«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ МАНЕВРОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ЗАЦЕПОМ НОГИ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ»
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение..............................................................................................................4
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме обучения и совершенствования бросков в спортивной борьбе..........................6
1.1 Основные подходы к анализу тактико-технических действий в спортивной борьбе и в частности броску зацепом ноги..........................................................................................................6
1.2 Роль и место бросков при рассмотрении конфликтного взаимодействия борцов......................................................................... 9
1.3 Методика обучения и совершенствования бросков в спортивной борьбе.....................................................................................................15
Глава 2. Цель, задачи и методы исследования...............................................23
2.1. Цель исследования.....................................................................................23
2.2. Задачи исследования..................................................................................23
2.3. Методы исследования................................................................................23
2.3.1. Анализ и обобщение литературных данных........................................24
2.3.2. Педагогические наблюдения..................................................................24
2.3.3. Видеоанализ соревновательных схваток...............................................24
2.3.4. Педагогический эксперимент.................................................................26
2.3.5. Методы математической статистики.....................................................28
Глава 3. Разработка и апробирование методики обучения и
совершенствования броска зацепом ногой.............................................. 29
3.1. Атаки зацепом ноги с использованием действий противника...........29
3.2. Атаки зацепом ноги с преодолением защиты противника....................33
3.3. Атаки зацепом ноги с использованием реакции противника
на ложные действия................................................................................36
3.4. Результаты педагогического эксперимента............................................39
Выводы...............................................................................................................44
Список литературы............................................................................................46
.
В в е д е н и е
Применение различных методов обучения техники позволяет расширить дидактические возможности совершенствования технико-тактической подготовки в спортивной борьбе. В специальной литературе имеется подробное описание традиционной методики обучения [22, 23] простым и сложным техническим действиям. Подробно изложены методы обучения "коронным" приемам [3, 5], комбинациям [14, 21] сложным технико-тактическим действия [2, 13, 18].
Появление в специальной литературе исследований по анализу конфликтного взаимодействия борцов в схватках [9, 12, 15], дало возможность по-новому переосмыслить успешное поведение борцов в поединках. Что стало основанием для разработки новых методов обучения и совершенствования техники бросков. При выполнении бросков в спортивном поединке выделяются два аспекта в деятельности борца: предметное преобразование противника для получения результата; и конфликтный связанный с устранением сопротивления противника или использования его действий [15]. Акцент на предметный характер действий борца приводит к формированию отрицательного переноса от обучения на несопротивляющемся и мало подвижном партнере, к динамичным и вариативным действиям в спортивном поединке. При этом обучение конфликтному взаимодействию сводится часто к созданию различных усложнений в действиях борцов. Попытки устранить перечисленные недостатки в методиках обучения предпринимались на основе приоритета вариативности пространственно-силового взаимодействия борцов [1, 2] и конфликтного взаимодействия борцов [7, 12, 20]. Однако для тренера важно не только владеть теоретическими и методическими основами обучения и совершенствования техники борьбы, на и эффективно использовать подготавливающие действий, к которым относятся приемы маневрирования. И на этой основе владеть конкретными методиками обучения техники.
Исходя из выше изложенного мы предположили, что используя видиоанализ соревновательных схваток можно выделить эффективные тактико-технические структуры (на примере броска зацепом ноги) проводимые высококвалифицированными борцами и используемые ими приемы маневрирования и разработать конкретную методику обучения, когда спортсмены будут одновременно осваивать как предметную так и конфликтную структуру взаимодействия с противником.
Объектом исследования являются борцы вольного стиля.
Предметом исследования является конкретная методика обучения и совершенствования броска зацепом ноги.
Научно-методическая новизна работы заключается в выявлении тактико-технических структур и предатаковых подготовок при выполнении броска зацепом ноги высококвалифицированными борцами вольного стиля к которым относятся:
- атаки с использованием вертикальной реакции опоры на наклон противника;
- атаки с использованием благоприятной ситуации при выходе противника из опасных положение;
- атаки с преодолением защиты противника; атаки с использованием защитной реакции на ложные действия.
- методика технико-тактической подготовки совершенствования выполнения броска зацепом ноги.
Практическая значимость работы заключается в том, что использование полученных научно-методических материалов в результате анализа тактики выполнения бросков с зацепом ноги позволит спортсменам повысить уровень технико-тактической подготовленности, а тренерам - овладеть новым содержанием подготовки спортсменов высшей квалификации.
Глава 1. Научно-методические подходы к обучению и совершенствованию бросков в спортивной борьбе
1.1 Основные подходы к анализу тактико-технических действий в спортивной борьбе
В качестве основного элемента спортивной борьбы специалисты часто выделяют прием. Спортивная борьба понимается как различное сочетание приемов, тогда как захваты, позы и положения противников играют вспомогательную роль. Этого подхода в рассмотрении спортивной борьбы придерживается традиционная школа тренеров [22, 25 и др.]. В практической работе это находит отражение в том, что спортсмен сначала овладевал всем объемом существующих приемов, а затем уже осваивает комбинации и связки приемов.
Среди всего разнообразия технических действий в спортивной борьбе наибольшее внимание уделяется броску [3, 17, 25 и др.]. С помощью броска борцы, чаще одерживают победу над своим противником. Броски используются в соревновательных схватках при выполнении атак и контратак, в комбинациях и связках, а иногда и для проведения защиты.
В процессе технико-тактической подготовки стремление борцов к надежному выполнению приемов приводило к тому, что они ограничивали круг используемых технических действий и вырабатывали, так называемые, "коронные" приемы [3, 5].
В восьмидесятые годы борцы основное внимание в своей подготовке обращавшие на совершенствование приемов зашли в тупик. Это было связано с тем, что защита противников стала настолько совершенной, что результативность атакующих коронных приемов резко снизилась. Овладение противником защитами, против этих приемов заставило борцов расширять вариативность применяемых технических действий, но при этом коронный прием оставался своеобразным стержнем, вокруг которого группируется вся остальная техника борца [3].
Одним из путей преодоления этого положения явилась разработка технико-тактических комплексов, в основе которых являлся захват [18] и прием [2]. Это направление нашло теоретическое и методическое воплощение в вольной борьбе благодаря таким специалистам как И.И. Алиханов [2], Р. Петров [18].
Другим направлением было развитие концепции сложных тактико-технических действий, под которыми в спортивной борьбе понимается система процессов, направленных на решение смысловой двигательной задачи, которая заключается в прикосновении к ковру определенных частей тела [16]. Взяв за микроединицу этой системы результат взаимодействия борцов в зависимости от их состояния, действий, а также внешних условий в конкретный момент поединка, проводится биомеханический анализ различных параметров выполняемых борцами движений. Основой построения сложных тактико-технических действий являются биомеханические закономерности выполнения движений борцами. В каждом действии различают подготовительную, основную и заключительную стадии.
Рассмотрение спортивной борьбы как деятельности при анализе сложных тактико-технических действий позволило выделить два исследовательских направления: исследование биомеханических закономерностей и исследование психологических особенностей выполняемого действия. Биомеханические закономерности построения сложных тактико-технических действий основываются на анализе взаимосвязей площади опоры и положения общего центра тяжести, углов устойчивости и траектории движения и т.д. [13, 16]. Исследования психологических особенностей заключается в изучении мотивов, целей, условий выполнения действий и операций. В схватке выделяются промежуточные цели борцов: проведение разведки, осуществление атаки, защиты и т.д., исследуется смысловая сторона задач, решаемых борцами в ходе соревновательных схваток и, как следствие, выделяется тактический рисунок поединка [19].
