своим детям о родословной? Ведете ли беседы?
4. Есть ли в интерьере Вашего дома предметы, которые перекочевали из родительской квартиры, достались вам от прародителей?
5.Есть ли в Вашей семье свои семейные традиции?
Решение собрания:
Беречь свои семейные ценности, хранить их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга. Именно семейные ценности являются основой школьной успешности.
Наше собрание будет началом для создания проекта «Моя семья». Он включит в себя несколько проектов.
Уважаемые, родители, на обратной стороне приглашений у вас записано начало предложений, допишите их после окончания собрания. Мне понравилось…
• Я узнал…
• Я смогу применить…
• Я желаю…
Благодарю за понимание и сотрудничество.
Звучит песня «Родительский дом».
Приложение 1 .
Уважаемые ________(ФИО родителей)
Приглашаю вас на родительское собрание по теме
«Семейные ценности – основа школьной успешности»
Цель собрания: показать важную роль семейных ценностей в успешности обучения детей.
В ходе собрания мы рассмотрим следующие вопросы:
• Семья – как одна из важных жизненных ценностей.
• Осознание понятий: взаимопонимание, сопереживание, равенство, поддержка, толерантность, компромисс, любовь, доверие.
• Предпосылки создания ситуаций успеха в каждой семье.
Для более плодотворной работы прошу Вас подготовить фильм (клип, презентацию или рассказ) о традициях, праздниках и обычаях в вашей семье.
Надеюсь на вашу помощь и поддержку.
Жду Вас 12.11.18.г. в 17.00 часов в кабинете № 103 .
Классный руководитель ____________ .
Приложение 2 .
• Мне понравилось…
• Я узнал…
• Я смогу применить…
• Я желаю…
Приложение 4.
Анкета для родителей
«Насколько вы знаете своих предков, и привязаны к своим корням?»
1.Знаете ли Вы своих прародителей
(дедушек, бабушек, прадедов, прабабушек и т.д., кем они были, род их
деятельности, как жили, чем славились?
2. Висят ли у Вас дома семейные фотографии ваших предков, либо хранятся ли в
семейных альбомах?
3.Рассказываете ли Вы своим детям о родословной? Ведете ли беседы?
4. Есть ли в интерьере Вашего дома предметы, которые перекочевали из
родительской квартиры, достались вам от прародителей?
5.Есть ли в Вашей семье свои семейные традиции?
Приложение 5.
Классный час
«Занимательная геральдика»
Цели: - познакомить с историей создания герба России, его составными частями.
Задачи:
-
познакомить с понятием «геральдика», особенностями геральдических изображений;
- формировать умения проектной деятельности; рассуждать, делать выводы,
анализировать.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята.Сегодня мы с вами вновь окунёмся в мир интересных фактов и
событий истории. Прослушайте фрагмент из песни музыка (Звучит музыка «С
чего начинается Родина». Муз. В.Баснер,
сл. М. Матусовского).
2. Актуализация знаний.
- Чему посвящена эта песня? (Родине)
- А как называется наша Родина? (Россия)
Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история.
- Когда вы слышите слово Россия, что представляется вам?
- Все то, что вы перечислили, в истории называется - символами. (Символ -
условный знак, в основе которого лежит древнейшие начертания или геометрические
фигуры). У каждого государства есть свои символы, которые отличают это
государство от других. Они называются государственными символами и закреплены в
основном законе страны – Конституции (Показываем Конституцию).
- Какие государственные символы вы знаете?
-
Верно, государственными символами любой страны является – герб флаг, гимн.
- О каком символе мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Наследство – рыцарей,
Эмблема родовая.
По ним о многом можно рассказать
И каждую страну мы сможем распознать.
- О чем мы сегодня будем говорить? ( О гербе)
- Правильно. Сегодня на занятии мы узнаем историю герба России и познакомимся с
составными частями герба.
3. Основная часть.
