Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Оценка 4.9

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Оценка 4.9
Научные работы
docx
психологическая работа +1
11 кл
04.03.2019
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку.docx
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку? Основная   задача   образования   ­   дать   каждому   ребёнку   тот   уровень   образования   и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Цель   социально­педагогической   деятельности ­   создание   благоприятных   условий   для реализации   прав   ребёнка   в   учебном   заведении,   т.е.   условий   для   развития   нравственной, толерантной,   физически   здоровой   и   социально   активной   личности,   способной   к   творчеству, самоопределению и самосовершенствованию. Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:   изучение   психолого­педагогических   особенностей   личности,   условий   жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем; выявление причин возникновения у учащихся o проблем в обучении, o проблем в поведении, o правонарушений o и принятия мер по их устранению; o оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости. В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой,   учащиеся­инвалиды,   учащиеся   из   малообеспеченных   семей.   Особое   внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем. Поэтому   для   эффективного   решения   поставленных   задач   я   взаимодействую   со   всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и социальными службами города. Подробнее расскажу о работе социального педагога с неблагополучными семьями. Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы риска". Дети "группы риска" ­ это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием   некоторых   нежелательных   факторов.   Риску   обычно   подвергаются   дети   из­за отсутствия   нормальных   условий   их   полноценного   развития.   Нежелательными   факторами, которые   воздействуют   на   детей   с   особенностями   развития   и   обуславливают   большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п. Факторами риска при этом являются следующие: Индивидуальные Семейные Школьные В группе В обществе особенности ребёнка низкая самооценка; конфликты   в плохая нежелание учиться; жизнь   в   обществе, сверстников застенчивость; плохая успеваемость; семье; безнадзорность; успеваемость; низкий давление сверстников; нарушение дисциплины; положительные   установки отношению психотропным   веществам родители, употребляющие моральный уровень   дружба подростками, алкоголь; физическое по   учеников; и конфликты   с употребляющими алкоголь к психологическое насилие в семье; педагогами отсутствие дисциплины способствующем употреблению с табака, алкоголя; отсутствие поддержки стороны общества;   со и нищета экономическая   нестабильность Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи. Алгоритм оказания ребёнку социально­педагогической поддержки включает в себя два этапа: 1 этап ­ выявление детей, нуждающихся в специальной помощи; 2 этап ­ координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности. Расскажу об организации этой работы в нашей школе (это только один из возможных вариантов). В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Корректируются   списки детей по категориям, формируется банк информации об учащихся "группы риска".  На   каждого   ученика   из   неблагополучных   семей,   находящихся   под   опекой,   учащихся­ инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведена Личная папка, в которую заносится необходимая   информация   о   ребёнке   (характеристика   учащегося,   отражающую   учебную деятельность   и   характеристику   межличностного   общения)  и   его   семье.   В   ней   собрана   вся необходимая информция, отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в УВД, ходатайства и т.д.).   Составляется   "план индивидуальной работы" с этими учащимися .  План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса, а также у социального педагога в соответствующих папках.  В   папке   так  же   содержатся   сведения  о   родителях,   краткую   информацию   о  бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания. Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью.   Тогда   составляется акт   обследования   жилищно­бытовых   условий   семьи, который отражает   санитарное   состояние   квартиры,   наличие   у   ребёнка   места   для   отдыха,   места   для выполнения   домашних   заданий,   обеспеченность   необходимых   потребностей   ребёнка   в   пище, одежде и т.д. На каждую проблемную семью можно составить социальную карту, которая содержит подробную   информацию   о   семье   и карту­график   профилактических   и   коррекционных мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй. Такой   тщательный   сбор   информации   о   ребёнке   и   его   семье   часто   помогает   выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь. Трудностей у детей "группы риска" действительно много, и риск возникновения иногда целого   комплекса   проблем   в   разных   областях   жизни   у   этих   ребят   выше,   чем   у   остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании. 1 проблема ­ малообеспеченность семей. Дети   "группы   риска"   ­   часто   голодные   и   неухоженные   дети,   поэтому   по   возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь: 1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно­бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Педагогическом совете с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации. 2) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям. 3)   Взаимодействие   с     ЦСПСиД   и   Управлением   социальной   защиты   населения.   