«Совершенствование методики обучения удушающих приемов в прикладных единоборствах»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной главе мы рассмотрим, что такое удушающие приемы и определим эффективность данных приемов непосредственно при ведении спортивного поединка в служебно-прикладных единоборствах и прикладных единоборствах. Ни для кого не секрет, что удушающие приемы являются очень грозным и эффективным оружием ближнего боя и поединка в партере. При правильном выполнении удушающих приемов освободиться от захвата крайне сложно, при этом у человека, на котором выполняется этот прием, в момент сдавливания сонных артерий и кадыка происходит резкое ограничение его физических и боевых возможностей.
Иконка файла материала 251685.doc
«Совершенствование методики обучения удушающих приемов в прикладных единоборствах»2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3 ГЛАВА   1.   ОБЗОР   ЛИТЕРАТУРНЫХ   ИСТОЧНИКОВ   ПО   ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................5 1.1 Протекание физиологических процессов в организме человека при выполнении удушающих приемов ….…………………………...6 1.2   Особенности   удушающих   приемов   применяемых   в   служебно­ прикладных единоборствах………………… …………………….......8 1.3   Приемы   контроля   и   страховки   при   выполнении   удушающих приемов……………………………………………………………....13 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................16 2.1  Методы исследования .....................................................................16 2.2 Организация исследования………………………………………..17 ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………....31 ВЫВОДЫ...........................................................................................................39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................413 ВВЕДЕНИЕ Актуальность   исследования.  Служебно­прикладные   единоборства является   относительно   новыми   видами   спорта,   поэтому   в   процессе подготовки   спортсменов   многие   тренера   сталкиваются   с   недостаточно развитой   научно­методической   базой.   К   сожалению,   многие   технико­ тактические действия, применяемые в служебно­прикладных единоборствах, копируются   из   спортивных   единоборств,   но   при   этом   малоэффективны вследствие специфических условий спортивного поединка. Не секрет то, что удушающие   приемы   являются   очень   грозным   и   эффективным   оружием ближнего   боя.   При   правильном   выполнении   удушающих   приемов освободиться   от   захвата   крайне   сложно,  при   этом   у   человека   на   котором выполняется   этот   прием   в   момент   сдавливания   сонных   артерий   и   кадыка происходит   резкое   ограничение   его   физических   и   боевых   возможностей. Огромным плюсом удушающих приемов является тот факт, что выполнение их,   возможно,   любым   человеком   вне   зависимости   от   типа   телосложения, разнице   в   росте   и   весе   спортсменов.  Это   и   послужило   основой   нашего научного исследования и написания выпускной квалификационной работы. Объект исследования: технико­тактическая подготовка спортсменов в служебно­прикладных единоборствах. Предмет   исследования:  обучение  удержанию   в   партере   с использованием   удушающих   приемов   в   прикладных   единоборствах   на примере армейского рукопашного боя. Цель   исследования:  совершенствование   методики   обучения удержанию в партере с использованием удушающих приемов в прикладных единоборствах на примере армейского рукопашного боя. Гипотеза   исследования:  выявление   новых   подходов   в   обучении удержанию в партере с использованием удушающих приемов в прикладных единоборствах на примере армейского рукопашного боя,  позволит повысить4 эффективность   технико­тактических   комбинаций   в   партере   и результативность выступления спортсменов на соревнованиях. Задачи исследования: 1. изучить литературные источники и научно­методические разработки по обучению удержанию в партере с использованием удушающих приемов в спортивных и прикладных единоборствах.  2. выявить основные физиологические механизмы и научно­методические особенности   при   обучении   выполнения   удушающих   приемов   в единоборствах и служебно­прикладных видах спорта.   3. экспериментально   апробировать   методику   обучения   удержанию   в партере с использованием удушающих приемов в служебно­прикладных единоборствах на примере армейского рукопашного боя.  Методы исследования: 1. Анализ научно­методической литературы; 2. Педагогический эксперимент; 3. Экспертная оценка; 4. Математическая статистика. Научная новизна исследования: заключается в том, что в работе адаптированы средства и методы технической подготовки из спортивных единоборств   при  обученииудержанию   в   партере   с   использованием удушающих приемов.  