Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Профессиональное училище № 13 имени дважды Героя Социалистического Труда В.И.Штепо»
Социальный проект по профилактике семейного неблагополучия
«Семья – это счастье!»
Автор:
А. А. Жиганова,
педагог-психолог
г. Калач - на - Дону
2020г
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА «Семья - это счастье!»
Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов, социальную помощь и поддержку.
Для ранней профилактики семейного неблагополучия основными направлениями деятельности специалистов отделения психолого-педагогической помощи, является восстановление функций семьи, оптимизация детско-родительских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, что обеспечивает нормальное воспитание и образование ребенка в семье, восстановления утраченных семейных связей и формирования осознанной родительской позиции.
Акцент в деятельности педагога-психолога делается на работу с семейным окружением ребенка с позиции системного подхода.
Проект «Право на счастье» рассчитан на три года.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
ü семьи, подверженные кризисным ситуациям, воспитывающие несовершеннолетних детей;
ü родители и несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной помощи
о поддержке;
ü семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
ЦЕЛЬ:
Оказать психолого-педагогическую помощь и сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить трудную жизненную ситуацию семьи и ее проблемы.
2. Организовать психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей.
3. Организовать психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений.
4. Мотивировать семью на самостоятельное решение создавшихся проблем.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Организационные: планирование, координирование, информирование.
Диагностические: анкетирование, тестирование, наблюдение, сбор информации, изучение ситуации в семье.
Практические: «Школа родительского всеобуча», тренинги, индивидуальные и групповые занятия, праздничные мероприятия, информирование родителей, показ презентаций, социальных роликов, видео-слайдов.
Аналитические: диагностирование, экспресс-анкетирование, анализ, обобщение.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
ü массовый метод (праздничные мероприятия);
ü групповой (тренинги, тематические беседы, развивающие занятия);
ü индивидуальный (консультирование, опросы, беседы, анкетирование).
Обоснование проблемы
. На основе анализа социальных паспортов классов были выявлены семьи по тем или иным показателям попадающих в группу риска.
Можно выделить причины данных проблем:
- занятость родителей на работе;
- часто родители перекладывают проблемы в воспитании детей на сотрудников и педагогов школы;
- родители, ведущие аморальный образ жизни и отклоняющиеся от воспитания своих детей;
- подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка;
- агрессивную реакцию конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения;
- погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий.
В таких семьях отсутствует контроль успеваемости и посещаемости подростка, а также поведение в училище и на улице. Подросток предоставлен сам себе, у него не сформированы интересы к какой-либо деятельности, ему не хватает родительской любви и ласки. Многие дети воспитываются только одним родителем, чаще всего воспитанием занимаются матери. У таких детей возникают проблемы с учебой и поведением и даже иногда ими совершаются правонарушения и преступления. Единые требования семьи и училища к ребёнку – одно из условий правильного воспитания детей в семье.
Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии.
Проанализировав ситуацию, было принято решение определить тему проекта «Профилактика семейного неблагополучия» через создание социального проекта «Семья - это Счастье!».
СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОГРАММЫ, ПРОЕКТА
1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Организационный этап:
ü выявление неблагополучных семей (КДН и ЗП, ПДН, училище, личное обращение, ближайшее окружение);
ü проверка полученной первичной информации о семье.
Практический этап:
ü изучение семьи и ее проблем: сбор предварительных данных о семье (ребенке);
ü изучение ситуации в семье: оценку семейной ситуации, как трудной,
кризисной либо опасной;
ü разработка ИПР;
ü проведение коррекционных мероприятий с семьей;
ü тестирование, анкетирование;
ü определение эффективности выполнения ИПР;
ü разработка памяток, буклетов.
Аналитический этап:
ü обобщение результатов ИПР;
ü анализ и обобщение результатов анкетирования, тестирования за
отчетный период;
ü мониторинг эффективности реализации проекта, внесение коррективов.
