«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «БОКОВАЯ ПОДСЕЧКА»
В БОЕВОМ САМБО »
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Обзор литературных источников……………………..... 5
1.1 Становление и развитие боевого самбо в России……………. 5
1.2 Понятие подсечка в единоборствах…………………………… 8
1.3 Подсечки, применяемые в ударных единоборствах…………. 9
1.4 Подсечки, применяемые в различных видах борьбы………… 13
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования……. 16
2.1 Методы исследования…………………………………………….. 16
2.2 Организация исследования……………………………………….. 17
Глава 3. Обсуждение результатов исследования………………… 32
Выводы…………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………….. 40Введение.
Актуальность исследования:
Боевое самбо один из наиболее
динамично развивающихся служебноприкладных видов спорта, который
берет свои истоки от различных национальных единоборств народов СССР и
иностранных единоборств, таких как: дзюдо, джиуджитсу, карате. Боевое
самбо впитало в себя все лучшее, что есть в данных единоборствах и с
успехом используется в системе подготовке военнослужащих, специальных
подразделений различных министерств и ведомств. Боевое самбо также имеет
большое прикладное значение для подготовки допризывной молодежи и
поддержания в оптимальной физической форме взрослого населения. Приемы
боевого самбо просты и эффективны как во время спортивной борьбы, так и в
прикладном рукопашном бое. Методика обучения приемам боевого самбо
постоянно совершенствуется многими специалистами, развивающими данный
вид спорта. Наше исследование, проведенное в рамках выпускной
квалификационной работы, направлено на совершенствование методики
обучения одному из базовых бросков боевого самбо «боковой подсечке».
Объект исследования: спортсмены, занимающиеся боевым самбо на
этапе углубленной спортивной специализации.
2Предмет исследования: Методика обучения приему «боковая
подсечка» в боевом самбо
Цель исследования: Совершенствование методики обучения боковой
подсечки в боевом самбо.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что совершенствование
методики приема «боковая подсечка» с одновременным обучением технико
тактическим связкам которые позволяют во время поединка перейти на
другой, более выгодный прием, поможет спортсменам более эффективно
строить техникотактические комбинации и достигать победы в спортивном
поединке.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники и научнометодические разработки по
технике обучения боковой подсечки в ударных единоборствах и
спортивной борьбе.
2. Изучить существующую методику обучения боковой подсечки в боевом
самбо.
3. экспериментально апробировать усовершенствованную методику
обучения боковой подсечки в боевом самбо.
Методы исследования.
1. Анализ литературных источников
2. Экспертная оценка
3. Педагогический эксперимент
4. Математическая статистика
Научная новизна исследования заключается в том, что в теории и
практике боевого самбо мы предприняли попытку, на этапе углубленной
спортивной специализации совершенствовать не отдельный прием «боковая
подсечка», а моделировать техникотактические комбинации, позволяющие из
3этого приема в процессе спортивного поединка перейти на другой, более
выгодный прием.
Практическая значимость исследования заключается в том,
разработанная нами методика, в рамках выпускной квалификационной
работы, может быть использована в процессе подготовки спортсменов по
боевому самбо на этапе углубленной спортивной специализации и в системе
подготовки допризывной молодежи средствами боевого самбо.
Глава 1. Обзор литературных источников.
1.1. Становление и развитие боевого самбо в России.
В советский период, большое событие в развитии физической культуры
и, в частности ближнего боя, получило после введения в 1924 года
руководства «Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи». Она
состояла из девяти книг или самостоятельных руководств. Восьмой книге
"как для защиты и нападения без оружия (борьба, бокс, джиуджитсу) " была
посвящена борьбе и включены приемы нападения и обороны, а также методы
обезвреживания противника. Это руководство не являлось широко
распространенной в Красной Армии, и практиковалось в обществе "Динамо"
для обучения сотрудников службы безопасности и милиции. [10, с.12]
Активное продвижение самозащита без оружия "Динамо" вел
Спиридонов, который подготовил много тренеров и написал несколько
учебников. В своей книге "самозащита без оружия" (1933) , подчеркивая
прикладной направленности самбо, он писал: "САМ, как надстройка к
физическому воспитанию, надстройкой специального назначения". Самбо
4начале 30х годов отличалась от сегодняшней, за исключением того, она
культивировала броски и удары, болевые и удушающие приемы.
До 1938 года в соревнованиях по самбо приняли участие только
милиция и ЧК ("Динамо"). Мастер спорта по самбо, был министр МГБ против
Абакумаов, в весовой категории свыше 100 кг.
