Как было сказано выше, картинг это первоначальная ступень автомобильных гонок, и, как показывает опыт зарубежных специалистов, чтобы вырастить первоклассного пилота гонок класса «Формула-1», необходимо обучать ребенка картингу начиная с 4-5 лет.
Но прежде чем начать свой путь в «формульных» классах или перейти в кузовные гонки, молодому пилоту необходимо полностью овладеть искусством управления картом. На данный момент не существует методики, которая бы должным образом подготавливала детей и учила полностью чувствовать карт, что необходимо для достижения высоких результатов, как на чемпионатах России, так и Европы и Мира.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В
ПРОКАТНОМ КАРТИНГЕ»СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение..........................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.........................................................................................5
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
1316 ЛЕТ УПРАВЛЕНИЮ КАРТОМ.......................................................................................15
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 1316 ЛЕТ УПРАВЛЕНИЮ КАРТОМ......28
Список литературы......................................................................................................................41
2Введение.
Актуальность. Картинг – это самая первая ступень в мире
автомобильных кольцевых гонок. Он позволяет развивать разнообразные
физические качества, прививает любовь к технике, а также повышает уровень
как технических, так и физических знаний. Картингисты обладают отменной
реакцией, высокой сосредоточенностью и концентрацией внимания,
минимально подвержены эмоциональным расстройствам и очень решительны в
своих действиях. Картинг идеально подходит для воспитания в ребенке
лидерских качеств, а также воспитанию внутреннего стержня и силы воли. И,
безусловно, картинг является хорошим инструментом для обучения ребенка
грамотному обращению с транспортным средством, прививает культуру
грамотного и безопасного вождения.
Как было сказано выше, картинг это первоначальная ступень
автомобильных гонок, и, как показывает опыт зарубежных специалистов,
чтобы вырастить первоклассного пилота гонок класса «Формула1»,
необходимо обучать ребенка картингу начиная с 45 лет.
Но прежде чем начать свой путь в «формульных» классах или перейти в
кузовные гонки, молодому пилоту необходимо полностью овладеть
искусством управления картом. На данный момент не существует методики,
которая бы должным образом подготавливала детей и учила полностью
чувствовать карт, что необходимо для достижения высоких результатов, как
на чемпионатах России, так и Европы и Мира.
Рабочая гипотеза: Впервые разработанные комплексы упражнений по
тренажерной и автодромной подготовке для юных картингистов позволят
тренерам по автомобильному спорту планировать содержание и
интенсивность занятий на основе экспериментально проверенных данных.
Объект исследования: Процесс подготовки спортсменов 1316 лет на
примере занятия картингом.
Предмет исследования: Методика обучения детей старшего возраста
1316 лет.
Цель исследования: Изучить и экспериментально обосновать
возможность обучения точным управляющим действиям путем тренажерной
и автодромной подготовки по управлению картом детей старшего возраста
1316 лет.
3Практическая значимость: внедрение специальной тренажерной и
автодромной подготовки для юных картингистов.
Научная новизна состоит в том, что впервые будут применены
комплексы упражнений по тренажерной и автодромной подготовке,
призванные повысить профессиональное мастерство юных картингистов.
4ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Введение.
Очень большое заблуждение среди обывателей, что картинг это лишь
аттракцион и передвигаться быстро по трассе на нем может любой, кто имеет
права и хоть немного умеет водить машину. Что уж говорить про обладателей
авто, в которых количество лошадиных сил переваливает за 300, а разгон до
«сотки» занимает порой меньше 56 секунд – те считают себя «королями»
дорог и не считают картинг серьезной ступенью в автоспорте. Разочарование
этих людей сложно описать, когда они впервые садятся в карт, и не могут
даже близко подобраться к результатам профессиональных картингистов. А
все потому, что быстро проходить повороты на карте и показывать быстрые
секунды не так и просто, не достаточно просто давить газ «в пол» для этого
надо обладать, как минимум, знаниями траектории, не говоря уже о
грамотном обращении с автомобилем.
Что касается спортивного картинга, где вес карта вместе с пилотом
равен примерно 160170 кг, что вкупе с мотором мощностью в 2832
лошадиные силы дает нам энерговооруженность сопоставимую с всемирно
известными спорткарами как Porsche 911, Ferrari F430. Добавим сюда мягкую
резину типа «слик», которая удерживает карт на трассе в поворотах на очень
большой скорости и получим снаряд, который по своей динамичности вполне
сопоставим с болидами «младших» формул. И не будем забывать, что в
гонках картингисту приходится бок о бок сражаться с двумя десятками таких
же быстрых и отважных соперников, на глазах у своей команды и нескольких
сотен зрителей, под жесточайшим прессингом и напряжением. Получается
картом управлять должен хорошо подготовленный профессиональный
спортсмен.
Вернемся к «обывателям», которые зачастую знакомятся с картингом на
прокатных картодромах. Карты там менее мощные, имеют защитный
железный обвес, а резина не такая мягкая и не удерживает так сильно карт в
поворотах, тем не менее, они не теряют от этого свою резкость за счет
отсутствия подвески и наличия все той же резины «слик». Даже в прокатном
картинге для достижения болееменее приличного результата приходиться
пройти начальное обучение, и никакой опыт управления дорожным спорт
5каром, увы, зачастую не помогает, чтобы с первого раза удивить своей
скоростью на треке.
Есть ряд качеств, которые напрямую влияют на управление картом.
В первую очередь это хорошая физическая подготовка. Я не раз
становился свидетелем, как люди, первый раз прокатившиеся на прокатном
карте 10 минут, заявляли о том, как быстро закончились их силы. Усталость
сильно влияет на результат, как на результат круга, так и на стабильность. А в
гонках, напомню, помимо стабильно быстрого прохождения кругов, также
требуется бороться с соперниками на трассе.
Немало важным является ловкость. Трассы для картинга часто имеют
ряд поворотов, в которых надо быстро и умело управляться с органами
управления картом. Помимо быстрого и четкого руления в быстрых связках
поворотов, также необходимо грамотно работать газом и тормозом.
Хорошая реакция в картинге – вещь необходимая. Благодаря хорошей
реакции гонщик умело ориентируется в гоночных ситуациях, таких как старт
гонки, обгоны, а также быстро реагирует на изменения в поведении карта в
виде заноса задней части, или сноса передней, блокировки колес при
торможении.