Практическая значимость исследования: результаты исследования могут   быть   внедрены   в   систему   технической   подготовки   спортсменов занимающихся   армейским   рукопашным   боем   при   обучении   удержанию   в партере с использованием удушающих приемов.5 Глава   1.   Обзор   литературных   источников   по   проблеме исследования В   данной   главе   мы   рассмотрим,   что   такое   удушающие   приемы   и определим   эффективность   данных   приемов   непосредственно   при   ведении спортивного поединка в служебно­прикладных единоборствах  и прикладных единоборствах.   Ни   для   кого   не   секрет,   что   удушающие   приемы   являются очень грозным и эффективным оружием ближнего боя и поединка в партере. При правильном выполнении удушающих приемов освободиться от захвата крайне сложно, при этом у человека, на котором выполняется этот прием, в момент сдавливания сонных артерий и кадыка происходит резкое ограничение его физических и боевых возможностей.   Огромным   плюсом   удушающих   приемов   является   тот   факт,   что выполнение   их   возможно   любым   человеком   вне   зависимости   от   типа телосложения,   разнице   в   росте   и   весе   спортсменов.   Но   существуют   и объективные   ограничения,   которые   вносят   определенные   тактические   и технические   ограничения:   если   соперник   носит   громоздкую   одежду   с большим воротником, или же на его шее надет шарф или поединок проходит зимой   на   улице,   тогда   выполнить   удушающий   прием   не   представляется возможным, или же он будет малоэффективным. К тому же когда на человеке надето большое количество одежды, закрывающую шею, бывает очень трудно контролировать силу воздействия при выполнении удушающего приема, что может   привести   к   серьезным   травмам:   наступление   обморока,   переломщитовидного хряща, перелом шейного отдела позвоночника, что потребует оказания специализированной медицинской помощи или даже может привести 6 к смерти. [14] Большинство   удушающих   приемов   предназначены   для   ведения поединков   один   на   один   и   малоэффективны   в   групповых   схватках,   это связано с тем, что они требуют удержание соперника определенное время для того чтобы наступил удушающий эффект. Удушающие   приемы   культивируются   и   в   спортивных   единоборствах, например в дзюдо, но во многих единоборствах запрещены, как опасные для здоровья   спортсменов   и   способные   вызвать   травмы   и   даже   привести   к летальному исходу. [16] 1.1. Протекание физиологических процессов в организме человека при выполнении удушающих приемов Основная цель удушающих приемов – это перекрыть доступ кислорода к мозгу человека, в результате чего возникает кислородное голодание, что в свою очередь приводит к потере сознания. Если после 10­15 секунд после потери сознания не освободить удушающий захват, потеря сознания (обморок) перейдет   в   сон,   который   будет   длиться   10­20   минут   и   закончится   без последствий для человека.  Если после потере сознания   удерживать удушающий захват в течение некоторого   времени,   то   снабжение   кислородом   мозга   будет   в   дефиците.В этом   случае   возникает   эффект   кислородного   голодания,   что   приводит   к гибели   отдельных   клеток   мозга   или   отделов   головного   мозга   –   это   в организме вызывает необратимые процессы и человек может стать инвалидом ­   он   может   потерять   речь,   зрение,   может   быть   частично   или   полностью парализован,     а   также   может   пострадать   психика.   В   случае   удержания удушающего приема в течение 40­50 секунд после потери сознания, возможны необратимые последствия. Если по истечении этого времени   кислород непоступит в мозг, может наступить летальный исход. 7 Кислородное   голодание   головного   мозга   может   быть   вызвано респираторным   удушьем   –   состояние,   характеризующееся   недостатком воздуха при выполнении определенного технико­тактического действия[17] Существует три способа респираторного удушения.  Первый   из   них,   горловое   удушье,   самый   распространенный   способ, применяемый   с   служебно­прикладных   и   некоторых   спортивных единоборствах. Цель этого способа ­ зажим гортани.  Второй   вариант   удушья   –   это   ротовое   удушье,   когда   человеку закрывают рот и нос рукой, предметом, например кляпом или лицо погружают в воду или другую жидкость.  Третий   вариант   называется   дыхательнымударным   удушением. Возникает вследствие воздействия на определенные нервы, контролирующие дыхательные   мышцы.   Основное   воздействие   идет   на   блуждающий   нерв, который расположен  близко к поверхности тела. При воздействии  на него происходит спазм дыхательных мышц, что приводит к удушью. Нам знаком эффект удара в солнечное сплетение. Почти тот же результат наблюдается при ударе в область шейного нервного сплетения, вызывая спазм мышц шеи и диафрагмы.   