Сложные тактико-технические действия составляют основу комбинационного стиля борьбы, заключающегося в применении не отдельных приемов, а комбинаций, состоящих из подготовительного и завершающего приемов. Преимущество комбинационного стиля борьбы состоит в том, что противник вынужден проявлять сложное реагирование, в результате чего он проигрывает атакующему во времени реакции [7].
Комбинационное направление в борьбе было подробно рассмотрено А.Н.Ленцем [14]. Основная идея, которую он развивает заключается в том, что защитная реакция противника на подготовительное действие может создавать благоприятные условия для проведения завершающего действия. При этом нужно учитывать, что защитная реакция противника может возникнуть на любом отрезке выполнения подготовительного приема и поэтому подготовительным действием может быть не только прием, но и его часть - захват. Таким образом, он выделяет четыре разновидности построения комбинаций, в которых прием и захват могут выступать как в качестве подготовительного, так и завершающего действия. Однако из рассмотрения выпадают такие подготовительные действия как выведение из равновесия, осаживание, маневрирование, раскрытие, и т.д.
Общим недостатком рассмотренных выше подходов является то, что при анализе противоборства преимущественно внимание уделяется действиям одного борца, его действия рассматриваются изолированно от действий его противника и, таким образом, из рассмотрения выпадает собственно взаимодействие борцов, анализ развивающейся системы, которую борцы образуют в ходе поединка.
1.2. Роль и место бросков при рассмотрении
конфликтного взаимодействия борцов.
Рассмотрение поединка борцов как конфликтного взаимодействия заставляет по-новому подойти к рассмотрению место бросков в тактико-техническом арсенале борцов. Проведение бросков включает в себя как организацию действий атакующего в плане воздействия на противника определенным приемом, так и противодействия и действия противника.
Первой попыткой научно обосновать механизм структуризации конфликта поединка были предприняты В.Л. Дементьев и О.Б. Малковым [9]. Конфликтное взаимодействие между борцами осуществляется посредством выполнения различных тактико-технических действий и характеризуется стремлением каждого борца к исключению противника из этого конфликта. Неоднородность качественного взаимодействия противников определяет узловые моменты взаимодействия, такие как контактная ситуация, ситуация начала атаки, ложная критическая ситуация и критическая ситуация. Конфликтная структура строится как последовательность качественного перехода по узловым ситуациям поединка посредством выполнения технических и тактических действий. Системообразующим фактором выступает оцениваемое положение, а узловые ситуации рассматриваются как промежуточные результаты. По мнению авторов работы, эта структура должна быть основой построения борцами тактико-технических действий и описывать различные комбинации в спортивной борьбе.
Дальнейшее развитие концепции конфликтной деятельности в спортивной борьбе было осуществлено О.Б.Малковым [15], с практическим применением в греко-римской борьбе [12]. Используя субъектно-объектный анализ взаимодействия борцов, он выделил два типа отношений борцов - субъектно-субъектные и субъектно-объектные. При конкретизации этих отношений в структуре спортивной деятельности, было выделено три межсубъектно-объектных конфликтных структур: "препятствия", "приоритета" и "исключения". Спортивная борьба развивается по конфликтной структуре "исключения", поскольку она характеризуется взаимным стремлением борцов исключить противника из поединка. Межсубъектные отношения между борцами осуществляются с помощью выполнения стратегических и тактических действий, они направлены на уменьшение субъектного потенциала противника и переведение его в "предмет" преобразования.
Развитие конфликта во времени происходит по следующим стадиям:
1) выбор стратегии поведения
2) осуществление стратегического взаимодействия
3) выбор тактических и предметных действий
4) осуществление тактического взаимодействия
5) выполнение технических действий
6) получение результата
Межсубъектные отношения в этой структуре выражены в выполнении стратегических и тактических действий, а субъектно-объектные - в выполнении технических действий.
Межсубъектно-объектная конфликтная структура конкретизируется в процессуальную конфликтную структуру. Субъектно-объектное воздействие строится по связям: начальное положение - противостояние двух борцов, после которого они переходят к взаимодействию и создают контактную ситуацию. Затем, один из борцов проводит подготовку к началу атаки и выполняет прием. Критическая ситуация характеризует оптимальное развитие процесса предметного преобразования одним борцом другого. В ситуации, когда противник сопротивляется и избегает вхождения в контактную ситуацию, атакующий может создать ложную контактную ситуацию [ложный захват], защита от которой может создать возможность контактной ситуации или начала атаки. В данном случае через ложный контакт борцы осуществляют стратегическое взаимодействие. Если противник сопротивляется при создании начала атаки, против него можно применить тактические действия, описываемые через создание начала ложной атаки и ложной критической ситуации. В процесссуальной конфликтной структуре воплощено развитие конфликта без учета субъективного влияния противоборствующих борцов и она является основанием конструирования тактико-технических структур в зависимости от стратегии, которую реализуют борцы в схватке. Описание тактико-технических структур требует введения символических изображений, узловых ситуаций и типов взаимодействий и воздействий борцов. Автор отмечает, что в атакующей стратегии между борцами могут возникать следующие типы взаимодействия: выполнение действий - принятие действий; выполнение действий - защита; выполнение действий с преодолением - защита; создание ситуации с помощью защитных действий противника; проведение действий с помощью защитных действий противника. Последние два типа взаимодействия позволяют борцам осуществлять ложный контакт, угрозу и ложную атаку.
В контратакующей стратегии борец может перейти к атаке при осуществлении следующих видов взаимодействия: от активной защиты (после разрушения действий противника) к контратаке; от принятия или пассивной защиты к контратаке с преодолением действий противника. Эти два типа взаимодействия можно отнести к защитно-контратакующей стратегии, подчеркивая переход от защиты к контратаке. В контратакующей стратегии можно также выделить использование атакующих действий противника для контратаки и опережение атакующих действий противника контратакой. При контратаке с использованием контратакующий борец переходит к созданию ситуации начала атаки, а при опережении - сразу начинает действия с ситуации начала атаки или других ситуаций атакующей стратегии. В контратакующей стратегии борцы для достижения управляемости действиями противника используют вызов, с помощью которого создают для противника видимость благоприятной ситуации и противник, начиная атакующие действия, попадает в ловушку.
В защитной стратегии реализуются следующие типы взаимодействия: пассивная защита в ответ на атакующие действия противника; упреждающая защита; защита угрозой; защита ложной атакой. В защитной стратегии также встречается ложная защита, когда один борец проводит комбинацию, а его противник, предугадав, какой реакции ждет от него атакующий, реагирует в соответствии с его ожиданиями, но при этом готовит настоящую защиту против по последующего действия или переходит к контратаке. Упреждающая защита обычно осуществляется с вызовом противника на активные действия и при этом заранее готовится защита, которая успешно осуществляется. Это делается для того, например, чтобы перейти в партер и там атаковать противника или для того, чтобы сэкономить силы или удержать преимущество.