- Для этого мы отправимся в путешествие в далекую страну, где правит добрая
волшебница наука Геральдика.
Геральдика – наука о
гербах.
С которой никогда не будет скуки.
Геральдика гербы, символику их изучает,
А также новые гербы создает и составляет.
- В своем путешествие мы побываем на трех станциях Геральдики.
1.
Занимательная Геральдика.
2. Герб России.
3. Сделай сам.
- В каждом королевстве есть главные ворота, которые открываются ключом. Ключ к
нашим воротам – это слово «герб». Что такое герб?
(ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА, ИЗОБРАЖАЕМЫЙ НА ФЛАГАХ, МОНЕТАХ,
ПЕЧАТЯХ.) Герб – это не просто символ государства, это книга, которая
рассказывает об истории государства.
Впервые герб появился в эпоху средних веков. Главными героями этой эпохи
были рыцари. Во время рыцарских боев рыцари отличались друг от друга доспехами
и самым главным формой щитов и изображенными на них гербами. По гербу можно
было без труда узнать человека закованного в латы. В те времена люди обязаны
были уметь «читать гербы».
Да, интересно герб любой расшифровать,
Его, как книжку, можно прочитать,
И вместе с тем историю узнать,
И что-то новое, возможно, открывать.
Побывав на станции «Занимательная Геральдика», вы тоже научитесь читать гербы.
Чтобы поближе познакомиться с частями герба. Основой герба является щит
определенной формы, который покрывали цветом. Какие чаще всего цвета использовали?
Кого и что изображали на щите? В нижней части герба располагался девиз. Цвет,
животное и девиз отображало характер и жизненные принципы хозяина герба.
(Пример - медведь)
- Молодцы. Мы познакомились с основными частями и историей возникновения герба
как символа. Наше путешествие продолжается, следующая станция «Герб России».
- Что символизирует герб России, когда появился этот символ в России, нам
помогут узнать помощники Геральдики герольды. Выходит первый рассказывает об
истории возникновения. Сообщения детей.(4 человека)
1. Двуглавый орел в России впервые появился на государственной
печати Великого князя Ивана 3 в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой
стороне изображался всадник, поражающий копьем змея – символ великокняжеской
власти, а на оборотной стороне – двуглавый орел.
2. За основу современного герба взят герб Петра 1. но двуглавый орел
золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном щите. В центре герба
помещен герб Москвы. Герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах
и лазоревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает копьё в золотое тело
дракона с зелеными крыльями.
3. После Февральской революции 1917 года было принято решение об изменении
государственного герба. После образования СССР в 1924 году был принят
государственный герб СССР. Герб СССР установлен Конституцией СССР (ст.143) в
1923 году и представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара,
в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на 15 языках союзных
республик: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба –
пятиконечная звезда.
4. Указом Президента России, Борисом Николаевичем Ельциным,30 ноября 1993
года введен новый государственный герб, рисунок которого выполнен по мотивам
малого герба Российской империи.
1. Вот красный геральдический щит.
На нем – орел золотой как будто летит,
Он поднял распущенные крылья вверх
И гордо в небе парит, без помех!
2. Орел непростой, видите сами,
Он не с одной, а с двумя головами.
Орел – олицетворенье мужества, активности, обороноспособности,
Бесстрашия, возвышенных устремлений, духовности.
Обновления, омоложения и к новой жизни стремления
3.На груди орла – красный щит:
Серебряный всадник на коне сидит,
За его плечами плащ синий развевается,
С драконом-змеем всадник сражается.
4. А всадник – защитник Отечества, герой,
Покровитель воинов святой,
Это образ князя-змееборца,
Святого Георгия Победоносца.
А черный змей во все времена-
Олицетворение врагов и зла.
- Что символизирует красный цвет? (храбрость, мужество, неустрашимость)
- Что символизирует двуглавый орел?
- На гербе России изображен герб Москвы. Почему? (Москва- столица).