Помимо обладания вышеперечисленными психофизическими
свойствами гонщик должен хорошо изучить теоретическую базу. Сюда входит
знание правильного прохождения поворотов и их связок (траектория), азы
поведения карта и действий, которые картингист должен применить в случае
ошибки.
И есть еще одна черта, которую невозможно измерить или
натренировать. Часто ее называют талантом, ктото просто говорит –
предрасположенность. Но очевидно, что есть люди, которые садятся в карт и
могут сходу ехать быстро, а кому то надо потратить изрядное количество
времени, чтобы поехать быстро. Обычно люди, предрасположенные к
управлению картом очень быстро приспосабливаются к новым условиям,
приезжая на новую трассу быстро находят нужную траекторию, садясь в
новый для них карт быстро приспосабливаются к нему.
Посадка.
1.2 Основы управления картом.
1.
Первое, и, наверное, самое главное с чего стоить начать – правильная
посадка в карте. В основном учитывает только рост картингиста, так как руль
6и педали можно настроить в зависимости от длины рук и ног. В спортивном
картинге от правильной установки сидения зависит грамотная развесовка, что
впоследствии будет сильно влиять на поведение карта на трассе и,
соответственно, на результаты круга. Сидение рекомендуется ставить на раму
под углом 95100 градусов.
Сидения для картинга имеет анатомическую форму, и должно быть
грамотно подобрано по размеру, чтобы картингист в нем сидел плотно и ни в
коем случае не болтался. Это обеспечит максимальный комфорт при
пилотировании.
После установки сидения руль и педали настраиваются таким образом,
чтобы руки и ноги были слегка согнуты. Ни в коем случае нельзя допускать
того, чтобы при полном повороте руля картингист тянулся к рулю и отрывал
спину от сидения, а также при полном нажатии на педали тормоза и газа
стопы также не тянулись к педалям.
Рис. 1. Рекомендации по установке сидения на карт от крупнейшего производителя
рам для спортивного картинга «Tony Kart».
2.
Руление.
7Благодаря особенностям строения карта руль можно повернуть
максимум на 180 градусов в одну из сторон. Также, учитывая отсутствие
дифференциала, лучше всего карт разгоняется при строго прямом руле. Это
дает отпечаток и на правильное руление при управлении картом. Есть
распространенная фраза – «Чем меньше рулишь, тем быстрее едешь». Если
понаблюдать за профессиональными картингистами и вправду можно
отметить, что они практически не рулят.
Используемые приемы руления в картинге – основное, компенсаторное
и корригирующее.
Торможение
3.
Торможение, по мнению многих специалистов, один из самых важных
компонентов быстрой езды на карте. Торможение часто приводит к ошибкам в
пилотировании, наиболее распространенная из них – занос задней оси, и, как
следствие, потеря контроля над картом. Но те, кто овладевает искусством
очень позднего торможения, имеют большое преимущество, как в
прохождении круга, так и при обгонах и обороне своей позиции.
Частичное основное применение в виде торможения для входа в
В картинге применяют следующие виды торможения:
1.
поворот.
2.
3.
Полное – полная остановка карта.
Экстренное – чаще всего применяется при возникновении
экстренных ситуаций в виде аварии впереди идущих соперников или
возникновения препятствий на трассе, также применяется в плотной борьбе,
чтобы исключить возможный контакт, который в картинге чаще всего
приводит к сходу в гонке.
Торможение в картинге чаще всего производиться непосредственно
тормозной системой (нажатием на педаль тормоза), иногда добавляется
торможение двигателем, реже только торможение двигателем.
Различают несколько типов торможения:
1.
Плавное торможение – постоянное или равномерно нарастающее
давление на педаль тормоза. Плавное торможение может переходить в
интенсивное, что симвозилует собой торможение на грани блокировки колес.
2.
Резкое торможение – кратковременное резкое нажатие на педаль
тормоза, чаще всего приводящее к блокировке колес.
83.
Импульсивное торможение – резкое нажатие на педаль тормоза с
последующим полным отпусканием педали тормоза.
4.
Ступенчатое торможение – очень похоже на импульсивное, но при
этом не имеет пассивной формы, в виде полного бездействия тормозной
системы. Чаще всего каждое последующее нажатие педали тормоза
осуществляется с нарастающим усилием, а также временем нажатия.
Также часто встречается торможение, при котором не отпускается
педаль газа. В основном такой прием применяется в скоростных дугах,
особенно в дождливую погоду, чтобы не терять обороты, но при этом
загрузить переднюю часть карта для лучшего входа в поворот.
В основном торможение заканчивается при непосредственном подходе к
повороту, но в картинге часто применяется прием «трейлбрейкинга». А
именно, когда конец зона торможения заканчивается уже в повороте.
4. Разгон.
Разгон карта производиться из двух положений – сходу или с места.
Трудность разгона с места заключается в преодолении инерции, когда
картингист не может использовать всю мощность двигателя. В спортивном
картинге существую классы как бескоробочные и классы с коробкой передач.
В «бескоробке» при старте с места основным фактором является плавное
нажатие на педаль, чтобы исключить слишком большую подачу топливной
смеси, вследствие чего можно «залить» двигатель. В «коробочном» классе
картингист должен умело работать сцеплением и газом, чтобы ни в коем
случае не допустить проскальзывания задних колес при разгоне, но при этом
держать двигатель при максимально возможных оборотах и крутящем
моменте.
Не стоит забывать, что в картинге при разгоне передние колеса надо
держать прямо, что позволит разгоняться максимально интенсивно.
Прохождение поворотов.
5.
Чем круче поворот, и чем выше скорость движения в нем – тем больше
центробежная сила, действующая на карт. Когда центробежная сила
действует на карт так сильно, что превышает сцепные свойства резины,
происходит потеря устойчивости и управляемости, что чаще приводит к
сносу всех четырех колес, реже к сносу задней оси, еще реже к сносу
передней части карта.
9Повороты делятся на три вида:
1.
Простые – радуис кривизны такого поворота постоянен, а сам
поворот осуществляется только в одном направлении (направо или налево).
2.
Сложные – повороты данного вида, в отличии от простых,
зачастую имеют разный радиус кривизны (закручивающийся или, наоборот,
распрямляющийся).
3.
