«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ШВУНГАМИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В условиях напряженного ведения боя, на ответственных соревнованиях, когда претенденты на победы имеют приблизительно равный уровень двигательной и технической подготовки, то достижения победы в поединке будет определяться владением тактическими средствами разрешения соревновательного конфликта (В.М. Игуменов, О.Б. Малков, А.В. Чудаков, 2000).
Иконка файла материала 252334.doc

 

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ШВУНГАМИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ

В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ»

 

 

                                          О Г Л А В Л Е Н И Е                                               

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 

К ТАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ

ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ…………………………………….7

1.1. Общее понимание подготавливающих действий в

спортивной борьбе…………………………………………………………....7

1.2. Тактика применения подготавливающих действий в спортивной

борьбе……………………………………………………………………….....9

1.3. Заключение……………………………………………………………....16

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………….....17

2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………....17

2.2. Методы исследования…………………………………………………..17

2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………....18

2.2.2. Педагогические наблюдения………………………………………….18

2.2.3. Тактический видеоанализ конфликтного поведения

единоборцев в соревновательных схватках………………………………..18

2.2.4. Педагогический эксперимент………………………………………....20

2.2.5. Методы математической статистики………………………………....21

ГЛАВА 3. ТАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЕДИНКОВ

ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ… 22

3.1. Результаты тактического анализа высококвалифицированных

спортсменов по вольной борьбе……………………………………………..22

3.2. Методика совершенствования применения швунгов

в вольной борьбе……………………………………………………………...28

3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………35

ВЫВОДЫ……………………………………………………………..…….…48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..……..50

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования процесса индивидуализации подготовки к участию в ответственных соревнованиях. Совершенствование тактико-технической подготовки осуществляется обычно в трех направлениях за счет индивидуализации техники и тактики, разнообразия в вариативных конфликтных ситуациях и расширения тактики применения подготавливающих действий. Специалисты в спортивной борьбе основное внимание уделяют совершенствованию биомеханических характеристик выполнения двигательного состава действий нападения и обороны, выражаемого в пространственно-временных и скоростно-силовых характеристик эффективного выполнения бросков и их комбинаций А.Н. Ленц (1967), И.И. Алиханов (1982), Е.М. Чумаков (1976), Ю.А. Шахмурадов (1997). Такой подход позволяет добиваться высших спортивных результатов отдельным, наиболее одаренным спортсменам, однако является тормозом для спортсменов, не обладающих развитыми тактическими способностями.

В условиях напряженного ведения боя, на ответственных соревнованиях, когда претенденты на победы имеют приблизительно равный уровень двигательной и технической подготовки, то достижения победы в поединке будет определяться владением тактическими средствами разрешения соревновательного конфликта (В.М. Игуменов, О.Б. Малков, А.В. Чудаков, 2000).

Подготовка к соревнованиям направлена на расширение арсенала тактики применения подготавливающих действий, для реализации всей предыдущей технической и тактической подготовки борца. Эффективное выступление в поединках, в первую очередь, зависит от подбора подготавливающих действий и во вторую, от основных видов двигательной подготовки. Подготавливающие действия могут готовиться к конкретным поединкам заранее, а также иметь обобщенный характер применения, приспосабливая их к корректным противникам и соревнованиям.  Для вольной борьбы большое значение имеют подготовки связанные с применением швунгов, которые позволяют решать сложные задачи маневрирования и подготовки к благоприятным ситуациям начала атаки. Раскрытие тактических характеристик применения швунгов открывает новые возможности их применения квалифицированными борцами вольниками в соревновательных поединках.

В спортивной борьбе накоплен большой опыт анализа тактико-технических действий сильнейших спортсменов в соревновательной деятельности И.Д. Свищев (1981), в дальнейшем это позволило определить взаимодействие участников спортивного поединка и осуществлять моделирование технических действий и их поэтапное освоение [28, 29, 30].

В научных исследованиях по спортивным единоборствам появились новые теоретические разработки. Они расширяют представления о возможностях анализа поведении спортсменов в условиях соревнований, раскрывают ранее не рассматриваемые моменты их противоборства. Важным моментом является понимание тактики применения технических действий и скрытое управление реагирования противника (В.Л. Дементьев, О.Б. Малков, 1986; В.В. Гожин, О.Б. Малков, 2008). Практика вольной борьбы все настойчивее ставит вопрос о переходе от интуитивного анализа применения подготавливающих действий швунгами к выявлению образцов их эффективного применения высококвалифицированными борцами.

Поэтому научной проблемой исследования является выделение тактики применения подготавливающих действий с использованием швунгов ведущими борцами вольного стиля на ответственных соревнованиях.

Решение данной проблемы позволит усовершенствовать учебно-тренировочный процесс формирования у спортсменов тактических умений и навыков эффективного применения швунгов для создания благоприятных ситуаций начала выполнения действия нападения и обороны.

Настоящая работа посвящена совершенствованию тактико-технической подготовки борцов вольного стиля КМС и МС при освоении ими достижений ведущих борцов, показанных на чемпионатах мира и Европы в 2013 – 2014 году.

Объектом исследования является соревновательная деятельность борцов вольного стиля высшей квалификации.

Предметом исследования является тактика применения швунгов при участии борцов вольного стиля в ответственных соревнованиях.

Гипотеза исследования. Предполагается что, проведение видеоанализа соревновательных поединков борцов вольного стиля на ответственных соревнованиях позволит определить современную тактику и способы применения швунгов при ведении поединка, а также, предполагается что ведущие спортсмены для достижения эффективного выполнения приемов борьбы используют не только простые технические действия, но и сложные тактико-технические структуры, включающие применение швунгов, освоение которых борцами КМС и МС позволит повысить их технико-тактическую оснащенность.

Научная новизна результатов исследования.

1. Выявлены подготавливающие действия: заведения, зашагивание, скручивание и т.д., применяемые в комбинациях со швунгами и обеспечивающие эффективное выполнение приемов борьбы;

2. Выявлены характерные сложные тактико-технические структуры, включающие эффективное использование швунгов ведущими борцами вольного стиля для решения тактических задач ведения поединка:

- сбивание противника вперед швунгом с захватом шеи и продергиванием противника вперед, подготавливаемым его резким наклоном;

- сбивание противника вперед, швунг на левое плечо рывком на себя с подготавливаемым давлением и последующим рывком в сторону;

- борьба за захват и выполнение швунга с захватом шеи и одновременным выполнением кружения вокруг противника;

- повторная атака после борьбы за захват и выполнения швунга для сбивания противника вниз.

3. Разработана методика совершенствования тактики применения швунгов для борцов высокой квалификации.

Практическая значимость работы заключается в том, что использование полученных научно-методических материалов в результате анализа тактики применения швунгов в вольной борьбе, позволяет спортсменам повысить уровень технико-тактической подготовленности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

 

1.1. Общее понимание подготавливающих действий в спортивной борьбе

 

Подготавливающие действия в спортивной борьбе занимают важное место в тактико-технической подготовке в спортивной борьбе [2, 3, 17]. Многие специалисты по спортивной борьбе [4, 19, 25, 33] пристальное внимание уделяли тактики подготовки применения приемов борьбы. В работах многочисленных специалистов по спортивной борьбе понимание тактики нашло широкое осмысление и характеризуется описанием многочисленных методических рекомендаций. Практически все исследования основаны на единой теоретической платформе - понимания тактики как искусства использования и создания благоприятных ситуаций и эффективного применения приемов нападения и обороны или построения поединков [3, 18, 24, 37, 38, 39].

