На основе изучения литературы и других источников информации не было выявлено ни одной методики обучения технике ударов ногами в партере. Встает вопрос решения данной проблемы. В армейском рукопашном бое широко представлены удары ногами по голове в партере, их применение разрешено правилами соревнований. Защита шлема железной маской позволяет максимально понизить уровень травматизма. Мы считаем внедрение новой методической разработке по обучению технике удара ногой в партере на базе учебно-тренировочных занятий по АРБ является актуальным для исследования и решения этой проблемы.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УДАРАМ
НОГАМИ ПО ГОЛОВЕ В ПАРТЕРЕ В АРМЕЙСКОМ
РУКОПАШНОМ БОЕ»
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Анализ литературных источников…………………………………4
1.1.Удары ногами в культуре традиционных школ и стилей
единоборств…………………………………………………………………..4
1.2 Удары ногами в спортивных единоборствах, спортивные дисциплины,
где правилами разрешены удары ногами по голове в
партере………………………………………………………………………...6
1.3 Технический арсенал ударов ногами по голове и их прикладное
значение…………………………………………………………………………7
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…….................13
2.1. Методы исследования…………………………………………………...13
2.2. Организация
исследования………………………………………………………………….14
Глава3. Обсуждение результатов исследования…………………………...34
Выводы………………………………………………………………………...40
Методические рекомендации………………………………………………...43
Список литературы……………………………………………………………45Введение
Актуальность исследования:
Техника нанесения ударов ногами широко представлена в
традиционных, спортивных, служебноприкладных единоборствах.
На основе изучения литературы и других источников информации не
было выявлено ни одной методики обучения технике ударов ногами в
партере. Встает вопрос решения данной проблемы. В армейском рукопашном
бое широко представлены удары ногами по голове в партере, их применение
разрешено правилами соревнований. Защита шлема железной маской
позволяет максимально понизить уровень травматизма. Мы считаем
внедрение новой методической разработке по обучению технике удара ногой в
партере на базе учебнотренировочных занятий по АРБ является актуальным
для исследования и решения этой проблемы.
Объект исследования:
Учебнотренировочный процесс старших юношей 1617 лет,
занимающихся АРБ.
Предмет исследования:
Обучение технике удара ногой по голове в партере в АРБ.
Цель исследования:
2разработать методику обучения технике удара ногой по голове в
партере в АРБ.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что разработанная методика обучения технике удара
ногой по голове в партере повысит эффективность и результативность
данного техникотактического действия.
Практическая значимость:
Удары ногами по голове в партере имеют высокую прикладную
ценность. Предложенная методика, мы надеемся, должна повысить
эффективность данных техникотактических действий как в спортивных
соревнованиях, так при выполнении боевых и служебных задач.
Глава 1
1.1 Анализ литературных источников
Развитие человечества проходит через столкновение интересов.
Любое противопоставление взглядов и интересов рождает противоборство.
Противоборство порождает конфликт, конфликт переходит в столкновение,
которое может перерасти в военное. Насколько сильны у племен, народов, а
затем государств и стран воинские традиции, настолько защищена культура
данной общности людей, защищены их интересы. Одной из наиболее
фундаментальных традиций, на которых держится развитие традиционных
школ и направлений единоборств уходят корнями в воинскую культуру
народов. Воинская культура часто опирается на религиозную традицию, также
влияние оказывает условия жизни, сословнокастовое разделение, охота и
народные забавы, где человек получал возможность развиваться,
совершенствуя физические качества, оттачивая умения и навыки
необходимые для защиты своих народов в случае военных конфликтов. В
воинских традициях многих культур приемы без оружия служили как бы
дополнением к вооруженной схватке. В дальнейшем они все больше
3вытесняли работу с оружием, постепенно перерастая в школы и стили
современных единоборств, где на базе традиционной техники, характерной
для той или иной страны и эпохи создавались общественные организации,
культивирующие спортивные состязания.
Особо обширную и непредсказуемую, постоянно меняющуюся мозаику
единоборств собрала восточная культура. Индийские кушти и калярипаятт,
филиппинские арнис и эскрима, бирманские бандо и лехтвей, тайландский
бокс и крабикрабонг, индонезийские пентьяксилат, вьетнамское вовинам
вьетводао, многочисленные школы китайского ушу, японского и окинавского
каратэ и дзюдзюцу, корейские тхэккён, хворандо, хапкидо, тхэквондо.
Перечислять можно довольно долго.
Практически во всех школах на востоке широко представлены удары
ногами. Удары выполняются в стойке передней и задней ногой на всех
уровнях фронтально, с разворотами, в прыжках, в связках с другими
приемами. Часто с помощью этих ударов завершают серию технических
действий, после которых соперник оказывается в партере, где производится
добивание рукой или ногой. Также с помощь ног в партере часто производят
дожимы, болевые воздействия, удержание. Высокими ударами в голову
славятся корейские школы тхэккён, хапкидо, тхэквондо, многие школы
каратэ в Японии и на острове Окинава, северные и подражательные школы
китайского ушу, в таиландском и бирманском боксе особенно широко
представлены удары коленом, в японском дзюдзюцу, корейском хапкидо,
китайской цинна, филиппинской эскрима, индонезийской пенчаксилат ноги
выполняют многочисленные заломы, дожимы и удары в партере.
Рис.1 В французском савате широко применялись удары ногами.
4В западной культуре техника ног не носила столько изощренных
вариантов выполнение ударов. Особняком стоят панкратион в Древней
Греции и французский сават. В России, на территории нашего государства
существовало множество школ борьбы на поясах, были популярны кулачные
бои. Ногами больше пользовались для подножек, подсечек, зацепов.
Спортивные единоборства виды единоборств,
получившие
официальный статус вида спорта, или единоборства, адаптированные к сфере
физической культуры и спорта, либо возникшие уже в ее рамках. Диалог
культур Востока и Запада активно повлиял на взаимодействие в спортивных
дисциплинах. Стали создаваться глобальные структуры, объединяющие и
осуществляющие взаимопроникновение в единоборческую культуру друг
друга.
Рис 2. Тхеквондо ВТФ
51.2. Удары ногами в спортивных единоборствах, спортивные
дисциплины, где правилами разрешены удары ногами по голове в
партере.
Техника ударов ногами особенно широко представлена в следующих
спортивных дисциплинах:
Тхэквондо (ВТФ, ИТФ, ГТФ),
Сават,
Кикбоксинг (лайт, семи, фулл контакт, фулл контакт с лоу киками),
Ушу саньда, кунгфу,
Каратэ (WKF, JKA, кекусинкай, ашихара и т.д.),
Таиландский бокс, бирманский бокс,
Рукопашный бокс (МВД, АРБ, традиционный),
ММА (UFC, BELLATOR и т.д.).
1.3.Технический арсенал ударов ногами по голове и их прикладное
значение.
6Высокая прикладность ударов ногами по голове в партере соседствует с
достаточно большой травма опасностью этих техникотактических действий.
Именно повышенный травматизм стал причиной запрещения данных приемов
во многих видах единоборств, включая практически все виды ММА. В полно
контактном варианте удары ногами по голове в партере остались в
бразильском Вале тудо (vale tudo). В спортивном и традиционном каратэ, где
оценивается проведенная техника, а не результат ее применения, удары ногой
по голове обозначаются и для этого дается до 23 секунд, что значительно
сужает возможности применения данных техникотактических действий.
В армейском рукопашном бое разрешается применение ударов ногами
по голове в партере, а защитная железная маска на шлеме позволяет
минимизировать травмы при изучении и совершенствовании данных приемов.
Мы обоснованно считаем техническую базу АРБ, экипировку, используемую
на занятиях лучшими для исследования методики обучения техники ударов
ногами по голове в партере.
Технический арсенал ударов ногами по голове в партере:
1. Защищающийся в партере, атакующий в стойке наносит любые удары
ногами по защищенной части шлема с железной решеткой стопой, голенью,
коленом, кроме давящих сверху, ударов прыжком всей массой тела сверху,
ударов по затылку,
2. Защищающийся в партере, атакующий в партере наносит любые удары
по защищенной части шлема с железной решеткой стопой, коленом, бедром,
кроме давящих сверху, ударов по затылку.
