1
«Совершенствование методики обучения защитным действиям от
рубящих ударов палкой в прикладных единоборствах»
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Анализ литературных источников……………………………....……..5
1.1 Становление и развитие прикладных единоборств в России …………......5
1.2 Особенности технической подготовки спортсменов и граждан
занимающихся прикладными единоборствами……….…..……………...…...10
1.3 Принципы защиты от рубящих ударов палкой в прикладном рукопашном
бое…………………………………………………………………...…...……….17
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………….……19
2.1 Методы исследования……………………………………………………….19
2.2 Организация исследования……………………………………….………...20
Глава 3. Обсуждение результатов исследования………………………..…27
Выводы………………………………………………………………………..…35
Список литературы……………………………………………………………..372
Введение.
Актуальность исследования: Криминогенная обстановка в России с
каждым годом улучшаются, но все равно остается высока вероятность
столкновения граждан с уличными хулиганами которые для повышения
эффективности нападения используют подручные средства: палки,
бейсбольные биты и т.п. Многие граждане в ситуации нападения
криминальных элементов надеются на свои силы, умения и навыки. Поэтому
все большую популярность у населения приобретают секции по
«Самообороне», где квалифицированные специалисты учат различным
прикладным системам рукопашного боя, в том числе и системам защиты от
нападения с использованием подручных средств (палок, бейсбольных бит и
т.п.), а также правилам поведения в экстремальных ситуациях. Это и
послужило основой для организации нашего научного исследования.
Объект исследования: техника защитных действий при нанесении
рубящих ударов палкой в прикладных единоборствах, как элемент
самозащиты.
Предмет исследования:
совершенствование методики обучения
защитным действиям при нанесении рубящих ударов палкой в прикладных
единоборствах, как элемент самозащиты.3
Цель исследования: создание модернизированной методики обучения
защитным действиям при нанесении рубящих ударов палкой в прикладных
единоборствах, как элемент самозащиты.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники, в которых описаны методики
обучения защитным действиям при нанесении рубящих ударов
палкой применяемых в прикладных единоборствах;
2. выявить основные методические особенности организации занятий
по самообороне, в которых используется методика обучения
защитным действиям при нанесении рубящих ударов палкой;
3. экспериментально апробировать методику обучения защитным
действиям при нанесении рубящих ударов палкой при обучении
граждан самообороне;
4. оформление выпускной квалификационной работы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что модернизация методики
обучения защитным действиям при нанесении рубящих ударов палкой в
прикладных единоборствах, поможет освоить эффективные приемы
самообороны.
Методы исследования.
1. Анализ литературных источников
2. Анкетирование.
3. Экспертная оценка
4. Педагогический эксперимент
5. Математическая статистика
Научная новизна исследования заключается в том, что специальные
приемы самообороны, применяемые только сотрудниками специальных4
подразделений, будут доступны для изучения гражданам в упрощенном
режиме.
Практическая значимость исследования заключается в том,
гражданские лица, освоившие технику защитных действий при нанесении
рубящих ударов палкой применяемых в прикладных единоборствах, получат
дополнительный арсенал техникотактических действий противодействия
криминальным элементам и хулиганам.
Глава I. Анализ литературных источников.
1.1. Становление и развитие прикладных единоборств в России.
Системы самообороны без оружия, как средство защиты и нападения,
известны в России с момента зарождения человеческого общества. В древнем
мире были первые военные теоретики, и вместе с ними и труды, освещающие
военного искусства как систему подготовки войск и армий.
Так, Vegetius римский историк (45 вв. до н.э.) Опубликовал работу "
краткого изложения военного дела», в которой описал содержание военно
прикладной физической подготовки войск, уделяя большое внимание
характеристика приемов рукопашного боя. В дополнение к регулярному
обучению с оружием широко практикуется широко практикуются бег, борьба,
кулачный бой, плавание без одежды и инвентаря.
Постоянные боевые действия российского народа против византийцев,
половцев, татар, шведов и немцев обязывали каждое члена племени, общины,
быть готовым в любой момент вступить в ряды воинов. Много славных побед
в ближнем бою одержали наши солдаты во время завоевания России татарами.
