СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Оценка 4.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Оценка 4.6
Лекции +3
doc
физическая культура
7 кл—11 кл
20.04.2018
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Овладение волейболистами техникой игры в совершенстве имеет решающее значение в достижении высокого спортивного мастерства и результатов в ответственных соревнованиях. Это одна из центральных задач в системе многолетней подготовки в волейболе. Процесс этот сложный, он требует длительной кропотливой работы еще в детском возрасте, поэтому техническая подготовка в структуре тренировки занимает большое место. В процессе совершенствования техники игроки добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить навыков выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование всего арсенала техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей спортсменов, а так же игровой функции (амплуа) волейболиста в команде.Овладение волейболистами техникой игры в совершенстве имеет решающее значение в достижении высокого спортивного мастерства и результатов в ответственных соревнованиях. Это одна из центральных задач в системе многолетней подготовки в волейболе. Процесс этот сложный, он требует длительной кропотливой работы еще в детском возрасте, поэтому техническая подготовка в структуре тренировки занимает большое место. В процессе совершенствования техники игроки добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить навыков выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование всего арсенала техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей спортсменов, а так же игровой функции (амплуа) волейболиста в команде.
referat_1.doc
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ   Овладение волейболистами техникой игры в совершенстве имеет решающее  значение в достижении высокого спортивного мастерства и результатов в  ответственных соревнованиях. Это одна из центральных задач в системе  многолетней подготовки в волейболе. Процесс этот сложный, он требует  длительной кропотливой работы еще в детском возрасте, поэтому  техническая подготовка в структуре тренировки занимает большое место.   В процессе совершенствования техники игроки добиваются прочного  овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить навыков  выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях  игры и соревнований. Совершенствование всего арсенала техники  осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных  особенностей спортсменов, а так же игровой функции (амплуа) волейболиста  в команде.   Это необходимо, во­первых для максимального использования  положительных индивидуальных особенностей спортсмена и достижения  высокой командной слаженности, чтобы команда действовала как «единая  спортивная единица».   С точки зрения эффективности действия волейболиста в игре на первый  план выступает задача высокой надежности технических приемов как в  обычных игровых, так и в более трудных условиях соревнований. Конечная  цель—высокий уровень всесторонней технической подготовки: освоение  технических приемов, устойчивая к сбивающим факторам, высокая  надежность основных приемов игры и, наконец, техническое мастерство  применительно к игровой функции волейболиста в команде.   Здесь основное внимание уделяется вопросам совершенствования  технического мастерства волейболистов. Акцент делается на более  продолжительное повторение упражнений по технике при вариативности и  усложнении условий выполнения с целью обеспечения стабильности и  надежности техники и достаточной гибкости навыков.  1.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ.   Различные способы перемещений и их сочетания составляют важную часть  спортивно­технического мастерства, нередко предопределяя успешность  технико­тактических действий волейболиста. На всем протяжении многолетней подготовки этому компоненту техники уделяется много  внимания.   На начальном этапе акцент делается на развитии скоростных качеств,  умении управлять скоростью в условиях, моделирующие условия  волейбольных соревнований (ускорения и остановки, изменение направления  движения, способы перемещения), сочетании различных способов  перемещения, сочетании способов перемещения с остановками,  прыжками, падениями, ловлей и бросками набивных мячей, с различными  движениями рук.   На перемещении постоянно надо обращать внимание в процессе  совершенствования навыков технических приемов и тактических действий,  так как они органически входят в игровые действия. Кроме того, для этого  нужно систематически выделять время в подготовительной части  тренировочных занятий, а в основной—когда того требуют задачи.   В результате волейболист должен уметь быстро определить, какой способ  перемещения наиболее целесообразен применительно к конкретному  действию, и занять удобное положение для его выполнения. 1.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА   С первых шагов обучения волейболу этот компонент техники должен  находиться в центре внимания тренера и волейболистов. На основе передач  мяча двумя руками сверху и приема снизу строится ознакомление с  характером игры в волейбол через игровые задания, учебную двухстороннюю  игру (без подач). На последующих этапах и в командах высшего разряда это— основа тренировочно­соревновательной деятельности связующих игроков.  Игроки других амплуа должны уметь качественно выполнять другую  передачу в технико­тактическом аспекте, не снижая угрозы нападения для  противника.   Привожу упражнения, на основе которых строятся другие в зависимости от  поставленных задач. 1. Передачи назад за голову. Игроки располагаются на одной линии на  расстоянии 2—3 метров. Крайний передает мяч среднему, который в  свою очередь, передает его за голову, после чего поворачивается лицом  для получения мяча и снова передает его за голову. По сигналу средний  меняется. 