Понятие «тактика» происходит от древнегреческого ταxτιхή (τέγνη), греч. taktikà – искусство построения войск и от древнегреческого τάσσω, греч. tàsso – строю войска. Тактика как составная часть воинского искусства является теорией и практикой в подготовке к ведению боя – это учение о бое. Общие задачи тактики сводятся к наиболее правильному использованию сил и средств в разнообразной обстановке для достижения успеха в бою и к планированию его дальнейшего развития. Тактика изучает закономерности боя и управления войсками в бою, свойства и возможности средств борьбы своих сил и сил противника и определяет задачи и способы их боевого применения [9].

Тактика воинского искусства повлияла на понимание тактики в спортивных единоборствах. Первым положением из воинской тактики явилось рассмотрение боя как спортивной схватки, поединка; вторым положением – определение тактики как учебной дисциплины, которая включает в себя теорию и практику подготовки, и ведения схватки (соревновательной деятельности), а как понятие – обобщает способы, приемы, избранные для ведения схватки.

Третье положение о том, что «теория тактики исследует закономерности, характер и содержание боя, разрабатывает способы его подготовки и ведения; изучает боевые возможности и возможности подразделений, частей и соединений» позволило А.Н. Ленцу [18] выделить в спортивной борьбе:

– тактику проведения технических действий;

– тактику ведения схватки;

– тактику участия в соревнованиях.

Перечисленные выше положения о тактики ведения поединка нашли свое продолжение в понимании тактики как целесообразной формы деятельности, основой которой является принятие решения, т.е. мышление [10, 27]. Общие теоретические положения были внедрены во все виды спортивной борьбы и нашли свое теоретико-методическое воплощение [23, 36].

Подготавливающие действия позволяют подготавливать как атакующие, так и оборонительные действия спортсмена, направленные на сохранение силы для продолжения ведения поединка, одновременно выматывая силы его противника, и благодаря этому получая преимущество над ним. В ситуации обладанием преимущества над противником, активная оборона позволяет это преимущество сохранить [33].

Для эффективного поведения в соревновательном поединке высококвалифицированные спортсмены последовательно решают целую группу задач, которые подразделяются на четыре группы: создать предпосылку для победы; добиться преимущества; не дать преимущества противнику; сохранить преимущество. В спортивной борьбе спортсмены применяют около десяти тактических действий: провести разведку, атаковать, контратаковать, реализовать опасное положение, продемонстрировать активность, реализовать контролируемый захват, защититься, ликвидировать опасное положение, восстановить силы, удержать преимущество [26].

Выявление места подготавливающих действий определяется тем, что соревнование, будучи кульминацией спорта, выступает в качестве основного критерия, который позволяет выделить индивидуальные особенности единоборцев, дифференцировать сложность и целесообразность применяемых в учебно-тренировочном процессе технических и тактических действий, осуществлять контроль подготовленности спортсмена [13, 14].

 

 

1.2. Тактика применения подготавливающих действий в спортивной борьбе

 

В спортивной борьбе тактические действия спортсменов рассматриваются в зависимости от противодействий противника [2]. Исходя из такой позиции, тактический рисунок схватки определяется целевой установкой борца и зависит от умений противоборствующих сторон реализовать свои возможности в данное время. Они выделили три стиля ведения поединка в вольной борьбе. Натиск как непрерывно атакующий с направленностью на достижение преимущества, чистой победы. Прессинг как изматывающая защита с направленностью удержать преимущество, утомить противника, продемонстрировать активность.

Предатаковые подготовки можно осуществлять различными средствами ведения поединка. Высококвалифицированные борцы для этого применяют прессинг - с целью утомить противника и продемонстрировать активность и выжидание - преимущественно отдохнуть и контратаковать. Для сохранения преимущества с помощью прессинга борцы используют: толчки, рывки, подергивания, кратковременные блокирования головой, локтями, фиксация рук противника, кратковременные сковывающие захваты, перемежающиеся с маневрированием, выведения из равновесия, отвлекающие действия, имитирующие активность, однако без реальных попыток проведения приема [2].

Выполнение подготавливающих действий борцы также преследуют следующие цели для реализации прессинга: атаковать в момент попытки, сохранить равновесие; заставить противника перемещаться, создать ситуацию для атаки; заставить противника защищаться определенным образом и выполнить прием на фоне этой защиты. При использовании тактики выжидания основными являются следующие действия: внезапно не дать противнику времени для полноценной защиты; сковывая вынудить противника освобождаться от захвата, в процессе чего осуществить прием; вызывая спровоцировать определенную атаку противника и встретить его контрприемом [2].

Двигательная деятельность в вольной борьбе в соревновательных поединках отличается большой вариативностью подготавливающих действий при относительной стабилизации основного механизма движения [24]. Это указывает на широкие тактические возможности подготавливающих действий. Подготавливающие действия являются основным средством ведения тактического единоборства, создающим своеобразный «фон» двигательного поведения спортсмена на боевой дорожке. С их помощью обеспечиваются необходимые условия воплощения тактических намерений для каждого участника поединка [5].

В фехтовании основные тактические задачи решаются с помощью подготавливающих действий, таких как разведка, маскировка, вызовы, помехи, осуществляемые посредством маневрирования, игры оружием и ложных нападений и т.д. [5].

Интенсификации применения подготавливающих действий позволяет разнообразить тактику противоборства, базирующихся на следующих проявлениях тактики ведения борьбы с противником:

- создание противнику максимальных трудностей в его стремлениях к реализации тактических замыслов;

- маскировка собственных намерений и дезинформация противника о возможном двигательном составе боевых действий;

- активность, как подавляющая инициатива в стремлении к борьбе до исчерпания разумных возможностей [6].

В спортивной борьбе необходимо постоянно варьировать применяемые тактические действия [7, 8]. Если борец постоянно выполняет одни и те же подготавливающие действия, то эта склонность борца к применению каждый раз одного и того же маневра становится понятна противнику и позволяет эффективно противодействовать [11]. Это затрудняет возможность достижения лучшего результата, так как соперники всегда сумеют подготовить контрприемы, поэтому частое повторение успешно проведенного действия может привести к обратному эффекту [18]. Поэтому развитие техники осуществляется, через появление новых тактических маневров к дальнейшему совершенствованию тактики борьбы и ее обновлению, когда спортсмены применяют такие способы тактических подготовок как повторную атаку, выведение из равновесия, сковывание, опережение, угрозы и атаки без подготовок [16].  Важность маневрирования в спортивной борьбе, подчеркивает А.Н. Ленц. Он указывает на то, что для борца важно уметь свободно держаться на ковре, легко передвигаться, действовать без лишнего напряжения: «Кто не владеет навыками свободного передвижения по ковру в различных направлениях, тот лишен возможности применять разнообразные технические и тактические приемы, действовать быстро и неожиданно» [18, с. 6].