16 ноября 1938 года, Комитет по физической культуре и спорту издал
указ № 633 , в которой говорилось: "вольной борьбе (самбо) в Советском
Союзе ... представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию
техники и оборонному значению вид спорта. Принимая это во внимание,
включить её в ГТО II ступени как одну из зачетных норм». Эта дата стала
днем рождения самбо. [33, с.24]
К сожалению, с течением времени, самбо из прикладного спорта,
основной целью которого было обучение сотрудников правоохранительных
органов для выполнения задач по службе, постепенно превратилось в один из
многих видов борьбы. Обучение боевым разделам отошло на третий план, и
акцент был сделан на элитный вид спорта, для включения в программу
первого чемпионата мира, а теперь и Олимпийских игр.
Та же участь постигла и общества "Динамо", от физкультурного
общества обучение сотрудников служб безопасности и полиции, он
превратился в кузницу чемпионов, практически отходя от задач, которые
ставит перед ними Ф.Э. Дзержинский.
С начала 70 х годов в мире и в нашей стране начинается огромная
популярность японской борьбы каратэ, которая основана на ударах руками и
ногами. Физическая подготовка специалистов КГБ, беря на вооружение все
новое и передовое, просто пытаюсь приспособить эту борьбу для обучение
персонала. С 1976 года на постоянно действующем семинаре инструкторы
5мастера спорта международного класса Бутырский предложил в подготовки
сотрудников КГБ взять ядро системы контактный стиль каратэ kiokusinkaj
и приемы самбо и дзюдо), другой инструктор был в Арбеков, который
заложил основу для подготовки бесконтактных стилей каратэ.
Естественно, в те годы, обмен опытом между правоохранительными
органами проводился только с социалистическими странами, такими как
Китай, Северная Корея, Куба и др. (на острове свободы одним из лозунгов
был: " каратэ оружие революции".) В 1978 году, инструкторы КГБ провели
сбор на спортивной базе "Динамо" (Петровка, 26), куда прибыли специалисты
из Кубы Рауль Рисо и Рамиро Чирино, представители малоизвестного стиля
каратэ " дзе синмон." Кубинцы произвели фурор, что и дало качественный
скачок в развитии каратэ в стране и правоохранительной системе. За три
месяца, Рауль Рисо и Рамиро Чирино провели обучение и аттестацию трех
учебных групп общей численностью более двухсот человек. [24, с.46]
Следует отметить, что в работе Ассамблеи приняли участие
представители из всех регионов СССР. Позже кубинцы неоднократно
приглашали в течение коротких промежутков времени, а на Кубу выезжали
советские специалисты.
Сначала под названием "борьба каратэ", а затем "прикладное каратэ"
входит в раздел физической подготовки работников внутренних дел, на
равнее с боевым самбо, разработаны правила соревнований, проведены
ведомственные турниры. Эту работу возглавляет Центрального совета
"Динамо" во главе с Юрием Маряшин.
Существует необходимость создания универсального единоборства для
обучения, который сочетает в себе приемы борьбы, бокса, каратэ и других
видов единоборств, который, с одной стороны, позволит как можно скорее
6подготовить работника, с другой стороны, учит защищаться от врага,
которому владеет одним из видов боевых искусств, втретьих, создание и
адаптация начальных навыков сотрудников для выполнения стоящих перед
ними оперативных и служебных задач. Например, чтобы защитить себя
против вооруженных и безоружных противников, можно ли, используя
приемы самбо и дзюдо, а с помощью бокса или карате создать универсальный
вид единоборств.
Поэтому универсальный вид единоборств, впитал в себя лучшее из
разных видов боевых искусств, и все, что нужно для милиционеров,
пограничников и сотрудников КГБ. Теория всегда должна быть связана с
практикой и профессиональной подготовкой.
Если главная цель вооруженных сил уничтожение противника, Главная
цель военных убить то сотрудники ФСБ, МВД, пограничной службы имеют
другую цель задержать, доставить, допросить. В современных условиях
рукопашный бой, несомненно, вызывает большой интерес для подготовки
частных охранных предприятий и служб безопасности, лаконично
вписывается в правовые рамки их деятельности.
До 1991 г., проблемы развития системы рукопашного боя в КГБ, МВД
занималось управление физической культуры и массового организационной
работы ДСО "Динамо", под руководством которого в Советском Союзе было
создано 38 центров ближнего боя (главный в Москве на улице. Петровка, 26 ,
15 республиканских, и в столицах союзных республик и 22 региональных в
Ежегодно организуются всесоюзные,
республиканские и
РСФСР).