2. Передачи назад за голову в парах. После передачи над со бой на высоту  1—1,5 метра, игрок поворачивается на 180 градусов и выполняет  передачу стоя спиной к партнеру из зоны 4. Передачи из зоны 1 в зону 4, из зоны 5 в зону 2. 3. Волейболисты стоят по кругу, в середине один (два­три) водящий с  мячом: приставными шагами игроки передвигаются по кругу, водящий  передает мяч, они немедленно возвращают его водящему. 4. Передачи лицом и спиной на точность по направлению в обручи  (кольца) на сетке, на стойке, мишени на тренировочной стенке, на  площадке—с собственного подбрасывания и с передачи партнеров.  Расстояние между партнером и передающим, передающим и мишенью,  постепенно увеличивают. 5. Передачи на точность в мишень на стене выполняют стоя на месте,  лицом и спиной по направлению движения мяча (изменяются  расстояние и высота); во время перемещения; после остановки и  порота; комбинируют перечисленные задания. Передачи выполняются в  опорном положении и прыжке. 1.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПОДАЧИ МЯЧА   Подачей вводится мяч в игру, она выполняется «в стандартных условиях» и может непосредственно влиять на результат: ошибка при приеме подачи  приносит очко подающей команде; ошибка при подаче—очко  принимающей команде. Слабая подача облегчает команде соперника  организацию нападающих действий и, в свою очередь, осложняет действия  защищающейся команде. Сильная  подача соответствующим образом  отражается на организации атакующих и оборонительных действий  команды. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности  подачи за счет силы или точности, а в идеале—сильной и точной подачи  при высокой надежности и стабильности. Задача непростая для тренеров и  спортсменов.    На основе упражнений по технике строятся упражнения и задания по  совершенствованию навыка подачи в зависимости от уровня технико­ тактической и физической подготовленности волейболистов.  1. Многократные подачи в прыжке с целью добиться стабильности при   «максимуме усилий и минимуме ошибок» 2. Подача верхняя прямая на точность (в указанные зоны) при  максимальной точности и отсутствие ошибок. 3. Подача после выполнения упражнений по специальной физической  подготовке, например, броски набивного мяча из­за головы двумя  руками в опорном и безопорном положениях, в падении с перекатом на  бедро и спину. 4. Подача после блокирования двух­трех атакующих ударов. 5. Подача при выполнении двух­трех атакующих ударов. 6. Подача после сочетания атакующих ударов и блокирования. 7. Подача после многократного приема атакующих ударов и на страховке  (обманных ударов­скидок). 8. Выполнение большого количества подач подряд (в зависимости от  уровня подготовки). 9. Соревнования: на большом количестве подач подряд без ошибок (в  заданный участок), из заданного числа попыток. 10.Соревнования на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема подач выражается количеством очков: мяч принят к  сетке—одно очко подающему и два принимающему; не принять в  площадь атаки—два очка подающему и одно очко принимающему;  ошибка при подаче или приеме (включая подачу не в коридор)—0  очков. После того как стоящий на приеме примет подачи своей  подгруппы, он становиться подающим. Итоги подводятся после того,  когда каждый занимающийся побывает в роли принимающего. 11.То же, но после выполнения серии других приемов игры. Например,  перед подачей волейболист выполняет три прыжка с имитацией блока.   Подачам надо уделить внимание на каждом занятии. Если работа над  ними не входит в задачи занятия, целесообразно выделить время для 10— 20 подач в конце занятия.   В процессе многолетней подготовки требования постепенно повышаются:  от нижней подачи до сложных подач на силу и точность.   При совершенствовании подачи группу следует разбить на подгруппы по  2—3 человека и дать каждой задание: броски набивными мячами двумя  руками или одной у стены; удары по мячу, закрепленному на резиновых  амортизаторах; броски набивного мяча двумя руками или одной в стену;  подбрасывание набивного мяча (1 кг) и удары кистью; подача в стену и  прием; подача через сетку и прием (в парах). Через определенное время  подгруппы меняются местами. Обычно занимающиеся должны выполнить  эти упражнения дважды. Такие задания (кроме подач через сетку) можно  давать и при совершенствовании техники других приемов, когда нужно  повысить плотность занятия. 1.4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ АТАКУЮЩИХ УДАРОВ   Успешность волейбольного поединка во многом зависит от  результативности атакующих ударов. Есть упражнения по технике,  которые служат основой для совершенствования навыков атакующего  удара. Задания по своей сложности рассчитаны на уровень подготовки на  конкретных обучающихся, а условия их выполнения отражают характер  соревновательной деятельности волейболистов.   Выполнение этих заданий обеспечивает условия для успешного обучения  тактики нападающих действий. По мере освоения все описанные упражнения надо усложнять, приближая их к условиям игры: первую  передачу выполнять, когда мяч направлен через сетку (со стороны  соперника). Вначале мяч посылают передачей, затем подачами (нижней и  верхними).   Подготовительная игра 3Х3. Спортсмены располагаются в зоне 5  (прием), 3 (передача), 4 (атакующий удар). Игра ведется по правилам  волейбола.   Подготовительная игра 4Х4. Три спортсмена располагаются в «линию»,  а один (на передаче)—у сетки в зоне 3. После каждого выигрыша подачи  игроки меняются зонами площадки по часовой стрелке.   Учитывая высокую вариативность условий выполнения атакующих  ударов, важно с самого начала упражнений по технике воспитывать у  занимающихся наблюдательность за действиями своих партнеров и  соперников. Где принимается  мяч? (расстояние к сетке). Куда возможно  передача? Как принимает мяч партнер? Как выполняется передача для  удара? И т.д. Это имеет исключительно важное значение для  формирования знаний о принципах и закономерностях построения  взаимодействия, что в последующем во многом обуславливает высокую,  так называемую игровую дисциплину.   