«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ ЗАХВАТА ОБЕИМИ РУКАМИ ЗА ОТВОРОТ
КУРТКИ СПЕРЕДИ»2
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Анализ литературных источников …………………………………….5
1.1. Классификация захватов применяемых в рукопашном бою.....…5
1.2. Освобождение от захватов…………………………………….….9
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………….……15
2.1 Методы исследования………………………………………………………15
2.2 Организация исследования……………………………………….………...16
Глава 3. Обсуждение результатов исследования………………………..…32
Выводы………………………………………………………………………..…37
Список литературы……………………………………………………………..393
Введение.
Актуальность исследования: Захваты за одежду очень часто
применяются в прикладном рукопашном бое. Основная цель захвата
заключается в обездвиживании противника, возможности выполнить
сваливание путем выведение противника за центр тяжести, или же вывести
противника на бросок или на удар. Особенностью захвата двумя руками за
отворот куртки является возможность выполнить удушающий прием,
надавливая на сонные артерии, воротником куртки тем самым прекращая
доступ крови к головному мозгу, чем часто пользуются различные
криминальные элементы при угрозе гражданам.
Поэтому мы считаем тему: «Совершенствование методики обучения
освобождению от захвата обеими руками за отворот куртки спереди в
прикладном рукопашном бое» актуальной, что и послужило основанием
выполнения научного исследования и написания выпускной
квалификационной работы.
Объект исследования: Техника прикладного рукопашного боя
Предмет исследования: Методика обучения технике освобождению от
захвата обеими руками за отворот куртки спереди в прикладном рукопашном
бое.
Цель исследования:
Создание усовершенствованной методики
обучения освобождению от захвата обеими руками за отворот куртки спереди
в прикладном рукопашном бое.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что совершенствование
методики обучения освобождению от захвата обеими руками за отворот
куртки спереди в прикладном рукопашном бое позволит увеличить арсенал
техникотактических действий и вооружит занимающихся эффективными
приемами прикладного рукопашного боя.4
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники и научнометодические
разработки по обучению технике освобождения от захватов за
одежду в спортивных и служебноприкладных единоборствах.
2. выявить основные методические особенности организации занятий
при обучении технике освобождения от захватов за одежду в
прикладном рукопашном бое.
3. экспериментально апробировать усовершенствованную методику
обучения освобождению от захвата обеими руками за отворот
куртки спереди в прикладном рукопашном бое.
Методы исследования:
анализ литературных источников;
экспертная оценка;
педагогический эксперимент;
математическая статистика.
Научная новизна исследования: заключается в том, что в работе
реализованы средства и методы обучения технике освобождению от
захвата обеими руками за отворот куртки спереди в прикладном
рукопашном бое, что позволит увеличить техникотактических арсенал
спортсмена занимающегося рукопашным боем.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования
могут быть внедрены в систему подготовки спортсменов занимающихся
рукопашным боем в раздел «техника освобождения от захватов», а также в
систему подготовки гражданских лиц по программе «Самооборона».5
Глава 1. Анализ литературных источников.
1.1. Классификация захватов применяемых в рукопашном бою.
Рукопашный бой один из значимых прикладных видов спорта который
может с успехом применяться для обучения основам самообороны
обычных граждан, так и спецподразделений различных силовых структур.
Главной ценностью рукопашного боя является то, что он вобрал в себя все
лучшее из ударных и бросковых единоборств, позволяет применять приемы
с оружием, подручным средствами (палками, сапёрными лопатами,
камнями и т.п.) превращая их в грозное оружие. При всей эффективности
использования арсенала рукопашного боя в нем можно выделить основные
компоненты (удары, броски, удушающие приемы, болевые приемы) то, что
приводит к победе, а также дополнительные компоненты (стойки,
маневрирования, захваты и выведения из равновесия) которые необходимы
для успешной реализации основных компонентов в процессе поединка.
В практике рукопашного боя захваты принято классифицировать по
следующим признакам:
1. Захваты направленные на ограничение движения. Такие захваты
выполняются за одежду, туловище соперника, голову, руки и ноги –
основная цель данной группы захватов не дать противнику провести
техникотактические действия, выиграть время. Такие захваты менее
опасны, но используются в поединках регулярно.