Изложенный выше метод структуризации конфликтного взаимодействия позволяет рассматривать бросок органически вплетенный в систему разнообразных действий проводимых борцами во время схватки. Это позволяет разрабатывать содержание частных методик обучения и совершенствование бросков в динамике конфликтного противоборства и избежать вредных навыков выполнения приемов на не сопротивляющемся партнере.
Конкретное описание техника выполнения зацепа изнутри р. н. можно обнаружить практически во всех учебника и пособиях по техники борьбы дзюдо. Рассмотрим наиболее характерное описание данного приема:
"Подготовка.
Атакуемый: Ступни на основной линии, широко расставлены. Левая ступня несколько впереди.
Атакующий: Правая ступня на средней линии, пальцами вовнутрь:
- вытягивает и отталкивает ею атакуемого от себя;
- правый локоть атакуемого поднимает к груди
Положение для атаки.
Правым боком поворачивается к атакуемому, левая ступня за правой с тем, чтобы встать перед левой ступней атакуемого - очень сильно толкает атакующего назад, так что тот полностью теряет равновесие с силой опирается на плохо поставленную левую ступню.
Выполнение броска.
Атакующий: быстрым круговым движением захватывает правой ногой левую ногу атакуемого и тянет ее в направлении вперед; с силой вытягивает обе руки. Атакуемый падает на левый бок" [26. с.40].
Близкий вариант по сравнению фото в учебнике по борьбе под ред. А.П. Купцова [23] и у других авторов [4, 17].
Расширенное рассмотрение выполнения броска зацепом изнутри за счет технических подготовок приводится в работе Т. Иваи и др. [8]. "2. Тори, вытягивая укэ влево-вперед, чуть подшагивает правой ногой вперед и толкает укэ левой рукой. Одновременно правой рукой тори приподнимает укэ, вытягивая его вверх. Затем, мгновенно изменив направление тяги на противоположное [левой тянет, а правой толкает], тори проводит зацеп. 3. Тори, слегка подшагивая левой ногой вперед, проводит сильный рывок правой рукой влево-вперед. В момент, когда левая нога уке после большого шага вперед опускается на татами, тори проводит зацеп" [8, с.33].
Рассмотренные выше описания техники выполнения зацепа стопой позволяют проводить обучение техники выполнения приема на не сопротивляющемся противнике, но для того чтобы научить выполнять данный прием в условиях спортивного поединка, необходимо обучения приема осуществлять в качестве элемента в тактико-технических структурах наиболее эффективно используемых на соревнованиях.
1.3 Методика обучения и совершенствования бросков в спортивной борьбе
В спортивной борьбе существуют разные подходы к процессу обучения и совершенствования спортивной техники. Это обусловлено различными теоретико-методологическими позициями, которых придерживаются специалисты по спортивной борьбе.
Развернутая методика обучения приемам борьбы дана в учебниках по спортивной борьбе для физкультурных ВУЗов [22, 23]. В учебнике под общ. ред. Н.М. Галковского и А.З. Катулина [22] наглядно представлены схемы изучения простого приема, схема изучения сложного приема, представлена последовательность изучения: начиная от приемов - далее следует изучение защит, контрприемов и комбинаций. Большое внимание в уделено последовательности формирования навыка для выполнения приема в сложных условиях поединка. Изложена схема способов тактической подготовки проведения приема. Вся методика представленная в работе базируется на теоретической концепции развитой А.Н. Ленцем [14, 21].
В учебники под ред. А.П. Купцова [23] произведена дальнейшая детализация и структуризация выше рассмотренного подхода. Приводится схема взаимодействия преподавателя с занимающимися при обучении приемам. Обучение разделено на: ознакомление с приемом; детальное разучивание, по частям и в целом; закрепление и совершенствование навыка. В работе рассмотрена методика обучения тактике проведения технических действий используя снижения устойчивости позы атакуемого.
Данный подход к методике обучения приемам является формальным, он позволяет обучать любым приемам и в любом виде борьбе. Пожалуй, это является руководством к действию при традиционном обучении. В обоих учебниках вся методика строится на предположении о том, что партнер при обучении является послушным исполнителем при разучивании "парных упражнений" близких к акробатическим. Здесь наблюдается сильное влияние спортивной гимнастики с ее отработанными методиками обучения, которые однако не учитывают конфликтность действий борцов по отношению друг к другу.
Разделение обучение техники, как пассивное и обучение тактики, как активное взаимодействие борцов, в первом учебнике рассматриваемое как обучение тактическим подготовкам, а во втором как освоение механизма использования позных реакций борцов не решает проблемы, а только ее углубляет. Приемы борьбы несут в себе как двигательную часть взаимодействия борцов, так и конфликтную, поэтому обучения приемам борьбы необходимо осуществлять при доминирующем освоении конфликтного - смыслового значения приема и двигательного как средства решения конкретной целевой задачи. Обучения приемам борьбы на несопротивляющемся противнике нужно рассматривать всего лишь как подготовительные упражнения.
Воплощение общей идее о том, что вначале можно разучить пассивно технику борьбы, а потом ее превращать в борцовскую всевозможные усложнениями условий идет от самих основателей дзюдо - японцев, которые эту идею воплотили во множестве учебных пособий, однако авторитетные тренеры по дзюдо всегда указывают на то, что практически все броски в борьбы проводятся в движении [8, 11, 27, 28] и даже сами легенда о возникновении дзюдо выражает идею использования действий противника, подчеркивая конфликтный характер борьбы. Однако в конкретных методик конфликтного обучения приемам борьбы в доступной литературе мы не обнаружили.
В продолжении работ А.А. Харлампиева [25] его последователями предлагается совершенствования броски личного комплекса, по аналогии с "коронными приемами". Сюда входят, с одной стороны, подготовительные действия, такие как захваты, перехваты, маневрирования, а, с другой стороны, излюбленные приемы, которые включаются в различные комбинации, а также сочетаются в связках с другими приемами. Освоение бросков предлагается осуществлять в усложненных условиях при передвижении противника, при неожиданно возникающих благоприятных ситуациях, при затруднении взятия захвата, при отсутствии видимости атакуемых точек противника, при повторных и встречных атаках. Для преодоления недостатков в тактической подготовке, связанных с неумением борца создать динамическую ситуацию, необходимую для проведения приемов, сторонниками этого подхода предлагается проводить подготовку борцов с использованием тактико-технического комплекса, то есть совокупности сложных тактико-технических действий, характерных для группы борцов с определенным излюбленным приемом [5].
Дидактические основы обучения броскам в спортивной борьбе на основе постоянной динамике движений и в частности фазы падения при начале выполнения приема предложены И.И. Алихановым [1]. Он обоснованно утверждает, что броскам следует учить начиная с главного компонента, выполняемого в фазе падения и сразу же в падении на мягкий ковер. Далее он подтверждает высказанную нами ранее мысль о динамическом взаимодействии борцов, когда обучение без падения закрепляет неправильный стереотип, который потом придется переделывать. Для правильного освоения бросков им рекомендуется следующая последовательность в обучении:
"1 - бесконтактная отработка правильного движения в фазе падения;
2 - бросок партнера на поролоновый мат с захватом, исключающим ушибы;
3 - выполнение приема с простой тактической подготовкой; 4 - бросок с вариантами захватов и иных тактических подготовок. При этом все делается в обе стороны" [1. с.41].