Опасные – данный тип поворотов может входит как в группу
простых, так и сложных, но отличаться от них наличием разных опасных
факторов, таких как: резкое сужение дорожного полотна, помехи на
стандартной траектории и т.д.
Прохождение поворотов.
6.
Существует мнение, что мастерство пилота тем выше, чем с большим
заносом задней оси он проходит поворот. В этом есть доля правды, но только
доля. По настоящему большим мастерством является прохождение поворота
в сносе, на грани зацепа резины, на той грани, которая и отделяет снос от
заноса. Есть разные способы, которые позволяют перейти в снос – кто то
делает за счет более агрессивного руления на входе поворот, кто то за счет
более агрессивного торможения. Но сама суть – прохождение поворота на
грани сцепления, резины, является высшим мастерством пилота.
1.3 Особенности физиологического развития детей 1216 лет.
В среднем и старшем школьном возрасте отмечается значительное
развитие всех структур ЦентральноНервной Системы. Вес головного мозга к
моменту половой зрелости по сравнению с новорожденным увеличивается в
3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек.
К 13 годам у детей уже создана морфофункциональная основа
интегративных функций мозга, создана функциональная основа для
системных процессов в коре, обеспечивающая высокий уровень извлечения
полезной информации из афферентных сообщений, построения сложных
многоцелевых поведенческих программ. У 13летних подростков невероятно
высока способность к переработке информации, быстрому принятию
решений, повышено тактическое мышление.
К 1214 годам заканчивается созревание всех сенсорных систем.
Зрительная сенсорная система уже к 12 годам достигает функциональной
зрелости. В возрасте 1214 лет совершенствуется функция коркового
10представительства, развивается система все более сложных нейронов
детекторов, что обеспечивает высокий уровень зрительного восприятия.
Исчезает детская дальнозоркость. Длина зрительной оси глаза начинает
соответствовать преломляющей силе, фокусирование лучей происходит
непосредственно на сетчатке. Заметно повышается острота зрения,
улучшается бинокулярное зрение, увеличивается количетсво различаемых
цветовых оттенков.
Совершенствование зрительной системы помогает детям существенно
лучше ориентироваться в пространстве, выделять наиболее значимую
информацию из потока внешних сигналов. Это, безусловно, увеличивает
точность и координацию движений.
Также подходит к завершению развитие слуховой сенсорной системы, в
первую очередь ее коркового отдела.
К 14 годам полностью созревает вестибулярный аппарат. Несмотря на
это около 40% подростков неустойчиво переносят действия ускорения. В 15
16 лет может проявиться недостаток способности к сохранению равновесия
на подвижной опоре, но после 16 лет обычно все приходит в норму.
В возрасте 1216 лет у детей усиливаются вестибуловегетативные
реакции симпатического типа, вызывающие повышение ЧСС. В результате
данной реакции при нагрузках могут возникать различные эмоциональные
реакции, которые надо учитывать при работе с детьми. Также может
замедляться течение субъективного времени, что может нарушить оценку
временных интервалов.
Развитие двигательной сенсорной системы также заканчивается, к 15
годам выходя на оптимальный уровень. В сочетании с кожной афферентацией
формируется комплексная кинестетическая чувствительность.
К 16 годам мышечные напряжения практически не отличаются от
уровня взрослых людей. Значительно повышается способность управления
только отдельными группами мышц, и даже отдельными двигательными
единицами.
Именно в старшем школьном возрасте чаще всего возникает тяга к
табакокурению, алкоголизму, приему наркотиков. Также увеличивается
число заражений ВИЧ.
Занятия спортом являются главным
профилактическим средством в борьбе с выше названными недугами.
111.4 Физическое развитие и опорнодвигательная система.
С наступлением юношеского возраста в организме детей происходят
значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, а также в
функционировании различных органов и систем.
Подходит к завершению процесс окостенения в костных тканях. К 13
годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, фаланг
пальцев ног, и фаланг пальцев рук. Незавершенный процесс окостенения
позвоночника при больших нагрузках может привести к его различным
повреждениям. Процесс окостенения скелета в целом может длиться вплоть
до 25 лет.
На этапе упрочнения костей, связочного аппарата и мышечной массы у
подростка необходимо следить за формированием правильной осанки и
развитием мышечного корсета. Стоит избегать длительного использования
ассиметричных поз и односторонних упражнений.
Созревание опорнодвигательного аппарата и центральных
регуляторных механизмов крайне важно для развития важнейших
качественных характеристик двигательной деятельности. В среднем и
старшем школьном возрасте максимально развивается сила, быстрота,
выносливость и ловкость.
1.5 Возрастные особенности воспитания скоростных способностей у
детей 1216 лет.
Еще в начале ХХ столетия ученые отметили, что в процессе роста и
развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда
повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что
существует естественная периодизация развития,
состоящая из
взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов. [20,136 стр.]
Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют
критическими, потому что они играют большую роль в развитии организма. К
примеру, недостаточность питания в 1213 лет может привести к
значительному отставанию их физического развития,
поскольку
задерживается рост тканей трубчатых костей. Также критически сказывается
недостаток питания и в период полового созревания.
Л.С. Выгодский обращал внимание на необходимость изучения
чувствительных периодов с тем, чтобы установить оптимальные сроки
обучения. Он говорил, что педагогическое воздействие может дать нужный
12эффект лишь на определенном этапе, в другие периоды оно будет
нейтральным или отрицательным.
Поэтому важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное
развитие скоростных качеств. Проведено множество исследований по
изучению возрастных особенностей развития быстроты, выносливости и
других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического
воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР накоплены
многочисленные данные, специальный анализ которых показал, что:
1.
развитие различных двигательных качеств происходит
разновременно;
2.
величины годовых приростов различны в разные возрастные
периоды и неодинаковы для юношей и девушек, а также отличаются
относительными величинами, если сравнивать прирост разных двигательных
способностей;
3.
у большинства детей среднего школьного возраста показатели
разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если
рассматривать отдельные показатели быстроты и силы;
4.
специальная тренировка одними и теми же методами при
одинаковой по объему и интенсивности нагрузке дает различный
педагогический эффект и более высокий в период взлета того или иного
двигательного качества. [14,543 стр.]
Таким образом, необходимо на протяжении всего школьного возраста
планировать количество упражнений, которые были бы направлены на
развитие данных способностей, и увеличивать их количество в сенситивные
периоды.
Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного
совершенствования различных сторон двигательных функции детей и
подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно
планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее
организовывать и методически правильно осуществлять в процессе их
развития во время занятий. [11,239 стр.]
Целосообразно осуществлять направленное развитие тех или иных
скоростных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их
наиболее интенсивный возрастной рост. [2,40 стр.]
13Для развития скоростных возможностей в их комплекном выражении
применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются
ждя развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для
развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на
различных коротких участках (от 10 до 100м);
упражнения,
характеризующиеся взрывным характером.
14Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 1316 ЛЕТ УПРАВЛЕНИЮ КАРТОМ
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.
Анализ специальной литературы по проблемам ранней
специализации детей среднего и старшего школьного возраста в автоспорте.
Разработать комплекс упражнений по тренажерной подготовке.
Разработать комплекс упражнений по автодромной подготовке.
Разработать практические рекомендации для построения процесса
2.
3.
4.
обучения.
2.1 Организация исследования.
Исследование проводилось в три этапа. Первый этап заключался в
анализе специальной литературы и наблюдения на учебнотренировочных
занятиях.
Второй этап – обобщение опыта тренеров и преподавателей кафедры,
работающих с детьми в возрасте 1216 лет. Также наблюдение проводилось на
соревнованиях среди детей.
Третий этап – проведение педагогического эксперимента в детской
школе картинга картодрома LeMans.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы
исследования:
Анализ научной литературы.
1.
Был проведен обширный анализ научной литературы как по технической
составляющей картинга, как вида спорта, так и по физиологическим
особенностям развития детей старшего школьного возраста 1216 лет. Если по
вопросу развития физиологии, а также особенностям тренировочных
процессов детей можно найти достаточно много литературы и научных
материалов, то по картингу данной литературы достаточно мало, и в
большинстве своем написана она была давно. Большой объем информации о
картинге в настоящее время можно получить из различных интернет
источников.
Педагогические наблюдения, видеосъемка.
2.
Задолго до написания ВКР были проведены наблюдения за процессом
тренировок детей под руководством разных тренеров. Были отмечены как
15положительные стороны тренировок, так и те аспекты, которые стоило
изменить. Также за последний год была проведена работа с «онбордами»
видео, записанное с экшнкамер, установленные на шлеме или на карте. На
этих видео хорошо видна работа рулем и педалями, соответственно отлично
видно, где и какие пилот допускает ошибки.
Педагогический эксперимент.
3.
Для эксперимента было набрано две группы детей, обучающихся
картингу второй год на картодроме LeMans, возрастом от 13 до 16 лет –
контрольная и экспериментальная. Обе группы каждую неделю проходили
тестирование на тренажере и автодроме. Результаты тестирования
записывались. На протяжении эксперимента, экспериментальная группа
проходила специально разработанную методику по тренажерной и
автодромной подготовке.
Метод математической статистики.
4.
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп по
тренажерной и автодромной подготовке записывались, и выводилось среднее
значение результатов всей группы, среднее квадратичное отклонение, а также
посчитаны минимум, максимум и сумма результатов. Все расчеты велись
путем применения формул в программе Microsoft Office EXCEL, для более
удобной работы с большим количеством данных.
2.1 Систематизация учебных занятий для совершенствования навыков
управления картом у детей среднего и старшего школьного возраста
(1216 лет).
В ходе анализа источников выяснилось, что тренажерная подготовка по
совершенствованию навыков управления картом не проводится. Чаще в
спортивнотехнических секциях детей обучают лишь первоначальным азам
управления картом, в дальнейшем не совершенствуя технику пилотирования.
В результате проделанной работы был разработан комплекс упражнений
по тренажерной подготовке, призванный повысить чувство контроля над
картом на трассе, быстроту работы с органами управления.
16Дозировка
Выполнять
по 3 цикла, в
каждом по
30
повторений с
интервалом
отдыха
между
циклами в 1
2 мин.
Добиться как
можно более
быстрого и
безошибочно
го
выполнения
упражнения.
Упр. 1
Скоростное
попеременное
нажатие
педалей газа и
тормоза
И.П. Посадка.
Руки на руле в
положении 93.
Ноги
на
педалях.
2.2 Комплекс упражнений тренажерной подготовки.
Типовые
ошибки
Одновременн
ое нажатие
на педали
газа
и
тормоза;
большой
промежуток
времени
между
отпусканием
одной
педали и
нажатием
другой.
Методическ
ие указания
Тренеру
следить за
точностью и
полное
нажатие на
педаль,
исключить
одновременн
ое нажатие
на педали
тормоза и
газа.
1. Полное
нажатие
на педаль
газа.
Упражнение
Содержание
2. Полное
отпускан
ие педали
газа,
одноврем
енно с
этим
нажатие
на педаль
тормоза.
(моделир
ование
перекрес
тного
газа и
торможе
ния)
Упр. 2
Скоростной
ритмичный
поворот РК с
одновременным
перемещением
И.П. Посадка.
Руки на руле в
положении 93
Ноги
на
педалях.
1. Скоростн
Тренеру
следить за
точностью и
плавностью
поворота РК
и возврата
Нет
точности
поворота РК
на заданный
угол
и
возврат его в
Выполнять
по 3 цикла, в
каждом по
30
повторений с
интервалом
17тела в сидении
в
противоположн
ую сторону
ой
поворот
рулевого
колеса
(РК)
влево до
крайнего
положени
я,
одноврем
енно с
этим
действие
м
отклонен
ие
корпуса в
противоп
оложную
сторону
(вправо).
2. Скоростн
его в И.П.
Аналогично
с корпусом
тела.
Добиться
беспрерывно
го поворота
РК из одного
крайнего
положения в
другое
крайнее
положении и
точный
возврат РК в
И.П.;
добиться
точной
работы
корпусом
тела в связке
с РК.
ой
поворот
РК
вправо до
крайнего
положени
я,
одноврем
енно с
этим
перемеще
ние
корпуса
тела в
нет
И.П.;
точности в
работе
корпусом
тела;
выполнение
упражнения
с
недостаточн
ой
скоростью.
отдыха
между
циклами в 1
2 мин.
Добиться
максимально
й точности
работы
связки
«Рулевое
колесо
Корпус
тела».