2. Захваты со смещением используются для того чтобы придать
противнику поступательное или вращательное движение, данные типы6
захватов используются для подготовки дальнейших технико
тактических действий с последующим выполнением удара, броска,
болевого или удушающего приема. В основном они выполняются за
одежду, но в прикладном рукопашном бое могут выполняться за волосы,
надавливая на болевые точки (глаза, уши и т.п.)
3. Захваты для выполнения броска – данная группа захватов выполняется с
целью выведения противника на бросок. В прикладном рукопашном бое
броски о твердую поверхность (асфальт, бетон и т.п.) особенно с
большой амплитудой могут привести к серьезным травмам, а возможно и
к смертельному исходу.
4. Удушающие захваты, также их рассматривают как удушающие приемы.
Цель удушающих захватов прикрыть доступ кислорода к головному
мозгу. По своих характеристикам удушающие захваты можно
рассматривать как мягкие применяемые в основном в спортивных
единоборствах. Основная цель данных захватов надавить на сонные
артерии и перекрыть доступ крови к головному мозгу в следствии чего
противник теряет сознание. В прикладном рукопашном бое могут
использоваться жесткие удушающие захваты, которые травмируют
кадык, повреждая трахею, и могут привести к летальному исходу. [30,
c.154]
5.
Захваты направленные на выполнение болевых приемов. Данная группа
захватов используется для надежной фиксации сустава и выполнения
болевого приема, а возможно и конвоирования задержанного.
Также существует классификация захватов исходя из тактических
особенностей применения захватов в спортивном или прикладном поединке.7
1. Предварительные захваты, которые используются как технико
тактический компонент для перехода к основным захватам.
2. Основные захваты, при помощи этих захватов выполняются приемы в
спортивном и прикладном поединках.
3. Ответные захваты, с помощью которых происходит сковывание атак
противника или освобождение от захвата.
4. Оборонительные захваты, с помощью которых происходит затруднение
действий противника или невозможность проведения технико
тактического действия. [24,c.211]
Как мы видим данные классификации весьма условны, так как на
практике любой захват может вступать в том или ином виде, в какойто
техникотактической комбинации быть оборонительным, а в другой тот же
захват может быть основным.
Мастерство спортсмена во многом зависит от правильного использования
технического арсенала захватов, умения предугадывать, технико
тактические замыслы противника, умело им противодействовать и
навязывать свою тактику борьбы. Необходимо помнить, что большинство
захватов направлены на создание благоприятных возможностей для
проведения решающего приема путем активного маневрирования и
выведения противника из равновесия.
Особенно трудным компонентом служебноприкладных единоборств
является совмещение ударной и бросковой техник которые по своим
биомеханическим параметрам противоположны друг другу, неким
приходным звеном принято считать технику захватов. Выполнив захват
можно нанести удар рукой или ногой или же выполнить бросок. [30, c.187]8
Например, захватив рукой одежду противника можно нанести свободной
рукой удар кулаком или локтем как показано на рис.1.
Рис. 1. Выполнение захвата одновременно с выполнением удара рукой.
Также выполнив захват за одежду двумя руками можно выполнить
точный и эффективный удар коленом как показано на рис. 2.
Рис. 2. Выполнение захвата одновременно с выполнением удара
коленом.
В тоже время наличие захвата приводит к резкому сокращению ударного
потенциала атакующего спортсмена, так как одна рука или руки удерживают
в захвате противника, и как показывают научные исследования сила удара9
при выполненном ударе значительно слабее, так как невозможно включить в
удар большие биомеханические звенья как ноги и туловище, но в тоже время
увеличивается точность удара.
Основной смысл захвата и последующих ударов, подготовить условия для
выполнения броска и в дальнейшем перейти на удержание, болевой прием
или удушающий прием. Основным оружием близкой дистанции являются
удары локтями, коленями и головой. Отсюда вырисовываются контуры
типовой связки смешанного стиля: удар без захвата для сокращения
дистанции захват и одновременный подготовительный удар бросок
добивание или преследование противника в партере как показано на рис.3.
[36,c.65]
Рис.3.Связка приёмов рукопашного боя.
Регулярная отработка связок позволяет использовать в комбинациях
ударную технику, захваты и броски, что повышает эффективность
спортивного и прикладного поединка в несколько раз.