При создании благоприятных динамических ситуаций во время схватки с помощью применения маневров, ложных движений и комбинаций необходимо учитывать различные передвижения, к которым прибегают с целью принять удобное для атаки положение или с целью заставить противника сделать движение, удобное для проведения приема (создать благоприятную динамическую ситуацию). Однако во время маневра не всегда противник реагирует должным образом и создает благоприятную динамическую ситуацию для выполнения атакующего приема. В таких случаях необходимо с проведением маневра применять ложные действия [8].

Исследования подготавливающих действий в плане противодействия противнику в осуществлении своих замыслов следует учитывать применяемы для этого следующие способы: изменения направления передвижения и усилий, изменения характера передвижений, изменения стойки, изменения захватов и дистанций, с целью целесообразного использования площади ковра [32].

Надёжность защиты в борьбе связано с проявлением различных факторов, с морфологическими особенностями спортсмена, с тактикой и стратегией его борьбы, со свойствами личности и нервной системы, с физическими качествами, с проявлением психомоторики и др. И.Д. Свищев защиту в дзюдо связывает с позами противника. Встречаются ярко выраженные агрессивные позы и позы подчинения защиты. Более того, агрессивные позы, за которыми может последовать наказание, встречаются вперемежку с позами защиты. Агрессивность, нападение, подчинение и защита образуют сложный комплекс поведения спортсмена в поединке [13, 28].

Специалисты в вольной борьбе различают две формы защиты:

1. Пассивную защиту - прием, направленный на предотвращение атаки или ее дезорганизацию путем активного использования частей своего тела. При пассивной защите в стойке предотвращается выполнение приемов атаки за счет разрыва дистанции, сковывающих захватов, упора руками, головой, зацепов, обвивов и т.д. Обороняющийся борец не владеет инициативой и не имеет преимуществ в развитии ситуации.

2. Активную защиту - прием, включающий операции, направленные на отражение атаки соперника и на создание удобной ситуации для проведения контратаки. Применение активных защит, позволяющих эффективно переходить к атаке, придает борьбе активный характер, делает ее более зрелищной и результативной [37].

Применение подготавливающих действий является выведение противника из равновесия, которое часто осуществляется с помощью швунгов. Тактическое назначение этой подготовки – вынудить противника с целью сохранения равновесия переступать, приседать и, следовательно, перемещать проекцию о.ц.т (общего центра тяжести) в границах площади опоры, противиться вращению, наклоняться или отклоняться, т.е. вывести его из защитной, статической позиции, а затем использовать его попытку восстановить равновесие для проведения атаки [36]. В вольной борьбе широко представлены способы выведении противника из равновесия – это непосредственное воздействие силой, инерцией собственной движущейся массы тела и весом с использованием тяги, толчков, заведений и вращений (рывков под плечи). В спортивной борьбе применяются десять, основных направлений выведения из равновесия, которые связаны с применением швунгов: вперед – назад, вправо – влево, заведение в обе стороны, вращение перед собой в обе стороны, вверх и вниз. Обычно эти направления совмещаются, например, к себе – вниз – в сторону (продергивание). Выведение из равновесия обычно сочетается с другими способами тактической подготовки. Важнейшее значение при выведении из равновесия имеет положение ступней, расположение и тенденция перемещения ц.т (центра тяжести) тела соперника, постановка ног атакующего, умение быстро придавать поступательное движение телу, воздействовать весом на соперника. Обычно для выведения соперника из равновесия необходим предварительный маневр. При осуществлении этого способа тактической подготовки в переднем и заднем направлении нужна быстрая смена реакции взаимного контакта. В этом случае в завершающей фазе используется сопротивление соперника. Для выведения из равновесия в верхне - нижнем направлении часто применяется сковывающий захват шеи с плечом сверху. Выведение из равновесия в сторону толчком в шею и тягой за плечо следует осуществлять в направлении впереди стоящей ноги соперника (при условии, что вес перенесен на эту ногу), лучше тотчас после постановки ее на ковер. То же самое касается продергиваний. Наиболее сложное выведение из равновесия – толчком головой в бок. Восстановление соперником равновесия путем перестановки ног может быть использовано для захвата их, подсечек, зацепов и пр. [1, 3, 4].

Применение швунгов используемых среди подготавливающих действий, являются проведение рывка и толчка в вольной борьбе. Эти действия тесно связаны с выведением из равновесия, с использованием инерции движения противника, его центра тяжести и усилий. Существует несколько способов выведения противника из равновесия. Рывок лучше всего выполнять в сочетании с использованием центра тяжести противника. Для этого надо создать движение на противника, заставить противника сопротивляться вашему движению, что вызовет смещение центра тяжести значительно вперед на атакующего. В это время используется рывок за шею, за шею и руку. Противник под силой рывка вперед теряет равновесие и тем самым создает удобное положение для выполнения технических действий. Здесь решающее значение имеет мышечное чутье, посредством которого чувствуется момент передвижения центра тяжести. Толчок может использоваться отдельно. Но лучше всего, когда толчок применяется в сочетании с рывком. Делается толчок от себя, противник пытается устоять на месте и подается вперед. В это время той же рукой надо сделать рывок на себя. Эти движения служат средством раскрытия противника, а сразу же за рывком следует захват на прием. Самым удобным моментом для захвата или приема является момент, когда противник сорван с места и лишен устойчивого положения [16, 32].

Изменение захвата: взятие – срыв захвата, повторное взятие и так непрерывная смена захватов позволят удерживать инициативу и в тоже время обеспечивает упреждающую защиту от возможных нападений противника. Важность взятия захвата, актуально для всех видов спортивной борьбы. Взятие захвата позволяет удерживать какую-либо часть тела противника с целью дезорганизации его активности и проведения того или иного действия. Захваты осуществляются одной или двумя руками. Использование различных захватов позволяет борцу замаскировать свои действия, дезориентировать соперника и тем самым овладеть инициативой на ковре, а в последующем создать удобную ситуацию для атаки. Захваты подразделяются на 3 группы: а) захваты для поддержания активности; б) захваты как способ связи элементов техники и тактики; в) захваты для реализации приема, атаки, защиты, контратаки; [2].

С помощью маневрирования в спортивной борьбе спортсмен подготавливает исходное положение для своих атак, а также может помешать противнику, сконцентрироваться или использовать уже сконцентрированные им силы, т.е. сохранять достигнутое преимущество. Это достигается изменениями направления своих усилий и передвижений, изменениями характера передвижений, изменениями стоек, изменением захватов и дистанций, а также соответствующим использованием площади ковра и ложными атаками [33].