Основными ударами ногами по голове в партере являются:
прямой удар ногой снизу подъемом стопы;
прямой удар подошвой или пяткой (кроме давящих сверху);
боковой удар подъемом стопы с возвратом или проносом;
коленом снизу, сбоку;
7удар подошвой сверху при выполнении болевых приемов на руку и на
ногу в партере.
Рис 3. В АРБ разрешены удары ногами по голове в партере.
8Высокое прикладное значение этих ударов доказано в полно контактных
спортивных поединках, где удары ногами по голове в партере часто
используются как завершающее техникотактическое действия приводящее к
победе нокаутом. Необходимость максимально глубокого изучения данных
приемов, нам кажется, нужно не только представителям спортивных
дисциплин, но и сотрудникам специальных подразделений силовых структур
РФ.
При отборе в спортивные школы и секции физической культуры,
тренерский состав ищет перспективных учеников. Тестируя их физические
качества, наблюдая за ними на тренировках и оценивая их интеллект, психику,
здоровье, опытный наставник не забывает и о таком качестве как
пропорциональность и генетическая обусловленность телосложения. На
пример. в спортивную гимнастику стараются брать крупных ребят, а в легкой
атлетике при наборе в группу метателей отсеивают невысоких астенического
типа спортсменов.
При активном сопротивлении занимающегося, находящегося в партере,
атакующий, наносящий удары ногами из стойки, должен подавлять активную
оборону соперника с помощью сдергиваний, сбивов, осаживаний,
переворачиваний, удержаний, т.е. выполнять техникотактические действия
держа захват руками за кимоно.
9На прикладность, или возможность реально провести тот или иной прием
добивания большую роль может оказать определенная пропорциональность.
При определении типов пропорции, мы воспользовались классификацией В.В.
Бунака (1937 г.), которая основана на сочетании трех признаков: длины ноги,
длины корпусы и ширины плеч. В начале варианты оцениваются по
абсолютной величине исходного признака длины корпуса: малые, средние,
большие, а затемпо соотношению размеров длины ноги к ширине плеч
(собственно пропорции тела). Получается 9 типов, включающих следующие
сочетания:
коротконогий узкоплечийарростоидный;
коротконогий средне широкоплечийгипостифроидный;
коротконогий широкоплечийстифроидный;
средненогий узкоплечийгипогармоноидный;
средненогий среднеширокоплечийгармоноидный;
средненогий широкоплечийпарагармоноидный;
длинноногий узкоплечийтейноидный;
длинноногий среднеширокоплечийпаратейноидный;
длинноногий широкоплечийгигантоидный.
Для выполнения ударов ногами с одновременным контролем действий
соперника в партере лучше подходит стифроидный тип телосложения, т.е.
спортсмен с широкими плечами, длинными руками и относительно короткими
ногами. Хотя не бывает правил без исключения. При явном силовом
подавлении соперника в тяжелых весовых категориях гигантоидный тип
телосложения, при должном развитии физических качеств может добиться
значительного преимущества при выполнении техники ударов ногами по
голове в партере.
10Прикладность техники при выполнении служебного долга, где самое
важноевыполнение боевой или служебной задачи, несколько отличается от
прикладности в спорте. Сотрудники силовых структур РФ выполняют свои
обязанности с риском для жизни. Для увеличения эффективности технико
тактических действий в партере целесообразно обратить внимание на
следующие факторы:
необходимо изучать не только технику ударов ногами по голове в партере,
но и другие технические действия ногами (дожимы, давления, фиксации),
коленом, голенью, стопой на голову и шею с контролем рук, корпуса и ног
партнера;
изучать выход на эти техникотактические действия в партере по
предлагаемому векторуизучение техники ударов ногами по голове в партере
изучение комбинацийудары, перевод в партер. добивание ногой
освобождение от захватов, удары, перевод в партер, добивание ногойзащита
от ударов руками и ногами, перевод в партер, добивание ногойзащита от
ударов палкой, ножом, угрозе пистолетом в упор, сбив в партер и добивание
ногой;
предлагается более глубокое изучение данных приемов при
нестандартных сближениях с противником (бегом, прыжком, кувырком), а так
же применение этих приемов при групповом взаимодействии;
тренировке проводить в различных условиях рельефа местности и
окружающей среды.
11В спортивных единоборствах существует деление спортсменов на
весовые категории и в отличие от циклических видов спорта в единоборствах
победы напрямую не зависят от одного доминирующего физического
качества. Так же на успешное выполнение приема может оказать не
стандартное выполнение техникотактического действия. Как мы знаем
спортсмены делятся на правшей, левшей и амбидекстров или амбидекстриков
(от латинского «amb» оба, «dxter» правый, т.е. люди с двумя правыми
сторонами), индивидуумы, одинаково успешно выполняющие задание в обе
стороны, обоими верхними и нижними конечностями. Еще надо учитывать,
что среди левшей следует различать так называемых абсолютных левшей,
относительных левшей, скрытых левшей и переученных левшей.
Все это нужно учитывать. изучением и совершенствованием любых
техникотактических действий, включая обучение технике удара ногой по
голове в партере
Глава 2
Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования: разработать методику обучения техники ударов
ногами по голове в партере в армейском рукопашном бое (АРБ).
Задачи исследования:
12Изучить научнометодическую литературу и другие источники
информации по методике обучения техники ударов по голове в партере в
различных видах единоборств,
Раскрыть методические особенности организации обучения техники
ударов ноги по голове в партере в армейском рукопашном бое,
осуществить анализ методики обучения техники ударов ногами по
голове в партере в АРБ и предоставить методические рекомендации по
обучению и использованию данной методики.
2.1.Методы исследования
Методы исследования: анализ литературных и других источников
информации по данной тематике исследования.
При написании выпускной квалификационной работы нами было
изучено и обобщено большое количество источников информации по
техническому выполнению ударов ногами по голове в партере. Методических
разработок по данной теме исследования найдено не было.
Метод экспертной оценки.
В исследовании использовался метод экспертных оценок для анализа
эффективности методики обучения техники ударов ногами по голове в
партере АРБ.
Метод педагогического эксперимента.
Этот метод являлся основным в нашем исследовании. Педагогический
эксперимент проводился среди старших юношей 1617 лет занимающихся
АРБ, со стажем занятий 57 лет и имеющих спортивную квалификацию 1,2
взрослый разряды. Общее количество спортсменов. принимавших участие в
эксперименте 12 человек.
Методы математической статистики.
13Методы математической статистики использовались как основные для
обработки результатов экспертной оценки владения техникой ударов ногами
по голове в партере в АРБ.
2.2.Организация исследования
Исследования проводилась в три этапа.
1.На первом этапе (июнь2014август 2014 г.) были проанализированы и
обобщены научнометодические и литературные источники с описанием
техники обучения ударов ногами по голове в партере. Методических
разработок по данной теме выявлено не было.
2.На втором этапе (сентябрь2014ноябрь2014г.) был проведен
педагогический эксперимент. В эксперименте участвовало 12 человек
старших юношей 1617 лет занимающихся АРБ.
3.На третьем этапе (декабрь 2014февраль 2015 г.) анализировались
полученные результаты исследования,
оформлялась выпускная
квалификационная работа, делались выводы, разрабатывались практические
рекомендации.