Н.М.Галковский [6, 7] предложил путь совершенствования простых и сложных тактико-технических действий, при этом уделив основное внимание роли атакующих действий. Под сложными атакующими действиями он понимает специальные структурные группы - двигательные ансамбли. Самая простая структура, которую должны осваивать борцы, состоит из подготовительного силового действия и технической структуры атакующего приема. Дальнейшее усложнение структурных групп происходит в случаях, когда борец использует реакцию противника, возникающую в ответ на определенные действия атакующего. Таким образом, защитными действиями атакуемый создает благоприятную динамическую ситуацию для атакующего. Это основной принцип создания благоприятных ситуаций. При этом борец использует маневры, ложные движения, комбинации. Когда с помощью маневра нельзя создать благоприятную ситуацию, борец может использовать ложное действие, похожее на атакующий прием, защита от которого позволяет продолжать атаку. Дальнейшее усложнение атак происходит за счет использования комбинаций, которые состоят из двух последовательно выполняемых приемов, первый из которых - ложный, а второй - действительный. Структурные группы могут также состоять из основного атакующего приема, предваряемого одной или несколькими тактическими подготовками.
Для совершенствования подготовки борцов важно изменение структуры двигательного навыка, когда борец переходит от выполнения одного движения к установлению связей между несколькими движениями, например, к установлению момента перехода от ложного действия к решающему. При этом, борцу необходимо учитывать изменения биомеханических параметров движения, моменты реагирования и принятия решений как в отношении себя, так и в отношении противника. Как отмечает Н.М.Галковский, использование сложного реагирования противника имеет существенные преимущества, поскольку второе движение сложного атакующего действия совпадает либо с моторной частью реакции противника на первую часть движения атакующего, либо с латентным периодом реакции на вторую часть сложного атакующего действия.
В рамках деятельностного подхода Р.А.Пилояном [20] был предложен метод совершенствования атакующего действия посредством усложнения тактико-технической задачи. По сути, каждый из выделенных им этапов представляет фрагмент тактико-технической структуры. Выделенные им восемь уровней представлены в следующей последовательности:
1. Выполнение атакующего действия в благоприятных условиях. Здесь борцы осуществляют структуру простой атаки.
2. Проведение приема в ответ на попытку атакующего осуществить захват. В данном случае могут использоваться две структуры: использование контакта для контратаки и использование подготовки к атаке для контратаки.
3. Проведение приема при попытке атакующего распустить или сменить захват. Эту ситуацию могут воспроизводить следующие тактико-технические структуры: использование смены контакта для контратаки и использование возвращения в контактную ситуацию из ситуации начала атаки для контратаки.
4. Проведение приема как контрприема при попытке атакуемого провести атаку. Это действие может осуществляться в трех структурах: использование начала атаки для контратаки; атака с опережением начала атаки; атака с преодолением начала атаки.
5. Выполнение приема с преодолением защиты. Это структура атака с преодолением защиты.
6. Выполнение приема при полной защите и переходе к другому приему. На этом этапе прием включается в атакующие комбинации следующих структур: ложной атаки и ложной атаки с использованием.
7. Выполнение приемов в условиях неопределенности.
8. Выполнение приемов в учебных, учебно-тренировочных и тренировочных схватках.
На двух последних этапах могут применяться все перечисленные выше структуры.
Данный подход становится более продуктивным, если в нем учитываются особенности конфликтного взаимодействия борцов на выделенных этапах.
Рассмотренные выше подходы к методике совершенствования приемов борьбы достаточно разнообразны. Они позволяют качественно осуществить совершенствование простых атакующих, контратакующих и защитных действий, в меньшей степени совершенствование сложных тактико-технических действий. На наш взгляд, для творческой работы тренера необходимо иметь методику идущую от анализа соревновательной деятельности - выделения техники необходимой его ученикам - конфликтный анализ этой техники и разработки методики ее освоения и совершенствования. Тренер сам должен владеть механизмом разработки методики обучения и совершенствования приемов борьбы.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Цель исследования
Разработать методики обучения и совершенствования броску зацепом ноги на основе выявления методом видеоанализа характерных тактико-технических структур включающих приемы маневрирования.
2.2. Задачи исследования
1. Определить перспективные направления в разработке методик обучения и совершенствования бросков в спортивной борьбе.
2. Разработать экспериментально апробировать конкретные методики обучения и совершенствования броску зацепом ноги с применением приемов маневрирования.
2.2. Методы исследования
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов:
1. Анализ и обобщение литературных данных.
2. Педагогические наблюдения.
3. Видеоанализ поведения борцов в схватке.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
2.2.1. Анализ литературных источников.
Литературный обзор научной и специальной литературы позволил нам установить актуальность проводимого исследования и недостаточную разработанность конкретных методик обучения броскам в вольной борьбе. Установить недостатки в существующих подходах обучения и совершенствования приемов борьбы, выбрать перспективное исследовательское направление - структуризация конфликтной деятельности борцов, как основы разработки новых методик в технико-тактической подготовке борцов.
2.2.2. Педагогические наблюдения
Педагогические наблюдения использовались для анализа учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельностью борцов, что позволило составить общее представление о поведении борцов в схватках и, в итоге, - проводить детальный видеоанализ соревновательной деятельности борцов вольного стиля.
Педнаблюдения использовались для анализа учебно-тренировочного процесса в педагогическом эксперименте, что позволило устранить влияние побочных переменных и получить основания для интерпретации экспериментальных данных.
2.2.3. Видеоанализ поведения борцов в схватке
Для разработки методики обучения и совершенствования броска зацепом ноги в вольной борьбе на основе концепции конфликтного взаимодействия необходим тщательный анализ соревновательной деятельности, выявление конкретных тактико-технических структур, в которых это бросок используется борцами.
Анализ видеозаписей спортивных соревнований позволяет достаточно качественно решить эту задачу. В отличие от педагогических наблюдений за поведением борцов в схватке, видеозапись позволяет многократно просматривать фрагменты поединка, а с помощью покадрового анализа - определять временные параметры выполнения движений борцами.
При видеоанализе нами использовался экспертный метод (метод компетентных судей) [10] определения характера взаимодействия борцов в схватке. Эксперты проводили сравнительный анализ конфликтного взаимодействия борцов и фиксировали поведение борцов с помощью выявления тактико-технических структур и их регистрации в протоколе, где суммировались мнения экспертов.
Экспертная группа составлялась из двух студентов (включая автора) и профессора кафедры борьбы, д.п.н. Дементьева В.Л.
Анализ схваток проводился следующим образом: сначала полностью просматривалась схватка и выявлялись тактико-технические структуры с броском зацепом изнутри. Далее на основе модели конфликтного взаимодействия борцов проводился детальный анализ с помощью покадрового просмотра видеозаписи. После просмотра, студенты, посредством имитации воспроизводили действия борцов, проводилась запись в протокол.
Протокол N_____
Наименование ТТС
Боец А Боец Б
Дистанция
Захват
Пр.р. Лев.р.
Лев.р. Пр.р.
Стойка
Действия бойца А Действия бойца Б
[Действия соотносятся по времени
и по типам взаимодействия]
Оценка:
Причина успеха:
Основная задача видеоанализа заключалась в сборе информации о тактико-технических структурах с броском зацепом ноги в вольной борьбе.