В спортивной борьбе были выполнены работы, связанные с применением спортсменами комбинаций приемов маневрирования [34, 44]. Исследования, проведенные на борцах греко-римского стиля, показали, что высококвалифицированные спортсмены при выполнении маневрирования выполняют сочетание приемов маневрирования при их одновременном проведении. Было установлено, что на начальном уровне овладения маневрированием борцы используют один маневр для создания благоприятной ситуации и переходу к стартовой ситуации. Усложнение наблюдается, когда борец может сочетать проведение маневра с выполнением угроз, вызовов и провокаций. Высший уровень маневрирования наблюдается, когда борец может сочетать одновременное проведение нескольких маневров с применением угроз, вызовов и провокаций [15, 20, 21, 34].

 

 

1.3. Заключение

 

Обзор литературы подтвердил, что большое значение имеют подготавливающие действия для достижения победы спортсменами высшей квалификации. В тоже время было установлено недостаток научно-методического материала по проблеме тактики применения швунгов в вольной борьбе.

Общее понимание тактики применения подготавливающих действий в вольной борьбе определяет место и значение тактики применения швунгов. Так исходя из тактической сущности подготавливающих действий, используемых в единоборствах можно выделить три главных аспекта их использования: 1 – подготовка к проведению собственных действий, 2 – нейтрализация или использование действий и состояние противника и 3- умение управлять поведением противника и вести целостный поединок.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Цель и задачи исследования

 

Цель работы. Выявить тактико-технические структуры, включающие эффективное применение швунгов, используемые высококвалифицированными борцами в вольной борьбе для достижения победы и на этой основе разработать методику их освоения квалифицированными борцами.

 

Задачи исследования.

1. Выявить тактическое значение применения подготавливающих действий в спортивной борьбе.

2. Выявить тактику и тактико-технические структуры, включающие применение швунгов, применяемые высококвалифицированными борцами вольного стиля в соревновательных поединках.

3. Разработать методику обучения подготавливающим действиям швунгами борцов вольного стиля.

 

2.2. Методы исследования

 

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Педагогические наблюдения.

3. Видеоанализ поведения единоборцев в соревновательных схватках.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

 

 

2.2.1. Анализ литературных источников

 

Анализ специальных и научно-методических источников позволил нам определить состояние исследуемой проблемы в научной литературе. Изучая работы по тактике ведения борьбы в различных видах единоборства, своей задачей мы считали исследования тактики применения подготавливающих действий.

Изучение научно-методической литературы позволило нам подтвердить актуальность проведения нашего исследования и выделить тактические и технические характеристики тактики применения подготавливающих действий с использованием швунгов в вольной борьбе.

 

 

2.2.2. Педагогические наблюдения

 

Целью педагогических наблюдений было составить общее представление о тактике применения подготавливающих действий с использованием швунгов. Педагогические наблюдения также проводились при осуществлении педагогического эксперимента, и были направлены на анализ технико-тактической подготовки борцов при проверке предлагаемого нами содержания обучения тактике применения швунгов для создания благоприятных ситуаций начала атаки в вольной борьбе.

 

2.2.3. Тактический видеоанализ конфликтного поведения единоборцев в соревновательных схватках

 

Методики тактического видеоанализа конфликтного поведения борцов в соревновательных поединках, как и методики экспертного видеоанализа конфликтного взаимодействия борцов были предложены О.Б. Малковым [22].

Проведение видеоанализа поведения единоборцев в схватке осуществляется в следующей последовательности:

«1. Выделение схваток в поединке и выполняемых в них технических действий, проводимых таэквондистами, на уровне системы двух бойцов, на уровне подготовки выполнения действия и на уровне выполнения приема. Выявление биомеханических закономерностей выполнения действий таэквондистами и запись преобразовательной структуры в протокол.

2. Определение манеры боя участников поединка и типа взаимодействия между бойцами на каждом уровне развития преобразовательного процесса.

3. Выделение тактических подготовок.

4. Установление переходов по типам взаимодействия и соотнесение их с зарегистрированными техническими действиями. Построение процессуальной структуры конфликтного взаимодействия.

5. Установление смысловых связей между желаемыми типами взаимодействия и реально возникающими в процессе противоборства. Определения связи отдельного действия в структуре с предыдущими и последующими действиями, выделение рассогласования в типах взаимодействия.

6. Выявление тактического механизма достижения успеха при проведении таэквондистами тактико-технических структур. Определение целенаправленности или случайности успеха проведенных действий и определение возможности воспроизведения, как действий, так и механизма для непосредственного использования в тренировочном процессе и структур с возможностью воспроизведения только механизма в других структурах, так как действия случайны.

7. Формирование целостного представления о поведении бойцов в схватках, установление связей с предыдущими и последующими действиями, проводимых в ходе схватки.

Интерпретация проводимых тактико-технических структур, выделение интуитивного или преднамеренного характера выполнения структуры.

8. Установление закономерностей достижения бойцами желаемого типа взаимодействия и используемых механизмов достижения успеха для проведения тактических и технических действий.

9. Окончательная регистрация тактико-технических структур в протоколе с полной записью процессуальных и конфликтных отношений между бойцами; тактических и технических действий в названии структур; комментариев и результатов анализа» [22, с.64-65].

Тактический анализ использовался нами, чтобы выявить и описать технико-тактические действия, включающие применение швунгов в вольной борьбе, применяемые высококвалифицированными борцами.

Для проведения анализа в качестве экспертов и аналитиков нами были привлечены эксперты – тренеры с более десятилетним стажем  и автор работы.

 

 

2.2.4. Педагогический эксперимент

 

Задачей педагогического эксперимента было обоснование эффективности разработанного содержания совершенствования тактики применения швунгов, для создания благоприятных ситуаций начала атаки в вольной борьбе. Содержание процесса совершенствования проверялось на эффективность усвоения в рамках тренировочного процесса на борцах – вольниках 13-14 лет. При этом главным условием была контролируемость педагогического эксперимента, то есть всех процедур предусмотренных в теории педагогических экспериментов [31].

 

 

2.2.5. Методы математической статистики

 

Статистический анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать обоснованные выводы об экспериментальной гипотезе и эффективности предлагаемого содержания обучения. При этом экспериментальные данные, полученные в результате проведения педагогического эксперимента, обрабатывались с помощью однофакторного дисперсионного анализа [31]. При использовании, которого в качестве достоверных различий при внутригрупповом сравнении мы приняли уровень различия или сходства при Р≤0,05.

 

 

ГЛАВА 3. ТАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЕДИНКОВ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ

 

 

3.1. Результаты тактического анализа высококвалифицированных спортсменов по вольной борьбе

 

Осуществив тактический анализ поединков высококвалифицированных борцов, мы установили, что спортсмены для подготовки благоприятных ситуаций начала атак применяют швунги, используя различную тактику. Наиболее эффективной оказалась тактика активного воздействия на противника без вхождения в опасные ситуации, с одновременным использованием вместе со швунгами применение маневров, вызовов угроз и провокаций.

Проведенный тактический анализ позволил нам выделить следующие тактико-технические структуры, в которых спортсмены продемонстрировали эффективную тактику применения швунгов для подготовки атак.