18Упр. 2
Скоростной
ритмичный
поворот РК с
одновременным
перемещением
тела в сидении
в
противоположн
ую сторону с
подгазовкой
противоп
оложную
сторону
(влево).
3. Вернуть
и
РК
корпус
тела в
И.П.
И.П. Посадка.
Руки на руле в
положении 93
Ноги
на
педалях.
1. Скоростн
ой
поворот
рулевого
колеса
(РК)
влево до
крайнего
положени
я,
одноврем
енно с
этим
действие
м
отклонен
ие
корпуса в
противоп
оложную
сторону
(вправо),
Тренеру
следить за
точностью и
плавностью
поворота РК
и возврата
его в И.П.
Аналогично
с корпусом
тела.
Добиться
беспрерывно
го поворота
РК из одного
крайнего
положения в
другое
крайнее
положении и
точный
возврат РК в
И.П.;
добиться
точной
работы
корпусом
тела в связке
Нет
точности
поворота РК
на заданный
угол
и
возврат его в
И.П.;
нет
точности в
работе
корпусом
тела;
выполнение
упражнения
с
недостаточн
ой
скоростью.
Выполнять
по 3 цикла, в
каждом по
30
повторений с
интервалом
отдыха
между
циклами в 1
2 мин.
Добить
ся
максимально
й точности
работы
связки
«Рулевое
колесо
Корпус
тела».
19с РК.
также
одноврем
енно с
движение
м
корпуса
тела
нажать и
отпустит
ь педаль
газа.
2. Скоростн
ой
поворот
РК
вправо до
крайнего
положени
я,
одноврем
енно с
этим
перемеще
ние
корпуса
тела в
противоп
оложную
сторону
(влево),
также
одноврем
енно с
движение
м
корпуса
20тела
нажать и
отпустит
ь педаль
газа..
Вернуть РК и
корпус тела в
И.П.
2.3 Комплекс упражнения автодромной подготовки
Упражнение 1. Позднее торможение до апекса поворота с
постепенным уменьшением давления на педаль тормоза (трейл
брейкинг).
Задачи:
1.
Закрепление и совершенствование координации движения
рулевого колеса и отклонения корпуса в противоположную от поворота
сторону для загрузки внешних колес.
2.
Повышение чувства автомобиля и предела зацепа резины.
Содержание
Из ИП ученики по команде тренера выезжают на трассу. Перед входом в
180градусный поворот выставляется два конуса, образующие своеобразные
«ворота» (рис. 2). От этих конусов обучаемые должны начинать торможение
перед поворотом. «Ворота» выставляют специально таким образом, чтобы
обучаемые не успевали провести торможение на прямолинейном участке, а
уводили конечную торможения ближе к апексу поворота, накладывая
первоначальную фазу поворота руля с окончанием торможения.
21Рис. 2. Схема упражения.
Методические указания
При грамотном выполнении задания в первоначальной фазе поворота у
задней части карта должен появиться снос задней оси, что позволит быстрее и
лучше войти в поворот. Ближе к апексу поворота, когда руль повернут на
достаточно большой угол необходимо догрузить внешние колеса путем
наклонения корпуса тела в противоположную сторону от поворота, что в
итоге приведет к прекращению сноса колес, даст необходимый зацеп, который
позволит открыть газ для лучшего разгона.
Типичные ошибки
1.
Слишком раннее торможение.
2.
Слишком позднее торможение; слишком резкий поворот руля в
начальной фазе поворота – а чаще все вместе, приводит к появлению заноса,
который приводит к значительной потери времени и контроля над картом.
3.
Отсутствие работы корпусом тела, вследствие чего внешние
колеса не получают должного зацепа, что грозит более длительным сносом
22колес, а в случае ошибки на входе в поворот длительным заносом, и, как итог,
более поздним открытием газа на выходе из поворота.
Организационные указания
1.
Тренер перед началом выполнения упражнения должен
предупредить учеников о том, что на трассе запрещается резкое торможение и
остановка, что может привести к столкновению. Также запретить любую
контактную борьбу, пока обучаемые двигаются по трассе вне зоны
упражнения.
2.
Должна действовать флаговая сигнализация, принятая в картинге.
3.
При прохождении упражнения обучаемыми, тренер должен
находиться вне трассы в безопасной зоне и контролировать действия и
правильность прохождения упражнения.
4.
По окончании упражнения тренер должен подать обучаемым
«Закончить упражнение». Это может быть сделано двумя способами –
вывесить красный флаг и обучаемые должны будут выстроиться в колонну и
медленно остановиться друг за другом в заранее обозначенном месте;
вывесить финишный флаг, после чего обучаемые проезжают круг возвращения
и заезжают на питлейн.
Упражнение 2. Скоростная змейка с обязательным применением
работы корпусом тела.
Задачи:
1.
Повышения скорости работы рулевым колесом, а также скорость
закрытия и открытия газа.
2.
Повышения умения работы корпусом в поворотах.
Содержание:
Из ИП ученики по команде тренера выезжают на трассу. На трассе
конусами выставляется скоростная змейка. Обучаемые должны научиться
грамотно проходить змейку на максимально возможной скорости используя
прием загруза внешних колес при помощи наклонения корпуса тела.
Методические указания
23При грамотном выполнении задания необходима хорошая и
своевременная работа корпусом тела в целях дополнительного загруза
внешних колес, что даст дополнительный зацеп при повороте. В скоростных
поворотах (змейка в данном задании должна имитировать высокоскоростные
повороты) очень важна стабильность и хороший зацеп колес с трассой. Нельзя
допускать заносов.
Типичные ошибки
Слишком быстрый вход в змейку.
1.
Слишком медленный вход в змейку, как следствие, недостаточный
загруз и зацеп шин в повороте.
2.
Недостаточно быстрая работа рулем и газом.
3.
Отсутствие работы корпусом тела, вследствие чего внешние
колеса не получают должного зацепа, что грозит более длительным сносом
колес, а в случае ошибки на входе в поворот длительным заносом, и, как итог,
более поздним открытием газа на выходе из поворота.
Организационные указания
1.
Тренер перед началом выполнения упражнения должен
предупредить учеников о том, что на трассе запрещается резкое торможение и
остановка, что может привести к столкновению. Также запретить любую
контактную борьбу, пока обучаемые двигаются по трассе вне зоны
упражнения.
2.
Должна действовать флаговая сигнализация, принятая в картинге.