1.2. Освобождение от захватов.На практике существует система от освобождения от захватов, но можно
использовать в спортивном поединке и прикладном рукопашном бое захват
1
0
противника для достижения победы в поединке.
Освободиться от захвата можно двумя способами:
1. Механическое освобождение от захвата, которое основано на
использовании правила рычага, то есть выкручивание захвата в
сторону слабейшего биомеханического звена системы, чаще всего ее
применяют в спортивных единоборствах.
2. Освобождение от захвата при помощи удара, чаще всего применяется в
смешанных и служебноприкладных единоборствах
Для русских систем рукопашного боя характерно применение рычаговых
приемов освобождения от захвата в сочетании с ударами и удушающими
приёмами. Болевые приемы при освобождении от захватов воздействием на
суставы кисти и лучезапястные суставы характерны для восточных
единоборств. Соответственно в смешанных единоборствах используются
болевые приемы в основном заимствованные из восточных единоборств, в
русских системах рукопашного боя, если и проводились боевые приемы, то
они были направлены на крупные суставы до перелома или разрыва связок и
выведения соперника из строя. Наиболее простыми формами освобождения
от захвата в русских системах рукопашного боя были рывки и толчки.
Освобождение от захвата при помощи рывка или толчка.
Рывок выполняется захватом двумя или одной рукой за тело или одежду
соперника, при захвате с использование двух рук, получается две точкиконтроля над противником, при захвате с использованием одной руки – одна
точка контроля над противником. Выбор места и способа захвата во многом
1
1
зависит от выполняемой техникотактической комбинации и
противодействия техникотактической комбинации противника.
Как правило, захват двумя руками направлен на силовое удержание
противника или дальнейшего выполнения броска, захват одной рукой как
правило ориентирован на рывок противник к себе для выполнения
встречного удара рукой или ногой.
Техника освобождения от захвата рывком очень проста и удобна при
захвате одной или двумя руками, но требует хорошей физической
подготовленности и проявления взрывной силы.
При выполнении рывка необходимо соблюдать правила биомеханики, для
того чтобы сделать примем максимально эффективным. Выполнять отрыв
следует по линии атаки и возможно использовать эффект маятника,
предварительно направив движение в сторону противника, дабы он
уменьшил силу захвата и резким рывком в противоположную сторону.
Следует учесть что при освобождении рывком большое значение имеет
материал из которого сделана одежда, так как она может порваться при
выполнении приема.
Также прием рывком не подходит и для тех случаев освобождения от
захвата когда противник держит вас за голое тело двумя руками и стесняет
возможность движений, например захват за горло двумя руками, или когда
нем возможности для маневрирования, например вы прижаты спиной к стене.
Простым способом освобождения от захватов является техника толчка.
Для того чтобы техника освобождения толчком была эффективной прием
должен быть выполнен неожиданно для соперника. Этот приемосвобождения от захвата также эффективен если у вас преимущество в весе
и силе, и вы можете свободно маневрировать.
1
2
Толчки выполняются двумя или одной рукой ладонями предплечьями, а
также возможны толчки коленом, ногой, а в некоторых случаях корпусом и
даже головой. Выбор технического действия во многом зависит от ситуации
сложившейся в ходе конкретного поединка.
Наиболее эффективными местами воздействия толчков на теле
противника являются: голова, верхняя и центральная части груди и спины, а
также область таза. В момент толчка между соперниками на мгновение
образуется жесткая биомеханическая система, по которой происходит
передача импульса от одного тела к другому, при этом необходимо помнить
о третьем законе механике «Сила действия равна силе противодействия».
Маятниковые взаимодействия с чередованием принципов "подсадотрыв"
позволяют легко комбинировать технику рывков и толчков. Данная техника
хорошо усваивается в силу своей простоты, и в дальнейшем будет
выполняться на уровне рефлекса при построении техникотактических
действий. [36,c.86]
Многие эксперты в области смешанных единоборств отмечают, что рывки
с захватом на верхнем уровне прекрасно сочетаются с подсечками, а толчки
с подножками с дальнейшим переходом на добивание упавшего противника.