 

  

 

 

Рис.1. Сбивание противника вперед швунгом с захватом шеи и продергиванием противника вперед, подготавливаемым его резким наклоном

 

Тактические характеристики. Рывок после швунга лучше всего выполнять в сочетании с использованием смещением центра тяжести противника. Для этого надо толкнуть противника, заставить его сопротивляться, что вызовет смещение центра тяжести значительно вперед на атакующего. В это время используется рывок за шею, за шею и руку. Противник под силой рывка вперед теряет равновесие и тем самым создает удобное положение для выполнения технических действий. При выполнении швунга атакующий готовится выполнить старт для ухода с линии атаки противника на момент рывка на себя.

 

 ,,

 

.

 

Рис. 2. Сбивание противника вперед швунг на левое плечо рывком на себя с подготавливаемым давлением и последующим рывком в сторону

Тактические характеристики. Подготовка эффективного применения швунга начинается созданием ответного давления противником. Одной рукой спортсмен меняет захват, борясь с рукой противника и отвлекает его от предстоящего направления нападения. В этом случае выполнение швунга на другую руку противника будет неожиданным, а рывок с отшагом назад сделает усилие более продуктивным с одновременным уходом с линии атаки вынудит противника к потере равновесия.

 

 

Рис. 3. Борьба за захват и выполнение швунга с захватом шеи и одновременным выполнением кружения вокруг противника

Тактические характеристики. Эффективность применения швунга возрастает, если он выполняется в момент интенсивного перемещения атакующего по ковру, используя для этого маневр кружения, с одновременной борьбой за захват. Переключение швунга вызывает у противника замедленное реагирование и позволяет облегчить сбивание его в партер.

 

 

Рис. 4. Повторная атака после борьбы за захват и выполнения швунга для сбивания противника вниз

Тактические характеристики. Прямолинейное нападение создает у противника устойчивые защитные реакции, и когда атакующий выполняет повторную атаку с одновременным зашагиванием и выполнением, также повторного швунга левой рукой в область шеи и переключением на толчок правой рукой на окончание швунга это вызывает сбой в защите противника, и он проигрывает боевое взаимодействие.

Выявление тактической сущности подготавливающих действий имеет сложности, связанные с необходимостью решения двух задач: это анализ двигательного состава, выполняемых подготавливающих действий и определение тактических механизмов, лежащих в обеспечении тактического успеха.

 

 

3.2. Методика совершенствования применения швунгов в вольной борьбе

 

Последовательность совершенствования и обучения подготавливающим действиям в спортивной борьбе, уже на первых этапах необходимо осуществлять с дозированным сопротивлением спарринг партнера и прививать умение ведения схватки в комбинационном стиле, в условиях сложных конфликтных взаимодействий. Решение дидактических задач для эффективного использования полученных нами данных тактического анализа в виде видеограмм, позволяет пользоваться конкретными образцами применения швунгов в процессе совершенствования приемов борьбы.

 

 

 

Рис.5. Швунг с заведением вправо и с переключением на заведение влево, выполняемым в область шеи с переходом в захват шеи и толчком вниз с защагиванием за противника

 

Рис.6. Швунг сверху в область шеи с толчком назад и зашагиванием сбоку и сбивание вперед

 

 

Рис.7. Швунг рукой снизу под плечо с зашагиванием, скручиванием противника и переключением на противоположное направление заведения противника перевода в партер

Рис.8. Швунг рукой снизу под плечо с разгоном противника в сторону с его заведением и переводом в партер.

 

Представленные кинограммы при их выполнении, позволяют испытуемым, участвующих в эксперименте заданий, предполагает освоение занимающимися подготавливающих действий, включающих применение швунга в область шеи и под руку противника, позволяющих овладеть необходимыми навыками конфликтного взаимодействия атакующего и обороняющегося.

Алгоритм совершенствования применения швунгов состоит из следующих разделов:

1.     Швунг в затылочную часть шеи, рывок на себя – повторный рывок вниз («раздергивание») – забегание.

2.     Швунг в затылочную часть шеи, рывок на себя – повторный швунг в сторону с одновременным уходом с линии атаки и сбивание вперед.

3.     Швунг в затылочную часть шеи, толчок в сторону с одновременным «раздергиванием» скручиванием, рывок на себя с захватом дальней руки и сбивание в сторону – вперед.

4.     Швунг с заведением и зашагиванием и повторный швунг с ударом в шею сбоку.

5.     Швунг в плечо со скручиванием захваченной руки – выдергиванием на себя и сбиваем в сторону.

Для формирования необходимого комплекса действий, решающих задачу создания благоприятных ситуаций начала атаки в вольной борьбе с использованием швунгов, следует обучать на основе базовых оборонительных действий приведенных выше. Решение задач по совершенствованию подготавливающих действий, включающих применения швунгов следует осуществлять в парных упражнениях, путем выполнения условных учебно-тренировочных заданий.

Вариативность использования швунгов с другими приемами маневрирования позволяют существенно расширить конфликтные взаимодействия и противодействия с противником. Вначале действия отрабатываются с обусловленными заданиями, далее в процессе вариативных взаимодействий по реагированиям в ситуациях. Вначале отработка идет с взаимопомощью партнера, затем на необусловленные задания, с моделированием противодействий партнером. Далее условия выполнения тренировочного задания усложняются. Вначале, выполняются задания с контролируемым противодействием партнера, затем с противодействующим партнером из обусловленных исходных положений.

 

 

3.3. Результаты педагогического эксперимента

 

В настоящем разделе рассмотрены построение и результаты естественного педагогического эксперимента, проведенного для обоснования эффективности обучения тактике применения подготавливающих действий, включающих использование швунгов в вольной борьбе.

Для педагогического обоснования, разработанного нами содержания процессов формирования специализированных умений, подготовки ситуаций начала атаки с применением швунгов в вольной борьбе, нами был проведен педагогический эксперимент с борцами вольного стиля 13-14 лет.

Гипотеза педагогического эксперимента.

Предполагалось, что освоение вольниками 14-15 лет, разработанного нами содержания обучения тактике подготовке благоприятных ситуаций начала атаки, позволит сформировать у них специализированные умения и навыки применения швунгов, как основных подготавливающих действий в вольной борьбе.

Испытуемые экспериментальной группы осваивали разработанное нами содержание обучения на учебно-тренировочных занятиях, а в контрольной группе швунги изучались как конкретные подготовки по отдельно взятым приемам.

До начала эксперимента предварительная проверка в экспериментальной и контрольной группе проводилась для того, чтобы выявить исходный уровень подготовленности испытуемых. Данное обследование позволило оценить исходный уровень тактических умений применения швунгов при выполнении контрольных заданий.

В конце эксперимента была проведена итоговая проверка, которая осуществлялась аналогично предварительной проверке.

Задания: по применению подготавливающих действий, выполняемых с применением швунгов, выполнялись после показа испытуемому одного из фрагментов видеозаписи, после этого он должен был повторить показанные ему действия со спарринг партнером.

В каждой задании испытуемому в случайном порядке демонстрировались пять фрагментов видеозаписей. При правильном выполнении задания он получал оценку 1 балл и 0 баллов при значительных ошибках или неправильном выполнении. Фрагменты видеозаписи были отобраны как образцы выполнения ведущими спортсменами на ответственных соревнованиях.