3.
При прохождении упражнения обучаемыми, тренер должен
находиться вне трассы в безопасной зоне и контролировать действия и
правильность прохождения упражнения.
4.
По окончании упражнения тренер должен подать обучаемым
«Закончить упражнение». Это может быть сделано двумя способами –
вывесить красный флаг и обучаемые должны будут выстроиться в колонну и
медленно остановиться друг за другом в заранее обозначенном месте;
вывесить финишный флаг, после чего обучаемые проезжают круг возвращения
и заезжают на питлейн.
24Упражнение 3. Позднее торможение в повороте до апекса на
скользком покрытии.
Задачи:
1.
Закрепление и совершенствование координации движения
рулевого колеса и отклонения корпуса в противоположную от поворота
сторону для загрузки внешних колес.
2.
3.
Повышение чувства автомобиля и предела зацепа резины.
Повышение умения езды по скользкому покрытию.
Содержание
Из ИП ученики по команде тренера выезжают на трассу. Перед входом в
180градусный поворот выставляется два конуса, образующие своеобразные
«ворота» (рис. 2), а также наливается вода. От этих конусов обучаемые
должны начинать торможение перед поворотом. «Ворота» выставляют
специально таким образом, чтобы обучаемые не успевали провести
торможение на прямолинейном участке, а уводили конечную торможения
ближе к апексу поворота, накладывая первоначальную фазу поворота руля с
окончанием торможения.
Методические указания
Упражнение очень похоже на упражнение 1, но добавляется сложность в
виде скользкого покрытия. Позднее торможение на скользком покрытие
необходимо для загруза колес, которым на скользком покрытии
катастрофически не хватает сцепления. За счет позднего торможения
создается необходимое усилие на передние колеса, что позволяет на
скользком покрытие легче направить карт в поворот. Процесс сноса задних
колес в конце торможения также имеется, но вся трудность заключается в
том, что на скользком покрытие запас сцепления значительно снижен и
момент между сносом и заносом колес очень мал. Обучаемым необходимо
научиться ловить этот момент, не давая уйти карту в занос. Также
необходимо очень мягко и плавно работать рулевым колесом на фазе входа в
поворот. Лишний градус поворота руля на скользком покрытии моментально
приводит к сносу передней оси. Также возрастает необходимость работы
корпусом тела. Это даст необходимый зацеп не только в фазе выхода из
25поворота, который позволит открыть газ для лучшего разгона, но и на входе,
когда надо загрузить колеса, в целях предотвращения заноса задней оси, или
сноса передней.
Типичные ошибки при выполнении упражнения
1.
Слишком раннее торможение.
2.
Слишком позднее торможение; слишком резкий поворот руля в
начальной фазе поворота – а чаще все вместе, приводит к появлению заноса,
который приводит к значительной потери времени и контроля над картом, а
на мокром покрытии часто и к развороту.
3.
Отсутствие работы корпусом тела, вследствие чего внешние
колеса не получают должного зацепа, что грозит более длительным сносом
колес, а в случае ошибки на входе в поворот длительным заносом, и, как итог,
более поздним открытием газа на выходе из поворота.
Организационные указания
1.
Тренер перед началом выполнения упражнения должен
предупредить учеников о том, что на трассе запрещается резкое торможение и
остановка, что может привести к столкновению. Также запретить любую
контактную борьбу, пока обучаемые двигаются по трассе вне зоны
упражнения.
2.
Должна действовать флаговая сигнализация, принятая в картинге.
3.
При прохождении упражнения обучаемыми, тренер должен
находиться вне трассы в безопасной зоне и контролировать действия и
правильность прохождения упражнения.
4.
По окончании упражнения тренер должен подать обучаемым
«Закончить упражнение». Это может быть сделано двумя способами –
вывесить красный флаг и обучаемые должны будут выстроиться в колонну и
медленно остановиться друг за другом в заранее обозначенном месте;
вывесить финишный флаг, после чего обучаемые проезжают круг возвращения
и заезжают на питлейн.
Был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие
две группы: экспериментальная и контрольная. В качестве экспериментальной
26модели совершенствования профессиональных умений и навыков мы приняли
скорость поворота передних колес, с одновременной работой корпусов и
педалью газа на стационарном карте. Профессиональный картингист в
тренировочной и соревновательной деятельности часто сталкивается со
связками поворотов, в которых необходима быстрая работа рулем, грамотное
перераспределение веса в поворотах и своевременная и грамотная работа
газом. Кольцевой автоспорт, в частности картинг, подразумевает под собой
неоднократное стабильно быстрое прохождение круга. Задача разработать
упражнения для повышения чувства автомобиля, в нашем случае карта, и
доведение действий до автоматизма.
27Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 1316 ЛЕТ УПРАВЛЕНИЮ КАРТОМ
Перед началом педагогического эксперимента было проведено
предварительное тестирование скорости поворота передних колес с
одновременным отклонением корпуса тела в противоположную сторону от
поворота рулевого колеса и подгазовкой у испытуемых экспериментальной и
контрольной групп, которые мы набрали среди учеников 2ого года обучения
картингшколы LeMans.
С протоколами тестирования вы можете ознакомиться по таблицам 1 и
2. На рисунке 3 представлена динамика и сравнение изменения средней
скорости выполнения упражнения испытуемыми группами.
Затем экспериментальная группа приступила к выполнению
специального комплекса упражнений по тренажерной и автодромной
подготовке. Каждую неделю контрольный тест проводился у обеих групп, что
также отображено в таблицах 1 и 2.
Для проведения автодромной подготовки был разработан специальный
комплекс упражнений. Перед началом проведения подготовки испытуемых,
также был проведен контрольный тест скорости прохождения специально
подготовленной контрольной трассы.
Данное тестирование также
проводилось среди обеих групп, после чего экспериментальная группа также
приступила к занятиям по автодромной подготовке. Задания, разработанные
для тренажерной подготовки, тесно перекликаются с заданиями, которые
экспериментальная группа будет отрабатывать на трассе. Помимо этого
данная автодромная подготовка будет развивать у испытуемых необходимые
качества и умения для повышения мастерства управления картом, то
впоследствии положительно скажется на скорости в тренировках и гонках.