В данном исследовании мы рассматривали и экспериментально
обосновывали эффективность предложенного метода обучения техники
ударов ногами по голове в партере в АРБ. Прикладной аспект техники может
быть использован не только в практике спорта, но и в подготовке личного
состава силовых структур РФ, в первую очередь военнослужащих
специальных подразделений. Сложность анализа данных технических
действий заключалась в том, что в спортивных соревнованиях данная техника
запрещена. Ранее она разрешалась в некоторых версиях смешанных
единоборств, но как травма опасная и не безопасная для здоровья на данный
момент исключена. Из многочисленных версий смешанных единоборств удары
ногами разрешены в бразильской Vale tudo. Разрешается обозначение удара
ногой в партере в спортивных соревнованиях по традиционному и
14спортивному карате. Но там оценивается техническое действие, а не
результат его применения. Единственным видом спорта, где разрешены удары
ногами по голове партнера. находящегося в партере (кроме давящих сверху
ударов и прыжком) остается армейский рукопашный бой. Среди взрослых
спортсменов (18 лет и старше) правилами соревнований разрешается
нанесения ударов стопой и коленом по передней и боковой части головы
спортсмена защищенной железной маской, запрещены удары по затылку. На
соревнованиях нередко бывают нокдаун и нокауты после выполнения этих
техник, что позволяет говорить о высокой эффективности и прикладности
данных технических действий. Учитывая прикладной аспект ударов ногами по
голове в партере и был поставлен педагогический эксперимент. Для усиления
эффективности методики обучения данного технического действия
использовался опыт подготовки спортсменов по АРБ. Группа старших
юношей (1617 лет) занималась с тренером Свечниковым А.В. с включением в
тренировочный процесс разработанной методики обучения техники нанесения
ударов ногами по голове в партере. Занятия проходили по понедельникам,
средам, пятницам с 17 до 18.30 ч. Исследования проводились на базе СК
«Олимп» г. Моршанск. Для исследования методики обучения ударов ногами
по голове в партере выбран прямой удар снизу подъемом стопы, при котором
нанесение удара происходит из стойки по партнеру, находящемуся в партере
на» четвереньках». Удар наносится со стороны головы и с боку слева или
справа от партнера, находящегося в партере. Эксперимент проводился в
течение 3 месяцев в подготовительном периоде.
Период разбивался на 3 мезоцикла:
базовый общеподготовительный(сентябрь),
базовый специальноподготовительный(октябрь),
контрольноподготовительный(ноябрь).
15Первый базовый общеподготовительный мезоцикл был направлен на
совершенствование физического развития спортсменов, изучения и
закрепления технических элементов. Второй мезоцикл специально
подготовительной направленности совершенствовал тактикотехническую
подготовку спортсменов, не снижая объемов физической нагрузки. Третий
мезоцикл был направлен на поддержание на высоком уровне физической
подготовленности спортсмена и максимальный объем изучения тактико
технических действий необходимых для участия в соревнованиях, что
способствовало применению всех основных тренировочных упражнений
необходимых для подготовки спортсменов.
Удары по голове в партере относятся к травма опасным техническим
действиям для спортсменов
участвующих в спортивной схватке. При изучении данных технических
действий до занимающихся были доведены меры по технике безопасности:
быть внимательными при разучивании технических действий;
убедиться, готов ли партнер к решению двигательных задач;
заниматься в защитной экипировке. предусмотренной правилами
соревнований по АРБ;
выполняющему техническое действие во время разучивания не
наносить удар, а делать толчок;
принимающему удар ставить защиту предплечьями и напрягать мышцы
шеи;
обоим спортсменам надевать наколенники;
при возникновении любого дискомфорта или болевых ощущений сразу
сообщить об этом тренеру.
Особенностью данной методики является структурирование
упражнений под каждый мезоцикл тренировок.
Упражнения для базового подготовительного мезоцикла (сентябрь):
161.Подводящие упражнения:
броски футбольного мяча подъемом стопы;
удары по стоячему футбольному мячу подъемом стопы;
броски набивного мяча (23 кг) подъемом стопы;
толчки подъемом стопы висящего на веревке в сетке набивного мяча
(56 кг);
2.Иммитационные упражнения:
стоя в упоре руками за шведскую стенку на расстоянии 1 м;
медленное выведение удара ногой подъемом стопы по набивному мячу
(56 кг);
стоя в упоре руками о шведскую стенку на расстоянии 1 м выполнить
медленное выведение ударов подъемом стопы с закрепленным к нему
эластичным бинтом.
3.Упражнения с партнером:
партнер, стоя на четвереньках держит набивной мяч (56кг) прижатым
к полу, имитация удара подъемом стопы мягким толчком по мячу;
партнер, стоя на коленях, держит боксерские лапы, имитация ударом
подъемом стопы мягким толчком по лапам;
партнер, стоя на коленях, держит подушку для ударов ногами под
углом 45градуссов, одиночные удары ногой подъемом стопы;
4.Упражнения для усиления захвата за кимоно:
куртка от кимоно переброшена через низкую перекладину, ноги на
полу, захват за рукава, сгибание разгибание рук, удержание захвата на
согнуты и вытянутых руках;
куртка от кимоно переброшена через шведскую стенку на уровне
тазобедренных суставов, захват за рукава рывок за рукава двумя руками.
5.Отработка техники с партнером:
17защищающийся на четвереньках, атакующий производит одиночный
удар ногой подъемом стопы мягким толчком стороны головы в партере;
защищающийся на четвереньках, атакующий производит одиночный
удар ногой подъемом стопы мягким толчком с боку в партере;
защищающийся на четвереньках, атакующий производит одиночный
удар ногой подъемом стопы мягким толчком стороны головы с захватом
одной или двумя руками за кимоно в партере;
защищающийся на четвереньках, атакующий производит одиночный
удар ногой подъемом стопы мягким толчком с боку с захватом одной или
двумя руками за кимоно в партере.
6.Выход на удар ногой по голове в партере после технических действий
в стойке:
в атаке: в двух трех ударной серий, бросок, выход на удар ногой по
голове в партере;
в контратаке на атаку руками: защита, проход в захват, бросок, выход
на удар ногой по голове в партере;
в контратаке на удар ногой: захват ноги или защита, проход в захват,
бросок, выход на удар ногой по голове в партере;
в контратаке на бросок: защита, контрприем броском, выход на удар
ногой по голове в партере.
7.Оба партнера в партере, выход в стойку для нанесения удара ногой по
голове в партере:
защищающийся на четвереньках, атакующий сверху со стороны головы
атака руками по корпусу, быстрое вставание с нанесением удара ногой по
голове в партере;
защищающийся на четвереньках, атакующий сбоку (слева или права)
атака одной рукой, вторая в захвате, быстрое вставание и нанесение удара
ногой по голове в партере;
18защищающийся на четвереньках (лежа на животе), атакующий на спине
защищающегося (сверху) атака руками, быстрое вставание и нанесение удара
ногой по голове в партере;
защищающийся лежит на спине, атакующий сидит на животе партнера
атака руками, переворот партнера быстрое вставание, нанесение удара ногой
по голове в партере;
защищающийся лежа на спине захватывает ногами корпус атакующего
стоящего на коленях атака руками, сброс ног, быстрое вставание нанесение
удара ногой по голове в партере;
защищающийся лежа на спине, атакующий проводит удержание сбоку
атака одной рукой, переворот, быстрое вставание и нанесение удара ногой по
голове в партере;
защищающийся лежа на спине, атакующий выполняет перекрестное
(поперечное) удержание сбоку атака руками и коленом и переворот, быстрое
вставание и нанесение удара ногой по голове в партере.
Упражнения для базового подготовительного мезоцикла (ноябрь).
1.Подводящие упражнения:
удары по катящемуся на спортсмена футбольному мячу подъемом
стопы;
вратарский удар по футбольному мячу, брошенному с рук подъемом
стопы;
броски набивного мяча (34 кг) двумя ногами в прыжке, мяч зажат
между стоп;
вратарский удар по теннисному мячу, брошенному с руки подъемом
стопы.
2.Упражнения для усиления захвата за кимоно:
19куртка от кимоно переброшена через низкую перекладину, ноги на
полу, захват за рукава раскачивание в захвате, захват за рукава одной рукой,
вис на одной руке, подтягивания на одной руке;
куртка от кимоно переброшена через шведскую стенку на уровне
тазобедренного сустава, захват за рукава поочередные рывки за рукава
куртки;
3.Упражнения с партнером:
партнер на четвереньках, на кулаках в перчатках, надет шлем АРБ
имитация ударов ногой подъемом стопы мягким толчком по шлему;
партнер на коленях в партере, набивной мяч (5,6 кг) держит в руках
делает встречное движение мячом не сильному удару ногой подъемом стопы
партнера;
партнер держит в руках подушку для удара ногами под углом 45
градусов удар ногой подъемом стопы в полную силу.