Для проверки уровня выполнения применения швунгов и объяснения тактики их применения по видеозаписям соревновательных фрагментов, испытуемым предъявлялись три задания, в которых оценивались следующие специализированные умения:

1 – выполнять сохранение преимущества, проводимых швунгами в разные направления;

2 - выполнять сохранение преимущества «раздергиванием» вверх – вниз и швунгами;

3 - выполнять сохранение преимущества кружением со швунгами.

В случае непонимания задания с первого раза, испытуемые могли многократно просматривать видеозаписи фрагментов схваток в обычном и замедленном режимах.

Организация и проведение педагогического эксперимента проходили в форме естественного педагогического эксперимента, который проводился в рамках учебно-тренировочного процесса с сентября 2014 г. по январь 2015 г.  Экспериментальная и контрольная группы была сформированы в количестве 11 борцов вольников 13-14 лет в каждой группе.

Результаты предварительной и итоговой проверок выполнения контрольных заданий, представлены в таблицах 1 и 2. В них отображены полученные в ходе проверок оценки выполнения заданий, и средние значения этих оценок для каждого задания.

Для установления статистически значимых различий между полученными средними групповыми оценками выполнения различных заданий в предварительной и итоговой проверках был проведен однофакторный дисперсионный анализ при коррекции данных.

Результаты внутригруппового сравнения между предварительной и итоговой проверками в экспериментальной группе представлены в таблицах 3, 4, 5, а контрольной группе представлены в таблицах 6,7,8.

Для определения результативности методики по отношению испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы, был проведен однофакторный анализ межгруппового сравнения в предварительной проверке таблицы 9-11 и итоговой проверок таблицы 12-14.

 

Таблица 1. - Результаты предварительной и итоговой проверки умений выполнять сохранение преимущества в 1-3 заданиях в экспериментальной группе

О ц е н к и

п/п

Подготовки выполняемые швунгами проводимых в разные направления

Подготовки выполняемые «раздергиванием»  вверх – вниз и швунгами

Подготовки выполняемые кружением со швунгами

1 задание

2 задание

3 задание

Проверки

Пред.

пров.

Итог.

пров.

Пред.

пров.

Итог.

пров.

Пред.

пров.

Итог.

пров.

1

1

4

2

4

1

4

2

2

4

1

3

2

4

3

2

4

1

5

1

4

4

2

5

2

4

2

5

5

2

5

2

3

1

3

6

2

5

1

5

2

3

7

1

4

1

4

1

3

8

2

5

2

3

1

4

9

3

4

2

3

2

5

10

2

4

1

4

1

4

11

2

4

2

4

1

4

Ср.зн.

1,91

4,36

1,55

3,82

1,36

3,91

 

 

Таблица 2. - Результаты предварительной и итоговой проверки умений выполнять сохранение преимущества в 1-3 заданиях в контрольной группе

О ц е н к и

п/п

Подготовки выполняемые швунгами проводимых в разные направления

Подготовки выполняемые «раздергиванием»  вверх – вниз и швунгами

Подготовки выполняемые кружением со

швунгами

1 задание

2 задание

3 задание

Проверки

Пред.

пров.

Итог.

пров.

Пред.

пров.

Итог.

пров.

Пред.

пров.

Итог.

пров.

1

2

3

2

2

2

2

2

2

3

1

3

2

2

3

1

2

2

2

1

3

4

2

2

2

1

2

2

5

2

3

1

1

1

3

6

3

2

3

3

1

2

7

1

2

2

2

2

2

8

1

2

1

1

1

3

9

2

2

2

2

2

2

10

3

3

2

3

3

2

11

4

2

2

4

1

4

Ср.зн.

2,09

2,36

1,82

2,18

1,64

2,45

 

 

Таблица 3. - Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок умения применять подготовки выполняемые швунгами, проводимых в разные направления (Первое задание)

Экспериментальная группа

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

38,59

3,09

33,14

2,36

21

10

1

10

1,84

0,31

33,14

0,24

140,19   4,72

0,05)

Степень влияния фактора – 85,87%

 

 

 

Таблица 4. – Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок знаний и умения применять подготовки выполняемые «раздергиванием»  вверх – вниз и швунгами (Второе задание)

Экспериментальная группа

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

36,77

2,27

28,41

6,09

21

10

1

10

1,75

0,23

28,41

0,61

46,64   4,27

0,05)

Степень влияния фактора –77,26%

 

 

Таблица 5. – Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок умения применять подготовки выполняемые кружением со швунгами (Третье задание)

Экспериментальная группа

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

43,09

5,09

35,64

2,36

21

10

1

10

2,05

0,51

35,64

0,24

150,77   4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 82,70%

 

                

Таблица 6. - Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок умения применять подготовки выполняемые швунгами проводимых в разные направления (Первое задание)

Контрольная группа

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

11,86

6,36

0,41

5,09

21

10

1

10

0 0,56

0,64

0,41

0,51

0,8  4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 3,45%

 

Таблица 7. – Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок знаний и умения применять подготовки выполняемые «раздергиванием»  вверх – вниз и швунгами (Второе задание)

Контрольная группа

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

14,00

9,00

0,73

4,27

21

10

1

10

0,67

0,90

0,73

0,43

1,7   4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 5,19%

 

 

 

Таблица 8. – Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверок умения применять подготовки выполняемые кружением со швунгами (Третье задание)

Контрольная группа

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

Остаточная

12,95

1,45

3,68

7,82

21

10

1

10

0,62

0,15

3,68

0,78

4,21  4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 28,42%

 

Таблица 9. – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения между экспериментальной и контрольной группами проверок умения применять подготовки выполняемые швунгами проводимых в разные направления (Первое задание)

Предварительная проверка

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

12,00

11,82

0,18

21

20

1

0,57

0,59

0,18

1,7  4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 7,84%

 

 

 

Таблица 10. – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения между экспериментальной и контрольной группами проверок умения применять подготовки выполняемые «раздергиванием»  вверх – вниз и швунгами (Второе задание)

Предварительная проверка

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

6,77

6,36

0,41

21

20

1

0,32

0,32

0,41

1,29   4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 6,04%

 

Таблица 11. – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения между экспериментальной и контрольной группами проверок умения применять подготовки выполняемые кружением со швунгами (Третье задание)

Предварительная проверка

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

7,50

7,09

0,41

21

20

1

0,36

0,35

0,41

1,15  4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 5,45%

 

 

 

Таблица 12. – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения между экспериментальной и контрольной группами проверок умения применять подготовки выполняемые швунгами проводимых в разные направления (Первое задание)

Итоговая проверка

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

27,09

5,09

22,00

21

20

1

1,29

0,25

22,00

86,43  4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 81,21%

 

Таблица 13. – Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения между экспериментальной и контрольной группами проверок умения применять подготовки выполняемые «раздергиванием»  вверх – вниз и швунгами (Второе задание)

Итоговая проверка

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

30,00

15,27

14,73

21

20

1

1,43

0,76

14,73

19,29  8,53

0,05)

Степень влияния фактора – 49,09%

 

 

Таблица 14.– Результаты дисперсионного анализа межгруппового сравнения между экспериментальной и контрольной группами проверок умения применять подготовки выполняемые кружением со швунгами (Третье задание)

Итоговая проверка

 

Вариация

Сумма

квадратов

Число

степеней

свободы

 

Дисперсия

 

F-критерий

расч.   табл.