После каждого недельного цикла автодромной подготовки проводилось
тестирование испытуемых контрольной и экспериментальной группы
скорости в прохождении контрольной трассы (комплекс из двух поворотов,
один из которых залит водой, и скоростной змейки) дистанцией в 250 метров,
состоящая из 5 поворотов. Протоколы результатов вы можете наблюдать в
таблицах 3 и 4 соответственно. График сравнений средних результатов групп,
28на основе таблиц, изображен на рисунке 4. На них можно наглядно увидеть
прогресс испытуемых.
29Таблица 1. Протокол тестирования скорости ритмичного поворота передних колес с одновременным отклонением
корпуса тела в противоположную сторону от поворота рулевого колеса и подгазовкой у экспериментальной группы
учеников второго года обучения картингшколы LeMans.
ФИО 16.01.2015 23.01.2015 30.01.2015 06.02.2015 13.02.2015 20.02.2015 27.02.2015 05.03.2015 12.03.2015
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
с
49
ДИ
55
КИ
53
АЕ
57
РВ
49
СА
58
ПД
ЦА
55
ЖМ 56
Хср.
δ
Сум.
Мин
Макс
54,00
2,75
432,00
49,00
58,00
с
48
53
51
51
47
58
51
53
51,50
2,38
412,00
47,00
58,00
с
47
50
51
49
46
55
49
52
49,88
2,13
399,00
46,00
55,00
с
47
48
49
47
45
50
48
48
47,75
1,06
382,00
45,00
50,00
с
45
46
47
45
44
48
48
47
46,25
1,25
370,00
44,00
48,00
с
44
45
45
45
44
47
47
47
45,50
1,13
364,00
44,00
47,00
с
44
44
46
45
41
47
45
46
44,75
1,31
358,00
41,00
47,00
с
40
43
44
43
39
43
44
42
42,25
1,44
338,00
39,00
44,00
с
39
40
43
43
38
42
41
40
40,75
1,50
326,00
38,00
43,00
30Таблица 2. Протокол тестирования скорости ритмичного поворота передних колес с одновременным отклонением
корпуса тела в противоположную сторону от поворота рулевого колеса и подгазовкой у контрольной группы учеников
второго года обучения картингшколы LeMans.
ФИО 16.01.2015 23.01.2015 30.01.2015 06.02.2015 13.02.2015 20.02.2015 27.02.2015 05.03.2015 12.03.2015
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
10 циклов,
с
ВД
50
ГЛ
53
НИ
55
ДА
57
ИД
50
ШР
55
АИ
57
ИМ 55
54,00
Хср.
δ
2,25
432,00
Сум.
Мин
50,00
Макс 57,00
с
49
52
55
55
50
56
52
55
53,00
2,25
424,00
49,00
56,00
с
49
53
53
54
49
51
51
50
51,25
1,56
410,00
49,00
54,00
с
45
51
47
53
48
51
51
47
49,13
2,38
393,00
45,00
53,00
с
44
49
51
55
44
50
52
49
49,25
2,75
394,00
44,00
55,00
с
45
47
48
52
47
48
50
49
48,25
1,56
386,00
45,00
52,00
с
42
48
47
52
47
49
48
47
47,50
1,75
380,00
42,00
52,00
с
44
48
44
50
46
48
47
45
46,50
1,75
372,00
44,00
50,00
с
41
47
48
48
45
46
45
44
45,50
1,75
364,00
41,00
48,00
31Рис. 3. Результаты скорости ритмичного поворота передних колес с одновременным отклонением корпуса тела в
противоположную сторону от поворота рулевого колеса и подгазовкой.
Примечание. Нечетные столбцы – средний результат экспериментальной группы; четные столбцы – средний
результат контрольной группы.
32Таблица 3. Протокол тестирования скорости прохождения контрольной
трассы экспериментальной группы учеников картингшколы LeMans.
ФИО 23.01.201506.02.201520.02.201505.03.201512.03.2015
Время, с Время, с Время, с Время, с Время, с
25
ДИ
27
КИ
27
АЕ
24
РВ
23
СА
30
ПД
ЦА
26
ЖМ 25
25,875
Хср.
δ
1,63
Сум. 207
Мин
23
Макс 30
22
20
23
24
20
21
28
20
22,25
2,06
178
20
28
18
19
21
22
24
20
21
22
20,875
1,41
167
18
24
17
19
20
19
19
20
20
22
19,5
1,00
156
17
22
18
20
19
18
17
19
19
18
18,5
0,75
148
17
20
33Таблица 4. Протокол тестирования скорости прохождения контрольной
трассы контрольной группы учеников картингшколы LeMans.
ФИО 23.01.2015 06.02.2015 20.02.2015 05.03.2015 12.03.2015
Время, с
Время, с
Время, с
Время, с
Время, с
26
ВД
26
ГЛ
27
НИ
25
ДА
22
ИД
22
ШР
28
АИ
ИМ 24
25
Хср.
δ
1,75
200
Сум.
Мин
22
Макс 28
24
22
21
24
25
23
25
20
23
1,50
184
20
25
23
22
23
24
31
22
24
22
23,875
1,84
191
22
31
25
24
23
23
24
21
22
22
23
1,00
184
21
25
22
23
22
21
23
19
21
18
21,125
1,38
169
18
23
34Рис. 4. Результаты тестирования скорости прохождения контрольной
трассы контрольной группы учеников картингшколы LeMans.
Примечание. Нечетные столбцы – средний результат экспериментальной
группы; четные столбцы – средний результат контрольной группы.
35На основании тестирования показателей скорости поворота передних
колес с одновременным отклонением корпуса тела в противоположную
сторону от поворота рулевого колеса и подгазовкой перед началом
педагогического эксперимента таблица 5 свидетельствует о идентичных
показателях у обеих групп испытуемых.
Таблица 5 Результаты тестирования скорости поворота передних
колес с одновременным отклонением корпуса тела в противоположную
сторону от поворота рулевого колеса и подгазовкой на стационарном карте у
испытуемых контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента
Экспериментальная
группа (Хср. ± )δ
54,0±2,75
Контрольная
(Хср. ± )δ
54,0±2,25
группа
После проведения тренажерной подготовки скоростные показатели
скорости поворота передних колес с одновременным отклонением корпуса
тела в противоположную сторону от поворота рулевого колеса и подгазовкой
на стационарном карте выше у экспериментальной группы на 9% чем у
контрольной группы. Результаты тестирования представлены в таблице 6.