региональные сборы для подготовки и переподготовки преподавателей. ДСО
"Динамо". Проводятся чемпионаты войск КГБ пограничных войск, школы
КГБ, ЦС "Динамо", и др. [15, с.64]
7С распадом Советского Союза большинство спортивных сооружений
стало за границей Российской Федерации. ДСО "Динамо" прекратила свое
существование. Работа по развитию рукопашного боя, как части физической
подготовки и, как вида спорта, в основном проводилось в службе
безопасности и правоохранительных органах, которые после разделения КГБ
стало больше десятка.
1.2. Понятие подсечка в единоборствах.
Подсечки в единоборствах представляют собой бросок цель которого
резкий подбив ног соперника, чаще всего производится внутренней
подошвенной частью стопы. Выполнение подсечки приводит к мгновенной
потере опоры, вызванной в результате подбива ноги или двух ног, противник
теряет равновесие и падает. [16, с.164]
Подсечки могут быть проведены на одноименную ногу или на
разноименную ногу, иногда возможно выполнить подсечки на две ноги
одновременно, но при этом усилий на проведение приема требуется
значительно больше, так как требуется выполнить, подбив сразу двух ног
одновременно.
Подсечки можно рассматривать как самостоятельный прием
применяемый в единоборствах или же применяемый в техникотактической
комбинации для нападения или защиты. Подсечки практически всегда
используются для выведения противника из равновесия в результате подбива
ноги, при этом после проведения приема атакующий спортсмен может
остаться в стойке или же, что реже допускается выполнение приема с
падением и переводом борьбы в партер.
С точки зрения биомеханики подсечка представляет собой следующий
прием. В большинстве случаев выполнения данного приема подсекают не
8опорную ногу (основной вес тела находится на другой ноге), в результате
быстрого подбива центр тяжести тела атакуемого смещается в сторону
атакуемой ноги выходя за цент тяжести опорной ноги, в результате чего
противник вынужден упасть, так как центр тяжести вышел за центр опоры.
Специфической особенностью обладают подсечки опорной ноги, во время
выполнения которых центр тяжести тела мгновенно лишается точки опоры и
противник вынужден упасть.
Во многих единоборствах, например (самбо, дзюдо и др.) разрешены
захваты за одежду и тело противника, что предоставляет дополнительные
возможности для благоприятного проведения подсечек, так как захваты за
одежду позволяют дополнительно ускорить выведения противника из
равновесия при помощи скручивания, рывка или удержания противника.
1.3. Подсечки, применяемые в ударных единоборствах.
Многие виды ударных единоборств таких как: кикбоксинг, тайский
бокс, карате и многие другие имеют в своем арсенале такую группу приемов
как подсечки. Это очень важно, так как служебноприкладные единоборства в
своем арсенале содержат и приемы ударных единоборств и приемы техники
борьбы. Поэтому в данном разделе мы рассмотрим приемы (подсечки)
используемые в технике ударных единоборств.
Для более грамотного понимания техники выполнения подсечек
необходимо разделить группу наиболее схожих приёмов: подножек и
подсечек.
Подножки – это группа приемов, при которых происходит сваливание
противника при этом опору (опорную ногу или опорные ноги) используют ка
центр вращения, выводя центр тяжести за центр опоры. В подсечках же
9наоборот центр опоры выводят из под центра тяжести выбивая резким ударом
одну ли две ноги.
Необходимо учесть, что в ударных единоборствах захваты за одежду
противника запрещены, поэтому выполнить подсечку в данных единоборствах
гораздо сложнее, чем в спортивной борьбе где разрешены захваты за корпус и
одежду.
Подсечки в ударных единоборствах объединены в особую группу
приемов и техникотактических комбинаций, которые можно использовать
как для обороны, так и для нападения.
Принципы проведения подсечек в ударных единоборствах следующие:
1. Подсечка выполняется под менее нагруженную весом тела опорную
ногу.
2. Под опорную ногу нагруженную весом тела подсечку проводит не
рекомендуют, так как трение ноги об опору слишком велико и
вместо подсечки получиться удар об опорную ногу, что может
привести к травме.
3. Выполнять подсечку по безопорной ноге, так же не имеет смысла,
так как это не приведет ни к какому к результату, так как противник
находится в устойчивом опорном положении на другой ноге.