Общая

Внутригрупповая

Межгрупповая

21,27

9,64

11,64

21

20

1

1,01

0,48

11,64

24,15  4,27

0,05)

Степень влияния фактора – 54,7%

 

Внутригрупповое сравнение позволяет проследить динамику средних значений оценок заданий по всем показателям определения умений освоения подготавливающих действий с выполнением швунгов по таблицам 1 и 2. В экспериментальной группе по всем трем заданиям между предварительной и итоговой проверками, прослеживается статистически значимое увеличение средних значений по всем показателям (таблица 3-5), что указывает на освоение спортсменами вольного стиля подготавливающих действий применения швунгов по экспериментальной методике. В контрольной группе также не наблюдаются статистически значимые различия по всем трем показателям (таблица 6-8), показатели в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной группе. Это подтверждается при межгрупповом сравнении. В предварительной проверке средние значения в группах не имеют статистически значимых различий (таблица 9-11), а в итоговой проверке статистически значимые различия наблюдаются по всем трем заданиям. Это подтверждает преимущество разработанной нами методики перед традиционным освоением подготавливающих действий с выполнением швунгов.

Результаты педагогического эксперимента позволили подтвердить выдвинутую экспериментальную гипотезу. Проведение эксперимента позволило убедительно показать эффективность предлагаемой нами методики.

Внутригрупповое сравнение в экспериментальной группе показало следующие результаты.

По первому заданию - определение умений выполнять швунги проводимых в разные направления, средние значения оценок изменялись следующим образом между предварительной и итоговой проверками наблюдался значительный рост оценок выше, чем по всем остальным заданиям от 1,91 до 4,36 баллов (табл.1), что указывает на то, что борцы освоили это задание по ходу эксперимента.

Результаты дисперсионного анализа показали, что в во внутригрупповом сравнении между предварительной и итоговой проверками изменения

являются достоверными, F расчетное, составило 140,19, а степень влияния фактора составила – 85,87% (табл. 3).

По второму заданию - определение умений выполнять «раздергиванием» вверх – вниз и швунгами, средние значения оценок изменялись следующим образом, между предварительной и итоговой проверками наблюдался значительный рост оценок от 1,55 до 3,82 баллов (табл.1), что указывает на то, что борцы освоили это задание по ходу эксперимента. Однако выполнение этого задания явилось более сложным, чем первое и потребовало от испытуемых большего напряжения.

Результаты дисперсионного анализа показали, что в во внутригрупповом сравнении между предварительной и итоговой проверками изменения являются достоверными, F расчетное составило 46,64, а степень влияния фактора составила – 77,26% (табл. 4).

По третьему заданию - определение умений создания преимущества выполнением кружения со швунгами, средние значения оценок изменялись следующим образом, между предварительной и итоговой проверками наблюдался значительный рост оценок от 1,36 до 3,91 баллов (табл. 1), что указывает на то, что для борцов это явилось сложным заданием, так как начальный уровень составил 1,36, что явилось наиболее низким показателем среди всех заданий.

Результаты дисперсионного анализа показали, что в во внутригрупповом сравнении между предварительной и итоговой проверками изменения являются достоверными, F расчетное, составило 150,77, а степень влияния фактора составила – 82,70% (табл. 5).

Педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую экспериментальную гипотезу об эффективности предлагаемого нами содержание обучения тактики достижения преимущества, при создании благоприятных ситуациях начала атаки в вольной борьбе.

 

ВЫВОДЫ

 

1. В связи с введением новых правил в вольной борьбе, когда победа присуждается в зависимости от счета в каждом раунде, подготовка к соревнованиям направлена на расширение арсенала тактики применения подготавливающих действий и особенно таких действий как швунгов, для реализации всей предыдущей технической и тактической подготовки борца. Для вольной борьбы большое значение имеют подготовки, связанные с применением швунгов, которые позволяют решать сложные задачи маневрирования и подготовки к благоприятным ситуациям начала атаки. Раскрытие тактических характеристик применения швунгов открывает новые возможности их применения квалифицированными борцами вольниками в соревновательных поединках.

2. В современной вольной борьбе спортсмены применяя тактику достижения преимущества при использовании швунгов выполняют следующие действия:

– швунг в затылочную часть шеи, рывок на себя – повторный рывок вниз («раздергивание») – забегание;

– швунг в затылочную часть шеи, рывок на себя – повторный швунг в сторону с одновременным уходом с линии атаки и сбивание вперед.

– швунг в затылочную часть шеи, толчок в сторону с одновременным «раздергиванием» скручиванием, рывок на себя с захватом дальней руки и сбивание в сторону – вперед.

– швунг с заведением и зашагиванием, повторный швунг с ударом в шею сбоку.

– швунг в плечо со скручиванием захваченной руки – выдергиванием на себя и сбиваем в сторону.

3. Тактика применения швунгов направлена на решение двух задач: в нападение - это подготовка к выполнению сбиваний в партер, прохода для захвата ног и перевода противника в партер, в обороне – это защита швунгами для сохранения преимущества. Тактика применения швунгов, это не только вербальная установка спортсмена, это еще и особым образом натренированный арсенал действий нападения и обороны, который автоматизирован и позволяет осуществлять нейтрализацию действий противника.

4. Педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую экспериментальную гипотезу об эффективности разработанного содержание процесса совершенствования тактики достижения преимущества применением швунгов, при создании благоприятных ситуаций начала атаки в вольной борьбе высококвалифицированными борцами.

По определению умений выполнять швунги проводимые в разные направления во внутригрупповом сравнении между предварительной и итоговой проверками изменения являются достоверными, F расчетное, составило 140,19, а степень влияния фактора составила – 85,87%.

По определению умений выполнять «раздергиванием» вверх – вниз и швунгами при внутригрупповом сравнении между предварительной и итоговой проверками изменения являются достоверными, F расчетное составило 46,64, а степень влияния фактора составила – 77,26%.

По определению умений создания преимущества выполнением кружения со швунгами при внутригрупповом сравнении между предварительной и итоговой проверками изменения являются достоверными, F расчетное, составило 150,77, а степень влияния фактора составила – 82,70%.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.           Алиханов, И.И. О становлении технико-тактического мастерства / И.И. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – 1982. – С. 7-10.

2.           Алиханов, И.И. Тактика вольной борьбы / И.И. Алиханов, Ю.А. Шахмурадов // Спортивная борьба: ежегодник. – 1985. – С.30-33.

3.           Алиханов, И.И. Техника и тактика вольной борьбы / Алиханов И.И. – М.: Физкультура и спорт, 1986.  –  304 с.

4.           Алиханов, И.И. Технико-тактическое мастерство борцов вольного стиля  / И.И. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – М., 1977. – С.34-38.

5.           Аркадьев, В.А. Тактика в фехтовании / Аркадьев В.А. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 80 с.