Существуют     и   другие   последствия   с   подобным   эффектом. Сильный   удар   в   переднюю   часть   шеи   приводит,   как   уже   отмечалось,   к повреждению   или   перелому   щитовидного   хряща.   Методы   этой   группы обладают высокой боевой эффективностью, так в случае удачного попадания   к   немедленной   потере   боевой   эффективности удара   может   привести   соперника   на   период   от   нескольких   до   десятков   секунд   или   даже   к смертельному исходу.[22] Это или полностью снимает противника из боя, или создает хорошие возможности для развития атаки и эффективного завершения боя. При это вероятность случайного летального исхода минимален, поскольку даже если объект   потерял   сознание,   то   углекислый   газ   в   крови   накапливается   и8 стимулирует продолговатый мозг и дыхание возобновляется без какой­либо помощи. Значительную   угрозу   представляет   только   западение   языка,   когда человек теряет сознание и падает на спину ­ тогда гортань перекрывается, и дыхание не возобновляется. Очень сильного и точного удара может хватить для   перелома   щитовидного   хряща,   и   тогда   потребуется   медицинское вмешательство.   Поэтому   удары   в   область   щитовидного   хряща   следует наносить   аккуратно,   но   в   тоже   время   следует   отметить,   что   данного удушающего   эффекта   можно   добиться   только   в   результате   очень   точного удара в область гортани, что в настоящем поединке совершить крайне сложно. Однако поражающего эффекта и шока у противника будет достаточно для того, чтобы его дезориентировать возникающим приступом удушья. При   кислородном   голодании   мозга   происходит   прекращение   подачи крови   в   мозг.   Это   достигается   путем   пережатия   сонной   артерии.   Есть   и другой способ артериального удушения. Сильный боковой удар по шее может привести к нарушению ветвей, отходящих от сонной артерии и (или) вен. В этих случаях возникает гематома, которая может сдавливать сонную артерию. Влияние   артериального   удушения   наиболееопасно   и   коварно,   потому   что развивается   медленно,   его   трудно   определить   и   в   дальнейшем   требует хирургического вмешательства. 1.2. Особенности удушающих приемов, применяемых в служебно­ прикладных единоборствах На практике удушающие приемы по виду захвата делятся на:  приемы без захвата за одежду; примы с захватом за одежду; удушение ногами. Бывают   также   удушение   пальцами,   но   в   профессиональный   арсенал удушающих   приемов   без   захвата   за   одежду   они   не   включены,   но   сильный   9 человек   может   успешно   их   применять.   Профессиональные   удушения   без захвата за одежду в реальном рукопашном бою не  используются со стороны спиныс помощью сгиба локтя и предплечья и спортсмены, выступающие на соревнованиях, одеты в специальную одежду, которая позволяет выполнить эффективный удушающий прием. [7] Удушающий прием спереди наиболее эффективен тогда,  когда объект нагнулся   вперед.   При   этом   атакующий   выполняет   удушающий   захватв положении   стоя,   прямо   надавив   на   противника   сверху.   Данный приемэффективен, если атакующий выше ростом и имеет превосходство  в физической силе.  Удушающие приемы без захвата за одежду делятся на 4 группы: Первая   группа  ­   это   приемы,   останавливающие   кровоток   в   сонной   В   частности,   эффективны   действия,   которые   обеспечивают артерии.   одновременный пережим сонной артерии по обе стороны шеи, что дает почти мгновенный   эффект.   Последствия   кислородного   голодания   мозга   в   этом случае возникают  примерно через 3­5 секунд. Противник теряет сознание, и это происходит мгновенно, спортсмен просто пытается вырваться из захвата, а в следующий момент вдруг обмяк. Поэтому,   когда   применяется   такой   удушающий   прием,   необходимо внимательно следить за реакцией объекта ­ как только он перестал двигаться и обмяк, вы можете удерживать его еще 2­3 секунды, чтобы удостовериться, что он не реагирует, а далее ослабьте хват. Психологические ловушки в таких случаях заключаются  в краткости интервала между временем захвата и потерей сознания человеком. Спортсмен должен твердо усвоить, что во всех случаях удушающие захваты этой группы очень эффективны в настоящем бою и удерживать захват   более 30 секунд запрещено.   Этого   времени   вполне   достаточно   для   того,   чтобы,   с   одной стороны,   лишить   противника   возможности   сопротивляться,   даже   если   не очень хороший захват, а с другой, гарантированно не вызвать кислородного10 голодания   головного   мозга.   Если   в   течение   этого   времени   противник   не потерял сознание в процессе удушья, то судья должен остановить поединок или спортсмен должен проводить новую технико­тактическую комбинацию. А если прием все­таки получилось осуществить, то кровь во время удушающего приема   не   поступает   в   головной   мозг,   поэтому   соперник   лишается возможности сопротивляться и вести схватку. Удушающие   приемы   со   сдавливанием   сонных   артерий   могут   быть эффективно   использованы   не   только   в   спортивных   поединках,   но   и   в прикладных единоборствах и при задержании и нейтрализации преступников.   