На реке Неве в 1240 Новгород одержал победу над шведами, и в 1242
встретил немцев на льду Чудского озера, где в ближнем бою разгромили5
врага. Выдающиеся битва русской армии против Мамая в Куликовской битве
в 1380 году. Это было грандиозное сражение ближнего боя, которое является
одной из самых ярких страниц в истории национальных военных побед.
В 1647 году вышел первый русский военный устав "учение и хитрость
ратного строения пехотных людей," в которой описаны приемы рукопашного
боя и владения ножами. В 1700 передовые идеи Петра I, Румянцевым и
Суворова нашли отражение в первой Походной хартии "Краткое воинское
учение. Суворов при проведении тренировочных боев, уделял особое
внимание строевой и тактической подготовке, которая лежит в основе книги
«Полковое учреждение» и «Наука побеждать».
К началу 20го века изменили тактику ведения боевых действий,
укреплялась роль малых групп в бою, что требует необходимости подготовки
военнослужащих к бою, как использованием оружия, так и без него. Это дало
толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию таких видах спорта,
как фехтование в различных видах оружия, боксу и вольной борьбе и т.д.
Внимание научному обоснованию подготовки различных контингентов
войск различными средствами физической культуры и спорта уделялось во
многих странах. Существуют специальные школы: главное военно
гимнастическая школа в России, институт КодоКан дзюдо в Японии, и др.
Большой вклад в теоретические основы спортивной подготовки в
российской армии принадлежит генералам Драгомилову и Бутовскому, а
также профессор Лесгафту. Физическая подготовка вводится в школах и
кадетских корпусах, в которых, наряду с другими разделами подготовки
изучаются методы боевых искусств.
Таким образом, боевые искусства, становится частью ближнего боя.
Совершенствование подготовки непосредственно в процессе обучения, и
посредством занятий физической культурой привело к развитию военно
прикладных видов спорта.6
В советский период, большое событие в развитии физической культуры
и, в частности ближнего боя, получило после введения в 1924 года
руководства «Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи». Она
состояла из девяти книг или самостоятельных руководств. Восьмой книге
"как для защиты и нападения без оружия (борьба, бокс, джиуджитсу) " была
посвящена борьбе и включены приемы нападения и обороны, а также методы
обезвреживания противника. Это руководство не являлось широко
распространенной в Красной Армии, и практиковалось в обществе "Динамо"
для обучения сотрудников службы безопасности и милиции.
Активное продвижение самозащита без оружия "Динамо" вел
Спиридонов, который подготовил много тренеров и написал несколько
учебников. В своей книге "самозащита без оружия" (1933), подчеркивая
прикладной направленности самбо, он писал: "САМ, как надстройка к
физическому воспитанию, надстройкой специального назначения". Самбо
начале 30х годов отличалась от сегодняшней, за исключением того, она
культивировала броски и удары, болевые и удушающие приемы.
До 1938 года в соревнованиях по самбо приняли участие только
милиция и ЧК ("Динамо"). Мастер спорта по самбо, был министр МГБ
Абакумаов, в весовой категории свыше 100 кг.
16 ноября 1938 года, Комитет по физической культуре и спорту издал
указ № 633 , в которой говорилось: "вольной борьбе ( самбо ) в Советском
Союзе ... представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию
техники и оборонному значению вид спорта. Принимая это во внимание,
включить её в ГТО II ступени как одну из зачетных норм». Эта дата стала
днем рождения самбо.
К сожалению, с течением времени, самбо из прикладного спорта,
основной целью которого было обучение сотрудников правоохранительных7
органов для выполнения задач по службе, постепенно превратилось в один из
многих видов борьбы. Обучение боевым разделам отошло на третий план, и
акцент был сделан на элитный вид спорта, для включения в программу
первого чемпионата мира, а теперь и Олимпийских игр.
Та же участь постигла и общества "Динамо", от физкультурного
общества обучение сотрудников служб безопасности и полиции, он
превратился в кузницу чемпионов, практически отходя от задач, которые
ставит перед ними Ф.Э. Дзержинский.
С начала 70 х годов в мире и в нашей стране начинается огромная
популярность японской борьбы каратэ, которая основана на ударах руками и
ногами. Физическая подготовка специалистов КГБ, беря на вооружение все
новое и передовое, просто пытаюсь приспособить эту борьбу для обучение
персонала. С 1976 года на постоянно действующем семинаре инструкторы
мастера спорта международного класса Бутырский предложил в подготовки
сотрудников КГБ взять ядро системы контактный стиль каратэ kiokusinkaj
и приемы самбо и дзюдо), другой инструктор был в Арбеков, который
заложил основу для подготовки бесконтактных стилей каратэ.