- Что символизирует Георгий Победоносец, поражающий дракона?
4. Практическая часть.
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Говоря о Родине, не стоит забывать
и о малой родине, о том месте, где мы с вами живем. У нее есть тоже свои
символы.
Вам нужно сделать сейчас наброски для семейного герба, а дома с родителями вы продолжите эту работу.
5. Итог
занятия.
Звучит музыка «С чего начинается Родина». Муз.В.Баснер
сл. М.Матусовского.
- С чего начинается Родина? ( С символов государства).
- Что нового вы сегодня узнали о гербах?
- Что было трудно?
- Что больше всего понравилось?
Приложение 1.
Цвета
Красный – символ храбрости, мужества и неустрашимости.
Голубой – символ красоты, мягкости, величия.
Зеленый – символ надежды, радости, изобилия.
Черный – символ мудрости, печали, благоразумия, смирения.
Пурпурный – символ достоинства, силы и могущества.
Металлы
Золото – символ
богатства, справедливости, великодушия.
Серебро – символ чистоты и невинности.
МЕХА
Горностай – символ власти.
Рисунки
Лев – власть, сила,
храбрость, отвага, великодушия.
Бык – плодородие, труд и терпение, а также символ скотоводства.
Конь – совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту
оленя и ловкость лисицы.
Собака – преданность и повиновение.
Кошка – символ независимости.
Овца (ягненок) – символ кротости.
Волк – символ злости, прожорливости и алчности.
Медведь – символ предусмотрительности и силы.
Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель.
Кабан – символ мужества.
Слон – символ долгой памяти.
Птицы
Орел – символ власти и господства, великодушия и прозорливости.
Павлин – символ тщеславия.
Ворон – символ родительской любви.
Журавль ( с камнем в одной лапе) – символ бдительности.
Сокол – символ мужского благородства.
Насекомые
Пчела –
трудолюбие. Муравей – трудолюбие.
Бабочка – эмблема непостоянства.
Морские животные Дельфин –
эмблема силы.
Змеи
Змей,
который может быть и драконом – символ предосторожности и мудрости.
Змей свернувшийся кольцом символизирует вечность.
Змей поражаемый героем символизирует зло.
Змей ползующий – символ печали, раздора, неблагодарности, зависти.
Змей пьющий из чаши – символ медицины.
Растения
Дуб – крепость и сила. Пальма –
долголетие. Лавр – слава и почет. Ель –
плодородие и обновление. Оливковое дерево – символ мира.
ДЕВИЗЫ
« Верность и терпение»
« Трудом и усердием»
«Путем правды и усердия»
«Усердие всё превозмогает»
«Твердостью и усердием»
«Отечеству принесу богатство, себе оставлю имя»
«Преданностью и усердием»
«Дела – не слова»
«Славу должно увеличивать деяниями»
Приложение 2. Памятка работы в группе.
Обсуди цвет щита.
Выбрать рисунок,. (Можно использовать несколько символов и несколько цветов)
Выбрать девиз. Написать его на девизной ленте.
Составить небольшое сообщение о своем гербе.
Почему выбрали такой цвет, рисунок, девиз. Объяснить.
Приложение 3.
Приложение 6.
Основные правила геральдики
Любой герб, как правило, составлен из определенных частей. Основой герба является щит. В древности, в средние времена формы воинских щитов поражали своим многообразием:
Большое значение имеет цвет, свое происхождение. Он тоже ведет из глубины веков. В древности щиты, чаще всего были деревянными, для прочности и красоты их обтягивали шкурками животных, оковывали металлом. Военачальники и короли для украшения своих щитов использовали золото, серебро, яркие разноцветные эмали. В наши дни при создании гербов используются металлы и эмали – цветные краски. Однако при составлении гербов не все цвета можно использовать. Геральдических цветов только семь.