4.Отработка техники партнером:
защищающийся на четвереньках в партере, атакующий наносит
повторный удар одной и той же ногой по голове в партере, удары
производятся со стороны головы;
защищающийся на четвереньках в партере, атакующий наносит
повторный удар одной и той же ногой по голове в партере, удары наносятся с
боку;
защищающийся на четвереньках в партере, атакующий наносит удары
разными ногами по голове в партере, удары наносятся со стороны головы;
защищающийся на четвереньках в партере, атакующий наносит удары
разными ногами по голове в партере, удары наносятся с боку;
20 защищающийся на четвереньках в партере, атакующий наносит
повторные удары ногами по голове в партере в захвате одной или двумя
руками за кимоно, удары наносятся со стороны головы;
защищающийся на четвереньках в партере, атакующий наносит
повторные удары ногами по голове в партере в захвате одной или двумя
руками за кимоно, удары наносятся с боку.
5.Оба партнера в партере, выход из нижнего положения при удержании
(7 исходных положений), переворот партнера, атака руками, быстрое
вставание и нанесение удара ногой по голове в партере.
6.Упражнения на развитие быстроты:
удары ногами подъемом стопы по 8слойному эластичному бинту;
оба партнера в стойке, лицом друг к другу, обоюдный захват двумя за
кимоно на плечах;
один разрывает захват с начала по команде тренера, в усложненном
варианте –произвольно) и стремится сделать захват за ноги, второй партнер
проводит быстрый сбив партнера в партер с отдергиванием ног и осаживанием
руками, наносит удар по голове в партере;
один в партере на четвереньках, второй со стороны головы партнера в
захвате двумя руками за кимоно, (вначале по свистку тренера, затем
произвольно) один пытается захватить впереди стоящую ногу, второй быстро
выбрасывает назад ногу с одновременным осаживанием руками и наносит
удар руками по голове в партере;
оба спортсмена стоят на четвереньках лицом друг к другу, поочередно
быстрое вставание (с опорой и без опоры на партнера) и нанесение удара
ногой по голове в партере, вставание производится по команде тренера, затем
произвольно, команду подает партнер касанием руки;
лежа на животе, лицом друг к другу, поочередное вставание (по
команде тренера, в усложненном вариантепроизвольно, кто быстрее).
217.Упражнение комплексного воздействия:
защищающийся в партере на четвереньках, атакующий в стойке
атакующий производит вращение 5 сек по часовой стрелке (с открытыми
глазами, с закрытыми глазами, с головой. наклоненной к плечу, с
запрокинутой головой, с наклоном корпуса по 90 градусов) и наносит удар
ногой по головой в партере, 5 сек вращение по часовой и 5 сек против часовой
стрелки и наносит удар ногой по голове в партере;
лежа, лицом друг к другу на животе, перекатывания влево (вправо
вначале по команде тренера, затем направление задает защищающийся)
быстрое вставание и нанесение удара ногой по голове в партере.
8.Парные подводящие упражнения для адаптации к вольным боям:
защищающийся на четвереньках, шлем АРБ надет на краги, атакующий
делает захват за кимоно и выполняет свободные атаки по шлему, с
осаживанием, остановкой, накрыванием (атаки производятся руками, ногами);
защищающийся в партере на четвереньках, атакующий в стойке
выполняет захват за кимоно партнера, свободная отработка, защищающийся
двигается в любых направлениях и пассивно защищается;
защищающийся в партере на четвереньках, атакующий в стойке
выполняет захват за кимоно партнера, свободная отработка, партнер активно
защищается, двигается, захватывает ноги.
Упражнения для контрольноподготовительного мезоцикла (ноябрь):
1.Подводящие упражнения:
удар ногой подъемом стопы по брошенному навстречу футбольному
мячу;
удары ногой подъемом стопы по футбольному мячу брошенному
навстречу спортсмену после отскока от пола;
удары ногой подъемом стопы по летящему, прыгающему футбольному
мячу. брошенному сбоку;
22удары ногой подъемом стопы по теннисному мячу летящему,
прыгающему навстречу, сбоку, после поворота на 360 градусов.
2.Скоростносиловые упражнения:
давление подъемом стопы по набивному мячу 35 сек.;
разгибание ног сидя на тренажере (расстояние подбирается такое, что
валики были на подъеме стопы, а не на голени);
один лежа на животе, одна нога максимально согнута, пятка достает
ягодиц, второй захватывает за подъем стопы и дозированно сопротивляется
разгибу ноги партнеру;
стоя в полуприседе выпрыгивания с одновременным выбросом ног и
касания их руками;
партнер с подушкой для ударов ногами лежа на спине, удары ногой по
подушке подъемом стопы с шагом вперед, с короткого разбега (23 шага);
партнер держит за один край положенный на пол мешок, поднимает его
под разными углами, атакующий наносит удары ногой подъемом стопы по
мешку с обеих сторон;
удары по низко опущенной боксерской груше (10 см от пола) на
длинной веревке;
свободная отработка ударов ногами подъемом стопы в движении,
попеременное нанесение ударов ногами по боксерским лапам на месте,
высота нанесения ударов 40 см от пола.
3.Упражнения для усиления захвата за кимоно:
куртка переброшена через высокую перекладину, подтягивания, висы
на прямых и согнутых руках, раскачивания в захвате, висы на одной руке;
поднимания партнера из партера за пояс двумя руками, одной рукой.
3.Упражнения комплексного воздействия:
втроем, два спортсмена стоят на четвереньках лицом друг к другу на
расстоянии 45 м, атакующий становится между ними в центр и делает 10
23пробивании ударов ногами по голове в партере как можно быстрее после
ускорений, проходов на руках и ногах, проходов с вращением в разные
стороны, с кувырками поочередно на двух партнерах;
партнеры (до 45 человек) находятся на расстоянии 23 м друг от друга
лицом к центру на четвереньках в партере, атакующий заходит в центр и
вращается 5 сек в любую сторону (с открытыми, с закрытыми глазами,
головой, наклоненной к плечу, с запрокинутой головой, с наклоном корпуса
90градусов) и производит нанесения удара ногой по голове в партере
ближайшего партнера, повторяет вращения в другую сторону;
партнеры (до 45 человек) находятся на четвереньках лицом к центру,
задача атакующего максимально быстро (без анализа) проводить удар ногой
по голове в партере, партнеры постоянно меняют положение тела в партере,
при подходе к ним атакующего.
4.Упражнения со всей группой:
по команде смена партнеров и отработка схемы удар +бросок
+нанесение удара ногой по голове в партере (красные шлемы атакуют синих);
атакующие (красные шлемы) в стойке, защищающиеся (синие шлемы) в
партере, по команде смена и ловля ближайшего партнера, перемещающегося в
партере и нанесение удара ногой по голове в партере;
защищающиеся в две колонны в шахматном порядке лицом друг к
другу на четвереньках в партере, атакующие бегом перемещаются от одного к
другому нанося быстрые удары руками и ногами из стойки;
защищающиеся в глухой защите на четвереньках по всему залу (синие
шлем) атакующие (красные шлемы) хаотично меняются и максимально быстро
атакуют руками и ногами.
245.Условные бои (3 минуты), из исходного положения защищающиеся на
четвереньках, атакующий в стойке, с захватом двумя руками за кимоно:
атакующий выполняет любые технические действия ногами с
закрытыми глазами;
атакующий выполняет любые действия, кроме сваливания партнера и
захода за спину, защищающийся выполняет любые действия, кроме вставания
в стойку, смена производится, после перевода, атакующего в партер (или 20
30 сек);
атакующий выполняет любые действия, включая переворот партнера на
спину, заход за спину и переход в партер, задача атакующего произвести
результативную атаку руками и ногами или болевым приемом, задача
защищающийся перевести партнера в партер и сковать его до команды
«СТОП», защищающемуся запрещено переходить в стойку (смена через 30
сек)
защищающийся в партере, атакующий в стойке в захвате за кимоно
двумя руками, разрешены все технические действия обоим спортсменам, как
только защищающийся встал или атакующий упал, проводится смена (можно
через 30 сек);
вольный бой с заданием выйти на нанесение удара ногой по голове в
партере.