Приемы  второй группы  нацелены на проявление  эффекта гортанного удушья.     В   результате   их   использования   потеря   сознания   может   идти   в течение   относительно   длительного   времени,   так   как   в   крови   содержится достаточное   количество   кислорода,   чтобы   поддерживать   работу   даже натренированного   тела   в   течение   одной­двух   минут.   Обученный   человек может   задержать   дыхание   на  три   минуты,  а  в  некоторых  случаях­до   пяти минут. Методы второй группы могут быть использованы в мягкой или жесткой форме.  Жесткая   форма   позволяет   мгновенно   вызвать   перелом   щитовидного хряща, результатом которого является летальный исход. Кроме того, перелом щитовидного хряща может сопровождаться болевым шоком, что усиливает эффект удушения. Такие методы подходят только для боя на уничтожение и борьбы с преступниками для жесткой нейтрализации.  Если   прием   выполняется   в   мягкой   форме,   щитовидный   хрящ   не ломается,   хотя   есть   риск   западения   языка.   В   этих   случаях   полностью блокировать   дыхание   невозможно,   кислород   к   организму   продолжает поступать, хотя в ограниченном количестве, и концентрация крови довольно долго находится на очень низком уровне, но для работы мозгазапаса хватает. Кислородное   голоданиеможет   длиться   до   десятков   секунд,   а   некоторыхслучаях больше минуты. 11 Такие   щадящие   приемы,   трудно   осуществить   без   надежного   захвата противника,   который   имеет   достаточно   времени   для   освобождения   от удушающего   захвата.   Такие   приемы   не   применимы   в   групповом   бою. Психологические ловушки, присущие данной группе приемов, заключаются в том, что во время длительной борьбы при удушении исполнитель может не понимать, что объект уже потерял сознание и продолжает с силой сжиматьна его горло.  Внезапное   расслабление   мышц,   которое   вызывает   потерю   сознания, приводит к повреждениям или перелому щитовидного хряща противника. Это может стать для спортсмена роковой ошибкой, даже если он этого не желал.  Методы   второй   группы   используются   в   основном   во   время   бояна уничтожение,   на   борьбу   изо   всех   сил,   нейтрализации   противоправных действий   преступников   со   стороны   спецподразделений   и   полиции.   Данная группа приемов может также использоваться в тех случаях, когда вы не могли выполнить удушение путем передавливания сонных артерий.   Удушающие приемы третьей группы комбинированные, т.е. объединяют эффекты первой и второй групп. В этих методах сильные технические приемы обеих групп суммируются, но в то же время они увеличивают риск внезапной смерти.  Четвертая группа  включает в себя методы первой и второй групп или только   один   из   них   и   травматическое   воздействие   на   позвоночник.   Это наиболее эффективная группа, приемы которой в кратчайшие сроки могут лишить   объект   возможности   для   борьбы.   Если   спортсмен   умело   владеет техникой   и   он   может   "чувствовать"   противника   во   время   схватки,   тогда причинение вреда противнику и вероятность серьезных травм минимальны. Психологические ловушки, присущие этой группе приемов, в дополнение к тому, что было сказано в отношении первой группы, также заключаются в том, что спортсмен может продолжать оказывать влияние на позвоночник в12 полную   силу   даже   после   того,   как   объект   потерял   сознание.   Это   может привести к серьезным травмам. Удушение с захватом за одежду в целом хорошо развита в джиу­джитсу,   По но   есть   гораздо   более   эффективные   виды   этих   приемов. физиологическому   воздействию   на   организм   они   принадлежат   к   группе приемов,   перекрывающих   сонные   артерии,   и   группе   гортанных   удуший, перекрывающих поток воздуха в легкие. Данная группа приемов выполняется при нападении спереди, сбоку и сзади.  Эффективное выполнение удушения с захватом за одежду спереди не требует полного  расслабления  противника,  чего практически  не  бывает  во время   боя.   Эти   удушения   позволяют   спортсмену   хорошо   контролировать интенсивность приема, что дает возможность избежать ненужной жесткости. Они   применимы   для   любого   вида   рукопашного   боя.   Зависимость   от противника, его одежды и физической силы, роста  и веса является серьезным ограничением   этой   группы   приемов.   Широко   применяют   эти   удушающие приемы в дзюдо, джиу­джитсу и других видах спорта. Борцы и спортсмены других направлений одеты в одежду специального покроя, сшитые из материала с очень высокой прочностью на разрыв и в то же время достаточно мягкие, что обеспечивает надежный захват. В настоящей схватке, например на улице, противник может носить одежду способную к растяжению, например, свитер, сделанный из слабого материала, старого или брезент.