Поэтому в ударных единоборствах подсечки принято
использовать, когда противник находится в так называемом «динамическом
равновесии». Под динамическим равновесием понимается нахождение
противника в опорном положении на двух ногах, при этом вес тела
распределен между опорными ногами, подсечку в таком положении
целесообразно выполнять на менее нагруженную опорную ногу, при этом
появляется достаточно высокая вероятность успеха.
10Практически во всех единоборствах существует классификация
подсечек по направлению их проведения, ориентированы подсечки в основном
под переднюю ногу противника.
Классификация подсечек:
1. Боковая подсечка выносит стопу вбок так, что ноги противника на
время скрещиваются. [24, с.89] При этом создается неудобное для
удержания равновесия положение, при котором происходит
сваливание противника.
2.
Подсечка изнутри, нога противника выносится в наружу по
отношению к опорной ноге. При этом создается неудобное для
удержания равновесия положение, при котором происходит
сваливание противника.
3. Задняя подсечка нападающий высекает ногу противника сзади
вперед, что приводит к резкому смещению центра тяжести вперед,
что может привести противника к сваливанию в продольный шпагат.
Для выполнения данной группы подсечек используется внутренняя
часть свода стопы. В процессе тренировок следует обратить внимание
на предварительную подготовку спортсменов к выполнению данной
группы подсечек. Так как внутренняя часть свода стопы достаточно
уязвима, и резкий удар может вызвать болевой эффект у выполняющего
подсечку, поэтому данную область стопы следует тренировать, как
выражаются в ударных единоборствах «набивая» данную поверхность.
Большинство подсечек в ударных единоборствах проводятся в
комбинации ударов руками и ногами, и составляют арсенал технико
тактических действий спортсмена.
11Подсечка по сути дела – это боковой удар внутренней поверхностью
свода стопы, поэтому при его выполнении необходимо соблюдать рад
технических требований:
1. Подсечки следует рассматривать как часть техникотактической
комбинации.
2. Подсечка – это удар позволяющий перевести противника в без
опорное положение.
Если во время выполнения подсечки не удалось выбить ногу
противника, то целесообразнее всего использовать часть кинетической
энергии «отдачу» для выполнения кругового удара в корпус или голову, что
позволит застать противника врасплох, так как он не успеет переключить
внимание с одного технического действия (подсечки) на другое (круговой
удар ногой).
Также в практике ударных единоборств используют круговые
подсечки, во время которой спортсмен описывает полный оборот по круг
опорной ноги, а подсекающая нога как бы скользит по полу.
Круговая подсечка самая дальняя, поскольку радиус ее действия
полностью вытянутая нога. Однако при таком далеком выносе ноги
существенно нарушается равновесие, поэтому для сохранения баланса
приходится отклонять корпус в противоположном направлении, практически
упираясь грудью в сильно согнутое опорное колено. [24, с. 93]
При выполнении круговой подсечки можно выбить одну или иногда
даже две опорные ноги, но при этом необходимо учесть ряд факторов
которые мешают выполнению данного приема. При выполнении разворота на
180 градусов трудно все время удерживать противника в поле зрения, и
противник в этот момент может начать контратаку. Также следует отметить,
12что при выполнении круговой подсечки спортсмену приходится подсесть
слишком низко, что повышает вероятность встречной контратаки ногами и
последнее при выполнении круговой подсечки спортсмену необходимо
сохранять равновесие, особенно при возникновении центробежной силы, что
требует от него определенного мастерства.
1.4. Подсечки, применяемые в различных видах борьбы.
Во многих видах борьбы правильное выполнение подсечек является
показателем спортивного мастерства спортсмена. Правильно проведенный
прием переведет противника в положение лежа, но это еще не значит что
противник проиграл из этого положения, он тоже может вести активные
действия, в том числе и атакующие. Поэтому после проведения подсечки
необходимо выполнить приемы, направленные на удержание противника или
выполнение болевого приема.
При выполнении подсечек квалифицированным спортсменом, они
смотрятся эффектно и могут показаться для простого обывателя простейшим
приемом, на самом деле это далеко не так. Для того чтобы овладеть техникой
выполнения подсечек необходимы годы упорных тренировок, мастерство
приходит только через упорный ежедневный труд.