Представляем типичный набор упражнений в недельном микроцикле
базового общеподготовительного мезоцикла (сентябрь):
понедельник:
1.броски футбольного мяча подъемом стопы 1 раунд по 3 минуты;
2.и.п. партнер на коленях, в руках боксерские лапы имитация удара
мягким толчком подъемом стопы поочередно правой и левой ногой по
боксерским лапам, 1 раунд по 3 минуты со сменой через 1,5 минуты;
3.отработка техники с партнером,
25и. п партнер на четвереньках в партере, атакующий производит
имитацию одиночного удара ногой по голове в партере из стойки мягким
толчком подъемом стопы,
спортсмены в защитной экипировке АРБ, 1 раунд по 30 секунд;
4.выход на добивание после технических действий по стойке:
атакующий выполняет бросок задней подножкой отхватом, делает
переворот, производит имитацию удара мягким толчком подъемом стопы по
голове в партере, темп выполнения – медленный, 1 раунд по 3 минуты, смена
через 5 повторений;
5.отработка выхода на добивание из партера:
и. п. атакующий в положении сидя сверху на животе партнера.
лежащего на спине, атакующий наносит удары руками, выполняет
переворачивание, вставания, и нанесение имитации удара мягким толчком
подъемом стопы по голове в партеремедленный темп ,1 раунд по 3 минуты
поочередно;
среда:
1.удары по стоячему футбольному мячу1 раунд по 3 минуты;
2.и.п. партнер стоя на коленях в руках для ударов ногами под углом
45 градусов, одиночные удары ногами подъемом стопы в полную силу правой
и левой ногой – поочередно,1 раунд по 3 минуты, смена через 1,5 минуты;
3.выход на добивание после технических действий в стойке:
атакующий захватывает ногу и проводит бросок задней подножкой,
отхватом, подсечкой, подсадом, посадкой, заведением, производит заход и
нанесение легкого удара подъемом стопы по голове в партере1 раунд по 3
минуты со сменой через 5 повторений;
бросок боковой и передний переворот, переворачивание, и нанесение
легкого удара подъемом стопы по голове в партере1 раунд по 3 минуты,
смена через 5 повторений;
264.отработка выхода на добивание из партера:
и. п. атакующий в положении удержания сбоку, защищающийся лежа
на спине, атакующий наносит удары одной рукой, делает перевод, вставание и
наносит имитацию удара мягким толчком подъемом стопы по голове в
партере 1 раунд по 3 минуты, поочередно, темп медленный;
пятница:
1.броски набивного мяча (23 кг) подъемом стопы 1 раунд по 3 минуты;
2.и.п. – партнер, стоя на четвереньках держит набивной мяч (6 кг)
прижатым к полу имитация удара подъемом стопы мягким толчком по мячу
1 раунд по 3 минуты, смена через 1,5 минуты;
3.отработка техники с партнером (в защитной экипировке АРБ),
и. п. защищающийся на четвереньках, атакующий в захвате двумя
руками за кимоно со стороны головы имитация одиночных ударов мягким
толчком подъемом стопы по голове в партере 1 раунд по 3 минуты, смена
через 30 секунд;
4.имитационные упражнения с прикрепленным к подъему стопы
эластичным бинтом1 раунд по 3 минуты, смена ног через 1,5 минуты, сделать
3 серии по 10 раз 30 секунд за серию, пауза, не снимая бинта с ноги;
5.куртка на низкой перекладинеподтягивания, ноги на полу, в захвате
за куртку 34 подхода по 10 повторений;
Типичный набор упражнений в недельном микроцикле специально
подготовительного мезоцикла (октябрь):
понедельник:
1.вратарский удар по теннисному мячу брошенному с руки1 раунд по 3
минуты;
2.удары по катящемуся на спортсмена футбольному мячу1 раунд по 3
минуты;
273.броски набивного мяча (34 кг) двумя ногами в прыжке, мяч зажат
между ног1 раунд по 3 минуты;
4.и.п. партнер слегка растягивает многослойный эластичный бинт (8
16 слоев) закрепленный одной стороной за шведскую стенку на высоте 2030
см, быстрый, повторный (спаренный) удар подъемом стопы по резине 1
раунд по 3 минуты со сменой через 1,5 минуты;
5.отработка техники с партнером (в защитной экипировке АРБ),
и. п. защищающийся на четвереньках, атакующий в стойке со стороны
головы имитация повторной (спаренной) атаки мягким толчком подъемом
стопы по голове в партере, партнер медленно перемещается в партере1 раунд
по 3 минуты смена через 30 секунд;
среда:
1.тренировка в парах (в защитной экипировке АРБ),
и. п – оба партнера, лицом друг к другу, обоюдный захват двумя руками
за кимоно на плечах, один разрывает захват и старается сделать проход в
ноги, второй партнер проводит быстрый сбив в партер с отдергиванием
руками, наносит легкий удар ногой по голове в партере 1 раунд по 3 минуты,
смена через 5 повторений;
2.и.п стоя на четвереньках лицом друг к другу, поочередное быстрое
вставание с опорой на партнера и нанесение легкого удара ногой по голове в
партере 1 раунд по 3 минуты, поочередно30 секунд выполняют30 секунд
отдыхают;
3.и.п. защищающийся на четвереньках, атакующий в стойке,
атакующий вращается в одну сторону 5 секунд с закрытыми глазами, по
свистку останавливается и наносит имитацию удара мягким толчком
подъемом стопы по голове в партере,
тоже вращение в другую сторону1 раунд по 3 минуты по 30 секунд со
сменой;
284.и.п. защищающийся на четвереньках, шлем АРБ надет на краги,
атакующий в стойке делает захват за кимоно и выполняет свободные атаки по
шлему с осаживанием, остановкой, накрыванием и т.д., атаки производится
руками и ногами 1 раунд по минуты, смена через 1,5 минуты;
5.куртка перекинута через высокую перекладину, висы на слегка
согнутых руках в захвате за кимоно34 подхода по 10 секунд;
пятница:
1.выход на добивание после технических действий в стойке в парах (в
защитной экипировке), двойка прямых ударов в голову, проход в ноги,
свободный выбор броска, заход и имитация удара мягким толчком подъемом
стопы по голове в партере1 раунд по 3 минуты сменой через 5 повторений;
2.двойка прямых ударов, имитация прохода в ноги, выполнение броска с
колен, переворачивание, быстрое вставание и имитация удара мягким
толчком подъемом стопы по голове в партере1 раунд по 3 минуты, смена
через 5 повторений;
3.и.п. защищающийся в партере на четвереньках, атакующий в стойке в
захвате двумя руками за кимоно партнера, условный бой, атакующий
выполняет любые разрешенные технические действия, защищающийся активно
обороняется, захватывает ноги партнера, после перевода, атакующего в
партер производится смена (или через 30 секунд) 2 раунда по 3 минуты;
4.и.п партнер на четвереньках в партере держит подушку для
нанесения ударов ногами под углом 45 градусов, атака подъемом стопы с
шагом вперед в полную силу 1 раунд по 3 минуты, смена через 1,5 минуты,
менять ноги через 5 повторений.