При ведении боя с разными противниками необходимо предварительно
изучить их возможности, используемые техникотактические комбинации,
для того чтобы построить адекватные техникотактические действия с
использованием рывков и толчков при ведении поединка.В любом бою необходимо бороться до конца используя при этом
разнообразный арсенал техникотактических действий для того чтобы быть
1
3
непредсказуемым для противника, использовать свои преимущества и
компенсировать недостатки.
Освобождение от захвата ударом в практике прикладных и смешанных
единоборств применяется реже, чем техника освобождения от захвата
рывком и толчком.
Суть техники освобождения ударом состоит в резком ударе по захвату,
желательно удар нанести по самому слабому биомеханическому звену если
это невозможно, второму слабому биомеханическому звену. Например при
захвате за отворот куртки самым слабым биомеханически звеном являются
пальцы рук, но по ним нанести удар невозможно, поэтому удар следует
нанести по лучезапястному суставу второму по слабости звену.
Еще одной особенностью освобождения от захвата ударом являются
удары по уязвимым точкам, в нашем случае это будут суставы верхних
конечностей, которыми противник удерживает захват.
Также эффективным способом выполнения и освобождения от захватов
является соблюдение правильной дистанции во время поединка.
Понятие дистанция следует рассматривать с двух позиций.
1. Позиция характерная для ударных единоборств.
2. Позиция характерная для техники борьбы.
Дистанция смешанных и прикладных единоборств отличается от техники
борьбы и ударных единоборств. В данных видах единоборств принято
считать дистанцию вне захвата и дистанцию на которой захват возможен.Второй вид дистанции в смешанных единоборствах называется
дистанция дальнего захвата – то дистанция на которой возможно успешно
1
4
применять ударную технику руками и неамплитудные удары ногами. На этой
дистанции сохраняется лидерство за ударными техниками, но и есть
возможность сделать захват, например за запястье или ногу противника.
[16,c.68]
Если бой переходит на среднюю дистанцию в противоборство
вступают не только ударная, но и бросковая техника, сохраняется некий
паритет между ударной и бросковой техникой.
При ведении боя на ближней дистанции на передний план выступает
бросковая техника, а выполнение ударной технике в клинче крайне
затруднительно.
Получается что на ближней дистанции спортсмен владеющий ударной
техникой практически бессилен, а спортсмен владеющий борцовской
техникой бессилен на дистанции вне хвата.
Для смешанных и прикладных единоборств требуется спортсмен который
в совершенстве владеет ударной техникой и техникой борьбы, так сказать
спортсменуниверсал, но на практике такие спортсмены встречаются крайне
редко, нужны определённые генетические задатки и большой боевой опыт
ведения поединков в смешанных единоборствах.
На практике спортсмены приходят в смешанные единоборства либо из
ударных единоборств (каратэ, кикбоксинг, тайский бокс и т.п.) или же из
борьбы (самбо, дзюдо, вольная борьба и т.п.).Планируя схватку необходимо изучить возможности вашего противника и
строить свою стратегию и тактику ведения поединка исходя из своих
1
5
возможностей и возможностей вашего соперника.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.
Цель исследования:
усовершенствовать методику обучения
освобождению от захвата обеими руками за отворот куртки спереди в
прикладном рукопашном бое.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники и научнометодические
разработки по обучению технике освобождения от захватов
за одежду в спортивных и служебноприкладных
единоборствах.
2. выявить основные методические особенности организации
занятий при обучении технике освобождения от захватов за
одежду в прикладном рукопашном бое.1
6
3. экспериментально апробировать усовершенствованную
методику обучения освобождению от захвата обеими
руками за отворот куртки спереди в прикладном
рукопашном бое.
2.1. Методы исследования.
Анализ литературных источников по проблеме исследования. Нами
было проанализировано большое количество литературных источников и
научнометодических разработок по вопросам обучения техники выполнения
захватов за одежду и технике освобождения от захватов за одежду в
спортивных и служебноприкладных единоборствах. Подробный анализ
данной работы представлен в главе 1.
Метод экспертных оценок.
В исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки
уровня владения техникой освобождения от захвата обеими руками за отворот
куртки спереди в прикладном рукопашном бое.
Метод педагогического эксперимента.
Данный метод применялся в качестве основного метода исследования.