Моменты в условиях реального спортивного поединка, в которых
можно применить подсечки, как отдельное техникотактическое действие или
в комбинации техникотактических действий случаются очень редко. Для
эффективного выполнения подсечки необходимо выполнить ряд
практических рекомендаций:
Анализируйте спортивный поединок, умейте выбирать момент когда
противник открыт для подсечки;
при выполнении подсечки, точка удара должна быть расположена как можно
ниже, на уровне стоп противника, для того чтобы выбить ногу изпод опоры;
13 во время выполнения подсечки противник должен находиться в
«динамическом равновесии»;
удар должен быть резким и сильным, чтобы вывести противника из
равновесия;
во время выполнении подсечки необходимо использовать захваты и рывки
руками для того чтобы быстрее вывести противника из равновесия;
подсечка – это элемент техникотактической комбинации, поэтому данный
прием может использоваться в любой вариации.
В практике спортивных единоборств слово подсечка имеет следующее
толкование: срубить очень низко под корень и поддернуть в нужный момент.
Следовательно подсечка – это есть подбив ноги противника как можно
ближе к точек опоры в нужный момент, когда складываются благоприятные
условия спортивного поединка. Подсечка выполняется в основном за счет ног,
руки выполняют контролирующую функцию позволяющую поддернуть в
нужный момент для того чтобы эффективней выполнить прием.
На рис 1. изображена техника подсечек принятая в дзюдо.
14Рис.1. Техника подсечек в дзюдо.
1. Передняя подсечка САСАЭЦУРИКОМИАСИ.
2. Подсечка в колено ХИДЗАГУРУМА.
3. Подсечка в темп шага, боковая подсечка ОКУРИАСИБАРАИ.
4. Передняя подсечка под отставленную ногу ХАРАИЦУРИКОМИАСИ.
[23, с.148]
15Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.
Цель исследования: Совершенствование методики обучения боковой
подсечки в боевом самбо.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники и научнометодические
разработки по технике обучения боковой подсечки в
ударных единоборствах и спортивной борьбе.
2. Изучить существующую методику обучения боковой
подсечки в боевом самбо.
3. экспериментально апробировать усовершенствованную
методику обучения боковой подсечки в боевом самбо.
2.1. Методы исследования.
Анализ литературных источников по проблеме исследования. Нами
было проанализировано большое количество литературных источников и
научнометодических разработок по технике обучения боковой подсечки в
ударных единоборствах и спортивной борьбе. Подробный анализ данной
работы представлен в главе 1.
Метод экспертных оценок.
В исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки
уровня владения техникой боковой подсечки у спортсменов занимающихся
боевым самбо.
Метод педагогического эксперимента.
Данный метод применялся в качестве основного метода исследования.
Педагогический эксперимент проводился на группе занимающихся в секции
«Боевое самбо» спортивного клуба «Орион». В эксперименте приняли участие
24 человека, спортсмены занимающиеся в секции «Боевое самбо» и имеющие 1
16и 2 разряд по боевому самбо. Занимающиеся были поделены на контрольную и
экспериментальную группы.
Методы математической статистики.
Методы математической статистики применялись как основные
методы для обработки результатов полученных с помощью метода экспертной
показанных участниками контрольной и
оценки результатов,
экспериментальной групп. Для анализа нами была использована компьютерная
программа Statistica 8.0.
2.2.Организация исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (август 2013 года – сентябрь 2014 года) проводился
анализ литературных источников и научнометодической литературы по
вопросам изучения техники обучения боковой подсечки в ударных
единоборствах и спортивной борьбе. Подробный анализ данной работы
представлен в главе 1.
На втором этапе исследования (октября 2014 года – январь 2015 года)
проводился педагогический эксперимент на группе занимающихся боевым
самбо при спортивном клубе «Орион». В исследовании приняло участие 24
человека, мужчины, имеющие 1 и 2 спортивные разряды. Участники
педагогического эксперимента были поделены на контрольную и
экспериментальную группы по 12 человек в каждой. Участники эксперимента
были примерно однородны по возрасту от 20 до 22 лет, имели хороший
уровень физической подготовки, занимались в секции «Боевое самбо» 3 раза
в неделю по 2 часа на каждом занятии.
На третьем этапе исследования (февраль 2015 – март 2015)
проводилось обобщение полученного материала в результате педагогического
эксперимента и оформление выпускной квалификационной работы.
17Педагогический эксперимент проводился на втором этапе
В эксперименте принимали участие спортсмены,
исследования.