Техника атакующих ударов совершенствуются так же в более сложных  упражнениях. 1. Удары после изменения направления разбега: а) удар между зонами 4— 3 после разбега из зоны 4; б) удар в зоне 3 после разбега из зоны 2; в)  удар в зоне 2 после разбега из зоны 3. 2. Удары после скрестного передвижения игроков в зонах 4 и 3, 3 и 2. 3. То же, но при выходе связующего к сетке из зоны 1, 6, 5.   В начале все упражнения выполняются без противодействия  блокирующих, затем против одиночного, двойного, тройного блоков.  Навыки взаимодействия игроков закрепляются в учебной игре 4Х4 с  использованием всех изученных атакующих приемов. 1.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРИЕМА ПОДАЧИ СНИЗУ ДВУМЯ РУКАМИ   Как подача мяча может принести очко падающей команде, так и  качественный стабильный прием подачи может создать благоприятные  условия для эффективных условий нападающих действий. 1. Волейболисты располагаются в зонах по одному 1, 6, и 5 на двух  сторонах площадки, остальные разделены на две подгруппы,  располагаются на местах подачи с мячами в руках. Первая серия— прием передачи и первая передача в зону 3, вторая серия—в зону 2,  третья серия—в зону 4. Послей каждой серии приемов (4—6 попыток) волейболисты меняются местами: из зоны 1 идут в зону 5, из зоны 5—в  зону 6, из зоны 6—в зону 1. Для ориентира и определения качества  первой передачи у сетки находится «связующий», который стремится  выполнить вторую передачу. 2. Двое на приеме подачи располагаются в зонах 1 и 5 на обеих сторонах  площадки. Остальные разделены на две подгруппы и располагаются на  месте подачи с каждой стороны площадки. Подачи поочередно в  каждого волейболиста на приеме. После 4—6 приемов происходит  смена мест. После очередной серии из 4—6 приемов на их место идут  другие, и т.д. 3. Волейболисты «на приеме подачи» располагаются в зонах 5 (1), по  одному на каждой стороне площадки. С противоположной стороны  площадки волейболисты в колоннах по одному с мячами в руках (3—4  метра от сетки). Все мячи через сетку направляются броском и ударом  одной рукой (чередование). Затем следует прием мяча снизу и  качественная первая передача. Интенсивность в этом упражнении  регулируется за счет бросков рукой при неточной подачи. 4. Прием подачи последовательно в зонах 5, 6, и 1. Вначале по 3 попытки,  затем по 2 и, наконец, по одной. В этом упражнении применяются  броски мяча в случае неточной подачи. 1.6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БЛОКИРОВАНИЯ   Блокирование составляет «первую линию обороны», призванную  противостоять атаке соперника еще «на его территории» и выиграть очко.  Овладение навыками индивидуального и группового блокирования— серьезнейшая проблема тренировочной соревновательной деятельности  волейболистов и тренеров. Обучать блокированию и совершенствовать  технику необходимо на всем протяжении многолетней подготовки,  начиная с 9—10 лет.   Основу успешности блокирования (техники) составляют три фактора:  высокий прыжок с места или после перемещения; выбор места у сетки для  прыжка; определение времени (момента) постановки рук над сеткой на  пути мяча. Наряду с техникой постановки рук над сеткой важнейшее  значение имеет развитие определенных качеств и способностей, которые  надо развивать при помощи специальных упражнений, помимо собственно  блокирования.    А развивать такие качество можно с первых дней обучения волейболу и в  любом возрасте.   Совершенствование техники и развитие необходимых качеств происходит с помощью упражнений, которые увеличивают дозировку, интенсивность  нагрузок и сложность условий. 1. Броски резиновых мячей из зон 3, 4, 2 в разных направлениях у сетки, с  задней линии потоком, блокирующий задерживает мячи, вначале стоя на подставке, потом в прыжке с площадки. 2. То же, но нападающие удары игроки выполняют, сами подбрасывая мяч  над сеткой. 3. Упражнения 1—2, блокирующий на площадке—блокирование в  прыжке. 4. Упражнения 1—3, но блокирующих двое, трое, вначале они на  подставке, затем на площадке. 5. Нападающие выполняют групповые тактические действия, например  нападение первым темпом, вторым, с задней линии при имитации у  сетки. Блокирующий один (затем два, три) на подставке, все действия  всем известны, основное внимание на качество блокирования. 6. То же, что в упражнении 5, блокирующие на площадке.   Использование подставки для блокирования создает благоприятные  условия блокирующему для наблюдения за действиями нападающих и  правильной своевременной постановки рук на пути мяча. 1.7. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С УЧЕТОМ УГРОВОЙ ФУНКЦИИ.   Волейболист должен эффективно выполнять основные технико­ тактические действия в нападении и защите уже при включении в команду  высшего разряда. На основе прочной универсальной подготовки  совершенствуется мастерство в выполнении игровой функции в команде  (связующего, нападающего, либеро). Для этого производится  специализация технической подготовки с учетом игровой функции и  индивидуализация тренировочного процесса.   Связующие. Техническая подготовка связующих игроков—это в первую  очередь совершенствование навыков передачи мяча сверху двумя руками,  а также умения атаковать с первой передачи и блокировать.   Специализированная подготовка проводиться по специальной программе  в форме индивидуальных упражнений в парах (связующий—связующий,  связующий—нападающий), в группах (только связующие, связующие и  нападающие). При совершенствовании важно добиться высокой точности  передачи и обеспечить ее стабильную надежность. Для этого упражнения  выполняют из различных по отношению к сетке положений (у сетки, из  глубины площадки, находясь лицом и спиной в направлении передачи),  сочетая их с быстрыми перемещениями, обеспечивающими своевременный  выход к мячу. Связующий должен учиться скрывать свои намерения.  Применять отвлекающие действия.   Рекомендуемые упражнения. 1. Передачи (индивидуально, в парах) из различных исходных положений  (стоя, сидя, лежа, в прыжке), во время и после перемещений и  остановок. 