Совершенствование методов образования и воспитания
Оценка 4.6

Совершенствование методов образования и воспитания

Оценка 4.6
docx
09.02.2022
Совершенствование методов образования и воспитания
Совершенствование методов обучения и воспитания.docx

 

Совершенствование методов обучения и воспитания

Введение

     Современное  общество ставит перед  учебными  заведениями задачу подготовки выпускников, способных быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для  решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей  жизни иметь возможность найти в ней свое место;   самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

                Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях  рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

   Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Цели образования XXI века сформулированные, Жаком Делором: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться. Современный урок  должен быть обучающим, воспитывающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на занятиях в колледже  – потребность сегодняшнего дня. Главная задача современной системы образования – создание условий  качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны  и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

       Технология обучения системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

       Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на  реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

Передо мной, как и перед всеми  моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.   

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которых акцентирует внимание новый стандарт образования.  

       Работать преподавателем в колледж я пришла с высшего учебного заведения, эффективно применяющего самые передовые  технологиив области образования и с успехом применяю их в среднем профессиональном учебном заведении.

Технология  личностно-ориентированного  обучения заключается в правильной постановке  индивидуальной задачи  через создание проблемной ситуации, поиске решения  алгоритма поставленной задачи,  активизации творческой деятельности обучающихся.

Результатами использования данной технологии   являются:

- активная самостоятельная деятельность обучающихся;

- повышение интереса к избранной профессии;

 -раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии:

Цель:

-активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического  обучения;

-  внеурочных мероприятиях;

- обогащение содержания изучаемых предметов.

Результаты:

-развитие различных видов мышления;

-углубление межпредметных связей;

-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

- обогащение содержания изучаемого материала.

Здоровьесберегающие технологии:

Цель: Способствование формированию психически устойчивой,  физически развитой,  нравственной личности обучающегося.

Результаты:

-сохранение здоровья обучающихся;

 -повышение качества образовательного процесса:

-удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;

-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

- укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении

 грамотно заботиться о своем здоровье.

-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

      С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Воспитательные технологии - реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: например, участие в культурно-массовых мероприятиях

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса  к курсу);

-рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

      Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности,  для преподавателя  – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

 сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

 

В своей работе  применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

 

 

-               Игровые технологии;

 

-               Проблемное обучение;

 

-               Технология коммуникативного обучения.

 

Игровые технологии

Деловая игра - в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра это форма воссоздания предметного и  социального содержания профессиональной деятельности,  моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия

 профессиональной деятельности, деловая игра выступает как  метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия  между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

 б) познавательные, воспитательные, развивающие;

 в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

 - формируют устойчивую мотивацию учения;

-  формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

   Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы ,принимать независимые продуманные решения.

   Цель технологииобеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;

-облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

-позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического  мышления обучающихся:

- критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Оценка (Где ошибка?)

 

Диагноз (В чѐм причина?)

 

Самоконтроль (Каковы недостатки?)

 

Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

 

Прогноз (Постройте прогноз).

Основные методические приемы развития критического мышления:

1.   Прием «Кластер»

2.    Таблица

3.     Мозговой штурм

4.    Интеллектуальная разминка

5      Эссе

Также в своей работе я активно применяю метод кейс-технологии.

Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивают у обучающихся  такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.

Стараюсь реальный профессиональный  случай перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

Результатом являются:

- эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

- развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;

- освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

- повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

  Таким образом,  можно выделить следующие   признаки инновационных технологий:

-  ориентированы на получение  конкретного результата;

-  цель  урока с их  использованием – приобретением  знаний в процессе деятельности;

-  индивидуализация  процесса обучения;

-  способствуют социализации обучающихся в процессе обучения  и после  окончания колледжа;

-  требует от преподавателя   организации образовательного пространства урока;

-  устанавливает качественно новые  взаимоотношения преподавателя и  обучающегося  на уроке;

-  способствуют  творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.

Заключение

    В заключении хочется отметить, что современные образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образовательными учреждениями, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.  Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет  повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

   Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности  обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.


 

Совершенствование методов обучения и воспитания

Совершенствование методов обучения и воспитания

Современный урок должен быть обучающим, воспитывающим и интересным

Современный урок должен быть обучающим, воспитывающим и интересным

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни

Здоровьесберегающие технологии:

Здоровьесберегающие технологии:

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности

Проблемное обучение; -

Проблемное обучение; -

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми; -облегчает понимание различных «взглядов на мир»; -позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом…

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми; -облегчает понимание различных «взглядов на мир»; -позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом…

Результатом являются: - эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения ; - развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем ; - освоение технологий…

Результатом являются: - эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения ; - развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем ; - освоение технологий…

Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности

Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2022