Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС : пути эффективного взаимодействия.
Оценка 4.6

Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС : пути эффективного взаимодействия.

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитание +2
1 кл—5 кл
24.01.2022
Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС : пути эффективного взаимодействия.
Совершенствование работы с родителями.docx

 « Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС:

пути эффективного взаимодействия».

 

 

В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.

«Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей».

В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.

Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик.

 

1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями, с семьёй?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. При работе с семьёй объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.

 

2. Перечислите формы работы с родителями.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; индивидуальные беседы; анализ детских рисунков и рассказов о семье.

Взаимодействие с родителями проводится …

·         В рамках родительских собраний

·         В рамках общешкольных родительских собраний

·         В рамках заседаний родительского комитета

·         Через индивидуальное консультирование педагогом

·         Через переписку с родителями по электронной почте

·         Открытые уроки

·         Субботник

·         Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.

Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

3. Какие формы работы можно использовать для включения родителей в деятельность школы?

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей.

4. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытые занятия? Что это дает педагогам и родителям?

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций. Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.
Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.

Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет Интернет - сайт школы. Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса .

Что дают Интернет –технологии родителю:

·         Оперативное получение информации и консультационной поддержки (успеваемость, пропуски, информация, расписание);

·         Повышение родительской грамотности;

·         Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы;

·         Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы;

·         Участие в сетевой жизни своего ребенка;

·         полезные ссылки (переход на электронный дневник, а сейчас Сетевой город образования, на портал государственных услуг);

·         материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности).

Важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка.

Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.

Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

•         гармоническое развитие ребенка;

•         забота о здоровье детей;

•         помощь в учении;

•         трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

•         помощь в социализации личности и ее самореализации;

•         формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

•         забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

•         развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

•         подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

•         половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.

Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?

Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.

5. Какие основные задачи взаимодействия стоят перед школой по работе с

родителями?

Задачи взаимодействия:

•         формирование активной педагогической позиции родителей;

•         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•         активное участие родителей в воспитании детей.

Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников.

Принципы взаимодействия семьи и школы

·         Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса
семьи и школы

1. Принцип согласия

·         Школа - раскрывает цель воспитания

·         Школа – сообщает о функции школы

·         Школа – наделяет семью обязанностями

·         Школа – открывает психологию любви

·         Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение

·         Семья – выражает мнение о продуктивности функций

·         Семья – соглашается создавать необходимые условия

·         Семья – учится искусству любить детей

(Слайд )

2. Принцип сопряжения

·         Школа - оповещает о педагогических требованиях

·         Школа – информирует о ходе развития детей

·         Школа – знакомит с воспитательными замыслами

·         Школа – предъявляет работу школы

·         Семья – поддерживает требования школы

·         Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания

·         Семья – соглашается содействовать замыслам

·         Семья – вносит коррективы в семейное воспитание

(Слайд )

3. Принцип сопереживания

·         Школа оказывает знаки внимания родителям

·         Школа формирует у детей любовь к семье

·         Школа знакомит с событиями школы

·         Семья благодарит и выражает ответное внимание

·         Семья утверждает безусловное уважение к школе

·         Семья проявляет интерес к жизни всех детей

(Слайд )

4. Принцип сопричастности

·         Школа информирует о нуждах школы

·         Школа приглашает обсудить проблемы

·         Школа просит об обеспечении ребёнка

·         Семья оказывает материальную помощь

·         Семья участвует в обсуждении проблемы

·         Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами

(Слайд )

5. Принцип содеянности

·         Школа информирует семью о планах работы

·         Школа приглашает принять участие

·         Школа организует общее дело

·         Семья оценивает влияние школы на детей

·         Семья откликается на приглашение, участвует

·         Семья участвует в общих делах

(Слайд )

6. Принцип меры.

·         Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей

·         Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»

·         Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)

·         Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу

·         Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах

·         Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам

·         Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь

·         Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы

Объединяя все эти правила, мы можем прийти к выводу, что учителю следует быть максимально корректным в своем поведении, требуется постоянно следить за собой. К каждому родителю нужен свой подход, но при этом не следует переходить за определенные рамки дозволенного поведения. Учитель не может позволить себе повышать голос и тем более кричать на родителя. Учителю следует держать свои эмоции под контролем, ему важно помнить, что любая его ошибка отразится на его репутации и репутации школы. Необходимо прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.

Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом необходима самодиагностика, понимаемая как попытка посмотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане).

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".

 

 

 


 

Совершенствование работы с родителями в условиях реализации

Совершенствование работы с родителями в условиях реализации

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников

Вопросы выбирают сами родители

Вопросы выбирают сами родители

Повышение родительской грамотности; ·

Повышение родительской грамотности; ·

Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не…

Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не…

Слайд ) 2. Принцип сопряжения ·

Слайд ) 2. Принцип сопряжения ·

Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам ·

Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022