2. Передачи двух мячей, которые направляют партнеры передачей, ударом одной рукой (прием снизу одного мяча, передача другого; передача стоя и с последующим падением и т.п.). В тройке (в линию)—передача двух  мячей, стоя спиной к направлению передачи. 3. Один игрок стоит с мячом в зоне 4 у сетки, другой—в зоне 3  (связующий). Первый передачей посылает мяч в зону 6, куда выходит  второй, и передачей на удар возвращает мяч в зону 4; первый игрок  посылает мяч в зону 3, куда выходит второй (из зоны 6), и выполняет  передачу на удар в зону 4, и т.д.; меняются высота передачи и  расстояние.  То же, но связующий в зоне 2. передача в зону 2, затем 4. 4. То же, что в упражнении 3, только после передачи в зону 3 из зоны 4  игрок бежит в зону 2, стоя спиной, и тут же поворачивается кругом.  То же выполняют в новом расположении, но уже передача следует в зону  4.  То же, но исходное положение в зонах 4 и 6. Передача из зоны 4 в зону 3,  из зоны 3 в зону 4; затем из зоны 4 игрок выполняет передачу в зону 6, из  зоны 6—в зону 4, из зоны 4—в зону 3, из зоны 3—в зону 2, стоя спиной. 5. Три игрока располагаются в зонах 4, 3 и 2, один в зоне 1 (6, 5)— связующий. Тренер из зоны 6 с противоположной площадки посылает  мяч через сетку одному из нападающих, связующий выходит к сетке и  выполняет передачу (в определенную зону на заданной высоте).  Соответствующий игрок передачей в прыжке посылает мяч тренеру.  Тренер отправляет мяч снова через сетку (передачей, ударом передачи  над собой); связующий, после выхода и передачи вернувшийся в свою  зону, снова выходит и передает мяч игроку, не участвовавшему в этом,  и т.д. Меняют высоту передач. Игроки последовательно проходят через  все зоны. 6. Первоначальное расположение такое же, как в упражнении 5. После  7. трех передач связующий не возвращается в зону 1, а идет в зону 6,  выполняет три передачи после выхода из этой зоны, уходит в зону 5,  затем в зону 6. То же, но зону выхода связующий меняет после каждой  передачи на удар.  Выполнение упражнений в связке связующий—нападающий, т.е. все  передачи к сетке завершаются нападающим ударом. Связующий  оценивает техническое качество передачи по результативности  нападающего удара. В этих упражнения связующие и нападающие  «притираются» друг к другу. Связующие должны в совершенстве владеть блокированием. Этому так же  необходимо уделять внимание в процессе специализированной технической  подготовки.   Нападающие. Техническая подготовка нападающих игроков первого темпа,  предполагает прежде всего, совершенствование навыков нападающих ударов и блокирования. Нападающие игроки второго темпа совершенствуют кроме  нападающих ударов и блокирования навыки приема подачи и защитных  действий.   Специализированная подготовка нападающих складываются из  индивидуальных упражнений, упражнений в парах (нападающий— нападающий, нападающий—связующий), групповых (2­4 нападающих и  связующий, только падающие).   Нападающие должны мастерски овладеть основными способами атакующих ударов как сильнейшей, так и слабейшей рукой. Совершенствуют навыки  атакующего удара с различных передач, из всех зон у сетки, с задней линии,  при противодействии блокирующих, варьируя способы удара. Нападающий  должен уметь активно использовать отвлекающие действия: показ удара с  поворотом туловища влево и перевод направо (и наоборот), изменения  направления разбега (первоначально перед связующим и выход позади него,  глее и выполняется удар), остановка в разбеге с последующим прыжком и  выполнением удара, имитация удара и отбивание мяча через сетку (одной,  обеими руками), имитация удара и откидка (передача в прыжке партнеру),  имитация передачи в прыжке и удар, замах одной рукой и удар другой.   Упражнения для специализированной подготовки нападающих подбирают  из упражнений в атакующих ударах, блокировании и вторых передач, куда  включают и атакующие удары. Кроме перечисленных ранее привожу и другие  упражнения.   1. Индивидуально (у тренировочной стенки, у серки). Выполнение ударов  с собственного подбрасывания различными способами, отвлекающих  действий, сочетание нападающих действий и отвлекающих ударов. 2. В парах. Нападающие удары против одиночного блока. Блокирующий  закрывает блоком определенные направления, а нападающий, зная это,  выполняет удары в свободном направлении. С передач связующего  нападающие удары в различных направлениях и с различных передач  (лицом, боком, спиной к нападающему—в опорном положении и  прыжке.) 3. Групповые упражнения, в которых используют несколько нападающих и связующих. Таким образом связующий изучает технические  особенности своих партнеров, нападающих (в различных зонах и т.п.), а  они приспосабливаются к манере связующего выполнять передачу. 4. Три нападающих находятся в зонах 4, 3 и 2, в зоне 1—связующий.  Тренер с противоположной стороны площадки бросает мяч кому­либо  из нападающих, а тот направляет его выходящему к сетке. Выходящий выполняет передачу на удар тому, от кого получен мяч. После удара  игроки быстро занимают свои места, мяч направляется другому  нападающему. Упражнение делают непрерывно, пока все не выполнят  заданное количество ударов. 5. Нападение в зонах 4, 2, 3 при наличие группового блока: блокирующие  находятся на подставке, создавая различные ситуации («разрыв» в  блоке, руки одного блокирующего намного ниже, чем у другого, блок  сдвинут далеко от линии или на самой линии).   Для совершенствования навыков блокирования используют упражнения в  блокировании, предложенные ранее, а также те, которые рекомендованы для  совершенствования нападающих ударов,—в них вводят блокирование. Однако если раньше блокирующие помогали нападающим, то в данном случае  нападающие помогают блокирующим.    Либеро—свободный защитник. Либеро заменяет любого игрока на задней  линии, эта замена не входит в число разрешенных. Основная его функция в  игре—защитные действия: прием подачи, прием мяча от нападающего удара,  на страховке. Ему не разрешается выполнять подачу, нападающий удар по  мячу выше верхнего края сетки, блокировать. От этого игрока во многом  зависит успешность защитных действий команды.   