[32] слишком жесткого, мокрый     скажем,     Одежда может быть обтягивающей, что сделать хват сложно. И может быть очень   просторной,   так   что   люди   смогут   вращаться   почти   вокруг   них,   не снимая его. Полный захват за одежду в таких условиях невозможен. Наконец, враг может быть совершенно голым и, как правило, скользким от пота и т.п. Удушение   ногами   используется   в   положении   лежа.   Это   удушение действует   на   горло.   Именно   поэтому   техника   приема   аналогична   приемам удушения   без   захвата   одежды   четвертой   группы.   В   отличие   от   удушенияруками,   в   данном   приеме   очень   трудно   различить   артериальное   удушиеот гортанного. Часто такие приемы сопровождаются травмой шейного отдела 13 позвоночника. Все,   что   написано   об   удушающих   приемах   руками,   относится   и   к удушающим приемам ногами.Разница только в том, что ноги гораздо сильнее рук, поэтому выполнение таких приемов даже меньше, зависит от разницы в физической   силе   и   росте   спортсменов.   Травматический   эффект   наступает быстрее и более выражен. В   том   случае,   если   удушение   ногами   действует   на   легкие,   то   такие удушения менее опасны, чем те, которые накладываются на горло, за счет чего их можно применять в бою, чтобы нейтрализовать и, в некоторых случаях,   зависят   от   силы   тела парализовать   противника.   Легочные   удушения   исполнителя и требуют гораздо большего усилия, чем гортанные удушающие приемы.  Такие приемы требуют от спортсмена очень развитую мускулатуру ног и силовую выносливость. 1.3. Приемы контроля и страховки при выполнении удушающих приемов В процессе обучения и на всех ее этапах необходимо соблюдать правило трех секунд, которое гласит, что любой болевой прием можно держать не более трех секунд, независимо от того, подает противник сигнал  или нет. Если   успешно   выполнен   удушающий   прием,для   противника   трех   секунд достаточно, чтобы почувствовать первые признаки кислородного голодания в виде легкой слабости, головокружения и артериального удушения, а также нарастающей боли в области щитовидного хряща или ниже ребер, что тоже сопровождается головокружением и легкой слабостью. [16] Соблюдение правила трех секунд является одним из первых правил при обучении   удушающим   приемам.   Тренер   должен   каждого   занимающегося14 приучить   этому   правилу,   вплоть   до   отстранения   от   обучения   в   случае несоблюдения.   Если   учащийся   время   от   времени   нарушает   правило   трех секунд, тогда возникает вопрос о дисциплине и взаимоуважению к товарищам. В   самом   начале   обучения   удушающим   приемам,   тренер   должен самостоятельно, с использованием как артериальных и гортанных удушений, аккуратно довести каждого ученика до грани потери сознания так, чтобы они чувствовали   эту   грань.При   этом   необходимо,   чтобы   тренер   знал   приемы первой помощи при потере сознания от удушья и обязательно научить своих подопечных.  Если   человек   без   сознания,   первое,   что   вам   нужно   ­   раскрыть   веки потерпевшего   и   смотреть   в   оба   глаза.   Если   зрачки   реагируют   на   свет (расширяются и сужаются), то вскоре потерпевший сам придет в сознание. Чтобы ускорить восстановление, надо взять его под руки, поднять и встряхнуть   или   сильно   растереть   руками   уши.   Если   спортсмен   долго   не приходит в сознание, необходимо уложить его на спину, голову запрокинуть, подставив что­нибудь под плечи,  в противном случае может быть западение языка, и дать понюхать нашатырный спирт. В случае отсутствия нашатырного спирта, чтобы вызвать чихание,вы можете пощекотать человеку нос пером, травой, скрученной нитью или куском бумаги. При необходимости применить искусственное дыхание до возобновленияработы легких. Также восстановить дыхание можно, резко и сильно надавив на глазные яблоки. Если, несмотря на все   попытки,   дыхание   все   же   долго   не   восстанавливается,   лучше   не останавливаться и повторять методы, рассмотренные выше.  Когда потерпевший пришел в себя, необходимо обязательно проверить отсутствие остаточных явлений удушения. Есть три действия: 1. давить на глазные яблоки; 2. давить   на   мякоть   уха,   резкая   боль   говорит   о   том,   что пострадавший еще не пришел в себя. Если нет боли, то вы должны сделать третий тест;15 3.   провести   пальцем   влево   и   вправо,   назад   и   вперед   перед   его глазами.Подергивание глазных яблок при слежении за пальцем, отставание от движущегося   пальца,   резкое   сужение   и   расширение   зрачков   при   движении какого­либо объекта означает, что последствия удушения не было снято и учащийся   должен   быть   отстранен   от   занятий   до   полного   выздоровления. Пострадавшему следует максимально обеспечить покой.  