« Совершенствование работы с родителями в условиях реализации ФГОС:
пути эффективного взаимодействия».
В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.
«Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей».
В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик.
1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями, с семьёй?
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. При работе с семьёй объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.
2. Перечислите формы работы с родителями.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; индивидуальные беседы; анализ детских рисунков и рассказов о семье.
Взаимодействие с родителями проводится …
· В рамках родительских собраний
· В рамках общешкольных родительских собраний
· В рамках заседаний родительского комитета
· Через индивидуальное консультирование педагогом
· Через переписку с родителями по электронной почте
· Открытые уроки
· Субботник
· Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.
Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.
3. Какие формы работы можно использовать для включения родителей в деятельность школы?
Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.
Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей.
4. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытые занятия? Что это дает педагогам и родителям?
День открытых дверей является достаточно распространённой
формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие
мероприятия с участием детей.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные
достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет
лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных
особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных
поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций. Школьники
очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия,
участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в
жизни класса и школы.
Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное
сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для
родителей являются педагоги и администрация школы.
Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет Интернет - сайт школы. Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса .
Что дают Интернет –технологии родителю:
· Оперативное получение информации и консультационной поддержки (успеваемость, пропуски, информация, расписание);
· Повышение родительской грамотности;
· Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы;
· Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы;
· Участие в сетевой жизни своего ребенка;
· полезные ссылки (переход на электронный дневник, а сейчас Сетевой город образования, на портал государственных услуг);
· материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности).
Важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка.
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.
Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.
Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Задачи семейного воспитания:
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о здоровье детей;
• помощь в учении;
• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности и ее самореализации;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.
5. Какие основные задачи взаимодействия стоят перед школой по работе с
родителями?
Задачи взаимодействия:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
• активное участие родителей в воспитании детей.
Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников.
Принципы взаимодействия семьи и школы
·
Взаимная договорённость – залог успешности педагогического
альянса
семьи и школы
1. Принцип согласия
· Школа - раскрывает цель воспитания
· Школа – сообщает о функции школы
· Школа – наделяет семью обязанностями
· Школа – открывает психологию любви
· Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение
· Семья – выражает мнение о продуктивности функций
· Семья – соглашается создавать необходимые условия
· Семья – учится искусству любить детей
(Слайд )
2. Принцип сопряжения
· Школа - оповещает о педагогических требованиях
· Школа – информирует о ходе развития детей
· Школа – знакомит с воспитательными замыслами
· Школа – предъявляет работу школы
· Семья – поддерживает требования школы
· Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания
· Семья – соглашается содействовать замыслам
· Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
(Слайд )
3. Принцип сопереживания
· Школа оказывает знаки внимания родителям
· Школа формирует у детей любовь к семье
· Школа знакомит с событиями школы
· Семья благодарит и выражает ответное внимание
· Семья утверждает безусловное уважение к школе
· Семья проявляет интерес к жизни всех детей
(Слайд )
4. Принцип сопричастности
· Школа информирует о нуждах школы
· Школа приглашает обсудить проблемы
· Школа просит об обеспечении ребёнка
· Семья оказывает материальную помощь
· Семья участвует в обсуждении проблемы
· Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
(Слайд )
5. Принцип содеянности
· Школа информирует семью о планах работы
· Школа приглашает принять участие
· Школа организует общее дело
· Семья оценивает влияние школы на детей
· Семья откликается на приглашение, участвует
· Семья участвует в общих делах
(Слайд )
6. Принцип меры.
· Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей
· Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
· Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
· Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу
· Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
· Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам
· Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
· Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы
Объединяя все эти правила, мы можем прийти к выводу, что учителю следует быть максимально корректным в своем поведении, требуется постоянно следить за собой. К каждому родителю нужен свой подход, но при этом не следует переходить за определенные рамки дозволенного поведения. Учитель не может позволить себе повышать голос и тем более кричать на родителя. Учителю следует держать свои эмоции под контролем, ему важно помнить, что любая его ошибка отразится на его репутации и репутации школы. Необходимо прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом необходима самодиагностика, понимаемая как попытка посмотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане).
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.