Естественно, в те годы, обмен опытом между правоохранительными
органами проводился только с социалистическими странами, такими как
Китай, Северная Корея, Куба и др. (на острове свободы одним из лозунгов
был: " каратэ оружие революции".) В 1978 году, инструкторы КГБ провели
сбор на спортивной базе "Динамо" (Петровка, 26), куда прибыли специалисты
из Кубы Рауль Рисо и Рамиро Чирино, представители малоизвестного стиля
каратэ " дзе синмон." Кубинцы произвели фурор, что и дало качественный
скачок в развитии каратэ в стране и правоохранительной системе. За три
месяца, Рауль Рисо и Рамиро Чирино провели обучение и аттестацию трех
учебных групп общей численностью более двухсот человек.8
Следует отметить, что в работе Ассамблеи приняли участие
представители из всех регионов СССР. Позже кубинцы неоднократно
приглашали в течение коротких промежутков времени, а на Кубу выезжали
советские специалисты.
Сначала под названием "борьба каратэ", а затем "прикладное каратэ"
входит в раздел физической подготовки работников внутренних дел,
разработаны правила соревнований, проведены ведомственные турниры. Эту
работу возглавляет Центрального совета "Динамо" во главе с Юрием
Маряшин.
Существует необходимость создания универсального единоборства для
обучения, который сочетает в себе приемы борьбы, бокса, каратэ и других
видов единоборств, который, с одной стороны, позволит как можно скорее
подготовить работника, с другой стороны, учит защищаться от врага,
которому владеет одним из видов боевых искусств, втретьих, создание и
адаптация начальных навыков сотрудников для выполнения стоящих перед
ними оперативных и служебных задач. Например, чтобы защитить себя
против вооруженных и безоружных противников, можно ли, используя
приемы самбо и дзюдо, а с помощью бокса или карате создать универсальный
вид единоборств.
Поэтому универсальный вид единоборств, впитал в себя лучшее из
разных видов боевых искусств, и все, что нужно для милиционеров,
пограничников и сотрудников КГБ. Теория всегда должна быть связана с
практикой и профессиональной подготовкой.
Если главная цель вооруженных сил уничтожение противника, Главная
цель военных убить то сотрудники ФСБ, МВД, пограничной службы имеют
другую цель задержать, доставить, допросить. В современных условиях9
рукопашный бой, несомненно, вызывает большой интерес для подготовки
частных охранных предприятий и служб безопасности, лаконично
вписывается в правовые рамки их деятельности.
До 1991 г., проблемы развития системы рукопашного боя в КГБ, МВД
занималось управление физической культуры и массового организационной
работы ДСО "Динамо", под руководством которого в Советском Союзе было
создано 38 центров ближнего боя (главный в Москве на улице. Петровка, 26 ,
15 республиканских, и в столицах союзных республик и 22 региональных в
Ежегодно организуются всесоюзные,
РСФСР).
республиканские и
региональные сборы для подготовки и переподготовки преподавателей. ДСО
"Динамо". Проводятся чемпионаты войск КГБ пограничных войск, школы
КГБ, ЦС "Динамо", и др.
С распадом Советского Союза большинство спортивных сооружений
стало за границей Российской Федерации. ДСО "Динамо" прекратила свое
существование. Работа по развитию рукопашного боя, как части физической
подготовки и, как вида спорта, в основном проводилось в службе
безопасности и правоохранительных органах , которые после разделения КГБ
стало больше десятка.
В настоящее время, изза сложной оперативной и криминогенной
ситуации в стране, рукопашный бой становиться одним из средств
самообороны граждан, открываются различные секции и клубы по
самообороне в которых изучаются различные направления рукопашного боя,
который приобретает все большую популярность среди населения.
