Совершенствование педагогического мастерства
Оценка 5

Совершенствование педагогического мастерства

Оценка 5
docx
24.11.2020
Совершенствование педагогического мастерства
доклад.docx

    

       Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность. Всё это поставило перед учебными заведениями новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов.

      Успешная реализация этих задач возможна при условии высокого уровня постановки учебного процесса, высокого профессионального уровня педагогических кадров.

    Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности.

В мастерстве педагога выделяют четыре части:

1.   мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;

2.   мастерство убеждения;

3.   мастерство передачи своих познаний и опыта;

4.   мастерство владения педагогической техникой

педагогическое  мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

 

     Для учителя младших классов необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей. Это, например, педагогическая направленность личности именно на работу с младшими школьниками, не вообще любовь к детям, а устойчивый интерес к ученикам начальных классов, склонность к общению с ними, их обучению и воспитанию.

     Специфична та часть знаний, умений и навыков, которые требуются для работы с младшими школьниками. В эту группу особых качеств можно включить и более широкий характер (спектр) предметно-академических способностей учителя начальных классов, а именно сочетание способностей к естественно- математическим, лингвистическим и музыкально-художественным дисциплинам. Именно поэтому считается, что учителю начальных классов очень важно всё время работать над педагогическим мастерством, не останавливаться на достигнутом, а наоборот включать в свою работу что-то новое и интересное. Очень важно научиться включать в свою педагогическую практику достижения отечественных учёных и педагогов традиционного обучения и совмещать их с приёмами и методами современного образования.

    В основе мастерства учителя начальных классов – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, нужно знать теорию, пользоваться эффективными технологиями учебно–воспитательного процесса, правильно выбирая их для конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать, проектировать процесс заданного уровня и качества, организовать его так, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться желаемого уровня воспитанности, развития и знаний учеников. Настоящий учитель начальных классов всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по–особому подойти к школьнику, зажечь в нем любопытство, взволновать его. Необходимо также учителю начальных классов выработать свой индивидуальный педагогический стиль, который будет предполагать свои методы, умелый подбор которых будет вносить разнообразие в процесс обучения, обеспечит достижение положительных результатов.

Успешное выполнение задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся – в решающей степени определяется профессиональным и педагогическим уровнем педагогов. А это требует хорошо организованной системы становления и развития их педагогической квалификации.

Педагогическую подготовку педагоги получают различными путями: через систему повышения педагогической квалификации, путём изучения опыта коллег по работе, а также путём педагогического самообразования. Наиболее эффективными путями и формами являются изучение передового педагогического опыта, педагогическое самообразование.

Передовой педагогический опыт – результат творческого поиска учителей, открывающий новые педагогические факты, создающие новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания детей существующие формы, методы и приёмы учебно- воспитательной работы.

При определении сущности передового педагогического опыта в первую очередь нужно учитывать 4 критерия:

  • соответствие опыта социальному заказу, предъявляемому к системе образования;
  • наличие элементов новизны;
  • устойчивость высоких результатов;
  • достижение высоких устойчивых результатов при оптимальной затрате энергии и времени педагогов, учащихся и средств.

Педагогическое самообразование – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении.

Педагогическое самообразование охватывает многие стороны педагогической деятельности. Это и индивидуальная самостоятельная работа при подготовке к урокам, участие в обсуждении «открытых» уроков, подготовка докладов на педагогические чтения, участие в коллективной методической работе, участие в работе педагогических конференций.
Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.

В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей, возможностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишён всякого смысла. Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью, предполагает сотворение творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью.

Педагогическое творчество слито с учебно-воспитательным процессом, оно всегда должно носить положительные результаты. Особенностью педагогического творчества учителя начальных классов является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего педагогического коллектива и каждого учащегося.

По своему объективному смыслу и значению педагогическое творчество учителей начальных классов и вообще педагогов можно условно подразделить на открытия, изобретения и усовершенствования.

Главными признаками творчества являются:

  • создание нового или существенное усовершенствование известного;
  • оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
  • взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Современный учитель — это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане, так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика.

Подводя итог, согласимся, что от мастерства зависит все. А само мастерство – результат длительного, упорного труда учителя над собой.


 

Скачано с www.znanio.ru

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания

Для учителя младших классов необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей

Для учителя младших классов необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей

Педагогическую подготовку педагоги получают различными путями: через систему повышения педагогической квалификации, путём изучения опыта коллег по работе, а также путём педагогического самообразования

Педагогическую подготовку педагоги получают различными путями: через систему повышения педагогической квалификации, путём изучения опыта коллег по работе, а также путём педагогического самообразования

Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью, предполагает сотворение творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью

Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью, предполагает сотворение творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2020