Основа спортивно­технического мастерства «либеро»—виртуозная игра в  защите, приеме подачи и на страховке. Исходя из этого и формируются  тренировочные задания на основе упражнений. 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ   Совершенствование тактического мастерства при выполнении  индивидуальных и коллективных действий наряду с техническим мастерством и в единстве с ним является важнейшим условием результативности  соревновательной деятельности волейболистов.   Поскольку волейбол—командный вид спорта, важное значение имеет умение максимально использовать индивидуальные особенности волейболистов, что  выражается в определении каждому члену команды его игровой функции  (амплуа), облегчающий организацию атакующих и оборонительных действий в соревновательном противоборстве с командой соперника.   В современном волейболе различают нападающих первого и второго темпа,  связующих игроков «либеро» (защитника)—по характеру проявления  индивидуальных качественных способностей (длина тела, быстрота,  прыгучесть, оперативное мышление) и роли в организации атакующих и  защитных действий игроков.   Нападающие:   первого темпа—игрок, выполняющий надежные действия в атаке и на блоке, хорошо играющих с низких передач; второго темпа («диагональный», «доигровщик»)—универсально  подготовленный игрок, обладающий высокой активностью в организации  атакующих и защитных действий, надежностью приема подачи. Разделение  нападающих по темпу условно, в принципе нападающие должны хорошо уметь выполнять атакующие удары в тактических комбинациях в нападении на  любом месте.   Связующий игрок должен обладать высокими надежностью и качеством  вторых передач в различных игровых ситуациях. Учитывая, что данная  игровая функция предполагает реализацию тактического замысла в игре, к  связующим предъявляются исключительно высокие требования как  организаторам игровых действий. Это, как правило, спокойные и  рассудительные спортсмены, блестяще понимающие игру и мгновенно  ориентирующиеся в ее сложных условиях.   С целью равномерного распределения сил, команду комплектуют по  определенному принципу. При этом учитывается не только стартовый, но и  запасной состав. Наиболее оправданными признаются принципы 4+2 (четыре  нападающих и два связующих) и 5+1 (пять нападающих и один связующий).  Реже используется принцип 3+3 (три нападающих и три связующих), при  котором игроки разных функций располагаются через зону.   Высокий уровень тактической подготовки создает благоприятные  предпосылки для максимального использования в игре технического  потенциала волейболистов и индивидуальных особенностей каждого игрока. В свою очередь, тактическая подготовка игрока зависит от технической  подготовки. Любое тактическое действие (индивидуальное, групповое,  командное) реализуется в серии технических приемов и их способов. Большое значение имеет умение принимать решение, позволяющие наиболее  рационально применять арсенал действий, которые владеют спортсмены, для  достижения победы над соперником.   В тактическую подготовку необходимо включать основной арсенал  тактических действий, овладения которым позволило бы спортсменам  максимально использовать в игре свою техническую оснащенность, уровень  развития специальных качеств и способностей, теоретические знания и т.д.   Понятие «тактическая подготовка» более емкое, чем понятие «обучение  тактике». Можно хорошо знать тактику волейбола, изучить ее теоретически,  но тактически действовать в игре малоэффективно. Изучения тактических  действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для  достижения высокой результативности в игре. В процессе обучения  необходимо добиться органического единства в тактике и технике.   Можно выделить факторы, определяющие успешность тактических  действий волейболиста в игре и соревнованиях. Во­первых, высокий уровень развития физических качеств: быстроты сложных реакций, ответных  действий, ориентировки, сообразительности и т.п. Во­вторых, высокая  степень надежности технических приемов в сложных игровых условиях. В­ третьих, единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне  овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите.   Тактическую подготовку нельзя сводить к обучению волейболистов только  тактическим действиям. Основу успешных действий волейболистов в игре  составляют специальные качества (наблюдательность, быстрота реакции и  т.д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же  тактические действия служат своеобразной формой организации действий  волейболистов индивидуально, в группах и команде в условиях единоборства  с соперником.   Методическая последовательность решения задач тактической  подготовки выглядит так: 1) подготовительные упражнения; 2) подводящие  упражнения; 3) упражнения по технике; 4) упражнения по тактике; 5) учебные и контрольные игры. 2.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В НАПАДЕНИИ   Индивидуальные тактические действия. Индивидуальная тактика как бы  «вырастает» из техники. Например, высшая степень мастерства подачи  состоит в том, что игрок может послать мяч любым способом в любую точку  площадки соперника. Это техника. Куда послать мяч в каждый определенный  момент—это тактика. Даже самая грамотная установка на игру при подаче не  даст должного эффекта, если нет уверенности в технической ее реализации.  Не будут успешными действия при подаче, если игрок хорошо владеет  техникой, но не подготовлен тактически: к такой подаче легко  приспособиться при приеме. Это особенно ощутимо при выполнении вторых  передач мяча, блокировании и т.д.   