Важное значение имеет не только цвет, но и рисунки-символы и их место расположения на гербе. Ещё в древности народы выбирали себе отличительные знаки. У готов символом был полумесяц или крест. У франков — крест над кругом. У англов — мифический дракон или крест в сопровождении птиц, шаров. У датчан — ворон, у саксов — лев или роза.
В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба.
Так, например, рыцари, только отправляющиеся на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц, показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах за освобождение Гроба Господня тяжелые раны. На участие в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины, которые составляли непременную принадлежность одежды рыцарей, отправляющихся в Святую Землю.
Правила
составления семейного герба:
1)
Прежде чем составлять герб, вы должны изучить основы геральдики.
2) Вы должны иметь максимум знаний о своем роде.
3) Помните, что единичный факт не является характерным для рода. Ваше
обоснование должно быть объективным, т.е. отражающим черты.
4) Величина, изображенной в гербе фигуры, должна быть соразмерна с полем,
в котором помещена. Геральдические фигуры выбираются произвольно. Если в одном
поле помещается несколько фигур, то величина, соответственно, становится
меньше, причем однородные фигуры должны быть одной величины.
5) Всякая фигура занимает в гербе определенное место. При составлении
современных гербов будущие владельцы желают поместить в рисунок как можно
больше элементов, вероятно, рассчитывая, подчеркнуть его значимость.
Они забывают ценность герба – не в количестве символов на них нарисованных, а в
том, чтобы эти элементы соответствовали единому замыслу и могли рассказать
историю рода. Поэтому, чем проще и лаконичнее герб, тем ценнее. Первые гербы
вообще имели на щитах простейшие рисунки в виде линий и полос.
Чтобы нарисовать свой герб необходимо:- Изучить свою родословную (какие
профессии, чем славились).- Решить какая будет форма щита (на нем наносится
изображение ).
- Какой основной цвет, он несет смысл.
- И конечно девиз, без него нельзя, он должен отражать вашу внутреннюю суть.
Например,
ваш прадедушка был прекрасным сапожником, воевал в первую мировую войну, имел
награды. Прабабушка была отличной портнихой. Все это условными знаками можно
изобразить на гербовом щите (прямоугольники с закруглениями внизу), разделив
его на несколько частей. Для сапожника – сапог, портнихи – ножницы. По краям
щита можно пустить ленту Георгиевского креста (знак, что ваши предки достойно
воевали).
Профессионально разработанный по законам геральдики с учетом индивидуальных
особенностей, энергетики, колористики, герб является мощным оберегом
своего владельца, объединяющим род и принося ему жизнестойкость и процветание.
Герб
построен на 7 семейных принципах:
1.
Орел – это символ могущества, смелости и быстроты, великодушия и прозорливости
2. Звезда – это символ вечности, для нашей семьи означает высокие
устремления, счастье.
3. Крест – означает божество жизни, преемственность православных традиций.
4. Золотой дуб – из небольшого имени произрастает могучий дуб. Для нашей семьи
главное – корни (начало). Сила растения в корне, и наша сила – наследие,
оставленное нам предками: уважение к родителям, почитание родителей и старших.
5. Желтый цвет – для нас символ богатства, справедливости и великодушия.
6. Голубой цвет – символ красоты, мягкости, величия.
7. Девиз – в переводе с латинского языка «ВМЕСТЕ СИЛЬНЕЕ». VIS –
ВМЕСТЕ, UNITA - МЫ, FORTIOR – СИЛА.
Рисунки, шаблоны
Приложение 7.
Интервью: «Расскажи мне о себе…» Дети задают вопросы каждому члену семьи.
- В какие игры играл в детстве?
- Любимые предметы в школе.
- Самое яркое событие из школьной жизни
- В каком учебном заведении получал профессию?
- Увлечения в молодости?
- Самое удивительное в жизни?
- О чём мечтает?
- Что больше всего радует?
- Какие качества человека уважает?
- Что желает своему ребёнку?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.