Педагогический эксперимент проводился на группе занимающихся в секции
«Рукопашный бой» спортивного клуба «Одиссей». В эксперименте приняли
участие 22 человека, которые были разделены на контрольную и
экспериментальную группы.
Методы математической статистики.
Методы математической статистики применялись как основные
методы для обработки результатов анкетного опроса и экспертной оценки
результатов, показанных участниками контрольной и экспериментальнойгрупп. Для анализа нами была использована компьютерная программа
Statistica 8.0
1
7
2.2.Организация исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (сентябрь 2013 года – сентябрь 2014 года) проводился
анализ литературных источников и научнометодической литературы по
вопросам по вопросам обучения техники выполнения захватов за одежду и
технике освобождения от захватов за одежду в спортивных и служебно
прикладных единоборствах. Подробный анализ данной работы представлен в
главе 1.
На втором этапе исследования (октября 2014 года – декабрь 2014 года)
проводился педагогический эксперимент на группе людей занимающихся в
секции «Рукопашный бой» при спортивном клубе «Одиссей». Всего в
исследовании приняло участие 22 человека, которые были поделены на
контрольную и экспериментальную группы. Участники исследования были в
возрасте от 18 до 24 лет, имели хороший уровень физической подготовки,
занимались в секции «Рукопашный бой» 3 раза в неделю по 2 часа на каждом
занятии и имели спортивные разряды от 2 до 1 взрослого разряда.
На третьем этапе исследования (январь 2015 – март 2015) проводилось
обобщение полученного материала в результате педагогического
эксперимента и оформление выпускной квалификационной работы.
Педагогический эксперимент проводился на втором этапе
исследования. В эксперименте принимали участие мужчины в возрасте 1824
лет занимающиеся в секции «Рукопашный бой». Всего в эксперименте
приняло участие 22 человека, которые были поделены на контрольную и
экспериментальную группы численностью по 11 человек. Контрольная и
экспериментальная группы занимались в секции рукопашного боя три раза внеделю по 2 часа. Контрольная группа занималась по программе рукопашный
бой разработанной Лесковым О.В., занятия вел тренерпреподаватель
1
8
Капустин Н.К. Расписание тренировочных занятий контрольной группы:
вторник, четверг, суббота с 19.00 до 21.00 .
Экспериментальная группа занималась под руководством Цветкова
В.В. по программе рукопашный бой разработанной Лесковым О.В., но с
включением в тренировочный процесс усовершенствованной методики
обучения освобождению от захвата обеими руками за отворот куртки
спереди в прикладном рукопашном бое. Эксперимент проводился в течении
шести месяцев с октября 2014 по декабрь 2014 года. Расписание
тренировочных занятий экспериментальной группы: понедельник, среда,
пятница с 19 до 21 часа.
Перед началом педагогического эксперимента с помощью метода
экспертной оценки мы провели исследование уровня владения техникой
освобождения от захватов за отворот куртки двумя руками. Для проведения
экспертной оценки были использованы стандартные условия. Один из
спортсменов выполнял захват за отворот куртки двумя руками, второму
спортсмену предлагалось освободиться от захвата, используя приемы
прикладного рукопашного боя, каждому из спортсменов предлагалось
выполнить по 5 попыток с использованием различных приемов освобождения
от захвата за отворот куртки. После завершения 5 попыток спортсмены
менялись номерами. По условиям экспертной оценки приема спортсмены
выполняющие захват должны были сопротивляться при выполнении приема
освобождения от захвата.
В качестве экспертов выступали:
1. Афанасьев И.О. – тренер по рукопашному бою, мастер спорта;
2. Воронов Б.Ю. – тренер по армейскому рукопашному бою.
3. Романов Ф.К. – тренер по армейскому рукопашному бою, мастер
спорта;4. Фролов Н.С. – тренер по армейскому рукопашному бою, мастер спорта.
1
9
Предварительно группу экспертов мы проверили на согласованность
экспертных оценок. И определили согласованность экспертов с помощью
коэффициента конкордации.
Группа экспертов предварительно оценивала технику владения
приемами освобождения от захватов за одежду применяемой в прикладном
рукопашном бое. Коэффициент конкордации рассчитывался по формуле:
.