В   результате предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории. 2 проблема ­ успеваемость и посещаемость детей. Родители в таких семьях часто равнодушно относятся  к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка. Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей "группы риска", по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем­предметником, администрацией школы, инспектором ОДН. После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату, обращаюсь с письмами в УВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства. Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в   составе   администрации   школы,   социального   педагога,   психолога,   классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план   индивидуальной   работы   с   учащимся   по   ликвидации   пробелов   в   знаниях,   включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.). 3 проблема ­ безнадзорность детей во внеурочное время. Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения. Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеурочное   время.   Привлекаем   ребят   к   занятиям   в   школьных   кружках   и       рекомендуем бесплатные занятия. Особое   внимание   уделяем   занятости   детей   в   каникулы.   Ежегодно   собирается информация о занятости в летний период детей группы "риска».  4 проблема ­ наличие вредных привычек и совершение правонарушений. В школе профилактическая работа ведется в этом направлении посредством: ­   реализации   плана   работы   по   сохранению,   укреплению   здоровья   учащихся   и   профилактике применения психоактивных веществ; ­ проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН, представителей КДН и ЗП, медицинских психологов наркологического отделения; ­ индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ОДН. 5 проблема ­ профориентация подростков "группы риска" (устройство после окончания гимназии). Совместно   с   психологом   проводим   диагностику   учащихся   с   целью   определить профессиональную   предрасположенность   этих   ребят,   затем   консультации   о   возможных вариантах   продолжения   обучения   в   нашем   городе   и   ближайших   городах.   Трудоустройство учащихся «группы риска» в школьную трудовую бригаду. 2 направление ­ работа с семьёй. Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления ­ оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.   Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно­ нравственном,   правовом   воспитании   детей,   на   повышение   социальной,   психологической   и педагогической грамотности родителей. Направления работы: Совместная деятельность Организация лектория для Изучение и диагностика семей Организация социально­ Индивидуальная работа с семьями школы и родителей родителей психологической службы     знаний   с классные часы с приглашением   на приглашением социальный паспорт класса; индивидуальные консультации выявление проблемных семей; родительские собрания   врача, изучение   мнение родительской психолога для детей и родителей; организация   рейдов в   семьи,   бесед   с родителей; спортивные конкурсы; праздники психолога, социального общественности, собеседование   с реабилитационная работа   "День   матери", "Последний педагога, сотрудников   УВД, родительскими комитетами; проблемными семьями; родителями, с по   необходимости привлечение внимания   УВД, звонок"; поездки, экскурсии. специалистов опеки   дня проведение открытых   дверей консультации   по профориентации Управления   опеки, КДН и ЦСПСиД для родителей. для   учащихся   и родителей. В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся   в   постоянном   контроле   и   помощи.   С   ними   проводится   индивидуальная   и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социально­педагогическая защита   прав   ребенка.   Их   цель   ­   оказание   конкретной   образовательной,   посреднической, психологической помощи. Дети   "группы   риска",   часто   их   называют   "трудными   детьми"   доставляют   много   забот классному   руководителю   и   педагогам.   Поэтому   очень   важно   социальному   педагогу   суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:          принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются); принцип   коллективной   деятельности (личность   должна   уметь   согласовываться   с другими,   индивидуальность   в   правильно   организованной   коллективной   деятельности расцветает); принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других); принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия); принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов); принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием); принцип   стимулирования   самовоспитания (каждый   школьник   должен   знать   себя, научиться   критически   рассматривать   свои   поступки,   воспитывать   в   себе   чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности); принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо); принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной  общей  цели.  Кроме того, каждый педагог  должен  помнить,  что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей). Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими   службами,   ребёнком   и   его   семьёй,   мы   имеем   возможность   поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность   собственной   личности.   Это   позволит   нам   воспитать   человека,   готового   к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку ­ в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?

Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребенку?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019