1.2. Особенности технической подготовки спортсменов и граждан
занимающихся прикладными единоборствами.10
Каждый единоборец, чтобы успешно осуществлять свою спортивную
деятельность должен обладать определенным набором как личных, так и
физических качеств. К таким качествам, которые должны быть присущи
спортсменам в области прикладных единоборств относятся, прежде всего:
сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость, смелость и
решительность. Тем не менее, двигательные качества, владение в идеале
которыми составляет секрет успеха у любого единоборца, зависят от
человека, ввиду того, что пределы их развития являются заложенными в
генетическом развитии. Таким образом, развивая одни качества можно
утверждать, что возможно тем самым ограничить развития других более
важных и необходимых для спортсмена качеств, и в данном случае развивать
все двигательные качества до необходимого уровня развития в процессе
тренировочной работы практически невозможно. В первую очередь данный
факт обусловлен крайней нехваткой времени в тренировочном процессе. На
практике давно доказано, что на сегодняшний день не существует предела для
развития техникотактической подготовки. Единоборец, в первую очередь,
должен обладать развитыми умственномыслительными качествами, т.е.
должен обладать логическим мышлением и достаточно быстро проводить
мыслительный процесс, для того, чтобы вовремя составить комплексный план
конкретной схватки и вовремя принимать наиболее выгодные для себя
тактические решения. Поэтому развитию тактических качеств и навыков у
спортсменов, развитию логического мышлению уделяется огромное внимание
в течение всего учебнотренировочного процесса.
Если речь идет о подготовке спортсменов высокого уровня или
высококвалифицированных спортсменов, то опираться только на развитие
физических и двигательных качеств у спортсмена не достаточно. Необходимо
постоянно совершенствоваться в тактической подготовке, приемах,
рационально использовать техническое мастерство, основываясь на высокой11
тактической подготовке, ввиду того, что именно эта подготовка играет
огромную роль в достижении победы в конкретной схватке. Также грамотная
тактическая подготовка развивает в спортсмене навыки грамотно
распределять свои силы в процессе соревновательной борьбы или более
качественно выполнять свои атакующие приемы, что в итоге способствует
достижению высоких спортивных результатов.[11]
Обучение, улучшение техники движений единоборца, его действий с
последующим применений данных действий в процессе борьбы и называется
технической подготовкой спортсменов.
«Техническая подготовка» спортсмена процесс обучения его
основам техники соревновательных действий, или действий, служащих
средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм
спортивной техники.[14]
В контексте подготовки единоборцев техническая подготовка будет
являться процессом управления при формировании определенных знаний и
навыков у спортсмена в области двигательной активности.[26]
Одна из главных задач в технической подготовке – это складывание
навыков выполнения соревновательных действий, которые спортсмен бы мог
использовать с наибольшей эффективностью в соревновательном процессе.
Совершенствование данных навыков возможно в течение всего периода
занятий спортом.[3]
На основе главной задачи также имеют место следующие задачи такие
как:
двигательные навыки и умения у единоборца должны увеличиваться в
объеме и в качестве в процессе прохождения тренировочного процесса;
развитие и изучение большого количества разнообразных специальных
движений и приемов, которые должны быть доведены до стабильного
исполнения и умение применить эти движения в различных ситуациях в12
схватке. Данные движения и составляют основную часть технической
подготовки в данных видах спорта;
использование определенных боевых изученных приемов до автоматизма и
переведение данных приемов в эффективные соревновательные действия;
постоянное совершенствование структуры двигательных действий и
приемов, совершенствование динамики данных действий, кинематики, в
первую очередь, с учетом индивидуальных специфических особенностей
спортсмена;
развитие технических действий и приемов спортсменов до такого уровня,
чтобы они могли применять данные приемы даже в самых экстремальных
соревновательных условиях;
улучшение технического мастерства спортсменовединоборцев,
основываясь на требованиях спортивной практики и различного вида
достижений научнотехнического прогресса и применение этих
достижений на практике.[13]
Можно выделить 3 уровня освоения приемов и действий, которыми
непосредственно и характеризуется техническая подготовка спортсменов, к
ним относятся следующие:
1. Наличием двигательных представлений о приёмах и действиях и
попыток их выполнения.
2. Формированием двигательного умения.
3. Образованием двигательного навыка.[26]
Стоит
отметить также наличие определенных требований к
наличие
стабильность,
спортивной технике:
результаты,
эффект,
вариативности, экономия собственных сил.
