Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
25.02.2019
Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс.Цель: Формирование осознанного отношения к жизни, природе, человеческим чувствам на основе восприятия музыки романса.
Задачи:
Образовательная: - познакомить с романсом- одним из жанров вокального искусства.
Воспитательная: - воспитывать эстетическое, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.
Развивающая: - развивать музыкальный слух, речь детей.
Тип урока: Урок новых знаний
Открытый урок в 5 классе.docx
Открытый урок в 5 классе
по музыке
«Романса трепетные звуки»
Цель: Формирование осознанного отношения к жизни, природе, человеческим
чувствам на основе восприятия музыки романса.
Задачи:
Образовательная: познакомить с романсом одним из жанров вокального
искусства.
Воспитательная: воспитывать эстетическое, эмоциональноценностное
отношение к искусству и жизни.
Развивающая: развивать музыкальный слух, речь детей.
Тип урока: Урок новых знаний.
Ход урока:
i.
Оргмомент. Учащиеся рассаживаются по местам.
Здравствуйте, мы вас ждем!(игровой момент)
Учитель: (Эпиграф на доске). « Что не выскажешь словами, звуком на душу
навей! (А.Фет)
ii.
Актуализация знаний.
Ребята, скажите, пожалуйста, с каким музыкальным жанром вокального
искусства мы уже с вами знакомы, что мы разучивали и пели? Песни. Хорошо. А
какие песенки мы уже с вами разучили? А давайте вспомним, какими
особенностями обладает жанр «песня»?
Вспомните слова Мачадо « Ты сделай так, чтобы в людях хранилась песня твоя»
Песня является верным спутником человека всю его жизнь.
Песня звучит в наших сердцах с колыбели
Песня это годы ученья, труд, будни и праздники, сражения и победы
ярка и значительна, способна задуматься о своем будущем
под ее воздействием человек способен ощутить свою силу, способность к
полету, к возвышенному состоянию души
песня детства, песня родного дома, лучше которого нет и не будет.
Ребята, а сколько добрых, тихих и светлых, о первых дорогах, о родном доме, о
Родине мы уже с вами разучили.
Давайте вспомним песню В.Баснера на стихи М.Матусовского и ее споем «
с Чего начинается Родина».( разминка)
(Исполнение песни всем классом хором)
Да, хорошая песня это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем
самое серьезное и сложное сочинение. Ведь даже в совсем небольшом
музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о
жизни, о людях, о добрых чувствах.
iii.
Введение новой темы.
А сейчас обратите внимание, у вас на партах лежат листочки, на которых
написаны характерные черты песни .Давайте вспомним эти черты. Читает
ученик:
веселая грустная
колыбельная
трогательная
любимая
русская
народная
лирическая
хоровая
плясовая и т.д.
Как вы думаете, к какому виду искусства относятся вот эти черты?
романтическая
поэтичная
вдохновенная
мечтательная
спокойная
уравновешенная
лирическая
камерная
великая
любовная
Записываем тему нашего урока « Романс».Сегодня мы познакомимся с вами с
новым жанром вокального искусства «Романсом». Мы будем учиться его
слушать и понимать. Итак, ребята, что же такое романс? Один из самых тонких,
поэтических жанров – романс воплотил в себе огромный мир музыкальных
образов. Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако
его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс это обязательно сольное произведение с инструментальным
сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпонемента.
Романс – музыкальнопоэтическое сочинение, лирическая песня. Романс не
может быть веселым. Романс никогда не поют хором, потому что в этом
произведении выражаются глубоко личные чувства.
Записываем в тетрадь: Романс – это вокальное произведение, написанное для
одного голоса с инструментальным сопровождением, небольшое по размеру. В
нем выражается отношение человека к природе, к жизни, либо его эмоции,
переживания и чувства.
Сейчас мы с вами прослушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс
М.И.Глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника.
Слушание романса.
Чтение романса стр.74.
Ребята, как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением,
какие чувства, настроения?
Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков…все как
будто создает радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение
наступающей весны. И в тоже время чувствуется некоторая грусть, печаль.
А сейчас я предлагаю прослушать еще один романс. Но уже в моем исполнении.
Вы послушайте, и скажите, какое настроение выражает этот романс, о чем он?
«Отговорила роща золотая»
Романс рассказывает о грустных чувствах человека к уходящему лету. Но
человек не жалеет своих лет, которые он прожил, потому что сделал это не
напрасно. Вот и вы должны делать только добрые дела и поступки, чтобы в
дальнейшем вам не было стыдно.
А у меня к вам такой вопрос. Любое ли стихотворение может стать романсом?
Мы уже говорили, что романс это небольшое по размеру музыкальное
произведение, как правило, о природе, переживаниях и чувствах человека.
Вот послушайте стихотворение «Благословляю вас, леса!» из поэмы «Иоанн
Дамаскин» А.Толстого). Подходит оно или нет к романcу?
Благословляю, вас леса,
Долины, нивы, горы, воды
Благословляю я свободу и голубые небеса!
И посох мой благословляю
И эту бедную суму
И степь от краю и до краю И солнца свет и ночи тьму
И одинокую тропинку
По коей нищий я иду.
И в поле каждую былинку
И в небе каждую звезду
О, если б мог всю жизнь смешать я
Всю душу вместе с вами слить
О, если б мог в мои объятья я вас
Враги, друзья и братья
И всю природу заключить!
Итак, отвечает ли стихотворение критериям романса? Что вы почувствовали в
этом стихотворении? ( восхищение, прославление, любовь ко всему живому,
торжественный гимн природе).
Посмотрите, и выбирете 12 синонима слова ТОРЖЕСТВЕННО
ВЕЛИЧАВО
ШУМНО
ВЕЛИЧЕСТВЕННО
ПРАЗДНИЧНО
А вот это стихотворение?
Что сегодня на обед
У зайчонка винегрет
У лисички на столе –
Земляничное желе
На столе у мышки –
Пироги да пышки, А у мишки сладкий мед
Он у пчел его берет.
Белке нравятся орешки.
Их грызет она без спешки.
Не торопится и слон.
Апельсины любит он.
Как зверята поедят,
Спать зверята захотят
Нет. А почему?
Итак, какими критериям отвечает стихотворение, чтобы стать романсом?
1.
2.
3.
быть небольшим по размеру(иметь законченную мысль)
о природе или переживаниях и чувствах человека
интонация музыкальна, певуча.
А сейчас я предлагаю вам еще раз послушать романс «Жаворонок». У вас на
столах лежат листы бумаги, карандаши, краски, кому , что нравится. Вы
попробуйте изобразить на этих листах то, что вы испытываете во время
прослушивания этого романса.
(Дети работают, листы вывешиваю на доску)
У каждого получился свой рисунок, так как внутренний мир и чувства у каждого
из нас свои.
Итак, скажите , с каким жанром вокального музыкального искусства мы
познакомились на уроке? Романсом. Что послужило основой для возникновения
жанра романса? ( без литературы не появилось бы романса)
Давайте вспомним, что же такое романс? Д.з. Выучить романс «Отговорила роща
золотая», ( раздатки) как стихи. iv.
Итог урока.
А сейчас я предлагаю вновь вернуться к песне, потому что именно песня стала
родоначальницей всего вокального наследия, к которому относится и романс.
Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс
Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс
Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс
Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс
Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс
Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс
Открытый урок по музыке «Романса трепетные звуки», 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.