,
где
, Li число видов повторяющихся элементов в оценках iго
эксперта, tl количество элементов в lй связке для iго эксперта (количество
повторяющихся элементов). Если нет связанных рангов, то Ti равно нулю.
В нашем случае коэффициент конкордации был равен 0,81, что говорит
о высокой согласованности экспертов. Поэтому данную группу экспертов мы
можем рекомендовать для анализа уровня владения техникой освобождения
от захвата обеими руками за отворот куртки спереди у контрольной и
экспериментальной групп.
Организация экспертных оценок проводилась следующим образом: так
как спортсмены участвующие в педагогическом эксперименте в течении двух
лет, а некоторые и более занимались в секции рукопашного боя и имели 2 и 1
взрослые спортивные разряды, то они владели определенным уровнем
техникотактической подготовки и владели приема и освобождения от
захватов. перед началом педагогического эксперимента группе экспертов
было предложено проанализировать ход выполнения приемов. Один из
спортсменов выполнял захват за отворот куртки двумя руками, второму
спортсмену предлагалось освободиться от захвата, используя приемыприкладного рукопашного боя, каждому из спортсменов предлагалось
выполнить по 5 попыток с использованием различных приемов освобождения
2
0
от захвата за отворот куртки. После завершения 5 попыток спортсмены
менялись номерами. По условиям экспертной оценки приема спортсмены
выполняющие захват должны были сопротивляться при выполнении приема
освобождения от захвата.
Педагогический эксперимент проводился на группе спортсменов 18
24 лет в течении 3 месяцев тренировочного процесса, этот период времени
согласно годового плана распределения тренировочных нагрузок относился к
подготовительному периоду и состоял из трех мезоциклов втягивающего и
базового 1 и базового 2. Именно в этот период было решено провести
педагогический эксперимент, так как по плану тренировочного процесса идет
обучение техникотактическим действиям совместно с общей и специальной
физической подготовкой спортсменов.
В процессе анализа плана подготовки спортсменов было выявлено, что
у занимающихся рукопашным боем недостаточно внимание уделяется технике
выполнения и освобождения от захватов за одежду.
Как известно, что захваты за одежду очень часто применяются в
прикладном рукопашном бое. Основная цель захвата заключается в
обездвиживании противника, возможности выполнить сваливание путем
выведение противника за центр тяжести, или же вывести противника на
бросок или на удар. Особенностью захвата двумя руками за отворот куртки
является возможность выполнить удушающий прием, надавливая на сонные
артерии, воротником куртки тем самым прекращая доступ крови к головному
мозгу.
Для создания эффективной методики обучения освобождению от
захвата обеими руками за отворот куртки спереди нами были разработаны
базовые приемы, применяемые в прикладном рукопашном бою. Основныетребования предъявляемые к базовым приемам были следующие: они должны
быть просты в обучении, опираться на базовые приемы и техникотактические
2
1
действия изученные ранее в процессе тренировочных занятий и иметь
Также
максимальный эффект по нейтрализации соперника.
экспериментальная группа изучала специальные подводящие упражнения,
которые помогли более эффективно освоить технику освобождения от
захвата обеими руками за отворот куртки спереди.
Базовый прием 1. Отображен на рис. 4.Захватите противника за плечи
обеими руками и, резко отклоняясь назад, ударьте его коленом в пах. Далее
кулаком нанесите удары в лицо. Поворачивая корпус влево или вправо,
обеими руками наносите удар сверху по предплечьям , освобождаясь от
захвата.
Подводящие упражнения:
Закачка связок передней части бедра. стоя у стены, поднимать согнутую в
колене ногу вперед, затем вернуть, не разгибая, в исходное положение(с
утяжелителями)
Ловить мяч (во время кидания мяч)
Базовый прием 2. Отображен на рис. 5.Захватите противника за плечи
обеими руками, дернуть в сторонувниз и нанести удар коленом в корпус.Затем, не опуская ногу, подбить противника стопой в подколенный сгиб,
заставляя его упасть.
2
2
Подводящие упражнения:
Наносить удары коленом через препятствие
Махи ногами с утяжелителями, резиной
Базовый прием 3. Отображен на рис. 6.Захватите противника обеими
руками за плечи, тянете на себя, а коленом бьете в пах (если он невелик
ростом, то в солнечное сплетение). Отталкиваете от себя, что вполне
совпадает с естественным желанием ушибленного отодвинуться от вас, и
атакуете его в горло.