2.2.4. Педагогический эксперимент
Использование педагогического эксперимента позволило научно проверить эффективность предлагаемой методики обучения и совершенствования броска зацепом изнутри и доказать реализуемость предлагаемого содержания обучения. Все экспериментальные процедуры проводились в форме естественного педагогического эксперимента [10], не нарушая обычного хода учебно-тренировочного процесса, когда в рамках общего содержания технико-тактической подготовки предлагается новый подход к изучению традиционных разделов учебной программы. Экспериментальная проверка процесса формирования умений у юных борцов вольного стиля проводилось в контролируемых и учитываемых условиях, что создавалось с помощью процедур, обусловленных в теории педагогических экспериментов [10, 24].
Педагогический эксперимент позволил решить вторую задачу исследования. Он проводился в один этап, в течение октября-февраля 2014 – 2015 годов. Экспериментальная группа для проверки разработанной методики была составлена из борцов вольного стиля в возрасте 15 - 16 лет в количестве 9 человек. Различия по контрольным испытаниям в начале эксперимента и в конце должны были служить критерием эффективности предлагаемой методики.
Выполнение тактико-технических структур с зацепом ноги оценивалось по 5 бальной шкале, исходя из следующих требований:
"5" - безукоризненное выполнение структуры, т.е. технически и тактически правильно;
"4" - правильное, но замедленное выполнение приема;
"3" - выполнение с небольшими искажениями;
"2" - попытки выполнения структуры без оцениваемого результата;
"1" - отсутствие попыток выполнить структуру.
Умения успешно провести тактико-технические структуры оценивалось в 4-х соревновательных схватках по две минуты с пяти - десяти минутным перерывом. В каждой схватке борцу давалось задание провести одну из четырех оцениваемых структур. Тренер перед каждой схваткой демонстрировал испытуемому структуру, и при этом не показывая ее его партнеру. Противники для схваток подбирались равной квалификации или чуть ниже, которые предпочитают открыто бороться, а не защищаться. В конце схваток суммировалось общее количество набранных баллов.
2.2.6. Методы математической статистики
Данные, полученные в результате проведения педагогического эксперимента обрабатывались с помощью однофакторного дисперсионного анализа [24]. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента позволила сделать обоснованные выводы о подтверждении экспериментальной гипотезы и подтвердить эффективность освоения борцами вольного стиля разработанной методики и содержания обучения тактико-техническим структурам с броском зацепом ноги. При использовании однофакторного дисперсионного анализа достоверными различиями при внутригрупповом сравнении мы приняли уровень различия или сходства при Р≤0.01. При внутригрупповом сравнении результатов двухфакторного дисперсионного анализа уровень составил Р≤0.01.
.
Глава 3. Разработка и апробирование методики обучения и совершенствования броска зацепом ноги
Видеоанализ позволил нам выделить тактико-технические структуры броска зацепом изнутри разноименной ноги, что послужило основой разработки методики совершенствования выделенных структур. Методики совершенствования приводятся ниже описания структур, так ниже приведенный текст является программным материалом для проведения эксперимента.
3.1. Атаки зацепом ноги с использованием действий
противника
ТСС-1 - Атака зацепом изнутри с использованием вертикаль-
ной реакции опоры на наклон противника
Борец А Борец Б
Захват
Лев.р. Пройму сверху Пройму снизу-изнутри
Пр.р. Запястья снизу [к.] Запястье сверху [к.]
Стойка
Низкая Низкая
Положение ног
Левая впереди Ноги параллельны
Предатаковая подготовка.
Осаживание руками
вниз Вынужденный наклон вниз
Использование. движения выпрямление вверх
вверх для атаки
с одновременным выпадом
вперед и зацепом голенью Защита отклонением
левой ноги с опорой на колено. назад
Сбивание назад - стелящимся
движением со скольжением. Падение на спину
Оценка
Причина успеха:
1. В низкой стойке благоприятной для проведения атаки, атакующий борец проводит раздергивание руками, рывок руками влево, вправо и третьим действием осаживание вниз. Атакуемый борец воспринимает осаживание как продолжение раздергивания, а не подготовку к атаке и поэтому своевременно не защищается против атаки.
Использование вертикальной реакции опоры для проведения броска зацепом стопой изнутри разноименной ногой заключается в том что в низкой стойке атакующий наклоняет своего противника вниз и он стремится восстановить стойку, поднимаясь вверх последнее движении и используется атакующим для проведения атаки.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ:
Обучение осуществляется выполнением последовательно упражнений:
1. Из стартового положения: низкая стойка, левая нога впереди - сделать выпад вперед со скольжением с одновременным разноименным зацепом голенью гимнастического мяча.
Примечание: При зацепе голенью стать на колено и акцентировать разнонаправленное движение одной ноги назад с отбрасыванием мяча и прямолинейным движением корпуса вперед с дальнейшим прогибом туловища и перекатом по животу.
2. Выполнение тактической подготовки: Раздергивание противника с осаживанием и использование этого движения для сбивания.
3. Выполнение всего действия.
ТСС-2 - Атака зацепом ноги с использованием поворота
противника боком при срыве опасного захвата
Борец А Борец Б
Захват
Лев.р. Пройму сверху Пройму снизу-изнутри
Пр.р. Запястья снизу [к.] Запястье сверху [к.]
Стойка
Низкая Низкая
Положение ног
Левая впереди Ноги параллельны
Такт. подготовка.
Осаживание руками
вниз Вынужденный наклон вниз
Использование движения выпрямление вверх
вверх для атаки
с одновременным выпадом
вперед и зацепом голенью Защита отклонением
левой ноги с опорой на колено. назад
Сбивание назад - стелящимся
движением со скольжением. Падение на спину
Оценка
Причина успеха:
1. В низкой стойке благоприятной для проведения атаки, атакующий борец проводит раздергивание руками, рывок руками влево, вправо и третьим действием осаживание вниз. Атакуемый борец воспринимает осаживание как продолжение раздергивания, а не подготовку к атаке и поэтому своевременно не защищается против атаки.
МЕТОДИКА:
1 упр. Раздергивание руками с угрозами на атаку.
2 упр. Угрозы и ложные атаки на не атакуемую нога, что бы противник ее убрал назад.
3. Выполнение всей структуры
3.2. Атаки зацепом ноги с преодолением защиты противника
ТСС-3 - Атака зацепом изнутри с преодолением защиты
повторным сбиванием
Борец А Борец Б
Захват
Пр.р. Отворота сзади Л.р. Под локтем
Л.р. Под локтем П.р. Отворот сбоку
Стойка
Высокая Высокая
Положение ног
Ноги параллельны Ноги параллельны
Подготовка.
Небольшое отшагинание
правой ногой с тягой за
собой и встречное движение
вперед с
Атака разворотом правым боком
зацеп правой голенью Защита. Отшагиванием и
Преодоление. Небольшое при- упором руками
седание с поворотом на
носке к противнику и
подбивом ногой, как при
подхвате и сбиванием на
спину Падение на спину
Оценка
Причина успеха:
1. При подготовке использование ответной реакции на тягу. 2. При атаке на защиту противника проводится преодоление с изменением структуры движения: подбивом ноги лишение противника защиты; разворотом и легким приседом создание мощного толчка.
МЕТОДИКА:
1 упражнение. Тяга на себя - толчок противника с зацепом голенью.
Методические указания. Прочувствовать реакцию противника.
