Социальный педагог в системе правовых отношений

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время Россия является государством, пытающимся создать нормативно-правовую базу, практически во всех отраслях, в том числе и социальных. Социальный педагог, как и все граждане России, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как не знание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на следующие правовые акты;
Иконка файла материала Социальный педагог в системе правовых отношений.doc
Социальный педагог в системе правовых отношений В настоящее время Россия является государством, пытающимся создать нормативно­правовую   базу,   практически   во   всех   отраслях,   в   том   числе   и социальных. Социальный   педагог,   как   и   все   граждане   России,   должен   обладать знаниями нормативно­правовой базы, так как не знание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на следующие правовые акты; По Никитиной [50; С. 27] их можно условно разделить на пять групп по субъектам издания: 1) международные документы; 2) российские документы федерального значения;  3) значимые   для   специалиста   и   сферы   его   профессиональной деятельности документы субъекта РФ;  4) документы муниципальных образований; 5) внутриучрежденческие документы. В   числе   международных   документов,   которые,   выступают   в   качестве регламентирующих и рекомендующих: Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная 13 июня 1990 году.[16]   В   ней   обозначены   основные   и   наиважнейшие   аспекты   развития законодательства,   и   других   нормативно­правовы   актов,   направленных   на защиту   и   полноценное   развитие   ребенка.   Для   социального   педагога   эти направления   должны   быть   основными   и   наиважнейшими,   так   как   он непосредственно работает с детьми, которых должен защищать. Среди Российских документов федерального значения: Конституция. Статья   38   Конституции   декларирует:   «Материнство   и   детство,   семья находятся под защитой государства»[1].В   Гражданском   кодексе   Российской   Федерации   [7]   нет   акцента   на определенную   деятельность   социального   педагога,   но   в   нем   очень   много говорится о том, как должен происходить тот или иной вид деятельности, например,  установление эмансипации.  Наиважнейшими   в   работе   социального   педагога   являются   раздел  IV «Права   и   обязанности   родителей   и   детей»   глава   11   «Права несовершеннолетних детей»[8] Семейного кодекса Российской Федерации. Законодатели предусмотрели формы защиты детей от различного рода насилия   в   семье,   с   чем   может   столкнутся   социальный   педагог   в   своей деятельности. Для работы социального педагога с детьми делинквентного поведения, а тем более с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы   Уголовного   кодекса   Российской   Федерации,   для   того   чтобы предупредить,   а   в   некоторых   случаях   защитить   несовершеннолетних   от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы,   связанные   с   несовершеннолетними,   является   раздел  V  «Уголовная ответственность несовершеннолетних»[7] Особо важным в Кодексе законов о труде Российской Федерации [15] для   социального   педагога   в   трудовой   деятельности   несовершеннолетних является глава XII «Труд молодежи», но не только, в других статьях кодекса тоже   есть   ограничения   использования   детского   труда,   а   также   основные гарантии несовершеннолетним работникам. В   связи   с   тем,   что   деятельность   социального   педагога   связана непосредственно с детьми, то немаловажное значение имеет для него знание Закона Российской Федерации «Об образовании» 1993года[14]. Социальному педагогу,   работающему   в   социальных   службах,   необходимо   знание   основ социального   обслуживания   населения,   то   есть   Федерального   закона   «Об основах   социального   обслуживания   населения   в   Российской   Федерации» 1995года[9].   Вышеуказанный   закон   гласит:   «Социальное   обслуживаниепредставляет   собой   деятельность   социальных   служб   по   социальной   социально­медицинских, поддержке,   оказанию   социально­бытовых, психолого­педагогических,   социально­правовых   услуг   и   материальной помощи,   проведению   социальной   адаптации   и   реабилитации   граждан, находящихся   в   трудной   жизненной   ситуации»,   только   все   это   нужно преломить   на   детей   и   молодежь,   так   как   социальный   педагог   работает непосредственно с этими слоями населения.  В соответствии с этим для него становится важен закон «Об основных гарантиях   прав   ребенка   в   Российской   Федерации»   1998года   [9].   В   нем говорится   о   государственном   признании   детства   важным   этапом   жизни человека, и провозглашаются принципы приоритетности подготовки детей к полноценной   жизни   в   обществе,   развития   у   них   общественно   значимой   и творческой   активности,   воспитания   в   них   высоких   нравственных   качеств, патриотизма   и   гражданственности.   Этот   Федеральный   закон   регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий, прав и законных   интересов   ребенка   в   Российской   Федерации,   что   и   является предметом деятельности социального педагога. Социальному   педагогу   приходится   работать   со   всеми   детьми,   в   том числе   и   с   детьми,   которые   остались   без   попечения   родителей.   Чтобы продуктивнее   работать  в  этом   направлении,  необходимо  знание   закона «О дополнительных   гарантиях   по   социальной   защите   детей­сирот   и   детей, оставшихся без попечения родителей»1996года[6]. В нем определены общие принципы,   содержание   и   меры   государственной   поддержки   детей­сирот   и детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   а   также   лиц   из   их   числа   в возрасте до 23 лет.  