Подготовительные упражнения направлены на развитие быстроты  реакции, быстроты ответных действий, быстроты перемещения,  наблюдательности, ориентировки и других качеств, обуславливающих  своевременность выбора места для первой и второй передач и создающих  благоприятные условия для определения направления первой и второй  передач (умение видеть партнеров и игроков соперника), подачи, атакующего  удара. Незаменимы в решении этих задач специально подобранные и  модифицированные подвижные игры и эстафеты.   Основную группу здесь составляют упражнения, в которых обучающиеся  (игроки) выполняют задания в ответ на сигналы (преимущественно  зрительные). В качестве сигналов используют различные положения мяча: мяч поднят одной рукой или двумя, опущен вниз, подброшен вверх или брошен на  площадку. В качестве сигналов применяют зажигание лампочек (одна,  несколько). Лучше, если лампа скрыта за матовым кругом (по диаметру мяча). В зависимости от характера сигнала волейболист должен выполнить  определенное действие: ускорение вперед, вправо, влево, комплекс движений. Большое внимание следует уделять упражнениям, в которых игроки должны  выбрать действия в соответствии с сигналом. Кроме перемещения в качестве  ответных действий выполняют броски и ловлю набивных мячей, прыжки с  доставанием подвешенных набивных мячей.   На основе упражнений, строятся комплексы заданий по физической и  технической подготовке повышенной интенсивности, сложности, при этом с  «тактической» окраской—привнесением элемента выбора, что характерно  для игровой соревновательной деятельности. Основное внимание уделяется  упражнениям по тактике, в них совершенствуется «техническое обеспечение» многообразия тактических построений; выбор заключительного действия:  атакующий удар (способ, направление), «скидка», «накат»; создаются условия для выбора наиболее целесообразного действия в конкретной ситуации.   Суть упражнений по тактике передач сводить к тому, чтобы создать условия, при которых занимающиеся должны выбирать эти действия, оценивать их  эффективность. Примерные упражнения. 1. Передачи мяча стоя, сидя, в прыжке в мишень на стене (щите),  наблюдая за цифровым табло сбоку от мишени (слева, справа);  расстояние изменяется, перед передачей назвать цифру, появившеюся  на табло. 2. Две, три мишени; по световому сигналу послать мяч в обозначенную  сигналом мишень. Положение игрока как в упражнении 1. 3. Упражнения при первой передаче в рамках системы игры через игрока  передней линии (в зонах 3, 2, 4): в зависимости от характера первой  передачи атакующий удар или скидка (поставлен блок). То же при  второй передаче. 4. То же в рамках системы игры через выходящего игрока задней линии.   В упражнениях 3 и 4 блокирующие на противоположной стороне изменяют  свое положение, создавая уязвимые места для успешной атаки,—связующий  должен в это место над сеткой послать мяч.   При подаче суть тактики заключается в выборе способа подачи и  направления с учетом конкретной игровой ситуации. Упражнения в подачах  различными способами по заданию на точность, по ситуации, которые создают игроки соперника на противоположной площадке (на слабого на приеме  подачи, на готовящийся выход с задней линии к сетке, для затруднения  тактической комбинации или передачи сильнейшему игроку и т.д.).   При атакующем ударе основные требования в упражнениях сводятся к  выбору способа и направлению атакующего удара, удара или «обмана», «от  блока в аут». Здесь используются упражнения в атакующих ударах, описанные ранее, в которые вводят сигналы по выбору того или иного действия.  Например. 1. Чередование способов нападающего удара, чередование направления  ударов при одном способе, чередование ударов и «обмана». То же, но в  ответ на различные сигналы. 2. Выбор способа нападающего действия с учетом характера передачи (по  высоте и длине, удаленности от сетки), манеры выполнять передачу на  удар связующего игрока, характер блока и особенностей блокирующих  «соперника». 3. Нападающий получает взвешенную передачу на удар. На  противоположной площадке команда защищается по заданной системе. В  момент второй передачи «соперник» создает определенную ситуацию  (страхующий заранее ушел, например, не участвующий в блоке — к  блокирующим; блоком не закрыта «линия» и т.п.), нападающий должен с  учетом конкретной ситуации выполнить удар в нужном направлении или  «обман» в незащищенное место. 4. Нападение против одного блокирующего: применять широкий арсенал  техники (замах одной рукой — удар другой, показ удара в одну сторону  — удар в другую, остановка в разбеге с последующим прыжком с места и  т.п.).   Групповые тактические действия связаны, с одной стороны, с командными — как этап реализации командного тактического плана, с другой стороны, с  индивидуальными, завершающими этот цикл посредством выполнения  соответствующего технического приема в нападении.   В отдельную категорию выделяются групповые действия «тактические  комбинации», которые специально разучиваются в процессе технической  подготовки (формируется безупречное «техническое» обеспечение  выполнения). В тактической подготовке игроки научатся определять  ситуации, благоприятные для выполнения конкретной комбинации из  арсенала своей команды. Следует иметь ввиду, что тактические комбинации  должны опираться на достаточно высокий уровень технико­тактической  подготовки, простое заучивание комбинаций успеха не принесет.   Основные упражнения здесь направлены на совершенствование  взаимодействия игроков при первых передачах (приеме подачи), при вторых  передач (для атакующего удара), при сочетании первых и вторых передач с  завершением атаки. Более сложные задания строятся с целью  совершенствования навыков групповых тактических действий. Например. 1. Шесть игроков в расстановке для приема подачи, на противоположной  стороне у сетки двое блокирующих. При приеме подачи мяч направить  к сетке связующему, вышедшему с задней линии (из зон 1, 6),  блокирующие меняют свое положение у сетки, оставляя одну зону (3, 4,  2) не закрытой блоком, связующий вторую передачу направляет в эту  зону, где и выполняется атакующий удар. 2. Связующий, взаимодействуя с нападающими, стремится обыграть  блокирующих, используя свой арсенал индивидуальных тактических  действий при второй передаче.   