Зачастую, как было указано выше, в результате применения удушающих приемов сломан или втянут щитовидный хрящ.Симптомом перелома является затрудненное   дыхание   с   выраженным   хрипомили   вообще   невозможность дышать  после  снятия удушающего  захвата. В этом случае  первую  очередь необходимо     обеспечить   поступление   кислорода   через   гортань.  Для   этого, если пострадавший   в сознании, необходимо помочь ему встать на колени, прогнуть   ему   корпус,   голову   запрокинуть   как   можно   дальше   и   заставить высунуть язык до предела. Можно постараться медленно дышать через нос в том случае, когда дыхание через рот невозможно. Если пострадавший без сознания, то нужно постараться его посадить, положить   между   лопатками   какой­нибудь   мягкий   предмет   (подушку, одежду), чтобы оттянуть назад плечи, запрокинуть как можно дальше назад плечи и опять же вытянуть язык до предела. Все это являются обязательными первоначальными   мерами   при   подобных   случаях,   чтобы   обеспечить поступление   воздуха   в   легкие.   При   таком   положении   следуетдождаться квалифицированной медицинской помощи.  Принять более радикальные меры следует только при невозможности восстановления   дыхания   пострадавшему   или   при   отсутствии   медицинской помощи.   Искусственное   дыхание   изо   рта   в   рот   с   одновременным надавливанием на грудь является самым простым способом, что хоть как­то обеспечить   поступление   кислорода   в   легкие.   Вы   можете   ввести   в   гортань интубационную   трубку.   Для   этого   подойдет   любая   эластичная   трубка небольшого диаметра. Также можно попробовать поставить щитовидный хрящна место двумя способами: 16 1. удержать пострадавшего в сидячем положении, опрокинуть назад его голову, положите одну руку ладонью ко лбу и нанесите несколько легких ударов другой рукой; 2. щипком   попытаться   поставить   щитовидный   хрящ   на   место, воздействовать с обеих сторон хряща четырьмя пальцами и большим пальцем, одновременно   наблюдая   за   кожей   на   передней   части   шеи,   чтобы   она   не натягивалась   и   не   давила   на   хрящ     или   одновременным   нажатием   на   обе стороны щитовидного хряща средними суставами пальцев. Чтобы щитовидный хрящ снова не запал, нужно помнить, что больной не должен опускать подбородок. Если все эти действия безуспешны, то нужно продолжать те меры, которые описаны выше. Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования Цель   исследования:   совершенствование   методики   обучения удержанию в партере с использованием удушающих приемов в прикладных единоборствах на примере армейского рукопашного боя. Задачи исследования: 1. изучить литературные источники и научно­методические разработки по   обучению   удержанию   в   партере   с   использованием   удушающих приемов в спортивных и прикладных единоборствах;  2. выявить   основные   физиологические   механизмы   и   научно­ методические   особенности   при   обучении   выполнению   удушающих приемов в единоборствах и служебно­прикладных видах спорта;17 3. экспериментально   апробировать   методику   обучения   удержанию   в партере   с   использованием   удушающих   приемов   в   служебно­ прикладных единоборствах на примере армейского рукопашного боя.  2.1. Методы исследования Анализ   литературных   источников  по   проблеме   исследования.   В процессе   написания   выпускной   квалификационной   работы   нами   было проанализировано большое количество научно­методических источников по проблеме   исследования.   Подробный   анализ   данной   работы   представлен   в главе 1. Метод педагогического эксперимента. Метод педагогического эксперимента применялся в качестве основного метода   исследования.   Педагогический   эксперимент   проводился   на   группе юношей   18­23   лет,   занимающихся   армейским   рукопашным   боем.   Всего   в исследовании   приняли   участие   32   человека,   которые   были   разделены   на контрольную и экспериментальную группы.  Метод экспертной оценки.   В  исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки эффективности  методики обучения удержанию в партере с использованием удушающих   приемов   в   служебно­прикладных   единоборствах   на   примере армейского рукопашного боя Методы математической статистики. Методы   математической   статистики   применялись   в   качестве вспомогательных   методов   для   обработки   результатов   тестовых   испытаний перед началом педагогического эксперимента и после его окончания. 2.2.Организация исследования18 Исследование проводилось в 3 этапа: На первом этапе (октябрь 2013 года – сентябрь 2014 года) проводился анализ   научно­методических   источников   по   проблеме   изучения   техники обучения   удержанию   в   партере   с   использованием   удушающих   приемов   в спортивных   и   служебно­прикладных   единоборствах.  