СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Оценка 4.8

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
2 кл—4 кл
28.05.2017
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ  ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Статья о проблеме совершенствования грамматических знаний в процессе создания связных высказываний на уроках русского языка в начальной школе. В статье приведены различные упражнения, направленные на развитие умений составлять связные тексты, развития коммуникативных умений и совершенствования грамматических знаний на уроках русского языка.
Рябенко Т.Г., г. Сургут.doc
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Усваивая   грамматические   категории   и   формы, принадлежащие   отдельным   разрядам   слов, учащиеся   должны   практически   овладеть закономерностями употребления их в речи. Элементы   применения   речевых   знаний   имеют место   уже   во   время   начального   ознакомления     с грамматическим   понятием:   наблюдения   за   его существенными   признаками   осуществляется   в процессе   создания,   анализа   или   редактирования текста,   что   вынуждает   учащихся   употреблять изучаемые формы в своей речи. Основным     дидактическим   приемом   развития коммуникативных   умений   и   совершенствования грамматических   знаний   являются   образцы классических   текстов   в   соединении   с   образцами детских сочинений. Дидактические   возможности   текстов   полнее проявляются     при   условии   их   специального подбора.   Для   пересказа,   словесного   рисования подбираю     стилистически   выразительные   тексты­ образцы,   в   которых   изучаемые   формы   являются типичными. Ставя задачу   создания текста, также учитываю   типичность   тех   или   иных   речевых приемов в определенном жанре высказывания.     Углубление грамматических знаний осуществляется в основном на этапе подготовки к творческим работам. С этой целью использую такие виды работ:  наблюдение за ролью грамматических приемов при   передаче   информации,   создания художественного образа; доказательство целесообразности выбора тех или иных речевых приемов;          выбор   из   данных   речевых   приемов   тех, которые   являются   наиболее   приемлемыми   в данном тексте;  редактирование   текстов.   Коллективное обсуждение   лучшего   подбора   грамматических способов   для   изображения   тех   или   иных действий,   совместные поиски   лучших   речевых   вариантов   для   точного выражения мыслей;   характеров,   картин,  самостоятельный   выбор   более   подходящего слова, грамматической формы. Названные типы упражнений представляют собой   дают   возможность существенную   систему, последовательно   и   целенаправленно   включать речевые   приемы   в   сферу   общения.   Рассмотрим несколько приемов на примере темы «Глагол». Углубление знаний учащихся о времени и лице глагола Упражнение 1. Рассказ по данным вопросам. Что мы делали на уроке математики? Что мы делаем на уроке русского языка? Упражнение   2.  Пересказ   текста   с   изменением времени глагола.                           Весну открывают грачи.    Весну   открывают   грачи.   Зиму   они проводили   на   юге   нашей   страны.   А   с   первым дыханием весны прилетают к нам на север ­ к себе на родину. По дороге они не раз попадают  в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбиваются из сил и погибают. ( По В. Бианки). Прочитайте   рассказ.   В   каком   времени   в   нем глаголы?   Перескажите   рассказ,   изменяя   время глаголов. Используйте глаголы, которые описывают действия, которые произошли после момента речи. В каком времени нужно использовать глаголы? Какое новое   содержание   появляется   у   рассказа,   когда заменим   глаголы   настоящего   времени   на   глаголы прошедшего времени? Подводим   итог,   обобщаем:   в   первом   тексте,   в котором   использованы   глаголы   настоящего времени,   подчеркивается,   что   грачи   открывают весну   ежегодно,   всегда.   А   в   пересказе,   когда вместо глаголов настоящего времени использовали форму глаголов прошедшего времени, появляется новое   содержание:   говорится   об   одной   из   весен какого­то года. Упражнение 3. Словесное рисование на основе прочитанного текста 1.Тень. Тишина. Лес отдыхает. На     опушку   выбежал   медвежонок.   Делает   он что­то   интересное.   То   вдруг   кивнет   головой,   то лапами   и   носом   разрывает   землю.   Так   это   же медвежонок ловит свою тень! Видит: рядом что­то шевелится темное, кидается на него, скалит зубы. Понюхает тень ­ не пахнет. Наклонит ухо к земле ­ не шуршит. Стукнет лапой ­ сдачи не дает. 2. Одуванчик и цыпленок. Цыплята нашли в саду беленький шарик. Он им очень   понравился.   Каждый   хотел   поиграть шариком. Кричали цыплята, спорили. Но тут подул ветерок ­ и шарик  разлетелся на мелкие пушинки. Остался   голый   стебелек   и   вокруг   него   ­ удивленные цыплята. 1.   Назовите   глаголы   с   зависимыми   словами, которые   рисуют   комическое   приключение медвежонка. Какие из этих глаголов использованы в   форме   будущего   времени?   Поставьте   к   ним вопросы   (что   сделает   медвежонок?    ­  кивнет, понюхает, наклонит, стукнет).  А   как   можно   сказать   об   этих   действиях   используя   глаголы   в   форме  что   делает медвежонка, настоящего   времени?   Как   сказать: медвежонок? (Кивает, нюхает, наклоняет, стучит). Сравните   глаголы   настоящего   и   прошедшего времени по значению.              Что сделает?  Что делает? кивнет головой наклонит ухо стукнет лапой кивает головой наклоняет ухо стучит лапой Какие   из   этих   глаголов   передают   быстрое, завершенное     действие,   а   какие   ­   длительное, незавершенное?   