«Совершенствование методического мастерства педагога ДО - важнейшее условие успешного развития творческих способностей учащихся»
1. Условия для формирования личностно-деловых и профессиональных качеств педагогов – организаторов, развития их творческого потенциала.
По данным, представленным в педагогической литературе, творческий потенциал педагога — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе творчества педагога. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии, они формируются во время учебы и развиваются в дальнейшей профессиональной деятельности. В основе творческого потенциала заложены те источники саморазвития личности, которые способствуют его актуализации. Развитие творческого потенциала исходит из того, что целью современного педагогического образования является усвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а также формирование самодеятельностного субъекта, способного реализовать свою высокую интеллектуальность, творчество и нравственный потенциал, а так же развитие профессиональных умений педагога, его интеллектуальных способностей не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы преобразования.
Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс, связанный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. Исходная роль в системе развития творческого потенциала личности педагогов относится к регулятивным принципам — основным положениям, которые определяют ее содержание, методы, формы и средства в соответствии с поставленной целью.
Принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога по Л. И. Сергейчик:
1. Принцип активности
2. Принцип деятельности
3. Принцип коллективности
4. Принцип личностного подхода
5. Принцип развития
Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании.
Развитие инновационного процесса в образовании предполагает, прежде всего, создание творческой атмосферы в ОУ, культивирование в педагогическом коллективе интереса к инициативам и новшествам, создание условий для принятия разнообразных нововведений.
Варианты работы по повышению мастерства и раскрытию творческого потенциала педагогов:
1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма, через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне ОУ. Грамотная методическая работа, учителя работают в творческих группах, занятия в школе молодого педагога, методические выставки как итог работы по самообразованию, мастер-классы, открытые уроки, методические недели, методические семинары.
2. Самообразование. Желание соответствовать развивающемуся образованию и адаптироваться к нему вызывает у педагогов стремление к самообразованию, личностному росту, профессиональному развитию.
3. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации. Данная форма может быть реализована очно и дистанционно. Важным направлением работы методических объединений и администрации является повышение квалификации педагога.
4. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Выполняя индивидуальную программу, каждый педагог «накапливает» материал для портфолио.
5. Стимулирование педагогов. По новой системе оплаты труда, стало возможным стимулировать педагогов. Теперь каждый получает заработную плату не только за количество учащихся на занятии, но и за свою творческую деятельность.
6. Оснащение учебного процесса.
компьютерные классы, локальная сеть интернет, учебный сайт, ТСО.
2. Активизация форм и методов воспитательной работы.
В выборе форм и методов воспитательной работы особое значение имеет внутренняя ориентация педагога на воспитательный процесс. Подлинная заинтересованность и увлеченность, осознание необходимости своей сопричастности к воспитанию детей, посещающих кружок или секцию, помогают освоить наиболее эффективные формы и методы работы, побуждают педагога к поиску инновационных приемов организации воспитательной деятельности. Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от:
- поставленных целей и задач, обусловленных познавательно-развивающей деятельностью кружка;
- возрастных и личностных особенностей детей и подростков, посещающих кружок;
- индивидуальных особенностей педагога, стремящегося в наиболее оптимальной форме реализовать свои лучшие профессиональные качества с пользой для своих учеников;
- предполагаемых промежуточных и конечных результатов.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием. Так, например, таких как:
- Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н. Е.Щурковой).
- Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
- Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
а) Переход от педагогики требований к педагогике отношений;
б) Гуманно – личностный подход к ребёнку;
в) Единство обучения и воспитания;
г) Гуманно – личностная технология Ш. А.Амоношвили.
Целевыми ориентациями технологии являются:
- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- идеал воспитания – самовоспитание.
- Технология коллективного творческого воспитания И. П.Иванова.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
1. Идея включения детей в улучшение окружающего мира;
2. Коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
3. Комплексный подход к воспитанию;
4. Личностный подход, одобрение социального роста детей;
5. Игровые технология.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Это технологии, в основу которых положена дидактическая игра как вид активной и интерактивной учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов.
Целевыми ориентациями технологии являются:
∙ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
∙ творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
∙ эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
∙ наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.
Формы воспитательной работы — это варианты организации воспитательного процесса, его композиционное построение.
Формы воспитательной работы многообразны, назовём лишь некоторые из них:
- Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Эта форма является достаточно популярной. Вспомнить хотя бы КВН, рыцарский турнир (демонстративное соревнование в искусстве владения игровым оружием, соревнование фехтовальщиков, проходящее в антураже средневекового турнира благородных рыцарей), познавательно-интеллектуальную игру, спортивные командные игры. Разновидностью является праздничная шоу- программа;
- Диспут – специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме);
- Хеппинг – одновременное взаимозависимое действие групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра;
- Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Кларин М.В. предлагает различать следующие разновидности дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты;
- Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты;
- Ярмарка (народное гуляние) – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения ярмарки включает в себя: общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием, свободное движение участников по пространству, свободный выбор аттракциона и участие в нем, финальный сбор, с аукционом или без него;
- Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры;
- Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т.ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов). Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как защита проектов.
Во всех кружках и секциях полезно обсуждать с детьми и подростками наиболее важные события, происходящие в стране и в нашем городе. Это способствует не только развитию навыков общения, но и проявлению гражданских качеств личности. Необходимо создавать такие условия, чтобы обучающиеся могли свободно высказать свое мнение по поводу того, что происходит вокруг них, что их интересует и волнует в окружающем мире.
3. Повышение качества проводимых мероприятий на основе внедрения новых технологий.
К инновационным формам культурно-досуговых мероприятий можно отнести сегодня следующие формы: акции, шоу, флэ- мобы, корпоративы, перформанс, хеппинг. Тимбилдинг (корпоративная ролевая игра, направленная на сплочение коллектива), батл – это вид конкурса либо поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы или демонстрации. Популярными становятся благотворительные акции, выезды с концертными программами, целевые экспедиции – этнографические, экологические, фольклорные и так далее.
Очень актуальными стали «Детские недели», являющиеся комплексными формами работы. Так как они привлекают внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и других. Проблема исследования содержания и структуры досуга приобретает за последние годы новые качественные очертания. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. В этой ситуации появляется возможность и необходимость говорить об эксклюзивных культурно – досуговых программах в сфере досуга. Эксклюзивные культурно – досуговые программы – это всегда инновации, так как в досуговой сфере культурная программа не может долго оставаться таковой в связи с развитием этой сферы и мгновенными ответными действиями конкурентов. В решении проблем организации такой деятельности часто преобладает коммерческий подход. Часть инноваций в данной сфере опирается на американский и европейский опыт.
У организаторов культурно – досуговой деятельности по-прежнему популярны методы художественного воздействия на личность, такие как организация непосредственного восприятия произведений искусства, методы иллюстрации, театрализации и метод игры. Среди современных средств культурно – досуговой деятельности первое, что необходимо назвать – это использование новейших компьютерных и технических средств. Электронные цифровые технологии, обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видов информации: текста, фото и видео изображения, цвета, звуков, анимации: текстовой, художественной, специальной, научной, технической, справочной, управлеченской и т.д. На этой основе и возникают формы потребления услуг и способов их оказания. Это экранная культура, электронные галереи и т. д. Возникают и новые виды творчества – видео – арт, медиа – арт, медиа – дизайн. Благодаря этому совершенно новые смыслы приобретает искусство и художественное произведение. Говоря обо всех этих потрясающих возможностях и перспективах, стоит, однако отметить и некоторые сложности и проблемы. Это и проблемы авторского права, интеллектуальной собственности, так как обеспечить их в новых условиях гораздо труднее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.