2 упр. Зацеп голенью - подхват с разворотом
Метод. указ. Не стремиться выполнить подхват, а лишь закрепить переход в структуре движения.
3 упр. Полное выполнение структуры.
Методические указания. При проведении подготовки дезориентировать противника броском с упором стопой в живот [тяга - бросок].
ТСС-4 - Атака зацепом ноги с преодолением защиты
заведением от сбивания
Борец А Борец Б
Захват
Пр.р. Отворота сбоку Л.р. Под локтем
Л.р. Под локтем П.р. Отворот сбоку
Стойка
Высокая Высокая
Положение ног
Ноги параллельны Ноги параллельны
Предатаковая подготовка.
Небольшое осаживание
с тягой на себя
Ответное закрепощение
Атака. разворот правым боком
зацеп голенью Защита. Отшагиванием и
Преодоление. Небольшое при- упором руками
седание с подшагиванием
опорной ногой и разворот,
для резкого заведения про-
тивника вправо и сбивания
на спину Падение на спину
Оценка
Причина успеха: 1. При подготовке использование самосковывание противника на осаживание и тягу. 2. При атаке на защиту противника проводится преодоление с изменением структуры движения: подшагивание с разворотом и мощным заведением круговым движением цепляемой ноги.
МЕТОДИКА:
1 упр. Осаживание и попеременно тяга и толчок противника.
Методические указания. Прочувствовать реакцию противника.
2 упр. Зацеп голенью с заведением [круговым движением цепляемой ноги за себя.
3 упр. Полное выполнение структуры.
3.3. Атаки зацепом ноги с использованием реакции
противника на ложные действия
ТСС-5 - Атака зацепом стопой одной опорной ноги
с использованием защиты от ложной атаки
Борец А Борец Б
Захват
Пр.р. Отворота сзади Л.р. Отворота сбоку
Л.р. Под локтем П.р. Отворот сбоку
Стойка
Низкая Низкая
Положение ног
Ноги параллельны Ноги параллельны
Предатаковая подготовка. Ложной атакой
маневрирование заведением
Зацеп стопой правой разноименной
ноги изнутри Защита. Поднимание
ноги
Использование защиты для захвата
ноги левой рукой изнутри Защита. Захватом правой ноги
и выдергивание ее вверх
Атака. Зацеп разн. голенью опор-
ной ноги. Сбивание на спину.
Падение на спину
Оценка
Причина успеха: Техническая подготовка зацепом стопой одноименной ноги и использование защиты - поднимание ноги противником.
МЕТОДИКА:
1. упр. Маневрирование с заведением для зацепа стопой изнутри.
2. Выполнение структуры.
ТСС-6 - Атака зацепом стопой с колена с зажимом ноги
после ложной атаки
Борец А Борец Б
Захват
Пр.р. Пройму сбоку Л.р. Отворота сбоку
Л.р. Под локтем П.р. Над локтем
Стойка
Высокая Высокая
Положение ног
Ноги параллельны Ноги параллельны
Предатаковая подготовка.
Маневрирование с разворотом
правым боком
Ложная атака. Задняя подножка
правой ногой Защита. Толчок противника
Опускание на колено пра-
вой ноги Переступание ноги противника
Тех.подготовка. Зацеп с колена левой ноги
противника с ее зажиманием
Атака. Поднимание с колена, отведе-
ние назад правой ноги и сбиванием
противника на спину.
Падение на спину
Оценка
Причина успеха: Создание ложной атакой ситуации возвращения после неудачной атаки. Неожиданное изменение смысла действия: возращение после неудачной атаки - в начало атаки.
МЕТОДИКА:
1. упр. Выполнение задней подножки с опусканием на колена.
2. Выполнение структуры.
3.4. Результаты педагогического эксперимента
В настоящем разделе рассматривается процедура формирования педагогического эксперимента и его результаты. Проводимый эксперимент направлен на выяснение эффективности обучения борцов вольного стиля предлагаемой нами методике обучения и совершенствования броску зацепом изнутри разноименной ноги, основанного на изучении тактико-технических структур в вольной борьбе.
Предложенные в рамках конфликтного рассмотрения спортивного поединка тактико-технические структуры позволяют эффективнее формировать конфликтное поведения борцов, Предложенная методика нашла свое внедрение в секции вольной борьбы и ниже приводятся результаты ее экспериментальной проверки.
Педагогический эксперимент.
Проведение педагогического эксперимента вызвано необходимостью получить статистически достоверные доказательства эффективности предлагаемой нами методики обучения.
При организации своей деятельности борец придерживается определенной модели пространственно-временного преобразования противника. Идеально такое преобразование он может выполнить на полностью не сопротивляющемся противнике. Устранение сопротивления осуществляется с помощью конфликтной модели, которая, накладываясь на предметную модель, искажает ее и только благодаря этому образуются тактико-технические структуры. Тренер, осуществляющие формирование поведения борцов в схватке, должен соотнести эти две модели для построения тактико-технических структур и определить смысла выполнения борцом каждого технического действия, что позволяет ему эффективно осуществлять процесс спортивного совершенствования борца.
Резюмируя вышеизложенное, сформулируем экспериментальную гипотезу. Предполагалось если за два месяца обучения борцы в состоянии овладеть конфликтными структурами включающих бросок зацепом изнутри и это будет подтверждено статистическими данными, то этого будет достаточно для доказательства эффективности предлагаемой нами методики, так как содержание обучения и совершенствования основано тактико-технических структурах выполняемыми борцами на высшем соревновательном уровне
Организация и проведение эксперимента
Проведение педагогического эксперимента было осуществлено в секции вольной борьбы. Для проведения эксперимента нами была выбрана группа борцов вольного стиля в возрасте 15-16 лет, в количестве девяти человек. Для экспериментальной группы педагогический эксперимент являлся формирующим те навыки и умения, которые отсутствовали вначале эксперимента.
Наличие контрольной группы обуславливалось необходимостью определения эффективности влияния этапа совершенствования техники приема в экспериментальной группе, по сравнению с продленным этапом обучения в контрольной группе на качество выполнения броска зацепом изнутри в учебных схватках.
В соответствии с экспериментальной группой была образована контрольная группа в количестве 9 человек, по схеме случайного распределения группы с использованием таблицы случайных чисел из той же секции борьбы.
Занятия в экспериментальной и контрольной группе проводились три раза в неделю. На каждую структуру в среднем отводилось время по 15-20 минут на трех занятиях. Вначале испытуемые в обеих группах проходили этап обучения броску по методике представленной в литературе [гл. 1], а далее в экспериментальной группе начинали изучать тактико-технические структуры - начинался этап совершенствования, а контрольная группа продолжала повторение учебного материала этапа обучения.
Для определения исходного уровня владением броском зацепом изнутри одноименной ноги было проведено предварительное обследование в начале октября 2004 г., после окончания эксперимента в конце ноября 2004 г. было проведено итоговое обследование в обеих группах. Оба обследования проводились по одинаковой методике [см. раздел 2.2.4.].
Результаты эксперимента
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил показать эффективность предлагаемой методики обучению и совершенствования бросков при внутригрупповом и межгрупповом сравнении в экспериментальной [Э.гр.] и контрольной [К.гр.] группах. Основной эффект образовался за счет формирования у борцов навыков проведения конфликтных тактико-технических структур. Это подтверждается следующими экспериментальными результатами однофакторного и двухфакторного дисперсионного анализа:
а) межгрупповое сравнение Э.гр. и К.гр. в предварительной проверке по контрольным испытаниям не показало статистически значимых различий [Р=0,05] [Табл. 2], что указывает на идентичность групп.