Почему   автор   использует   в рассказе глаголы будущего времени? (Потому что они   помогают   передать   быстрые   действия медвежонка, которые сменяют друг друга). 1. Какие   близкие   по   значению   глаголы помогают   зрительно   представить,   как   цыплята вели себя, когда  увидели   одуванчик?   В   каком   времени   они использованы?   Поставьте   к   ним   вопросы  (что делали? ­  кричали, что делали? ­  спорили). Подберите к ним глаголы прошедшего времени, которые отвечают на вопрос что сделали? ( Закричали, поспорили). Какие   из   этих     глаголов   обозначают   действие завершенное, а какие ­ незавершенное? Почему   автор   использует   глаголы,   которые отвечают   на   вопрос   что   делали?   (Хочет подчеркнуть,   что   действия   цыплят   длительные, незавершенные).        Упражнение 4.  Пересказ текста с изменением лица. 1. Диво дивное. Книга. Диво дивное. Она переносит меня в тень прошлых веков. То вдруг с ней перелетаю в даль будущего. То   прислушиваюсь, как поет каждая ее страница. Сколько удивительных голосов звенит в ней. ( По Л. Кассилю). 2. Дорогие друзья! У каждого из вас есть любимая книга, любимый герой.   С   ним   вы   ходите   в   походы,   думаете   и мечтаете,   радуетесь   и   грустите,   боретесь   и побеждаете. ( В. Терешкова). 1. Прочитайте текст. Назовите глаголы, которые обозначают действия того, кто говорит. Какого лица эти   глаголы?   Перескажи   текст,   изменяя   рассказ так,   чтобы   действие   касалось   того,   к   кому   ты обращаешься, то есть твоего собеседника. В каком лице нужно употребить глаголы? Перескажите   текст,   изменяя   его   так,   чтобы действие в нем касалось нас (то есть первого лица множественного лица). высказывания,   а   в   остальных   предложениях раскройте  ее   в   зримую   картину   так,   чтобы   слушая вас,   можно   было   бы   увидеть   то,   о   чем   вы рассказываете. Использование   данных   упражнений создает   условия   для   того,   чтобы усовершенствование грамматических знаний и   развитие   коммуникативных   умений проходило во взаимосвязи и одновременно. Достигаем   более   глубокого   понимания грамматического   значения   и   речевых функций,   когда   используем   прием переконструирования. Пересказывая текст с изменением   времени   или   лица,   дети сопоставляют   исходные   тексты   и   свои пересказы,   сравнивают   изобразительные возможности   данных   грамматических   форм в   них,   убеждаются   в   целесообразности   их использования.     сопровождается Составление устных и письменных рассказов, которое взаимным рецензированием,   ориентирует   детей   на самостоятельный   выбор   наиболее   приемлемых слов и грамматических форм, развивает умения видеть несоответствие речевых способов цели и теме высказывания. Таким   образом,   опора   на   текст   во   время изучения   русского   языка   дает   возможность дифференцированно,   относительно   каждого этапа   формирования   грамматических   понятий, выделить задания для усвоения грамматических знаний   и   одновременно   развить   умения применять эти знания в монологической речи. 2.   Прочитайте   обращение   к   школьникам космонавта В. Н. Терешковой. Назовите   лицо   и   число   глаголов,   которые использованы   в   тексте.   Перескажите   текст, изменяя   его   так,   чтобы   действие   касалось   тебя самого. Перескажите текст, перестраивая его так, чтобы   действие   касалось   твоего   собеседника   (то есть того, к кому обращена речь). Упражнение 5. Рассказ по аналогии с авторским образцом. Еще в детские годы  у меня появилась  страсть к географическим   картам.   Я   часами   мог   просиживать над   ними,   как     над   увлекательной   книгой.   Изучал течения   невиданных   речек,   далекие   морские побережья.   Далекие   неизвестные   страны   оживали передо   мной.   Казалось,   я   мог   о   них   написать выдуманные путевые дневники (по К.Паустовскому). Известный писатель К. Паустовский рассказал о своем   детском   увлечении.   Послушайте   его   рассказ. Опираясь   на   рассказ   автора,   расскажите   о   своем увлечении.   В   первом   предложении   наметьте   тему Этап формирования понятий 1. Начальный 3.Применение 2. Закрепление ­закрепление существенных признаков понятия  Структура процесса формирования грамматических знаний  в единстве их усвоения и применения в речи Задания относительно каждого этапа усвоение грамматических знаний ­актуализация знаний; ­мотивация учебной деятельности;  ­постановка проблемы;   ­выделение и обобщение существенных  признаков понятия; ­установление связи между признаками,  введение термина, понимание его. и связей между ними;  ­раскрытие речевых функций грамматических  форм;  ­отличия изучаемого понятия от внешне  похожих;  ­установление межпонятийных связей;  ­включение знаний в систему ранее изученных;  ­отработка опорных умений;  ­повторение ранее изученного. ­совершенствование и закрепление  грамматических форм;  ­разбор их в функционально­стилистическом  аспекте. овладение умениями применять изученные формы в монологической речи актуализация изучаемых форм в речи  учащихся до введения понятия расширение представлений о  лексическом значении слова;  ­развитие умений использовать слова  относительно цели высказывания;  ­актуализация типических синтаксических конструкций;  ­наблюдение над  закономерностями  построения текста. развитие умений монологической речи Рябенко Т.Г., учитель начальных классов МБОУ гимнапзии № 2,  г. Сургута

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ  ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ  ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ  ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ  ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СВЯЗНЫХ  ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017