Типичный набор упражнений в недельном микроцикле контрольно
подготовительного мезоцикла(ноябрь):
понедельник:
291.удары по теннисному мячу после отскока о пол подъемом стопы 1
раунд по 3 минуты;
2.удары по низко подвешенной боксерской груше (набивной мяч 6 кг в
сетке), свободная работа 1 раунд по 3 минуты;
3.выход на добивание и после технических действий в стойке, один из
партнеров наносит боковой удар ногой по бедру(лоукик), второй производит
захват ноги, свободный перевод в партер и максимально быстрый выход на
нанесение легкого удара ногой по голове в партере, 2 раунда по 3 минуты, 1
раунд поочередно, 2 раунд по 1,5 минуты смена;
4.и.п. партнер держит подушку для ударов ногами лежа на полу, удар
по подушке с короткого разбега в 23 шага в полную силу 3 подхода по 5
ударов каждой ногой;
среда:
1.удары по брошенному навстречу партнеру футбольному мячу1 раунд
по 3 минуты;
2.и.п.стоя,
выпрыгивания с полуприседа с одновременным
выбрасыванием ног и касанием их руками 45 серий по 58 прыжков;
3.отработка выхода на добивание после технических действий в стойке
один наносит двойку, второй делает встречный проход с одновременным
уклоном, свободный выбор броска, имитация удара мягким толчком
подъемом стопы по голове в партере 1 раунд по 3 минуты смена через 5
повторений;
4.отработка выхода на добивание из партера, выполняющий прием
находится в нижнем положении на спине, партнер сидит на животе и
имитирует добивание руками по голове, контратакующий ловит руки, делает
переворот, переводит партнера в нижнее положение, наносит удары руками,
сбрасывает ноги и имитирует удар мягким толчком подъемом стопы по
голове в партере1 раунд по 3 минуты, поочередно в среднем темпе;
305.разгибание ног в коленных суставах на тренажере, 3 подхода по 1525
повторений;
пятница:
1.удары по футбольному мячу, подвешенному на веревке в сетке на
скорость и точность (быстрое касание) 1 раунд по 3 минуты;
2.выход на добивание после технических действий в стойке (в защитной
экипировке арб), атака произвольная рукиноги, свободный выбор броска
(коронного) и максимально быстрый выход на нанесение удара ногой по
голове в партере1 раунд по 3 минуты;
3.вольный бой по правилам АРБ с заданием провести результативное
добивание ногой по голове в партере;
4.упражнения комплексного воздействия:
втроем, два спортсмена стоят на четвереньках лицом друг к другу на
расстоянии 45 метроватакующий у одного из партнеров, быстрый проход к
партнеру на руках и ногах, сбив в партер, быстрый выход на нанесение удара
ногой по голове в партере 1 раунд по 3 минуты смена через минуты, за
минуту максимальное количество повторений.
В методе экспертных оценок принимали участие следующие
специалисты:
Заболотников В.И.тренер по дзюдо;
Савенко Д.С.тренер по АРБ;
Щукин А.А.тренер по самбо, старший тренер Тамбовской области по
боевому самбо;
Юшин С.А.тренер по АРБ, кикбоксингу;
Щукин Л.А.тренер АРБ, самбо.
Были использованы тесты для стандартизации которых соблюдались
следующие условия:
31тесты проходили одни и те же спортсмены по программе АРБ, замены
не допускались;
режим дня перед тестированием исключал средние и большие нагрузки;
разминка перед тестами проводилась стандартная;
последовательность выполнения теста не изменялась.
Перед выполнением педагогического эксперимента мы проверили
группу экспертов на согласованность с помощью коэффициента конкордации.
При расчетах коэффициента конкордации использовалось программа statistika
7.0.
Эксперты провели оценку быстроты выполнения, эффективности и
результативности технических действий. Коэффициент конкордации был
равен 0,74, что может, является высокой согласованностью данной группы
экспертов. Поэтому эту группу экспертов мы можем рекомендовать для
оценки педагогического эксперимента.
Организация методов экспертных оценок проходила в следующем
порядке:
группе экспертов после окончания педагогического эксперимента было
результативность
предложено оценить быстроту,
эффективность,
технического действия удара ногой по голове в партере. Для этого 12
спортсменов разбивались по парам, один из партнеров в паре брал захват, по
команде выполнял бросок через бедро с последующим, максимально быстрым
нанесением удара ногой по голове в партере. Выполнялось 5 попыток, отдых
между попытками 30 сек. Далее спортсмены отдыхали 3 минуты и
упражнение выполнял второй партнер. Затем после 3х минутного отдыха
выполнялось другое упражнение:
один партнер становился в партер на четвереньки (защищающийся),
второй оставался в стойке (атакующий), захватив куртку партнера двумя
руками со стороны головы. По команде атакующий наносил как можно
32больше количество ударов по активно защищающемуся партнеру в партере.
Временной отрезок атакующих действий 10 сек. Затем следовал отдых 1
минуту. и партнеры менялись ролями, каждому давалось по 5 попыток. В
первом упражнении оценивалось эффективность и быстрота технического
действия, во втором упражнении выносилась оценка результативности
техники атакующего действий. Атакующий мог наносить удар ногой по голове
в партере по голове с одновременным осаживанием, стягиванием,
сбивом защищающегося
удержанием,
переворачиванием,
остановкой,
партнера. Защищающийся мог перемещаться в партере, ставить защиту
блоками и подставку предплечьями, уходить от ударов, захватывать ноги
партнера. Ему запрещалось бросать атакующего, пассивно уходить от
сопротивления и вставать в стойку.
Оценка технических действий испытуемых осуществлялась по
следующим критериям:
быстрота выполнения технического действия;
эффективность выполнения технического действия;
результативность технического действия.
Результаты экспертных оценок приведены в таблице №1 и №2.
Таблица 1
Результаты экспертных оценок техники выполнения удара ногой по
голове в партере после выполнения броска через бедро
33#
ФИО
Алиханов
Анашкин
Иванов
Мазикин
Морозов
Медведев
Колпаков
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Щигорев
Яковлев
Петров
Сизов
Митрофанов
Быстрота
после
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
до
3
4
2
3
3
3
3
3
3
2
3
4
После
Эффективность
До
80
66
78
70
74
76
74
78
78
82
74
68
88
74
86
80
82
84
84
86
86
92
82
76
83±5
Х±σ
3±0,66
2,16±0,46
75±4.9
Таблица 2
Результативность техникотехнических действий
ФИО
Эксперимент 1
%
Эксперимент 2
%
Колво
Колво
Колво
Колво
ударов
попаданий
ударов
попаданий
•
•
•
Алиханов
Анашкин
Иванов
8
6
9
4
3
4
34
50
50
44
10
8
10
6
4
6
60
50
60Мазикин
Морозов
Медведев
Колпаков
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Х±σ 8±1,12
7
7
9
8
8
9
10
8
7
Митрофанов
Петров
Сизов
Щигорев
Яковлев
3
4
4
3
4
4
5
4
3
3,8±0,62
43
57
44
38
50
44
50
50
43
47
8
9
10
9
9
9
11
8
8
9±1
4
5
5
5
5
5
7
5
4
5±0,9
50
55
50
55
55
55
64
62
50
55
Глава 3
Обсуждение результатов исследования
1 декабря 2014 года группе экспертов была представлена возможность
проанализировать результат, полученный после внедрения методики в учебно
тренировочный процесс в группу спортивного совершенствования старших
юношей 1617 лет.
Так как в результате исследования литературных и других источников
информации не найдено ни одной научнометодической разработки, то не
было возможно сравнить нашу методику с альтернативной, эксперимент носил
констатирующий характер. Эксперты провели свои оценки до и после
педагогического эксперимента. Экспертизы проводились по понедельникам,
после дня полного отдыха. Разминка перед выполнением упражнением
проходила по стандартной схеме.
участвующие в
исследовании ,не заменялись. Последовательность упражнения оставалась без
Спортсмены,
изменения. Участники эксперимента были поделены на пары с
35распределением ролей. Всего участвовало 6 пар спортсменов. Для
предотвращения травматизма была проведена инструкция по технике
безопасности. В первом упражнении спортсмены разбивались по парам, и
первые номера были в роли атакующих. Они подходили к вторым номерам,
брали стандартный захват и выполняли максимально быстро бросок через
бедро с последующим исполнением техники удара ногой по голове в партере.
Атакующим давалось 5 попыток через временной интервал 30 секунд, затем
после трехминутного отдыха спортсмены менялись ролями. Группа экспертов
оценивала в этом упражнении быстроту и эффективность технических
действий. Эффективность технических действий эксперты оценивали по 100
бальной шкале. Временной интервал для оценки быстроты фиксировался с
помощью секундомера.
Результаты экспертной оценки приведены на рисунке 1 и рисунке 2.
Рис. 4. Оценка быстроты технического действия до и после
эксперимента
36Рис. 5. Оценка эффективности технического действия до и после
эксперимента.