занимающиеся в секции «Боевое самбо» которые имели 1 и 2 спортивный
разряд. Всего в эксперименте приняло участие 24 человека, которые были
поделены на контрольную и экспериментальную группы численностью по 12
человек. Контрольная и экспериментальная группы занимались в секции
«Боевое самбо» три раза в неделю по 2 часа. Контрольная группа занималась
по программе «Боевое самбо» разработанной тренеромпреподавателем
Головихиным Евгением, занятия вел тренерпреподаватель Арбузов Р.Л.
Расписание тренировочных занятий контрольной группы: вторник, четверг,
суббота с 19.00 до 21.00 .
Экспериментальная группа занималась под руководством тренера
преподавателя Ильясова Саламбека, по усовершенствованной программе
«Боевое самбо» в которую была включена предлагаемая методика обучения
боковой подсечке. Эксперимент проводился в течении 4 месяцев с октября
2014 по январь 2015 года. Расписание тренировочных занятий
экспериментальной группы: понедельник, среда, пятница с 19.00 до 21.00
часа.
Педагогический эксперимент проводился в течении 4 месяцев и
включал в себя подготовительный период организации тренировочного
процесса. Педагогический эксперимент был специально организован в
подготовительном периоде тренировочного процесса, так как именно в этом
периоде согласно плануграфику организации тренировочного процесса
отводилось время для изучения техникотактических комбинаций и новых
приемов боевого самбо.
Контрольная группа в процессе обучения и совершенствования
методики боковой подсечки применяла методику разработанную тренером
преподавателем Головихиным Евгением которая использована в программе
18«Боевое самбо» разработанную этим автором.
Описание техники боковой подсечки применяемой в боевом
самбо.
Боковая подсечка относится к группе бросковых приемов
выполняемых ногами, техника боковой подсечки выполняется следующим
образом:
Два спортсмена стоят в боевой стойке лицом друг к другу выполнив
захват за одежду под локтями. Выполнив рывок влево, для того чтобы
спортсмен перенес центр тяжести на левую ногу, выполнить подбив передней
ноги пальцевой частью подошвы левой ногой. Как показано на рис. 2а.
Одновременно поднимая ногу влево вверх сделать резкий рывок руками в
противоположную сторону. Как показано на рис.2б. падающего противника
необходимо страховать, придерживая за правый рукав куртки, как показано
на рис. 2.в.
Рис.2. Техника выполнения боковой подсечки в боевом самбо.
19Для выполнения боковой подсечки существуют благоприятные
моменты, возникающие в ходе спортивного поединка в боевом самбо.
Которые можно выделить по следующим признакам:
противник далеко выставляет одну ногу;
противник скрещивает ноги, при этом необходимо подсекать переднюю ногу
выполняя подсечку разноименной ногой к ноге противника поднимая ее либо
влево вверх, либо вправо вверх. При скрещенных ногах противник находится
в неустойчивом динамическом положении, при котором его легко вывести из
равновесия.
Одним из разновидностей боковой подсечки является боковая подсечка
в темп шагов, которая изображена на рис. 3.
Рис. 3. Боковая подсечка в темп шагов.
20Техника выполнения боковой подсечки в темп шагов реализуется
следующим образом: Спортсмен делает прыжки или приставные шаги,
подготавливая свою атаку. Техника выполнения боковой подсечки в темп
шагов основана на использовании инерции тела спортсмена для успешного
выполнения приема. Противник перемещается приставными шагами или
прыжками, выполняется захват за одежду на уровне локтей, в момент, когда
противник приставляет ноги друг к другу или находится в безопорном
положении во время прыжка, выполняется боковая подсечка, которая по
инерции подсекает и вторую ногу противника, как показано на рис. 3б.
Одновременно выполняется резкий рывок руками в противоположную
сторону, выполняемой подсечке при этом противник оказывается на ковре.
При этом необходимо осуществлять страховку спортсмена
придерживая его за рукав куртки.
Основные подводящие приемы при обучении боковой подсечки:
1. Проводящий прием выбивает ноги у прыгающего партнера на месте и
сопровождает руками до падения.
2. Движением рук и ноги выполняет тягу на стоящем партнере.
3.Отработка движения способом "бои с тенью".
4.Отработка одновременного движения с партнером приставным шагом.
5.Проведение броска в целом на одновременном шаге в сторону.
6.Выполнение подсечки через несколько одновременных движений в
сторону.
7.Выполнение подсечки в произвольной форме борьбы.
Контрольная группа изучала данный прием в стандартной форме по
дозирование тренировочных нагрузок
вышеописанной методике,
осуществлялось тренером: в процессе обучения технике моторная плотность
21занятия составляла 40% при закреплении техники 60% при
совершенствовании техники 7080%.