В   некоторых   случаях   открываются   детские   дома   семейного   типа,   в обстановке   дома,   для   успешной   социализации   ребенка,   в   связи   с   этим социальный педагог должен знать Постановление Правительства России «О детском   доме   семейного  типа»  от 19  марта 2001года [18],  где  прописаныусловия   и   механизм   передачи   ребенка   в   семью   на   воспитание несовершеннолетнего. Сталкиваясь   с   проблемами   детей,   невольно   возникает   вопрос,   о профилактике безнадзорности, и в этом социальному педагогу поможет закон, регулирующий   эти   правовые   нормы,   который   называется   «Об   основах правонарушений системы   безнадзорности профилактики     и   несовершеннолетних» 1999года[5]. Основными   задачами   и   принципами   деятельности   в   системе профилактике   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних являются:  1.Задачи   ­   предупреждение   безнадзорности,   беспризорности, правонарушений   и   антиобщественных   действий   несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально   ­   педагогическая   реабилитация   несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление   и   пресечение   случаев   вовлечения   несовершеннолетних   в совершение преступлений и антиобщественных действий. 2.Принципы   ­   законности,   демократизма,   гуманного   обращения   с несовершеннолетними,   поддержки   семьи   и   взаимодействия   с   ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности   полученной   информации,   государственной   поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по   профилактике   безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. В   деятельности   социального   педагога   необходимо   знание   и   умение практически всего, что связано с детьми, но также важна и семья, так как ребенок живет непосредственно в ней, следовательно, значит для социальногопедагога это тоже важный элемент его деятельности. На сегодня в Российской Федерации   действуют   законы,   которые   направлены   на   поддержку   семьи   и семейного бюджета. Один из них – это закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 1995года[13]. Этот закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением   и   воспитанием,   которая   обеспечивает   гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Правда, настоящий закон не распространяется на всех, и это правильно, на сегодняшний день действует принцип адресности. Закон   «О   благотворительной   деятельности   и   благотворительных организациях»   1995года[10]   провозглашает   целью   благотворительной деятельности:  содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие   деятельности   в   сфере   образования,   науки,   культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействие   деятельности   в   сфере   профилактики   и   охраны   здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально­ психологического состояния граждан; содействие   деятельности   в   сфере   физической   культуры   и   массового спорта, некоторые из них напрямую связаны с деятельностью социального педагога. С благотворительными  организациями взаимодействуют  молодежные и детские   движения,   в   которых   социальный   педагог   может   работать.   Для успешной   работы   этих   организаций   нашим   государством   оказывается поддержка,   которая   прописана   в   законе   «О   государственной   поддержки молодежных и детских общественных объединений» 1995года[12].Социальный педагог может работать в различных учреждениях, работа которых  связанна  с  детьми   и  молодежью,  но   главным  институтом   детства является сегодня школа.  Социальный   педагог,   как   и   любой   квалифицированный   специалист, должен проходить аттестацию в соответствии с Приказом Минобразования России от 26 июня 2000 года №1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации   педагогических   и   руководящих   работников   государственных   и муниципальных образовательных учреждений». Автор   работы   не   ставит   задачу   осветить   весь   перечень   документов, которые   должен   знать   социальный   педагог,   но   круг   наиважнейших нормативно­правовых актов федерального уровня очерчен. Рассмотрим документы, касающиеся деятельности социального педагога в Республике Коми. Законодательная база в Республике Коми на данный момент достаточна. Законы:   «О   защите   прав   детей   в   Республики   Коми»,   «О   социальном   «О обслуживании   населения   Республики   Коми»,   «О   молодежи», благотворительной   деятельности»   касаются   в   какой­то   мере   и   социально­ педагогической деятельности. Важными   документами   также   становятся   приказы,   распоряжения   и решения глав муниципальных образований, и подведомственных им «отделов образования»   и   «Управлений   по   социальным   вопросам»   в   зависимости   от того, где, в какой отросли работает социальный педагог. Нормативно­правовая   база   в   деятельности   социального   педагога практически   сформирована,   но   есть   большие   разногласия,   так   например: гражданские права и уголовная ответственность ребенка наступают с 14 лет, административная   ответственность   с   16   лет,   совершеннолетие   в   18   лет,   а физиологическая взрослость наступает в 21 год, что создает определенные трудности в работе социального педагога. Автор работы предлагает подвести к единой цифре определения возраста ребенка.Итак,   социальному   педагогу,   решая   проблемы   детей   и   подростков, необходимы   знания   нормативных   документов   для   оказания   конкретной помощи в каждом конкретном случае. 1. Для   реализации   функций   деятельности   социального   педагога   в Российской Федерации наработана достаточно обширная нормативно­ правовая база; 2. Республика   Коми   в   законодательной   деятельности   в   отношении проблем детства не только не отстает от России, но и в ряде случаев опережает   в   разработке   и   принятии   законов,   в   частности   Закон Республики Коми «О защите прав детей в Республике Коми»; 3. Однако анализ законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что каждый закон провозглашает свой возрастной ценз, что приводит к разногласиям и разночтениям.