Показанные результаты. оцененные группой экспертов могут говорить о
следующим: оценивая быстроту выполнения технического действия бросок
через бедро и удара ногой по голове в партере было отмечено увеличение
быстроты данного приема в средней арифметической величине с 3+0,66
перед начало педагогического эксперимента, до 2,16+0,46 после окончания
37эксперимента,
использования нашей методики.
что может говорить о положительном результате
Оценка быстроты проводилась по следующим критериям:
выполнения комбинации бросок через бедро и нанесения удара ногой
по голове в партере за 2 секунды «отлично»;
выполнения комбинации бросок через бедро и нанесения удара ногой
по голове в партере за 3 секунды «хорошо»;
выполнения комбинации бросок через бедро и нанесения удара ногой
по голове в партере за 4секунды «удовлетворительно»;
выполнения комбинации бросок через бедро и нанесения удара ногой
по голове в партере более чем 4 за секунды «неудовлетворительно».
Оценивая эффективность технического действия бросок через бедро и
нанесения удара ногой по голове в партере, эксперты отметили увеличение
эффективности со средней арифметической величины 75+4,9 перед начало
педагогического эксперимента до 83+5 после его окончания, что может
говорить о надежности нашей методики для увеличения эффективности
данного приема.
Оценка эффективности проводилась по 100балльной шкале
следующими критериями:
«отлично» от 80 до 100 баллов, если прием выполнялся правильно,
быстро и уверенно;
«хорошо» от 60 до 80 баллов, если прием выполнен правильно, но
недостаточно быстро и уверенно;
«удовлетворительно» от 40 до 60 баллов, если прием выполнен
правильно, но медленно и с нарушением слитности движения или допущена
потеря равновесия, но конечная цель достигнута;
«неудовлетворительно» от 20 до 40 баллов, если прием не выполнен
или выполнен неправильно.
38Комбинация бросок через бедро и удар ногой по голове в партере
применялось для оценки быстроты и эффективности технического действия
ввиду того, что отдельно техника удара ногой по голове в партере изучается,
но применение этого удара происходит после атакующих или
контратакующих действий в стойке, после которых соперник оказывается в
партере, где и применяется данное техническое действие.
Результативность техникотактических действий анализировалась во 2
упражнении. Партнеры разбивались по парам и вторые номера
(защищающиеся)опускались в партер на четвереньки, а первые номера
оставались в стойке и брали захват за кимоно двумя руками со стороны
головы 2 номера. После команды, за временной интервал 10 секунд, 1 номеру
давалась возможность нанести максимальное количество ударов по партнеру,
находящемуся в партере, а 2 номеру активно обороняться.
Первым номерам разрешалось делать стягивания, осаживания,
остановки, сбивы, забегания и другие действия подавляющие активную
защиту соперника. Не разрешалось разрывать захват, переворачивать партнера
и бить по затылку. Вторым номерам разрешалось активно перемещаться,
уворачиваться, ставить защиту предплечьями, захватывать за ноги. Не
разрешалось пассивно защищаться, закрыв голову предплечьями, бросать
атакующего и вставать в стойку.
Результативность определялась по разнице общего количества
ударов. нанесенных за 10 секунд и ударов дошедших до соперника. После
оценок экспертной группой средний арифметический показатель до начала
педагогического эксперимента был по нанесенным ударам 8+1,12 и
до цели ударом 3,8+0,62. После эксперимента средний
дошедшим
арифметический показатель выглядел в ударах. нанесенных за 10 секунд 9+1
и ударов дошедших до цели 5+0,9. Процент попаданий за время исследования
39вырос с 47% до 55%, что может говорить об эффективности нашей методики
для улучшения результативности нанесения ударов ногой по голове в партере.
Результаты экспертных оценок приведены на рисунке 3 и рисунке 4.
Результативность технических действий до эксперимента
Рис. 6
Рис. 7. Результативность технических действий после эксперимента
Подведя итоги работы экспертной комиссии и обобщая результаты
экспертов по оценке быстроты, эффективности и результативности технико
тактических действий можно предположить, что исследуемая методика
40обучения техники удара ногой по голове в партере может быть использована и
апробирована в учебнотренировочной деятельности как в АРБ, так и других
служебноприкладных единоборствах.
41Выводы
1. Анализ литературных и других источников информации показал, что,
не смотря на широкий спектр различных школ и направлений единоборств, и
большой арсенал техникотактических действий, .используемых в обучении
занимающихся, не выявлено ни одной научнометодической разработки
касающейся методов обучения техники ударов ногой по голове в партере.
Удары ногами по голове в партере имеют высокую эффективность в
спортивных полно контактных поединках, где данные техникотактические
действия разрешены.
Изучение боев в бразильском валетудо (ValeTudo) и армейском
рукопашном бое (АРБ) выявил как надежность данных приемов для
нейтрализации сопротивления соперника, так их высокую травма опасность.
Именно повышенный травматизм, как нам кажется, предопределил
исключение данных технических действий из разрешенных правилами на
соревнованиях и как следствие снижению заинтересованности к углубленному
методическому изучению данного раздела. Исключением является АРБ, где
применение железной маски на шлеме частично снимает проблему
повышенного травматизма и позволяет максимально увеличить количество
упражнений для расширения учебнометодического изучения этого раздела
техникотактических действий.
2. Удары ногами по голове в партере в спортивных поединках
рассматривается в первую очередь как завершающее техническое действие в
техникотактической комбинации после атакующих или контратакующих
действий в стойке, в результате которых партнер оказывается в партере, где
затем и производится выполнение приема.
3. В результате педагогического эксперимента, где исследовалась наша
со
технического действия
возросла
методика,
быстрота
среднеарифметической величины 3±0,66 сек в начале эксперимента, до его
42среднеарифметической величины 2,16±0,46 сек после его окончания.
со
Эффективность
технического
действия
увеличилась
среднеарифметической величины 75±4,9 балла в начале эксперимента, до
среднеарифметической величины 83±5 баллов после его окончания.
Результативность техникотактических действий возросла с 47% перед
началом эксперимента до 55% после его окончания. В результате анализа
экспериментальных данных, группа экспертов пришла к выводу данная
методическая разработка привела к увеличению быстроты, эффективности и
результативности техникотактических действий, что может говорить о
возможности внедрения этой методики в учебнотренировочном процессе.
43Методические рекомендации
1.Техника нанесения ударов ногами по голове в партере является
травма опасной и в избегании повышенного травматизма рекомендуем
соблюдать следующие методические рекомендации:
изучать и совершенствовать удары ногами по голове в партере только
при наличии шлемов (АРБ);
при отработке технических действий не наносить удары, а выполнять
легкие толчки;
правильно формировать стойку при ударе, особо контролируя ударную
поверхность;
спортсмену, находящемуся в партере, при выполнении удара напрягать
мышцы шеи;
оповещать тренера при первых признаках болевых ощущений в области
шеи.
2.Удары ногами по голове в партере входят в техникотактические
комбинации.
совершенствовании и выполнении:
Методические рекомендации при их изучении.
использовать при изучении данных приемов расчлененно
конструктивный метод, то есть вначале изучить нанесение удара ногами по
голове в партере отдельно от тактикотехнических действий в стойке, а затем
объединить в комбинации;
при совершенствовании ударов ногами по голове в партере обратить
внимание на быстрый выход к непосредственному выполнению приема после
своих техникотактических действий в стойке или партере;
44Эффективность попадания ударов ногами по голове в партере из
стойки постоянный контроль партнера с помощью осаживаний, стягиваний,
удержаний, остановок, переворачиваний, сбивов, то есть подавление активной
защиты соперника.
3. При использовании данной методики обучения техники ударов
ногами по голове в партере предлагаем придерживаться рекомендаций:
методика структурирована вошла в три мезоцикла подготовительного
периода, использование ее целиком не обязательно, возможно изучение одного
замкнутого на одном мезоцикле блока тренировочных упражнений;
считаем возможным творчески видоизменить тренировочный комплекс
упражнений, соблюдая основные принципы теории и методики физической
культуры;
возможно из 70 упражнений данной методики составить собственный
тренировочный блок с предлагаемым вектором освоения упражнений :
подводящие упражнения;
имитационные упражнения;
отработка технических действий с партнером;
упражнения на быстроту;
скоростносиловые и силовые упражнения ;
–отработка технических действий с активно сопротивляющимся
партнером;
групповые упражнения комплексного воздействия;
выполнение техникотактических действий в условных и вольных боях.