2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Направление |
|
Содержание |
|
|
Категории |
|
|
Формы работы |
|
|||||||||
|
|
|
|
работы |
|
|
|
|
|
|
участников |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Социально- |
|
педагогическое |
|
|
Родители, |
|
- тематические беседы «Благовест»; |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
просвещение |
и |
|
|
несовершеннолетние |
|
- акция « Пусть сбудутся детские |
|
|||
|
|
педагогическое |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
педагогическая |
|
|
|
|
мечты»; |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поддержка |
родителей, |
|
|
|
|
- встречи с духовными людьми, |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
духовно-нравственное |
|
|
|
|
творческими, известными для оказания |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
воспитание семей. |
|
|
|
|
помощи достичь своей цели, идеи, |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мечты; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
организация |
деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
молодежных групп взаимоподдержки; |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- организация досуговой деятельности; |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- праздничные мероприятия |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Социально- |
|
профилактику семейных |
|
|
Родители, |
|
- психологические тренинги; |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
разводов, |
|
|
|
несовершеннолетние |
|
- консультации, рекомендации; |
|
|||||
|
психологическое |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
психологическую |
|
|
|
|
-родительский всеобуч «Стиль |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поддержку и |
|
|
|
|
|
семейного воспитания и его влияние на |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
психологическое |
|
|
|
|
развитие личности ребенка». |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
просвещение родителей. |
|
|
|
|
- сминар-практикум для родителей детей, |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
которые не посещают детский сад. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социально- |
|
правовое |
просвещение |
|
Родители |
|
- родительский всеобуч; |
|
|
||||||||
|
|
|
|
правовое |
|
родителей |
по защите |
|
|
|
- консультации, рекомендации |
|
||||||||
|
|
|
|
|
прав |
и |
законных |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
интересов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
несовершеннолетних, |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
права, |
обязанности и |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответственность |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родителей |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
содержанию, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
воспитанию, |
развитию и |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обучению детей. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация проекта «Право на счастье» через систему
запланированных мероприятий способствует:
· получению психолого-педагогических и правовых элементарных знаний родителей и детей;
· восстановлению функций семьи;
· налаживанию детско-родительских отношений;
· повышению уровня семейной культуры;
· формированию навыков самопомощи и саморазвития;
· формированию осознанной родительской позиции;
· снижению количества социально-неблагополучных семей на территории Березовского района на 3%, состоящие на учете в отделении психолого-педагогической помощи (служба профилактики семейного неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь»);
· сохранению семьи и родителей для ребенка.
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКГИВНОСТИ
В качестве параметров, отражающих состояние семьи используется:
· анкета «Хорошие ли мы родители?», сами вопросы которой как бы подвигают родителей на осознание себя, своей роли в воспитании;
· анкета «Как ты чувствуешь себя дома?» можно предложить как родителям, так и детям. Самочувствие всех членов семьи является важным фактором в воспитании ребенка;
· опрос методом незаконченного предложения дает более обширный материал для раздумий. Он труднее поддается систематизации и классификации, но для индивидуальной диагностики более полный. Дети или родители дают продолжение заданного предложения и, рассуждая на заданную тему, пишут мини сочинение объемом пол страницы – страница. Данная методика при группировании ответов может дать рейтинговый показатель интересов, увлечений, предпочтений опрашиваемых. Примером служит исследования «Ценностные ориентации коллектива»:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей и детьми. — М., 2007.
2. Технология работы по взаимодействию социальной службы с семьей по проблемам ранней профилактики семейного неблагополучия. — М., 2007.
3. Формирование механизмов самопомощи и саморазвития при ранней профилактике семейного неблагополучия. — М., 2007.
4. Защита детства: формы, методы, технологии. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001.
5. О социальном: сборник научных трудов преподавателей и студентов
кафедры «Социальная работа». – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003.
6. Журнал «Социальное обслуживание» - № 1, 2005.
7. Журнал «Беспризорник» - № 4, 2006.
8. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей и детьми. — М., 2007.
9. Технология работы по взаимодействию социальной службы с семьей по проблемам ранней профилактики семейного неблагополучия . —
М., 2007.
10.Формирование механизмов самопомощи и саморазвития при ранней профилактике семейного неблагополучия . — М., 2007.
11.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М., 2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.