Командные тактические действия определяют развертывание игровых  действий команды через групповые и индивидуальные действия и  «финальное» завершение игрового фрагмента посредством технического  приема. Например. 1. Упражнения в групповых и индивидуальных действиях в пределах  командных: система игры через игрока передней зоны; выходящего;  нападения с первой передачи (по заданию, сигналу). 2. Прием мяча (подачи), выход игрока с задней линии к сетке (из зон 1, 6,  5), при второй передаче связующий стремится переиграть  блокирующих, меняя ритм атаки, применяя скрестное перемещение  игроков в зонах, прибегая к отвлекающим действиям, и т.п. 3. Сочетание приведенных упражнений, например, выхода с задней линии в соответствии с сигналом тренера или с тем, из какой зоны вышел игрок,  осуществляется продолжение атаки (по заданию). 4. Прием подачи, первая передача, выход, групповое действие  (тактическая комбинация) осуществляется по сигналу тренера. 5. Упражнения в командных тактических действиях при увеличенной  продолжительности и повышенной активности с изменением  расстановки игроков (переход) по сигналу тренера, с соблюдением  замен «нападающий — либеро», «либеро — нападающий». Здесь  варьируются условия: а) при каждом варианте расстановки —  избранный вариант (один — два) тактических комбинаций и других  действий; б) при смене расстановки — смена тактических комбинаций. 6. То же, но смена расстановки на 2 — 3 такта (перехода). СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ЗАЩИТЕ   Если в нападении действия игроков в известной мере можно  программировать, то действия в защите полностью зависят от атакующих  действий игроков команды соперника, в соответствии с которыми выбирается свой способ защиты. Поэтому совершенствование мастерства игры в защите  строится по двум направлениям: 1) выбор места и способ приема мяча; 2)  выбор места и определение направления атакующего удара при блокировании. Это достигается в процессе подготовительных, подводящих упражнений, а  также упражнений по технике и тактике.   Индивидуальные тактические действия. В подготовительных  упражнениях большое внимание уделяется развитию психических и  физических качеств, составляющих основу быстроты ответных условий,  выбор того или иного защитного действия в ответ на сигналы, моделирование различных ситуаций. Здесь полезны упражнения из раздела тактики нападения и специальной физической подготовки. Примерные упражнения. 1. Двое — трое обучающихся передачей и ударом посылают мяч в разных  направлениях, их партнер, применяя различные способы приема мяча, в  опорном положении, справа, слева с падением стремится точно  направить мяч к сетке. 2. Прием мяча от нападающих ударов снизу двумя руками. Снизу двумя  или одной с падением, сверху в зонах 6, 5 с падением. Нападающие  удары через сетку из зон 4, 3, 2 выполняют тренер и обучающиеся, стоя  на подставке. 3. то же, но удары выполняются в прыжке с собственного подбрасывания и с передачи партнера (чередование ударов и обманов) 4. Подводящие упражнения на задерживание поролонового мяча над  сеткой «ластами», руками, стоя на подставке, в прыжке. 5. При блокировании главное состоит в своевременной постановке рук на  пути мяча над сеткой. Блокирующий расположен на подставке  (исключен прыжок), он может все внимание сосредоточить на действиях атакующего и надежно закрыть его блоком, тщательно отрабатывая  положение рук (кистей) при том или ином способе и направлении удара  (многократно), чего трудно добиться, при попытках блокировать в  прыжке.  Чередование блокирования, стоя на подставке и в прыжке, сохраняя  разнообразие способов и направления ударов. 6. 7. Блокирование ударов, выполняемых из зоны различными способами  (прямой, с переводом, боковой, слабейшей рукой) в двух направлениях. 8. Блокирование нападающих ударов из двух (трех) зон, выполняемых  двумя (тремя) способами по сигналу. 9. Трое нападающих и связующий выполняют различные взаимодействия  (завершающий удар в известном направлении). Блокирующий должен  выйти в соответствующую зону и осуществить блокирование. Передачи  высокие и низкие. 10. Единоборство: нападающий, применяя индивидуальную тактику,  стремиться обыграть блокирующего; блокирующий, в свою очередь,  старается не пропустить удар.   Групповые тактические действия включают взаимодействия игроков  передней линии, игроков задней линии, игроков передней и задней линии.  Совершенствование навыков взаимодействия производится на основе  упражнений,  которые увеличивают дозировку, приводят разные условия для  выбора действия в конкретной ситуации.   Примерные упражнения.  1. Блокирующие на подставке в зонах 3, 4 и 2. Нападающие располагаются на противоположной площадке в зонах 4, 3, 2, связующий — на границе  зон 3 и 2. Атакующие удары потоком выполняются из зон 4, 3, 2 многократно, повышая темп за счет высоты передачи. Задача  блокирующих — не пропустить мяч на свою сторону: при ударе из зоны  4 блокируют игроки зон 3 и 2, при ударе из зоны 3 блокируют трое, при  ударе из зоны 2 блокируют игроки зон 4 и 3. То же, но удары  выполняются в различной последовательности зон и направлений. 2. То же, что в п. 1, но блокирующие находятся на площадке. 3. Блокирующие стоя на подставке, преграждают путь мячу при  атакующем ударе. После серии заданий блокирующие располагаются на  площадке, при этом применяется смена мест (переход), не прерывая  упражнение (для этого мяч на сторону нападающих направляют со  стороны защищающийся команды). 4. Прием подачи, атакующего удара в зоне 6, игроки зон 5 и 1  подстраховывают его. Прием в зоне 5, на страховке игроки зон 6 и 4;  прием в зоне 1, на страховке игроки зон 6 и 2. 5. То же, что в п. 4, но атакующие удары чередуются с обманными,  совершенствуются навыки приема мяча в защите и на страховке. 