Подводящие упражнения:
Удары по мешку без перчаток для укрепление предплечий
Отжимания на кулаках
В парах. Первый номер, передвигаясь наносит удары. Второй – держит
ладони, выполняющие роль мишени.2
3
Базовый прием 4. Отображен на рис.7.Нанести удар локтем сверху по
предплечьям нападающего, в результате чего он наклонится вперед.
Использовать это для нанесения удара локтем в голову.
Подводящие упражнения:
Отработка ударов локтями на лапах
подъем по канату вверх
отработка срыва захвата ударом локтем по предплечьям(в налокотниках)
Базовый прием 5. Отображен на рис. 8.Противник захватил обеими
руками отворот куртки. Нагрузите захват противника слегка приседая вниз,
далее резко выпрямите ноги с одновременным ударам по предплечьям
противника, Сорвите захват противника и пальцами нанесите удар по глазам.Подводящие упражнения:
Отжимание на пальцах
2
4
Имитация подбивание рук вверх с гантелями
Подбрасывание набивного мяча
Базовый прием 6. Отображен на рис.9.Этот вариант освобождения
лучше всего подходит на скользкой поверхности (гололед, мокрый асфальт).
Захватываете руки противника повыше локтей и тянете его вправо вниз. А
своей правой стопой подбиваете левую ногу под пятку влево вверх . И
добейте его ударом ногой в солнечное сплетение.
Подводящие упражнения:
Занимающийся в захвате передвигаются, по команде тренера выполняют
зацеп ноги поочередно.
Стоя, схватив за плечи друг друга, выполнять зацеп.2
5
Глава III. Обсуждение результатов исследования.
Глава 3. Обсуждение результатов исследования.
Каждый эксперт оценивал технику освобождения от захвата по трем
критериям:
1)Быстрота выполнения движения (секунды)
2)Вариативность техники(количество приемов за 30 секунд)
3)Эффективность техники(количество приемов достигшие своей цели)
Результаты экспертной оценки приведены в таблице 3.
Таблица 1.2
6
Результаты экспертных оценок контрольной группы до начала
педагогического эксперимента.
Испытуемый
№
п/
п
1 Алисов В.В.
2 Павлов Д.П.
3 Бирюков Н.В.
4 Котков А.А.
5 Сидоренко П.И.
6 Шоров А.И.
7 Миронов И.Д.
8 Сухов М.Т.
9 Куликов Е.В.
1
Рябков В.П.
0
1
1
Васильев Ф.Е.
Вариативно
сть техники
Эффективно
сть техники
сть
Рационально
используем
ых болевых
приемов
4.7
4.8
4.5
4.3
4.2
4.4
4.8
5.0
3.9
4.5
4.1
6
7
5
4
2
5
4
6
4
5
3
5
3
4
3
1
3
2
5
3
2
1
Среднее
арифметическое
Х±δ
4.5±0.3
4.6±1.4
2.9±1.4
Таблица 2
Результаты экспертных оценок экспериментальной группы до начала
педагогического эксперимента.
Испытуемый
№
п/
п
1 Шалыгин Г.А.
2 Трифонов К.И.
Вариативно
сть техники
Эффективно
сть техники
сть
Рационально
используем
ых болевых
приемов
4.5
4.2
7
6
5
43 Меркульев А.К.
4 Кутельмах В.В
5 Сорокин С.С.
6 Котов М.Т.
7 Чистяков Ф.А.
8 Калинин П.Я.
9 Селезнев Е.Е.
1
Махов М.Т.
0
1
1
Кирьянов Е.В.
Среднее
арифметическое
Х±δ
2
7
4.0
3.8
3.1
4.5
4.9
3.2
4.2
3.0
3.6
6
3
4
4
5
7
5
6
4
6
4
4
3
5
7
4
5
5
3.9±0.6
5.1±1.1
4.7±1.05
Таблица 3.
Результаты экспертных оценок контрольной и экспериментальной групп
до начала педагогического эксперимента
№
п
/п
Показатели,
оцениваемые
экспертами
Контрольная группа
Экспериментальная
Х±δ
группа Х±δ
tкритерий
Стьюдента
2,129