4.При обучении ударов ногами по голове в партере не занимающиеся
АРБ, в частности представители силовых ведомств РФ, где при выполнении
боевых и служебных задач требуется выполнение данных технико
тактических действий наряду с общими предлагаем учитывать методические
рекомендации по данной теме:
45целесообразно изучать помимо ударов ногами по голове в партере
дожимы, давление (стопой, коленом, голенью) на голову и шею с контролем
рук, корпуса и ног партнера;
изучать выход на эти тактикотехнические действия в партере по
предлагаемому вектору:
изучение техники ударов ногами по голове в партере, изучение
комбинаций ударов, перевод в партер, добивание ногой, защита от ударов
руками и ногами, перевод в партер и добивание ногой, защита от ударов
палкой, ножом, угрозе пистолетом в упор, сбив в партер, добивание ногой;
предлагается более глубокое изучение данных приемов при
нестандартном сближении с противником (бег, прыжок, кувырок), а также
применение этих приемов при групповом взаимодействии и различных
условиях рельефа местности и окружающей среды.
46СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопян А.О., Долганов Д.И., Королев Г.А., Найденов М.И.,
Супрунов Е.П., Харитонов В.И. Рукопашный бой / А.О. Акопян, Д.И.
Долганов, Г.А. Королев, М.И. Найденов, Е.П. Супрунов, В.И. Харитонов. –
М.: Советский спорт, 2004. – 112 с.
2. Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов
скоростносиловой направленности в системе годичной подготовки
высококвалифицированных единоборцев. / С.А. Астахов. – М.: 2003. – 25 с.
3. Бака М.М.
Физическая и военноприкладная подготовка
допризывной молодежи. / М.М. Бака – М., 2004. – 280 с.
4. Бурцев Г.А. Рукопашный бой / Г.А. Бурцев. – М., 1994. – 206 с.
5. Барчуков И.С.
Физическая подготовка личного состава
спецподразделений / И.С. Барчуков. – М., 2001. – 252 с.
6. Волков В.П. Курс самозащиты без оружия «Самбо» / В.П. Волков. –
М., 1940. – 537 с.
7. Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого
самбо. / В.В. Волостных, А.Г. Жуков, В.А. Тихонов. – М., 1993. – 576 с.
8. Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелев О.А. Боевое самбо для всех. /
А.Г. Жуков, В.А. Тихонов, О.А. Шмелев – М., 1992. – 95 с.
479. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Рукопашный бой. / Е.Н.
Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М., 1992. – 236 с.
10. Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человек /
В.М. Зациорский, А.С. Аруин, В.Н. Силуянов. – М.: ФКиС, 1981. – 143 с.
11. Камалетдинов Р.Р. Его величество удар. / Р.Р. Камалетдинов. – М.,
1999. – 71 с.
12. Кадочников А.А. Русский рукопашный бой. / А.А. Кадочников. – М.,
2003. – 286 с.
13. Киселев В.А., Черемисинов В.Н. Физическая подготовка боксера. /
В.А. Киселев, В.Н. Черемисинов. – М., 2013. – 158 с.
14. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных
единоборствах. / Е.В. Калмыков. – М. РГАФК, 1996. – 131 с.
15. Клевенко В.М., Быстрота в боксе / В.М. Клевенко. – М. ФиС, 1968. –
95 с.
с.
16. Купцов А.П. Спортивная борьба / А.П. Купцов. – МФиС, 1978. – 415
17. Малиновский С.В.
Моделирование тактического мышления
спортсмена / С.В. Малиновский. – М.ФиС, 1981. – 192 с.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для
институтов физической культуры. / Л.П. Матвеев. – М.ФиС, 1991. – 544 с.
19. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. – М.,
2001. – 323 с.
20. Максимов Д.В. Физическая подготовка единоборцев. / Д.В.
Максимов, В.Н. Силуянов, С.Е. Табаков. – М., 2011. – 157 с.
21. Медведев А.Н. Как дрались в НКВД / А.Н. Медведев. – М., 1993. –
508 с.
22. Маряшин Ю.Е. Современное каратэ. / Ю.Е. Маряшин. – М., АСТ,
2002. – 189 с.
4823. Никифоров Ю.Б. Построение и планирование тренировки боксе. /
Ю.Б. Никифоров. – МФиС, 1978. – 187 с.
24. Огуренков В.И. Специальные упражнения боксера. / В.И. Огуренков.
– М.ФиС, 1957. – 135 с.
25. ОНУЛ Л.П. Самбо / Л.П. ОНУЛ. – Кировоград, 1980. – 149 с.
26. Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Многолетняя подготовка спортсменов –
единоборцев / Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов. – М.: МГАФК, 1999. – 98 с.
27. Пархомович Г.П. Основы классического дэюдо. / Г.П. Пархомович. –
Пермь: УралПресс,1993.
28. Прудов А.В., Самойлов В.И., Соболев С.Н. Техника рукопашного
боя для сотрудников КГБ СССР. / А.В. Прудов, В.И. Самойлов, С.Н. Соболев.
– М.: Орг. Мет. Комитет ЦС «Динамо», 1986. – 62 с.
29. Поповских П.Я., Кукшкин А.В., Астанин В.Н., Юрченко П.Ф.,
Севостьянов В.М. Подготовка войскового разведчика / П.Я. Поповских, А.В.
Кукушкин, В.Н. Астанин, П.Ф. Юрченко, В.М., Севостьянов. – М.: Воен. Изд.,
1991. – 336 с.
30. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. / А.В.
Родионов. – М.ФиС, 1973. – 216 с.
31. Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях. / В.М.
Романов. – М.ФиС, 1972. – 189 с.
32. Радишевский Е.А. Джиуджитсу / Е.А. Радишевский . – Минск, 2003.
– 415 с.
33. Ретюнских А.И. Русский стиль рукопашного боя. / А.И. Ретюнских.
– Новосибирск «Весть», 1991. – 78 с.
34. Тарас А.Е. Техника ближнего боя. / А.Е. Тарас. – Минск:
«Хорвест»,2005. – 368 с.
35. Тарас А.Е., Заруцкий Ф.Д. Подготовка разведчика: система спецназ
ГРУ. – Мн. Хорвест, 1998. – 608 с.
4936. Туманян Г.С. Спортивная борьба. / Г.С. Туманян. – М.ФиС, 1985. –
37. Харламтеев А.А. Борьба самбо. / А.А. Харламтеев. – М.Фис, 1964. –
143 с.
388 с.
38. Хамид А.А. Исследование процесса развития внимания боксеров –
юношей. / А.А. Хамид. – М., ЦОЛИФК, 1968. – 20 с.
39. Чумаков Е.М. Сто уроков самбо. / Е.М. Чумаков. – М.: ГРАНД,
1998. – 388 с.
40. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца. / Е.М. Чумаков. – М.:
РГАФК, 1996. – 106 с.
41. Черный В.Г. Отбор в боксе. / В.Г. Черный. – М., 1986. – 37 с.
42. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно – методические основы
многолетней подготовки борцов. / Ю.А. Шахмурадов. – М.: Высшая школа,
1997. – 189 с.
43. Шиян В.В. Совершенствование специальной выносливости борцов. /
В.В. Шиян. – М.ФОН, 1997. – 766 с.
44. Юшков О.П.
Совершенствование методики тренировки и
комплексный контроль за подготовленностью спортсменов в видах
единоборств. / О.П. Юшков. – М.: МГИУ, 2001. – 40 с.
50Исполнитель выпускной
квалификационной работы _________________________ Федотов
Ю.Л..
Научный руководитель
доцент, к.п.н. ______________________ Баймурзин
А.Р.
кафедрой
Заведующий
ТиМ ПВСиЭД,
д.п.н., профессор _________________________ Блеер А.Н.
51Дата защиты ___________________
Оценка за работу _______________
Председатель Государственной
Аттестационной Комиссии ______________________
52