Экспериментальная группа занималась, так же как и контрольная
группа в течении подготовительного периода организации тренировочного
В период педагогического эксперимента были включены
процесса.
следующие мезоциклы: часть втягивающего мезоцикла, мезоцикл базовый 1
(ориентированный на формирование новых техникотактических
комбинаций), мезоцикл базовый 2 (направленный на совершенствование
техникотактических комбинаций).
В процессе анализа методики обучения и совершенствования боковой
подсечки в боевом самбо мы пришли к выводу, что методика обучения
боковой подсечке, представленная в программе разработанной Головихиным
Евгением недостаточно удовлетворяет требованиям к формированию
техникотактических действий в боевом самбо, а просто рассматривается как
отдельный прием. Поэтому в нашей работе мы рассмотрели не только
методику обучения технике боковой подсечки, но и методику включающие
техникотактических комбинаций основанных на приеме «боковая подсечка».
Данные приемы составляют базу наиболее эффективных техникотактические
комбинации с использованием приема «боковая подсечка» при выполнении
наступательных и оборонительных техникотактических действиях в боевом
самбо.
У экспериментальной группы в течении педагогического эксперимента
методика обучения технике боковой подсечки делилась на 2 раздела
подготовки:
1. изучение техники выполнения приема «боковая подсечка»;
2. обучения техникотактическим комбинациям на основе приема
«боковая подсечка». Используя технику выполнения приема «боковая
подсечка», перейти к выполнению других бросковых приемов. На
22этапе
подготовки
одновременное
данном
совершенствование техники приема «боковая подсечка» и различных
происходит
вариаций на основе данного приема, что позволяет сформировать у
спортсменов техникотактические комбинации, основанные на бросках,
которые используются в боевом самбо.
Экспериментальная группа изучала технику выполнения приема «боковая
подсечка» в соответствии с техникой описанной выше и иллюстрированной на
рис.2 и рис.3.
Во втором разделе подготовки изучались различные вариации приема
«боковая подсечка». Семь базовых вариантов и техника их выполнения
представлены в данном разделе.
Переход на бросок обратным захватом двух ног при выполнении
броска боковая подсечка. Оба спортсмена находятся в правой стойке.
Выполнив захват борцовской куртки под локтями начать прием «боковая
подсечка» левой ногой под правую ногу противника и, когда его правая нога
будет достаточно высоко поднята, резко шагнуть вперёд левой ногой и
выполнить бросок обратным захватом двух ног, как показано на рис. 4.
23Рис. 4. Переход на бросок обратным хватом при выполнении броска
боковая подсечка.
Переход на бросок задняя подножка при выполнении броска
боковая подсечка. Оба спортсмена находятся в правой стойке. Выполнив
захват борцовской куртки под локтями, провести начало боковой подсечки
левой ногой под правую ногу противника и, когда его правая нога будет
поднята достаточно высоко, быстро шагнуть левой ногой вперёд,
разворачивая левый носок влево. Прежде чем противник опустит на ковёр
правую ногу, сделать заднюю подножку правой ногой под обе ноги
противника, как показано на рис.5.
24Рис.5. Переход на бросок задняя подножка при выполнении броска боковая
подсечка.
Переход на бросок боковая подножка при выполнении броска
боковая подсечка. Оба спортсмена находятся в правой стойке. Выполнив
захват борцовской куртки под локтями, провести начало боковой подсечки
левой ногой под правую ногу противника и, когда его правая нога будет
достаточно поднята, сделать боковую подножку левой ногой, но поставить
пятку так далеко, чтобы противник не смог перешагнуть правой ногой через
левое бедро нападающего, как показано на рис.6.
25Рис.6. Переход на бросок боковая подножка при выполнении
броска боковая подсечка.
Переход на бросок задняя подсечка с захватом ноги изнутри при
выполнении броска боковая подсечка. Оба спортсмена находятся в правой
стойке. Выполнив захват борцовской куртки под локтями, провести начало
боковой подсечки левой ногой под правую ногу противника и, когда его
правая нога будет достаточно поднята, захватить её изнутри за подколенный
сгиб предплечьем своей правой руки. Немедленно сделать заднюю подсечку
левой ногой под левую пятку или подколенный сгиб правой ноги противника
как показано на рис. 7.
26Рис.7. Переход на бросок задняя подсечка с захватом ноги изнутри при
выполнении броска боковая подсечка.
