Совершенствование сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с мотивированными на достижения детьми.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
физика
7 кл—11 кл
02.10.2019
Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя с одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому ученику и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с одарёнными детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель вынужден либо акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо работать с основной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей.
Совершенствование инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными детьми..doc
Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности
учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения
детьми.
Учитель физики МБОУ «Гимназия №3» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан Тарасова Марина Владимировна
Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и
педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя
с одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому
ученику и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых
детей чаще оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ.
Недостаточен методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с
одарёнными детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что
приводит к неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель
вынужден либо акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе
учеников, либо работать с основной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один
учитель и одна школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей.
В условиях поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы
учеников довольно трудно.
Хочется отметить, что действительно одаренных, талантливых детей не так уж и
много. Поэтому, говоря об одаренных детях в общеобразовательной школе, мы имеем в
виду следующую формулу: Работа с одаренными детьми = Работа с детьми повышенного
уровня развития. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны
бытия рождаются еще на школьной скамье.
Учитывая, что мы живем в динамическом, развивающемся мире, обновление знаний
должно находить отражение при обучении базовым дисциплинам постоянно. Поэтому
правило моей преподавательской деятельности – необходимо непрерывно учиться самой.
В этих целях:
провожу более глубокий анализ базового материала (ни один учебный год не
проходит без переработки его с позиций уровня обученности и обучаемости данного
класса);
постоянно отслеживаю новости в области физикоматематических наук и в
методике преподавания физики: в методической и научно популярной литературе;
провожу постоянную переработку, адаптацию новой информации с позиций
применения на уроках и во внеурочной работе прежде всего с учащимися, проявляющими
способности к изучению физики.
Работать с детьми повышенного уровня развития интересно и трудно: в классе, на
уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. На протяжении многих лет
своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных
детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит
свои плоды. Мои учащиеся являются победителями и участниками олимпиад, конкурсов,
успешно поступают и учатся в ВУЗах. Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности.
В деятельности по созданию условий для развития способностей и интересов к
изучению физики я выделила в процессе своей практике несколько главных направлений
работы с одаренными детьми:
Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Как я их выявляю? Вопервых,
методом наблюдения. Одаренные дети имеют ряд особенностей: они любознательны,
настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям,
отличаются хорошей памятью. Вовторых, использую следующие диагностики выявления
одаренности: тест «Оцени свой творческий потенциал», «Исследование научно
исследовательского потенциала учащихся». Обязательно беседую с другими учителями
предметниками, психологом школы, чтобы лучше понять склонности ребенка. Далее в
результате деятельности такие дети чаще всего решают задачи нестандартно, много
успевают решить заданий за урок, с интересом работают самостоятельно. При работе с
одаренными детьми придерживаюсь следующих принципов: принцип максимального
разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Это предполагает
разнообразие заданий по форме и содержанию: доклады или небольшие сообщения,
решение задачи или «вихрь» задач, подготовка презентаций или отдельных слайдов,
подготовка исторических справок, подготовка экспериментов и домашние мини
исследования, и работа с дополнительной литературой в печатном и электронном виде.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать внутреннюю дифференциацию
через индивидуальные карточки с заданиями разных уровней сложности и объема,
подготовку дополнительного материала по теме, организацию разноуровневых
самостоятельных работ и тестов. Кроме того, на протяжении нескольких лет использую
внешнюю уровневую дифференциацию в 7,8 классах. Три класса делятся на три потока по
своему уровню обученности и обучаемости. Идет поточное обучение по предметам
физика, биология, химия. Деление на потоки гибкое и ребенок может переходить из
потока в поток. Такое обучение дает возможность всем детям развиваться с собственной
скоростью и чувствовать себя комфортно на уроке, повышает мотивацию к изучению
физики.
Считаю актуальным опираться также на такие и принципы, как:
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя, когда учитель выступает в роли консультанта;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых,
нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества
образования. Считаю, нестандартные уроки это те уроки, которые содержат способы
подачи учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы
необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной
обстановки учения. На уроке появляется возможность развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия
в активного субъекта деятельности.
Провожу урокиконференции, уроки КВН, урокивикторины, урок деловая игра,
урокпутешествие,
Использую активные методы обучения
(проблемные, игровые, учебная дискуссия, мозговой штурм с использованием ИКТ,
цифровых образовательных ресурсов и Интернетресурсов).