Таблица 1
Выполнение тактико-технических структур броском зацепом изнутри разноименной ноги
О ц е н к и
№ п/п |
1 проверка Э.гр. К. гр. |
2 проверка Э.гр. К. гр |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
10 12 11 13 7 6 13 6 8 6 10 9 14 12 11 10 12 11 |
20 14 19 15 17 13 20 16 16 14 17 12 19 15 20 12 18 16 |
Ср.зн. |
10,67 9,44 |
18,44 14.11 |
б) при внутригрупповом сравнении предварительной и итоговой проверки в Э.гр. по контрольным показателям наблюдаются статистически значимые различия при Р=0,01 Степень влияния освоения методики улучшилась и составила: 82,4% [Табл. 4] В К.гр. наблюдаются статистически значимые различия, степень влияние методики обучения улучшилась и составила: 57,3% [Табл. 5], это указывает на результативность методики обучения, однако статистически достоверно показано преимущество обучения в экспериментальной группе. Так в итоговой проверке межгруппового сравнения статистически значимые различия степени влияния изучаемого фактора при [Р=0,05] в Э.гр. по сравнению с К.гр. улучшилась и составила: 69,4% (Табл. 3).
Таблица 2
Результаты дисперсионного анализа предварительной проверки выполнения тактико-технических структур броска зацепом изнутри между экспериментальной и контрольной группами
Вариация |
Сумма квадратов |
Число степеней свободы
|
Дисперсия |
F-критерий расч. табл. |
Общая Внутригрупповая (между испытуе- мыми) Межгрупповая |
112,49
104,22
6,72 |
17
16
1 |
6,62
6,51
6,72 |
1,03 4.49 [Р=0.05] |
Степень влияния фактора – 6,0%
Таблица 3
Результаты дисперсионного анализа итоговой проверки выполнения тактико-технических структур броска зацепом изнутри между экспериментальной и контрольной группами
Вариация |
Сумма квадратов |
Число степеней свободы |
Дисперсия |
F-критерий расч. табл. |
Общая Внутригрупповая [между испытуе- мыми] Межгрупповая |
121,61
37,13
84,48 |
17
16
1 |
7,15
2,32
84,48 |
36,41 4.49 [Р=0.05] |
Степень влияния фактора – 69,4%
Таблица 4
Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверки выполнения тактико-технических структур броска зацепом изнутри экспериментальной группами
Вариация |
Сумма квадратов |
Число степеней свободы |
Дисперсия |
F-критерий расч. табл. |
Общая Внутригрупповая [между испытуе- мыми] Межгрупповая |
330,44
58,22
272.22 |
17
16
1 |
19,44
3,64
272,22 |
74,78 4.49 [Р=0.05] |
Степень влияния фактора – 82,4%
Таблица 5
Результаты дисперсионного анализа предварительной и итоговой проверки выполнения тактико-технических структур броска зацепом изнутри контрольной группами
Вариация |
Сумма квадратов |
Число степеней свободы |
Дисперсия |
F-критерий расч. табл. |
Общая Внутригрупповая [между испытуе- мыми] Межгрупповая |
171,11
83,11
98.0 |
17
16
1 |
10,06
5,19
98,0 |
74,78 4.49 [Р=0.05] |
Степень влияния фактора – 57,3
В ы в о д ы
1. В технико-тактической подготовке борцов системообразующим фактором является обучение приемам борьбы. Прием выступает результирующим элементом в действиях борцов, эффективное выполнение приемов борьбы приносит спортсменам победы в соревновательных поединках, и наиболее результативными из них являются броски. Конфликтное противоборство соперников заставляет борцов многократно усложнять свои действия, что привело к появлению тактических подготовок, комбинаций, комплексов, сложных технико-тактических действий, однако прием остался стержнем образования всех перечисленным тактико-технических структур. Поэтому при разработке методики обучению и совершенствованию приема необходимо уделять постоянное внимание изменению в техническом и тактическом арсенале высококвалифицированными борцов.
2. Разделение обучение техники на пассивное, и обучение тактики на активное взаимодействие борцов приводит к появлению отрицательного переноса двигательных навыков от обучения
на несопротивляющемся или мало подвижном партнере, к динамичным и вариативным действиям в спортивном поединке. Обучение тактическим подготовкам, комбинациям и т.д. не решает проблемы, а только ее углубляет. Так как приемы и другие сложные технико-тактические действия несут в себе как двигательную часть взаимодействия борцов, так и конфликтную, поэтому обучения приемам борьбы необходимо осуществлять при доминирующем освоении конфликтного - смыслового значения приема и двигательного как средства решения конкретной целевой задачи. Обучения приемам борьбы на несопротивляющемся противнике нужно рассматривать всего лишь как подготовительные упражнения.
3. Видеоанализ конфликтного поведения борцов вольного стиля в схватке позволил нам выявить характерные тактико-технические структуры при проведении броска зацепом изнутри разноименной ноги к ним относятся: атаки с использованием вертикальной реакции опоры на наклон противника; атаки с использованием благоприятной ситуации при выходе противника из опасных положение; атаки с преодолением защиты противника; атаки с использованием защитной реакции на ложные действия. Введение изучение этих структур в методику технико-тактической подготовки позволило эффективно осуществлять процесс совершенствования выполнения броска зацепом изнутри.
4. Результаты педагогического эксперимента убедительно показали эффективность предлагаемой нами методики обучения и совершенствования броска зацепом ноги. Результаты дисперсионного анализа наглядно указывают, что улучшение в экспериментальной группе по контрольным показателям при статистически значимых различиях Р≤0,01 при внутригрупповом сравнении предварительной и отсроченной проверке составило: 82,4%, а в контрольной группе - 69,4%. В обеих группах наблюдался статистически достоверный рост показателей, однако преимущество разработанной нами методики подтверждает межгрупповое сравнение в итоговой проверке, когда степень влияния изучаемого фактора при Р≤0,05 в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой улучшилась и составила: 69.4%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы / И.И. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – М., 1984. – С.20-22.
2. Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства / И.И. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – 1982. – С. 7-10.
3. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы / Алиханов И.И. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 304 с.
4. Алиханов И.И. Технико-тактическое мастерство борцов вольного стиля / И.И. Алиханов // Спортивная борьба: ежегодник. – М., 1977. – С.34-38.
5. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании / Аркадьев В.А. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 80 с.
6. Галковский Н.М. Принципы технико-тактического мастерства в вольной борьбе / Н.М. Галковский // Братство богатырей: Сб. статей по спортивной борьбе. – М.,1976. – С.31-45.
7. Гожин В.В. Тактические механизмы управления ожиданием ответной реакции на начало действия / В.В. Гожин, О.Б. Малков // Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 168 с., ил. –С. 98-101.
8. Гожин В.В. Теоретические аспекты понимания тактики спортивных единоборств / В.В. Гожин, О.Б. Малков // Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – С. 4-15.
9. Греко-римская борьба: учеб. для СДЮСШОР, спорт.фак.пед. ин-тов, техн.физ.культ, учил. Олимпийского резурва / под.общ.ред. Ю.А. Шулика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 800 с.
