Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку.docx
Социальный педагог и неблагополучная семья.
Как помочь ребенку?
Основная задача образования дать каждому ребёнку тот уровень образования и
воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также
развить свои потенциальные способности.
Цель социальнопедагогической деятельности создание благоприятных условий для
реализации прав ребёнка в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной,
толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству,
самоопределению и самосовершенствованию.
Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:
изучение психологопедагогических особенностей личности,
условий жизни
обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
выявление причин возникновения у учащихся
o проблем в обучении,
o проблем в поведении,
o правонарушений
o и принятия мер по их устранению;
o оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным
категориям социальной незащищённости.
В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых
могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под
опекой, учащиесяинвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание
приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.
Поэтому для эффективного решения поставленных задач я взаимодействую со всеми
участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом
школы и социальными службами города.
Подробнее расскажу о работе социального педагога с неблагополучными семьями.
Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы
риска". Дети "группы риска" это те дети, которые находятся в критической ситуации под
воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети изза
отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами,
которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую
вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и
педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п. Факторами риска при этом являются следующие:
Индивидуальные
Семейные
Школьные
В группе
В обществе
особенности ребёнка
низкая самооценка;
конфликты
в
плохая
нежелание учиться;
жизнь в обществе,
сверстников
застенчивость;
плохая успеваемость;
семье;
безнадзорность;
успеваемость;
низкий
давление
сверстников;
нарушение
дисциплины;
положительные
установки
отношению
психотропным
веществам
родители,
употребляющие
моральный
уровень
дружба
подростками,
алкоголь;
физическое
по
учеников;
и
конфликты с
употребляющими
алкоголь
к
психологическое
насилие в семье;
педагогами
отсутствие
дисциплины
способствующем
употреблению
с
табака, алкоголя;
отсутствие
поддержки
стороны общества;
со
и
нищета
экономическая
нестабильность
Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с
нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка,
а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.
Алгоритм оказания ребёнку социальнопедагогической поддержки включает в себя два
этапа:
1 этап выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
2 этап координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.
Расскажу об организации этой работы в нашей школе (это только один из возможных
вариантов).
В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы
с классом. Корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об
учащихся "группы риска".
На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся
инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведена Личная папка, в которую заносится
необходимая информация о ребёнке (характеристика учащегося, отражающую учебную
деятельность и характеристику межличностного общения) и его семье. В ней собрана вся
необходимая информция, отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды,
письма в УВД, ходатайства и т.д.). Составляется "план индивидуальной работы" с этими учащимися . План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса,
а также у социального педагога в соответствующих папках.
В папке так же содержатся сведения о родителях, краткую информацию о бытовых
условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.
Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его
семью. Тогда составляется акт обследования жилищнобытовых условий семьи, который
отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для
выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище,
одежде и т.д.
На каждую проблемную семью можно составить социальную карту, которая содержит
подробную информацию о семье и картуграфик профилактических и коррекционных
мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй.
Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить
существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.
Трудностей у детей "группы риска" действительно много, и риск возникновения иногда
целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных.
Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.
1 проблема малообеспеченность семей.
Дети "группы риска" часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности
необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:
1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят
предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и
составления акта обследования жилищнобытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что
учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Педагогическом совете
с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной
жизненной ситуации.
2) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.
3) Взаимодействие с ЦСПСиД и Управлением социальной защиты населения. В результате
предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и
получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные
путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.
2 проблема успеваемость и посещаемость детей. Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном
заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость
учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.
Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и
еженедельно успеваемость детей "группы риска", по результатам проводить беседы с учащимся,
классным руководителем, учителемпредметником, администрацией школы, инспектором ОДН.
После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В
случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не
приводят к положительному результату, обращаюсь с письмами в УВД, КДН и ЗП, отдел опеки и
попечительства.
Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический
консилиум в составе администрации школы, социального педагога, психолога, классного
руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется
план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий
дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).
3 проблема безнадзорность детей во внеурочное время.
Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные
ситуации, совершить правонарушения.
Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во
внеурочное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и рекомендуем
бесплатные занятия.
Особое внимание уделяем занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается
информация о занятости в летний период детей группы "риска».
4 проблема наличие вредных привычек и совершение правонарушений.
В школе профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:
реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике
применения психоактивных веществ;
проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН, представителей КДН и
ЗП, медицинских психологов наркологического отделения;
индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ОДН.
5 проблема профориентация подростков "группы риска" (устройство после окончания
гимназии). Совместно с психологом проводим диагностику учащихся с целью определить
профессиональную предрасположенность этих ребят, затем консультации о возможных
вариантах продолжения обучения в нашем городе и ближайших городах. Трудоустройство
учащихся «группы риска» в школьную трудовую бригаду.
2 направление работа с семьёй.
Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной,
кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления оказания помощи ребенку и
изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо
приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.
Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно
нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и
педагогической грамотности родителей.
Направления работы:
Совместная
деятельность
Организация
лектория для
Изучение и
диагностика семей
Организация
социально
Индивидуальная
работа с семьями
школы и
родителей
родителей
психологической
службы
знаний с
классные часы с
приглашением на
приглашением
социальный паспорт
класса;
индивидуальные
консультации
выявление
проблемных семей;
родительские
собрания врача,
изучение мнение
родительской
психолога для детей
и родителей;
организация рейдов
в семьи, бесед с
родителей;
спортивные
конкурсы;
праздники
психолога,
социального
общественности,
собеседование с
реабилитационная
работа
"День матери",
"Последний
педагога,
сотрудников УВД,
родительскими
комитетами;
проблемными
семьями;
родителями,
с
по необходимости
привлечение
внимания
УВД,
звонок";
поездки,
экскурсии.
специалистов
опеки
дня
проведение
открытых дверей
консультации по
профориентации
Управления опеки,
КДН и ЦСПСиД
для родителей.
для учащихся и
родителей.
В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи,
нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и
групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социальнопедагогическая защита прав ребенка. Их цель оказание конкретной образовательной, посреднической,
психологической помощи.
Дети "группы риска", часто их называют "трудными детьми" доставляют много забот
классному руководителю и педагогам. Поэтому очень важно социальному педагогу суметь
подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать
следующие принципы:
принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то
личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с
другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности
расцветает);
принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам
школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои
формы и метода воспитательного воздействия);
принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и
школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок
инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих
проблем, задач, проектов);
принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым,
даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его
от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя,
научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство
ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт
планирования и рефлексии своей деятельности);
принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны
иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России,
действовать на ее благо);
принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой,
подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его
педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с
другом, детей и их родителей).
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и
юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и
полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к
вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку в дальнейшем реализовать свой физический и
творческий потенциал.
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.