Результаты   данной работы подробно представлены в главе 1. На втором этапе (октябрь 2014 года – декабрь 2014 года) проводился педагогический эксперимент.   Педагогический эксперимент проводился на базе  секции   армейского   рукопашного   боя   спортивного   клуба   «Вихрь»   г. Москвы.   Все   участники   эксперимента   мужчины   в   возрасте   18­23   лет, имеющие   спортивные   разряды   кандидаты   в   мастера   спорта   и   1   взрослый спортивный разряд по рукопашному бою.  В эксперименте приняло участие 32 человека, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы.  На третьем этапе исследования (января 2015 года – март 2015 года) проводился   анализа   полученных   результатов   исследования   и   оформление выпускной квалификационной работы.  Педагогический   эксперимент   проводился   на   втором   этапе исследования.   В   эксперименте   принимали   участие   юноши   20­23   лет, занимающиеся армейским рукопашным боем. Всего в эксперименте приняло участие   32   человека,   которые   были   поделены   на   контрольную   и экспериментальную   группы.   Состав   групп   16   человек,   все   они   имели примерно   одинаковую   спортивную   квалификацию   и   уровень   физической подготовленности.  Спортсмены   контрольной   и   экспериментальной   групп   занимались   в секции   армейского   рукопашного   боя   три   раза   в   неделю   по   2   часа. Контрольная группа занималась по программе армейского рукопашного боя, разработанной   Твердохлебом   Н.И.,   занятия   вел   тренер­преподаватель19 Раевский   Н.К.   Расписание   тренировочных   занятий     контрольной   группы: вторник, четверг, суббота с 19 до 21 часа. Экспериментальная группа занималась под руководством Бадыраа Ч.Е. по   программе   армейского   рукопашного   боя,   разработанной   Твердохлебом Н.И.   с   включением   в   тренировочный   процесс   разработанной   методики обучения удержанию в партере с использованием  удушающих приемов по армейскому   рукопашному   бою.   Эксперимент   проводился   в   течение   трех месяцев с октября по декабрь 2014 года. Расписание тренировочных занятий экспериментальной  группы:  понедельник, среда, пятница с 19.00 до 21.00 часа Перед   началом   педагогического   эксперимента   с   помощью   метода экспертной   оценки   мы   провели   исследование   по   определению эффективности выполнения удушающих приемов в партере. В качестве экспертов выступали: 1. Никитин   Р.К.   –   тренер   по   армейскому   рукопашному   бою,   мастер спорта; 2. Фролов   Т.Р.   –   тренер   по   армейскому   рукопашному   бою,   Судья Республиканской категории; 3. Капустин   Е.О.   –   тренер   по   армейскому   рукопашному   бою,   мастер спорта; 4. Фомин Р.А. – тренер по армейскому рукопашному бою, мастер спорта.   5. Яковлев С.Н. – тренер по армейскому рукопашному бою. Предварительно   группу   экспертов   мы   проверили   на   согласованность экспертных   оценок.    И   определили   согласованность   экспертов   с  помощью коэффициента конкордации (согласованности).  Группой экспертов предварительно было предложено оценить технику выполнения удушающего приема захватом за шею сзади. Группа экспертов оценивала уровень технической подготовленности  у четырех пар спортсменов занимающихся   армейским   рукопашным   боем.     Коэффициентконкордации(согласованности)рассчитывался по формуле: 20 ,  где  ,  Li ­ число повторяющихся приемов в оценках i­го эксперта; tl  ­   количество   критериев   в  l­мприеме   для  i­го   эксперта   (количество повторяющихся элементов). Если нет связанных рангов, то Ti равно нулю. S – сумма квадратов отклонений всех оценок каждого объекта экспертизы; n – число экспертов; m – число спортсменов. В нашем случае коэффициент конкордации был равен 0,78, что говорит о   высокой   степени   согласованности   экспертов.   Поэтому   данную   группу экспертов мы можем рекомендовать для анализа эффективности обучения удержанию в партере с использованием удушающих приемов в армейском рукопашном бое у контрольной и экспериментальной групп. Организация   экспертных   оценок   проводилась   следующим   образом: перед   началом   педагогического   эксперимента   группе   экспертов   было предложено   проанализировать     ход   тренировочных   поединков   в   партере контрольной   и  экспериментальной   групп.   Основной   целью   поединка   было выполнение   удушающего   приема   (поединок   состоял   из   5   мини раундовдлительностью 30 секунд). При этом оценивались следующие технические действия удержанию в партере с использованием удушающих приемов в армейском рукопашном бое у контрольной и экспериментальной групп: Для   проведения   экспертизы   были   выделены   три   группы   приемов удушения противника в партере  Первая   группа   ­   это   приемы,   останавливающие   кровоток   в   сонной21   В   частности,   эффективны   действия,   которые   обеспечивают артерии.   