урокипрактикумы.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я
использую творческие задания. Например: посчитать свою скорость до школы, свое
давление на пол, изучить явление захода солнца на протяжении 10 дней (в 7 классах),
изучить и объяснить окраску бабочек, мыльных пузырей (в 11 классах), узнать о магнитных
бурях (в 9классах) и др. С интересом воспринимаются учениками занимательные опыты:
танцующие человечки, послушная линейка – по электричеству, волшебная кружка – по
оптике, несгораемый бумажный стакан – по теме «Теплота». Для многих тем курса физики
мною подобраны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя
качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. На уроках
физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в
любой работе. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты,
качественные задачи, приглашаю на уроки наших выпускников. Это и есть
компетентностный подход в обучении.
ИКТ вносит элемент наглядности и повышает интерес к уроку, развивает творческие
способности учеников. Они самостоятельно готовят презентации и выступают с ними на
уроке. Материал накапливаю и использую потом в других классах. Практикую в старших
классах изучение домашнего задания самими учащимися и представление материала с
помощью мультимедийных презентаций. Для детей повышенного уровня развития провожу
элективные курсы по изучаемым темам. В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки
веду курс «Избранные вопросы механики», адаптированный для их уровня подготовки.
Организуя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я
убедилась, что она не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный
педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников – до
подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и поступлению в высшие
и специальные учебные заведения.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по
физике. Хочу отметить следующее: включаю в содержание внеклассной работы вопросы,
выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней. Включаю в
содержание внеклассной работы и вопросы, вошедшие в содержание физического
образования в последние десятилетия: в старших классах учитываю
профиль и
самоопределение учащихся.
Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах:
Индивидуальная работа
работа с учащимися с целью руководства
самостоятельной работой учащихся по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых
учащихся к участию в олимпиадах.
Групповая работа систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным
коллективом учащихся. К ней можно отнести элективы, курсы.
Массовая работа эпизодическая работа, проводимая с большим детским
коллективом. К данному виду относятся вечера, научно практические конференции,
недели физики, астрономии, олимпиады, конкурсы, соревнования. («Новое в науке»,
«Календарь знаменательных дат», «Что такое нанотехнологии», «Космос в цифрах» и др.)
На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы
являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных
детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки
учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях,
научной и практической деятельности. Привлекаю детей к участию в дистанционных
олимпиадах (например, «БАРСИК», «ФИЗТЕХ»), что позволяет каждому участнику,
причем с любым уровнем теоретической подготовки, реализовать себя и развить свои
креативные умения, создают равноправную соревновательную возможность школьникам из
разных городов (и даже стран!), возможность выбора формы своего участия, обладают
особой универсальностью заданий. Интернет – олимпиада как одна из форм внеклассной
работы пробуждает неподдельный интерес к творчеству, познанию, а так же закрепляются
навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, что очень важно для получения
профессии в будущем и социальной адаптации подростков в современной жизни.
Работу по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников я провожу в течение
всего учебного года. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть
самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи. Работа должна быть
направлена на ожидаемые результаты для учащихся: формирование интереса к более
глубокому изучению основ естественных наук;
расширение кругозора, развитие
самостоятельности; становление способности учитывать, анализировать и согласовывать
многочисленные точки зрения в рамках поставленной задачи с целью достижения
поставленных задач; воспитание научной культуры мышления. Создание современного
кабинета физики – важная задача для учителя. Я постоянно работаю в этом направлении.
Помогают мне в этом родители и учащиеся. Сейчас в кабинете есть необходимые средства
обучения для выполнения лабораторных работ, демонстрационного эксперимента,
наглядные пособия, раздаточный и справочные материалы, доступ в локальную сеть школы
и глобальную сеть Интернет.
Данные мероприятия приносят результаты.
Но
самое главное, учитель физики вынужден заниматься саморазвитием,
продвижением своих учеников в жизни. Так работать гораздо интереснее, чем просто
давать определенный процент обученности и качества. Эта программа заставляет учителя
работать творчески, писать проекты и реализовывать их. Обучая одаренных, учимся сами, а
значит, будем соответствовать новым требованиям ФГОС.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми —
это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области
психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами,
другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует
постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что
еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом
те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху.
Совершенствование сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с мотивированными на достижения детьми.
Совершенствование сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с мотивированными на достижения детьми.
Совершенствование сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с мотивированными на достижения детьми.
Совершенствование сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с мотивированными на достижения детьми.
Совершенствование сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с мотивированными на достижения детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.