6. Упражнения на сочетания взаимодействия блокирующих между собой и игроков задней линии между собой и с блокирующими. Многократное  выполнение атакующих ударов и обманов из различных позиций у сетки  и с задней линии в сочетании с переходом игроков, с включением  сигналов для выполнения определенных действий.   Командные тактические действия совершенствуются в составе 6 человек  — команды, за основу принимается система игры углом вперед или углом  назад с набором групповых и индивидуальных тактических действий,  реализующих ту или иную систему. Исходя из этого, строятся упражнения  для совершенствования действий волейболистов при приеме подачи, при  блокировании и страховке, приеме атакующих ударов. Задания выполняются  многократно с включением, ставящих обучающихся в условия выбора  определенных действий в защите. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С УЧЕТОМ ИГРОВОЙ ФУНКЦИИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ   Индивидуализация учебно—тренировочного процесса с учетом игровой  функции волейболиста в команде предполагает специализацию не только  технической, но и тактической подготовки (связующие, нападающие,  «либеро»). Такая специализированная тактическая подготовка тесно связана с технической и специальной физической подготовкой.   Связующие.  В тактическую подготовку связующих в первую очередь  входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего  удара: вторая передача после приема подачи и при доигровке, первая  передача после касания мяча блокирующими (партнерами связующего) или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара, если первая  передача на удар была адресована связующему игроку.   Тактическое мастерство связующего совершенствуется с помощью  упражнений подготовительных, подводящих, по технике и тактике,  индивидуально и во взаимодействиях 2 — 6 игроков: передача на удар либо  непосредственно прием мяча от соперника, после касания мяча  блокирующими или предшествующей передачи.   Широко используют упражнения для связующих из раздела технической  подготовки, но им придают тактическую направленность — дают специальные задания, используют сигналы, вносят в них элемент выбора действия.   Связующий должен глубоко изучить биомеханические основы технических  приемов волейбола, и в первую очередь передачи сверху двумя руками и  нападающего удара, хорошо знать своих партнеров — нападающих, их манеру  игры, особенности выполнения нападающих ударов с высоких и низких  передач, различных по расстоянию; важное значение имеет значение тактики  игры, тактики ведущих команд, сильнейших связующих. Приобретенные  знания связующий должен оперативно использовать в упражнениях по тактике и игре.   Необходимо научить, связующего до последнего момента скрывать  возможное направление и характер передачи мяча, отвлекающим действием.   Упражнения выполняют только связующие, связующие и нападающие.  Взаимодействия с нападающим занимают основное место в групповых  упражнениях по тактике. Роль связующего в этом особенно большая при  низких передачах, так как нападающий при низких и коротких передачах  практически не может внести коррективы в свои действия (находится в  безопорном  положении).   Нападающие. Основу их специализированной тактической подготовки  составляют упражнения по тактике, в которых встречаются нападающие  удары и блокирование. Игрок должен уметь уверенно и эффективно  пользоваться широким арсеналом нападающих ударов, их способов,  отвлекающих действий, индивидуального и группового блокирования. В  упражнениях нападающего со связующим игроком, блокирующих между  собой, вырабатываются навыки точного взаимодействия, взаимопонимания.   Конкретные упражнения нетрудно подобрать из арсенала технической и  тактической подготовки — все, что связано с нападающими ударами,  блокированием, придавая им тактическую направленность. Большое внимание надо уделять комбинированным упражнениям, в которых связующий и  нападающие стремятся преодолеть сопротивление блокирующих; те, в свою  очередь, совершенствуют навыки взаимодействия при блокировании  (групповом или осуществляя персональное блокирование — своего рода  личная защита в волейболе). Либеро должен хорошо ориентироваться в выборе своих действий с учетом  конкретного «окружения» из игроков в данный момент его пребывания на  площадке, знания их действий в той или иной конкретной расстановке при  приеме подачи, атакующего удара, страховке. С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Совершенствование технического мастерства волейболистов. Совершенствование техники перемещения. Совершенствование техники передачи мяча. Совершенствование техники подачи мяча. Совершенствование техники атакующих ударов. Совершенствование техники приема подачи мяча снизу двумя руками. Совершенствование техники блокирования. Особенности технического совершенства с учетом игровой функции. 2. Совершенствование тактического мастерства волейболистов. Совершенствование тактических действий в нападении. Совершенствование тактических действий в защите. Особенности тактического совершенства с учетом игровой функции  волейболистов. Используемая литература   Клусов Н.П., Цуркан А.А. Стадионы во дворе. — М., 1984 1. 2. Спортивные   кружки   и   секции.   Программы   для   внешкольных учреждений. — 3­е издание — М., 1986 3. Справочник учителя физической культуры. — М.,1997 4. Настольная книга учителя физической культуру. — М.,1998 5. Беляев А.В. Волейбол на уроках физической культуры.—2­е изд.—М.: ФиС., 2005. 6. Беляев   А.В.   Обучение   техники   игры   в   волейбол   и   ее совершенствование.— М.:ВФВ, 1995 7. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. — М.: ФиС, 1970 8. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. — Иркутск, 2000 9. Чехов О. С. Основы волейбола. — М.: ФиС, 1979 10.Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для   студ.высш.учеб.заведений   /(Ю.Д.   Железняк,   Ю.М.   Портнов,   В.П. Степанов и др.); под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. — 3­е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018