Переход на прием двойной подбив при выполнении приема боковая
подсечка. Противник в положении левой, нападающий правой стойки.
Выполнив захват борцовской куртки под локтями, провести начало боковой
подсечки правой ногой под левую ногу противника и, когда его нога будет
достаточно поднята, провести двойной подбив так, чтобы правая нога пошла
на живот противника, а левая подбила подколенные сгибы его ног как
показано на рис. 8.
27Рис.8. Переход на прием двойной подбив при выполнении
приема боковая подсечка.
Переход на прием подхват при выполнении приема боковая
подсечка. Противник в положении левой, нападающий правой стойки.
Выполнив захват борцовской куртки под локтями, провести начало боковой
подсечки правой ногой под левую ногу противника и, когда его нога будет
достаточно поднята, и он потеряет равновесие, быстро вынести свою правую
ногу вперед–влево и провести подхват и выполнить бросок, как показано на
рис. 9.
Рис.9. Переход на прием подхват при выполнении приема боковая подсечка.
28Переход на прием зацеп стопой при выполнении приема боковая
подсечка. Оба спортсмена находятся в правой стойке. Выполнив захват
борцовской куртки под локтями, провести начало боковой подсечки левой
ногой под правую ногу противника и, когда его правая нога будет поднята
вправо и скрестится с его левой ногой, быстро подпрыгнуть вперёд на правой
ноге и зацепить подъёмом левой стопы изпод правой ноги противника его
левое ахиллесово сухожилие снаружи. Сильным рывком от себя и вниз
бросить противника всей спиной на ковёр, как показано на рис. 10.
Рис.10. Переход на прием зацеп стопой при выполнении приема боковая
подсечка.
Для оценки эффективности методик обучения и совершенствования
приема «боковая подсечка» в боевом самбо нами был использован метод
экспертных оценок. Экспертиза проводилась до начала и после окончания
педагогического эксперимента. В проведенной экспертизе учувствовали
спортсмены контрольной и экспериментальной групп.
В качестве экспертов выступали:
291. Валитов С.К. – тренер по боевому самбо, мастер спорта;
2. Грачев С.С. – тренер по самбо, Судья Республиканской категории;
3. Коломыченко Д.И. – тренер по боевому самбо, мастер спорта;
4. Яхин К.А. – тренер по боевому самбо.
Предварительно группу экспертов мы проверили на согласованность
экспертных оценок. И определили согласованность экспертов с помощью
коэффициента конкордации.
Группа экспертов предварительно оценивала уровень техникой
выполнения бросков во время тренировочных поединков у трех пар
спортсменов занимающихся боевым самбо. Коэффициент конкордации
рассчитывался по формуле:
.
,
, Li число видов повторяющихся элементов в оценках iго
где
эксперта, tl количество элементов в lй связке для iго эксперта (количество
повторяющихся элементов). Если нет связанных рангов, то Ti равно нулю.
В нашем случае коэффициент конкордации был равен 0,8, что говорит о
высокой согласованности экспертов. Поэтому данную группу экспертов мы
можем рекомендовать для анализа эффективности техники владения приемом
боковая подсечка у спортсменов занимающихся в контрольной и
экспериментальной группах.
Организация экспертных оценок проводилась следующим образом:
перед началом педагогического эксперимента группе экспертов было
технику владения приемом «боковая
предложено проанализировать
30подсечка» для этого спортсмены были разбиты на пары. В каждой паре
спортсмены выполняли по 10 попыток выполнения приема «боковая
подсечка» в различных его вариациях, в том числе и с переходом на другие
приемы. Целью экспертной оценки являлось определение уровня владения
приемом «боковая подсечка», а также уровнем владения технико
тактических комбинаций, возможностью перехода от приема «боковая
подсечка» к более эффективным бросковым приемам при сопротивлении
противника.
Технические действия спортсменов оценивались по следующим
критериям:
слитность и плавность движений;
вариативность технических действий;
результативность технических действий.
Каждый эксперт по 100 балльной шкале оценивал, техническое
действия и ставил оценку. Результаты экспертной оценки приведены в
таблице 1.
Таблица 1.
Результаты экспертных оценок владения приемом «боковая подсечка» у
контрольной и экспериментальной групп перед началом педагогического
эксперимента
№
п/п
Показатели,
оцениваемые
экспертами
Контрольная
Экспериментальная
tкритерий
группа
Х±δ
группа Х±δ
Стьюдента
2,131