МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №207»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №207
_____________ Вержук В.В.
Совершенствование методов
обучения, использование современных образовательных технологий на уроках информатики.
Составил:
учитель информатики
МБОУ СОШ №207
Чабан Евгений Иванович
г.Новосибирск
Введение
Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями
задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для
решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь
возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной
действительности проблемы и искать пути рационального их решения,
используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть
применены в окружающей их действительности;
-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в
различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в
различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта,
культурного уровня.
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Я в своей работе реализую следующие инновационные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения
Реализуемая цель:
Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной
ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.
Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:
- в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,
При изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности
полученных знаний, умений и навыков;
- поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности
обучающихся.
Результатами использования мною технологии являются:
-активная самостоятельная деятельность обучающихся;
-повышение интереса к избранной профессии;
-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
Инфомационно-коммуникационные технологии
Цель:
-активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического
обучения;
- внеурочных мероприятиях;
- обогащение содержания изучаемых предметов.
Результаты:
-развитие различных видов мышления; -углубление межпредметных связей;
-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;
- обогащение содержания изучаемого материала.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой,
нравственной личности обучающегося.
Результаты:
-сохранение здоровья обучающихся;
-повышение качества образовательного процесса:
-удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;
-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.
- укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении
грамотно заботиться о своем здоровье.
-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.
Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
Воспитательные технологии -реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях .
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);
-рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует добавить:
- обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
- корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения
гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Игровые технологии
Деловая игра- в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия
профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
- формируют устойчивую мотивацию учения;
- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.
Результат:
Переход от игровой деятельности к учебной
Проектные методы обучения- в своей работе широко использует метод защиты курсовых проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам,предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,
умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-позновательные, ценностно-смысловые.
Результат:
Усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Практикую работу с применением технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы ,принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Критическое мышление:
-способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;
-облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
-позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся:
- критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (Вчѐм причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5 Эссе
Также начиная с прошлого учебного года внедряю в в практику метод кейс-
технологий.
Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивают у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.
Стараюсь реальный профессиональный случай перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.
Результат:
- эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
- развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;
- освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
- повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий:
- ориентированы на получение конкретного результата;
- цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;
- индивидуализация процесса обучения;
- способствует социализации обучающихся в процессе обучения и после окончания школы;
- использует другие инновационные технологии;
- требует от преподавателя организации образовательного пространства урока;
- устанавливает качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;
- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.
Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий
Название |
Цель |
Механизм реализации |
Сущность технологии |
Технология проблемного обучения |
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. |
Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций. |
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.
|
Технология модульного обучения |
Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. |
Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения. |
Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе. |
Технологии развивающего обучения |
Всестороннее развитие личности и ее способностей. |
Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности |
Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. |
Технология дифференцированного обучения |
Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса. |
Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения. |
Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта. |
Информационные технологии обучения |
Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения. |
Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др. |
Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения. |
Технология деловой игры |
Обеспечениеличностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений. |
Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность. |
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний. |
Проектная технология |
стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. |
наличие проблемы требующей исследования, организация и осуществления деятельности, защита проекта |
развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. |
здоровье- сберегающая технология |
сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья |
поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке |
активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся , в которой можно выделить следующие основные компоненты: - осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности; -целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; - использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе; - активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение; - деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества. |
кейс технологии |
повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивает у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. |
вычленение проблемы из той информации, которая содержится в описании кейса и решению ее. |
усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. |
Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий
технология |
уровень использования |
дисциплина, МДК,ПМ |
результат использования технологий |
Личностно-ориентированное обучение |
Методические приёмы. Отдельные компоненты |
все дисциплина, МДК |
Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности . |
Здоровьесберегающие технологии |
Отдельные компоненты |
Компоненты технологии используются на всех все дисциплина, МДК |
Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Исследовательские методы обучения |
Методические приёмы |
ПМ.01, ПМ02специальность 110809 «Механизация сельского хозяйства» МДК.01.01 «Устройство автомобиля» |
Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; подготовка и защита ВКР |
Информационно-коммуникационные технологии |
Отдельные компоненты |
Компоненты технологии используются на всех изучаемых дисциплинах и МДК,ПМ. |
-Создание и грамотное оформление творческих работ. -Обновление дидактического материала, -работа в веб-сайтах, -тестирование при входном контроле, -подготовка презентаций, -использование электронных учебников, -участие в сообществах по интересам, -повышения эффективности своей профессиональной деятельности, -принимать участие в онлайн конференциях, - преподаватели и собучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме. |
кейс- технология |
Методические приёмы |
дисциплина, МДК,ПМ |
совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию — возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. |
Проектные методы обучения |
Методические приёмы |
Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов. |
.
Результаты использования инновационных технологий:
- повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;
-обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;
-качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
-усиление мотивации на успешную учебную деятельность;
-повышения умения адекватно оценивать себя:
-развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;
-развитие исследовательских способностей;
-развитие умения мыслить адекватно;
-развитие «чувства локтя», коммуникабельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.