Таблица 6 Результаты тестирования контрольной и экспериментальной
групп до и после эксперимента
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
До эксп.
(Хср. ± )δ
После
эксп. (Хср.
± )δ
До эксп.
(Хср. ± )δ
После
эксп. (Хср.
± )δ
54,0±2,75
40,75±1,50
54,0±2,25
45,50±1,75
Руководствуясь полученными данными можно констатировать факт
того, что средний результат выполнения упражнения экспериментальной
группы улучшился на 4,75 секунды относительно контрольной группы, а
36также сильно повысилась стабильность всей группы в целом, разброс
результатов значительно ниже, чем у контрольной группы.
Эксперимент подвтерждает, что предложенная методика из небольшого
количества упражнений по совершенствованию управления картом позволяет
юным картингистам еще больше повысить свое мастерство в плане контроля
органов управления картом.
Анализируя результаты первого тестирования прохождения
контрольной трассы, можно сказать, что контрольная группа успешно
справилась с рядом заданий, в числе которых был поворот со скользким
покрытием. Но в дальнейшем результаты испытуемых контрольной группы
хоть и улучшались, но совсем ненамного. Средний результат испортили
попытки испытуемых, которые допускали ошибки на мокром покрытие. В
дальнейшем эти ребята проявляли остороность, проходя контрольный тест,
что также сказалось на результате. Экспериментальная же группа, которая
подготавливалась по разработанным упражнениям, с каждым разом
прогрессировала и, в итоге, улучшила свой первоначальный показатель на 7,3
сек. Улучшение по сравнению с первоначальным результатом у контрольной
группы значительно меньше – всего 4,8 сек. Отставание контрольной группы
от экспериментальной составило 2,625 сек.
Таблица 7 Результаты тестирования скорости прохождения
контрольной трассы для экспериментальной и контрольной группы до и после
эксперимента
Группа
испытуемых
До эксп.
После эксп.
Контрольная
25±1,75
21,125±1,38
Экспериментальная 25,875±1,6
18,5±0,75
3
Несмотря на то, что итоговая разница между средним временем
испытуемых групп составила, всего 2.26 сек, это можно считать большой
разницей для упражнения на трассе длиной всего 150 метров. Напомню, в
гоночных условиях ребята гоняются на трассах, которые включают в себя от
3710 до 15 поворотов. Помножим это на количество кругов в гонке (обычно от 8
до 12 кругов), и получим вполне большой, скорее даже не приличный для
гонок, разрыв.
Благодаря разработанным упражнениям и проведенному эксперименту
можно смело заявить, что ребята прошедшие автодромную подготовку будут
вполне готовы к внезапно изменяющимся погодным условиям, что не редкость
в автогонках, в частности картинге, а также научились лучше чувствовать
карт, искать предел работы резины.
38Выводы
1.
Анализ специальной литературы выявил, что на этапе
совершенствования со спортсменамикартингистами среднего и старшего
школьного возраста не проводились занятия по тренажерной и автодромной
подготовке.
2.
В результате проведения педагогического эксперимента
испытуемые экмпериментальной группы, после проведенной тренажерной
подготовки, значительно повысили свой уровень мастерства. По результатам
тестирования скорости поворота передних колес с одновременной работой
корпусом тела и педалью газа скоростные показатели в среднем улушиллись
на 13,75 сек.
3.
В процессе прохождения автодромной подготовки
у
экспериментальной группы показатели скорости прохождение трассы в
среднем были, улучшены на 7,3 сек.
4.
Впервые проведенная тренажерная и автодромная подготовка с
детьми среднего и старшего школьного возраста позволила повысить их
уровень водительского мастерства для управления спортивным картом.
39Практические рекомендации
Анализ полученных результатов, в ходе педагогического эксперимента
позволяют сделать вывод и дать практические рекомендации о внедрении в
практику подготовки юных картингистов на раннем этапе совершенствования
спортивного мастерства тренежерную и автодромную подготовку.
Разработать и апробировать комплексы упражнений по тренажерной и
автодромной подготовке для разных возрастных групп.
40Список литературы
1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. – М., «Инфра»,
1990
2. Баландин В.А. Возрастные особенности динамики физического
развития, физической подготовленности и психических процессов
детей. // «Физическая культура», 2000, №1
3. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. // «Теория и практика
физической культуры», 1998, №4
4. Валик Б.В. Развитие скоростносиловых качеств. – М: Физкультура и
спорт, 1969
5. Валик Б.В. Легкая атлетика для юношей. – М: Физкультура и спорт,
1969
6. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание школьников. – М., «Логос»,
2002
7. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Концепция формирования личности
учащихся общеобразовательной школы в процессе физического
воспитания. – М., «Логос», 2003.
8. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. – М., «АСТ
Аквариум», 2005.
9. Каташинский Н.В., Сопов В.Ф, лекция «Подготовка спортсмена»
10.Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. – М.,
«Сфера», 2002
11.Кузнецов В.В. Специальные скоростносиловые качества и методы их
развития // Теория и практика физической культуры, 1968, №4
12.Леонтьева Н.Н, Маринова К.В. Анатомия и физиология детского
организма. «Просвещение», 1976
13.Лубышева Л.Й. Концепция физкультурного воспитания: методология
развития и технология реализации. – М., «ИнфраМ», 2004
4114.Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с
основами теории. – М., «Феникс», 2006
15.Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры (общие основы
теории и методики физического воспитания), 1991
16.Морфофункциональное созревание основных физиологических систем
организма детей школьного возраста / Под ред. М.В. Антроповой , М.М.
Кольцовой – М., «Педагогика», 2003
17.Озолин Н.Г., Молодому коллеге. – М., Физкультура и спорт, 1988
18.Рихтер Т., Картинг, 1988
19.Сингуринди Э.Г., Автомобильный спорт, ДОСААФ, 1982
20.Тодоров М.Р., Картинг, ДОСААФ, 1979
21.Фарфель В.С., Физиология, 1980
22.Физическое воспитание: Учебник для студентов высших учебных
заведений. – М., «Высшая школа», 1984
23.Физическое воспитание детей школьного возраста. / Под ред. Луури
Ю.Ф. – М., «Феникс», 2003
24.Цыганков Э.С., Высшая школа водительского мастерства: учебник для
вузов. – М., «ИКЦ Академкнига», 2006
42