10. Гулевич Д.И., Звягинцев Г.Н. Борьба самбо. Методическое пособие / Д.И. Гулевич, Г.Н. Звягинцев –М: Воеиздат, 1976. –176 с.
11. Дементьев В. Л. Основы тактики атаки и защиты в спортивной борьбе / В.Л. Дементьев // Актуальные проблемы спортивных единоборств: сб. науч.-метод. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2000. – С. 87-91.
12. Дементьев В.Л. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах / В.Л. Дементьев, О.Б. Малков // Теория и практика физ. культуры. – 1986. – № 10. – С. 37-39.
13. Демин В.А. Деятельностный анализ борцовского поединка / В.А. Демин, Р.А. Пилоян, В.С. Седлов // Спортивная борьба: ежегодник. – М., 1979. –С.60-65.
14. Джероян Г.О. Тактика бокса / Г.О. Джероян // Бокс. Учебник для ин-тов физ. культ. –М.: Физкультуры и спорта, 1970. –С. 54-71.
15. Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксеров / Г.О. Джероян. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 110 с.
16. Игуменов В.М. Спортивная борьба: учеб. для студентов и учащихся фак.(отд-ний) физ. восп. пед. учеб. заведений / В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев. –М.: Просвещение. 1993. – 240 с.
17. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / Келлер В.С. – Киев : Здоров’я, 1977. – 120 с.
18. Ленц А.Н. Основы построения комбинаций в борьбе и их разновидности / А.Н. Ленц // Пути совершенствования в спортивной борьбе. – М., 1963. – С.149-161.
19. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе / Ленц А.Н.. – М.: Физкультура и спорт, 1967. –152 с.
20. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры / Лефевр В.А. – М. : Высшая школа, 1967. – 54 с.
21. Мазур А.Г. Классическая борьба / А.Г. Мазур. –М: Воениздат, 1972. -192 с.
22. Малков О.Б. Использование ложных действий в спортивной борьбе / О.Б. Малков, А.Ф. Шарипов // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. – С.38-41.
23. Малков О.Б. Основные тактические маневры в спортивной борьбе / О.Б. Малков, А.В. Чудаков // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. – С.74-78.
24. Малков О.Б. Основы тактики борьбы с позиции теории конфликтной деятельности / О.Б. Малков // Теория и практика физической культуры. – 1999. – N2. –С.89-95.
25. Малков О.Б. Структурное преодоление действий противника в конфликтном взаимодействии борцов в схватке / О.Б. Малков // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквандо, дзюдо, основы тренировки: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 1999. – С. 85-90.
26. Малков О.Б. Тактические механизмы управления двигательными реагированиями при нейтрализации действий противника в спортивных единоборствах / О.Б. Малков // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. –С.60-63.
27. Малков О.Б. Тактический видеоанализ конфликтного поведения единоборцев в соревновательных схватках / О.Б. Малков // Таэквондо: сб.науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры –М., 1998. – С.62-65.
28. Малков О.Б. Теория конфликтного взаимодействия в спортивных единоборствах / О.Б. Малков // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. –С.12-36.
29. Малков О.Б. Экспертный видеоанализ конфликтного взаимодействия таэквондистов / О.Б. Малков // Таэквондо: сб.науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры –М., 1998. – С.66-69.
30. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учеб. для завершающего уровня высш. физкультурного образования / Л.П. Матвеев – СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2005. – 378 с.
31. Панюшкин В.П. Развитие тактического мышления и планирование схватки / В.П. Панюшкик // Спортивная борьба: ежегодник. – М., 1984. –С.13-17.
32. Пилоян Р.А. Контроль за технико-тактической подготовленностью борцов / Р.А. Пилоян // Спортивная борьба: ежегодник. –М., 1971 –С.125-133.
33. Пилоян Р.А. Научный и практический смысл понятия "модель спортсмена" / Р.А. Пилоян // Спортивная борьба: ежегодник. –М., 1986. –С.69-71.
34. Пилоян Р.А. О тактическом мышлении в борьбе / Р.А. Пилоян, А.А. Новиков // Теория и практика физ. культуры. – 1969. –N4. –С.25-27.
35. Пилоян Р.А. Поведение борца в схватке как отражение его цели / Р.А. Пилоян // Спортивная борьба: ежегодник. –М., 1974. –С.8-10.
36. Свищёв И.Д. Теория взаимодействий: общие закономерности взаимодействий участников соревнований в единоборствах и спортивных играх /И.Д. Свищев // Теория и практика физ. культуры. 2001, –№4. –С.39-43.
37. Селуянов В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / В.Н. Селуянов. М.П. Шестаков, И.П. Космина. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
38. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Сидоренко Е.В. – СПб.: Речь, 2000. – 350 с.
39. Спортивная борьба : учеб. для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. Н.М. Галковского, А.З. Катулина – М. : Физкультура и спорт, 1968. – 584 с.
40. Спортивная борьба: Учебное пособие для тренеров / под. общ. ред. А.Н. Ленца. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 295 с.
41. Спортивная борьба: учеб. для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. А.П. Купцова. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 242 с.
42. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В.М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
43. Спортивное фехтование: учеб. для вузов физ. культуры / под ред. Д.А. Тышлера. – М. : Физкультура, образование, наука, 1997. – 385 с.
44. Теория спорта / под ред.проф.В.Н. Платонова. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1987. – 424 с.
45. Тышлер Д.А. Тактические умения преднамеренно действовать в типовых ситуациях боев на рапирах и шпагах / Д.А. Тышлер // Фехтование: ежегодник. – М., 1983. – С.13-14.
46. Тышлер Д.А. Теоретические основы анализа действий в поединке фехтовальщиков / Д.А. Тышлер // Фехтование: ежегодник, – М., 1986. – С.28-33.
47. Чумаков Е.М. Тактическая подготовка борца / Е.М. Чумаков // На борцовском ковре. – М.: Физкультура и спорт, 1969. –С.144-153.
48. Шарипов А.Ф. Инициатива ведения поединка / А.Ф. Шарипов, О.Б. Малков // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. –С.52-55.
49. Шарипов А.Ф. Способы разрешения конфликтной ситуации в спортивной борьбе с использованием угрозы / А.Ф. Шарипов, О.Б. Малков // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. –С. 24-29.
50. Шарипов А.Ф. Тактический смысл проведения сковывания и раскрытия в спортивной борьбе / А.Ф. Шарипов, О.Б. Малков // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. –С.83-84.
51. Шарипов А.Ф., Малков О.Б. Тактическое значение угрозы в спортивной борьбе // Тактика спортивных единоборств. Выпуск 1: сб. науч. ст. / Рос. гос. акад. физ. культуры. – М., 2001. –С.58-60.
Исполнитель выпускной
квалификационной работы
студент 6 курса заочной формы обучения ____________ Даллакян Д.Р.
Научный руководитель
д.п.н., профессор ____________ Дементьев В.Л.
Зав. кафедрой теории и
методики единоборств
д.п.н., профессор
____________ Игуменов
Виктор Михайлович
ДАТА ЗАЩИТЫ «___»____________2015 г.
ОЦЕНКА ЗА ЗАЩИТУ ____________/_________/
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ____________/_________/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.