На основе высокого развития различных технических характеристик у
спортсменовединоборцев нельзя забывать про еще одну важную13
составляющую такую как тактические умения. В ходе тактической
подготовки могут присутствовать такие умения как:
способность предугадывать замыслы соперника;
способность видеть на ход дальше и предвидеть ход развития схватки и
соревновательной борьбы в целом;
способность быстро ориентироваться в меняющейся ситуации, а также
способность изменять свою собственную тактику походу схватки в
зависимости от тактических действий соперника.
К тактическим навыкам относятся заученные тактические действия,
комбинации индивидуальных и коллективных действий. Стоит отметить, что
тактические навыки всегда являются непосредственным законченным
тактическим действием в определенной соревновательной ситуации[22].
Немаловажным в соревновательной борьбе является такая категория
как тактическое мышление. В данном контексте тактическим мышлением
является мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в
условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно
направленное на решение конкретных тактических задач.[24]
Тактические действия также подразделяются на несколько категорий,
содержание данных категорий зависит, в первую очередь, от квалификации
спортсменов, их индивидуальных особенностей и состояния, поэтому
выделяют следующие виды тактики спортсменов[8]:
1. алгоритмичная;
2. вероятная;
3. эвритичная.
В рамках данной выпускной квалификационной работы
представляется возможным раскрыть данные понятия, т.к. от успешного
освоения данных тактик зависит успешное или неуспешное окончание борьбы.14
Заранее запланированные действия и их преднамеренная реализация
составляет алгоритмичную тактику. В ходе поединка спортсменам
приходится основываться на том, что они в любом случае встретят
сопротивление и противостояние, и им приходится действовать, постоянно
ожидая от своего оппонента какихлибо запланированных тактических
приемов. В данном случае любой спортсмен, ожидающий успешного для себя
исхода схватки, должен предварительно и рационально планировать комплекс
своих действий, заранее определив их техникотактическое состояние, ввиду
того каждый спортсмен действует преднамеренно.[32]
Тактика, в которой спортсменом планируется только лишь начало
схватки с определенными последующими вариантами развития событий и
применения конкретных приемов в зависимости от определенных реакций,
как соперника, так и партнеров по команде, называется вероятностной.
Данная тактика связана с тем, что в любом случае в ходе спортивной
борьбы всегда возникают ситуации, когда спортсменам необходимо изменять,
корректировать или в итоге прекращать свои тактические действия даже по
ходу его выполнения в соответствии с проанализированными действиями
соперника на конкретную тактику. В таком случае любой спортсмен
осуществляет переход от тактически запланированных действий к действиям
и приемам более спонтанным, но которые соответствуют и подходят
сложившейся ситуации в ходе соревновательной борьбы.
Таким образом, мы подошли к третьей тактике ведения схватки –
эвристическая. Именно эта тактика и строится на быстром реагировании
спортсменов в зависимости от сложившейся ситуации в ходе схватки.[8]
В соревновательном процессе возникновение сложных и внезапных
ситуаций не является неожиданным явлением. Такие ситуации могут
возникнуть в момент недостаточной готовности спортсмена к какимлибо
тактическим приемам со стороны своего оппонента, в таком случае15
единственно, что остается спортсмену мгновенно оценить сложившеюся
ситуацию и действовать по ее ходу. Данный вариант действий является
наиболее сложным и непредсказуемым, т.к. применение определенной
последовательности действий, в рамках разработанной и хорошо
подготовленной в рамках тренировочного процесса тактики является
наиболее приоритетным вариантом развития события для спортсменов
единоборцев.
В тактической подготовке обязательно выделяют следующие основные
направления:
рассмотрение и внимательное изучение теоретикометодических
положений спортивной тактики;
овладение в идеале или в совершенстве основными боевыми приемами;
рассмотрение и изучение информационной составляющей, которая
тактической
для практической реализация
необходима
подготовленности;
практическая реализация тактической подготовленности.