одновременный пережим сонной артерии по обе стороны шеи, что дает почти мгновенный   эффект.   Последствия   кислородного   голодания   мозга   в   этом случае возникают  примерно через 3­5 секунд. Противник теряет сознание, и это происходит мгновенно, спортсмен просто пытается вырваться из захвата, а в следующий момент вдруг обмяк. Поэтому,   когда   применяется   такой   удушающий   прием,   необходимо внимательно следить за реакцией объекта ­ как только он перестал двигаться и обмяк, вы можете удерживать его еще 2­3 секунды, чтобы удостовериться, что он не реагирует, а далее ослабьте хват. Вторая группа включает в себя приемы удушения с захватом за одежду. По физиологическому воздействию на организм они принадлежат к группе приемов,   перекрывающих   сонные   артерии,   и   группе   гортанных   удуший, перекрывающих поток воздуха в легкие. Данная группа приемов выполняется при нападении спереди, сбоку и сзади.  Эти удушения позволяют спортсмену хорошо   контролировать   интенсивность   приема,   что   делает   возможным избежать ненужной жесткости. Они применимы для любого вида рукопашного боя. Спортсмены одеты в одежду специального покроя, сшитые из материала с очень высокой прочностью на разрыв и в то же время достаточно мягкие, что обеспечивает надежный захват.  Третья   группа   приемов    ­   удушение   ногами.  Используются   в   борьбе лежа. Они могут накладываться на горло, а   технические действия приема аналогичны удушьям без захвата за одежду первой группы. В случае удушения ногами очень трудно отделить артериальное и гортанное удушье, часто такие приемы   сопровождаются   травмой   шейного   отдела   позвоночника,   поэтому данные приемы могут применять  только спортсмены, имеющие достаточно высокую квалификацию. Все,   что   написано   об   удушающих   приемах   руками,   относится   и   к22 удушающим приемам ногами. Разница только в том, что ноги гораздо сильнее рук, поэтому выполнение таких приемов даже меньше, зависит от разницы в физической   силе   и   росте   спортсменов.   Травматический   эффект   наступает быстрее и более выражен. В   том   случае,   если   удушение   ногами   действует   на   легкие,   то   такие удушения менее опасны, чем те, которые накладываются на горло, за счет чего их можно применять в бою, чтобы нейтрализовать и, в некоторых случаях,   зависят   от   силы   тела парализовать   противника.   Легочные   удушения   исполнителя и требуют гораздо большего усилия, чем гортанные удушающие приемы.  Такие приемы требуют от спортсмена очень развитую мускулатуру ног и силовую выносливость. Так как каждый спортсмен имеет свои специфические особенности в тактике и технике ведения боя, в бою не существует одинаковых условий для каждого боя. Поэтому особенно важно обладать способностью вариативного выполнения   каждого   удушающего   приема.   Специальная   тренировка выполнения   удушающих   приемов   должна   проходить   в   постоянно изменяющихся   условиях,   с   разной   скоростью,   развивать   способности   к быстрому переключению от одних движений к другим, от одной скорости к другой. Обучение этим способностям проходит в четыре этапа: 1. создание   представления   об   удушающем   приеме.  На   этом   этапе необходимо представление приема и структура движений; 2. разучивание   удушающего   приема.   Прием   выполняется   в   целом сначала медленно, и лишь постепенно увеличивается темп; 3. закрепление   удушающего   приема,   повторные   выполнения. Постепенно темп выполнения приближается к максимальному; 4. совершенствование   приобретенного   навыка.   Соответственно, автоматизированное стандартное выполнение одного удушающего приема   может   отрицательно   сказаться   на   возможностях вариативного   выполнения   этого   приема   и   боевых   действий   во23 время схватки, где боевые ситуации постоянно изменяются. Поэтому в процессе совершенствования удушающего приема необходимо размеренно изменять условия его применения и не заниматься длительным механическим повторением в одних и тех же условиях. Движения после этого доходят до такого автоматизма, что выполнение удушающего   приема   начинается   с  одного   вида   на   другой,  от   нападения   к защите, от защиты к контратаке. Технико­тактические действия спортсменов оценивались по следующим критериям: ­ слитность и быстрота движений; ­ стабильность при выполнении технических действий; ­ вариативность при выполнении технических действий. Каждый эксперт по 100 балльной шкале оценивал, технико­тактические действия     и   ставил   оценку.   Результаты   экспертной   оценки   приведены   в таблице 1­3.  Результаты экспертных оценок удушающих приемов руками во время контрольных поединков перед началом педагогического эксперимента Таблица 1№ п/п 1 2 3 24 Показатели, оцениваемые экспертами Контрольная Экспериментальная группа t­критерий группа Х±δ Х±δ Стьюдента 2,131