6.           Бойченко, С.Д. Методика тактической подготовки фехтовальщика / С.Д. Бойченко, Д.А. Тышлер. – Минск: Вышэйшая школа, 1983.  – 173 с.

7.           Галковский, Н.М. Опыт тактического мастерства – молодым борцам / Н.М. Галковский // Спортивная борьба: ежегодник. – 1985. – С. 27-30.

8.           Галковский, Н.М. Принципы технико-тактического мастерства в вольной борьбе / Н.М. Галковский // Братство богатырей: Сб. статей по спортивной борьбе. – М.,1976. – С.31-45.

9.           Гожин, В.В. Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах / В.В. Гожин, О.Б. Малков / Учебник для слушателей образовательных учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования. – М. Физкультура и Спорт, 2008. – 229 с.

10.       Дементьев, В.Л. Общие положения тактики поединка в спортивных единоборствах / В.Л. Дементьев // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквандо, дзюдо, основы тренировки: сб. науч.-метод. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 1999. – С. 79-85.

11.       Дементьев, В. Л. Основы тактики атаки и защиты в спортивной борьбе / В.Л. Дементьев // Актуальные проблемы спортивных единоборств: сб. науч.-метод. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2000. – С. 87-91. 29

12.       Дементьев, В.Л. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах / В.Л. Дементьев, О.Б. Малков // Теория и практика физ. культуры. – 1986. – № 10. – С. 37-39.

13.       Еганов, А.В. Методика оценки защитных тактико-технических действий в положении борьбы стоя в дзюдо // Мир дзюдо. 2012. -№6. –С38-41.

14.       Еганов, А.В. Закиров Р.М., Миллер А.Е. Методика начального обучения защитным действиям в борьбе дзюдо // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 7-13.

15.       Игуменов, В.М. Тактика проведения маневров в стойке в греко-римской борьбе / В.М. Игуменов, О.Б. Малков, А.В. Чудаков // Актуальные проблемы спортивных единоборств. Теория и методика подготовки спортсменов: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2000. – С. 6-12.

16.       Косой, Э.Б. Особенности применения способов тактической подготовки в вольной борьбе / Э.Б. Косой, Б.В. Турецкий // Спортивная борьба: ежегодник. –М., 1986. –С.29-31.

17.       Купцов, А.П. Теоретические предпосылки высшего спортивного мастерства в борьбе / А.П. Купцов // Спортивная борьба: ежегодник. –М., 1977. –С. 9-12.

18.       Ленц, А.Н. Некоторые особенности тактической подготовки борцов / А.Н Ленц, Р.А. Пилоян // Теория и практика физической культуры, 1971, № 9, с. 58-61.

19.       Ленц, А.Н. Тактика в спортивной борьбе / А.Н. Ленц. – М.: Физкультура и спорт, 1967. –152 с.

20.       Малков, О.Б. Основные тактические маневры в спортивной борьбе / О.Б. Малков, А.В. Чудаков // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. – С.74-78.

21.       Малков, О.Б. Основы тактики борьбы с позиции теории конфликтной деятельности / О.Б. Малков // Теория и практика физической культуры. – 1999. – №2. –С.89-95.

22.       Малков, О.Б. Тактический видеоанализ конфликтного поведения единоборцев в соревновательных схватках / О.Б. Малков // Таэквондо: сб.науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры –М., 1998. – С.62-65.

23.       Новиков, А. А. Оценка тактической ситуации в борьбе / А.А. Новиков, А.Н. Ленц // Теория и практика физ. культуры. – 1966. – № 7. – С. 72.

24.       Новиков, А.А. Систематизация средств и методов совершенствования тактико-технического мастерства с позиции основных закономерностей теории управления движениями / А.А. Новиков // Теория и практика физ. культуры. –1974. –№11. –С.54-61.

25.       Петров, Р. Алгоритмизация технико-тактических действий в борьбе / Р. Петров // Братство богатырей: сб. статей по спортивной борьбе. – М., 1976. – С.46-58.

26.       Пилоян, Р.А. Совершенствование тактики ведения поединка / Р.А. Пилоян, В.Т. Джапаралиев // Спортивная борьба: ежегодник. –М., 1984. –С.54-57.

27.       Рыбалко, В.М. Методика подбора специальных средств воспитания оперативного мышления борца / В.М. Рыбалко, Г.В. Николаенок // Спортивна-+я борьба: ежегодник. –М., 1977. –29-32.

28.       Свищев, И.Д. Анализ тактико-технических действий сильнейших дзюдоистов мира в соревновательной деятельности / И.Д. Свищев // Спортивная борьба: ежегодник. – М., 1981. – С. 8-11.

29.       Свищев, И.Д. Взаимодействие участников спортивного поединка дзюдоистов: теоретический аспект / И.Д. Свищев // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквандо, дзюдо, основы тренировки : сб. науч.-метод. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 1999. – С. 74-79.

30.       Спортивная борьба: Учебное пособие для тренеров / Под общ.  ред.  А.Н.  Ленца. -М.: Физкультура и спорт, 1964. -493 с.

31.       Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В.М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.

32.       Суряхин, С.В. О влиянии изменения условий динамической ситуации на устойчивость двигательных навыков / С.В. Суряхин // На борцовском ковре: сб.статей. –М., 1969. –С.84-89.

33.       Харлампиев, А.А. Тактика борьбы самбо / Харлампиев А.А. – М. : Физкультура и спорт, 1958. – 144 с.

34.       Чудаков, А.В. Применение маневров в типовых конфликтных взаимодействиях в греко-римской борьбе / А.В. Чудаков, О.Б. Малков // Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – С. 123-127.

35.       Чудаков, А.В. Совмещение приемов маневрирования и предатаковых подготовок как показатель технико-тактической подготовленности в греко-римской борьбе / А.В. Чудаков, О.Б. Малков // Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – С. 127-135.

36.       Чумаков, Е.М. Тактика борца самбиста / Чумаков Е.М. – М. : Физкультура и спорт, 1976. – 224 с.

37.       Шахмурадов, Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов / Шахмурадов  Ю.А. – М.: Высшая школа, 1997. – 189 с.

38.       Петров, Р. Стратегия и тактика на борбата / Р. Петров. – София: Медицина и физкултура, 1969. – 211 с.

39.        Петров, Р. Усвъвършенствуване на технико-тактического майсторство на бореца / Р. Петров. – София : Медицина и физкултура, 1978. – 272 с.

 

Исполнитель

работы

студентка                                                    ________________Молоканова А.Н.

 

 

 

Научный руководитель:

профессор кафедры ТиМ единоборств,

д.п.н.                                                             _________________Дементьев В.Л.

 

 

 

Заведующий кафедры

теории и методики единоборств 

профессор, д.п.н.                                            ____________________ В.М. Игуменов

 

 

 

 

 

Дата защиты                                                  «____»_________________2015 г.

 

 

 

 

Оценка за защиту                                                  _______________/_________/

 

 

 

 

 

Председатель Государственной

Аттестационной комиссии                                  _______________/_________/

 


Скачано с www.znanio.ru