На основании рассмотренного материала можно сделать
однозначный вывод, что техника и тактика представляют собой единый
взаимосвязанный комплекс:
1. Любое техническое действие может быть использовано в сложившейся
определенной технической ситуации;
2. В настоящее время ни один прием, который проводит спортсмен, а под
приемом понимается какоелибо атакующее техническое действие
спортсмена, которое судьи оценивают определенными баллами в
зависимости от сложности, целесообразности и эффективности приема,
не может быть проведет без соответствующей тактической подготовки;
3. абсолютно все технические действия организуются специально согласно
с тактическими действиями.[11]16
Исходя из данного комплекса в настоящее время все большее
распространение получают такие категории, как:
1. техникотактическое действие, т.е. подразумевается действие, которое
можно использовать в непосредственных тактических целях;
2. понятие техникотактическая подготовка, которая подразумевает
обучение не только технической и тактической подготовке, но и
постоянным обоснованием и практическим изучением и освоением
способом их комплексного использования;
3. техникотактическая подготовленность, является результатом технико
технической подготовки;
4. техникотехническое мастерство,
представляет собой высокий
совершенный уровень техникотактической подготовленности.[23]
Совокупность процесса обучения и тренировочного процесса
составляет основу технической подготовки. Недостающие компоненты в
обучении очень трудно компенсировать увеличением объемов тренировок,
которые повышают лишь физические возможности для приведения в жизнь
разнообразных тактических приемов, но также сильно не влияет на
перестройку сформированных в процессе обучения действий. Поэтому в
результате тренировочного процесса происходит закрепление и отработка
этих приемов и способов.[7]
1.3. Принципы защиты от рубящих ударов палкой в прикладном
рукопашном бое.
Системы защиты от палок и дубин основаны на традиционных школах
боевых искусств востока и запада. Такой тип холодного оружия как палка
применялся воинами с древних времен, так как он самый простой и
доступный. Однако проблема защиты от этого вида оружия как палка,17
сегодня до конца не решена. Это отмечают многие эксперты. Существует
даже мнение, что: «если человек серьезно обучен использованию подручных
средств, таких как палка, в реальном бою он с вероятностью 7080% одержит
победу над более опытным, но не вооруженным противником».
Поэтому основная проблема обучения связанная с обучением техники
защиты от нападения противника вооруженного палкой является
определяется определение траектории движения палки во время удара, так
как разрушающий эффект данного типа оружия сосредоточен на конце палки,
где возникает самая высокая угловая скорость в момент удара, что приводит
к максимальным разрушениям и поражающему эффекту.
Идентификацию траектории рубящего удара защищающийся человек
может сделать только в момент замаха, подготовительного элемента удара.
Замах выполняется с целью придания оружию (палке) максимального
ускорения, при чем это подготовительное действие есть самое слабое звено в
технике удара палкой, дубиной, ножом, которое опытный противник видит и
выполняет эффективное контрдействие именно в этот момент. Как правило
эффективность контр атаки в данный момент времени составляет 7080%.
Основной принцип техники защиты от ударов палкой состоит в
следующем. Удар палкой требует осуществления предварительных действий
для того чтобы создать необходимое ускорение предмету воздействия (палке)
для этого требуется выполнить замах. Во время выполнения замаха создаются
идеальные условия для выполнения контр приема по обезвреживанию
противника путем блокировки удара в самое уязвимое место системы рука
палка – это кисть противника. С точки зрения биомеханики самым слабым
звеном системы рукапалка является кисть противника и блокирование удара
именно в этом месте приводит к мгновенной остановке движения, а
выполнение контр приемов рычагом внутрь или наружу, в зависимости от
хвата палки позволяет выбить предмет нападения из рук, а затем перейти на18
выполнение болевого приема например: загиб руки за спину болевой прием на
запястье.
Вторая группа контр приемов основана на захвате атакующей системы
рукапалка при выполнении начальной фазы удара после выполнения замаха,
при этом захват выполняется кисти и предплечья с дальнейшим переводом на
один из видов бросков: через плечо, через спину, через бедро. Или выполнения
встречной контр атаки ударом рукой в лицо, горло, солнечное сплетение, или
же выполнения удара коленом в пах солнечное сплетение, или же выполнения
передней и задней подножки.
Третья группа контр приемов состоит в уходе с линии атаки при
выполнении удара палкой: шагом в сторону или назад, отскоком в сторону,
отскоком назад. Так как система рукапалка имеет большую кинетическую
энергию во время выполнения удара, то чтобы ее остановить требуется
значительное время, палка движется по заданной нападающим определенной
траектории проходя точку нанесения предполагаемого удара и именно в этот
момент совершается контр атака в основном с использованием быстрого
сближения и нанесения ударов руками по наиболее уязвимым местам на лице
и теле человека.
Каждая группа контр приемов очень вариативна и при выполнении
контр приемов многое зависит даже не от физических возможностей
занимающегося, а от психологической подготовленности к выполнению контр
приема путем преодоления собственного страха.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.19
Цель исследования: Совершенствование методики обучения защитным
действиям при нанесении рубящих ударов палкой в прикладных
единоборствах, как элемент самозащиты граждан.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники, в которых описаны методики
обучения защитным действиям при нанесении рубящих ударов
палкой применяемых в прикладных единоборствах.
2. выявить основные методические особенности организации
занятий по самообороне, в которых используется методика
обучения защитным действиям при нанесении рубящих ударов
палкой.
3. экспериментально апробировать методику обучения защитным
действиям при нанесении рубящих ударов палкой при обучении
граждан самообороне.
2.1. Методы исследования.
Анализ литературных источников по проблеме исследования. Нами
было проанализировано большое количество литературных источников и
нормативноправовых документов по вопросам организации занятий по
самообороне. Также был проведен анализ методик обучения защите от ударов
палкой применяемых в служебноприкладных единоборствах. Подробный
анализ данной работы представлен в главе 1.
Метод анкетирования.
В исследовании был использован метод анкетирования занимающихся с
целью выявления мотивационной структуры личности занимающегося в
секции «Самооборона». Для проведения анкетного опроса была разработана
специальная анкета.20
Метод экспертных оценок.
В исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки
уровня технической подготовленности занимающихся, определения степени
владения техникой защиты от ударов палкой освоенного в курсе
«Самооборона».
Метод педагогического эксперимента.
Данный метод применялся в качестве основного метода исследования.
Педагогический эксперимент проводился на группе занимающихся
самообороной в фитнес – клубе «Аврора». В эксперименте приняли участие 22
человека, которые были разделены на контрольную и экспериментальную
группы.
Методы математической статистики.
Методы математической
как
вспомогательные методы для обработки результатов экспертной оценки
статистики применялись
показанных участниками контрольной и экспериментальной групп.
2.2.Организация исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (сентября 2013 года – август 2014 года) проводился
анализ литературных источников и нормативноправовых документов по
вопросам организации занятий по самообороне. Также на первом этапе мы
изучали основные методики обучения защите от ударов палкой применяемых
в прикладных единоборствах. Подробный анализ данной работы представлен в
главе 1.
На втором этапе исследования (октябрь 2014 года – январь 2014 года)
проводился педагогический эксперимент на группе граждан занимающихся в
секции «Самооборона» работающей при фитнесклубе «Аврора». Всего в
исследовании приняло участие 22 человека. Контингент испытуемых21
мужчины которые были поделены на контрольную и
составляли
экспериментальную группы. Участники исследования были в возрасте от 20
до 40 лет, имели средний уровень физического развития, занимались в секции
«Самооборона» 3 раза в неделю по 2 часа на каждом занятии, никто из
испытуемых не имел спортивных разрядов.
На третьем этапе исследования (январь 2015 – март 2015) проводилось
обобщение полученного материала в результате педагогического
эксперимента и оформление выпускной квалификационной работы.
В процессе организации педагогического эксперимента было решены
организационнометодические проблемы, возникшие в процессе дипломного
исследования.
Согласно условиям педагогического эксперимента были сформированы
2 группы: контрольная численностью 11 человек и экспериментальная
численностью 11 человек, группы были примерно однородны по составу и
уровню физической подготовленности.
Перед началом педагогического эксперимента группа испытуемых
была опрошена с помощью специально разработанной анкеты, для того чтобы
выяснить мотивационную структуру личности занимающегося в секции
«Самооборона», каждому испытуемому предстояло по 100 балльной шкале
оценить значимые показатели личности и развития физических качеств.
Данные анкетного опроса представлены в табл.1
Результаты анкетного опроса участников эксперимента
Вопрос
Контрольная
Экспериментальная
tкритерий
Таблица 1.
№
п/п
1. Укажите Ваш возраст
2. Уровень здоровья
группа
Х±δ
33,7±0,8
66,7±3,3
группа
Х±δ
34,2±0,7
65,9±3,6
Стьюдента
2,129