Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС
Оценка 5

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Оценка 5
Лекции
docx
информатика
Взрослым
28.05.2017
Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС
Важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Совершенствование уровня профессиональной компетенции.docx
МКОУ Волоконовская СОШ Кантемировского муниципального района  Воронежской области Доклад «Совершенствование   профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС» уровня   Учитель  математики и информатики:  Коломицева В.Д. 2016 г. Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью  возвращается  домой. Надо ли  говорить,  какое  важное место  в жизни   каждого   из   нас   занимает   профессиональная   деятельность.   В   ней   – источник   достоинства,   возможность   реализовать   свои   разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения. В   последние   годы   одной   из   актуальных   тем   развития   образования   в нашей   стране   становится   повышение   профессиональной   компетентности педагога.          ФГОС   второго   поколения…   Модернизация   образования…   Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Введение   федеральных   государственных   образовательных   стандартов второго   поколения   призвано   обеспечить   развитие   системы   образования   в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Какой   же   он,   современный   успешный   учитель?   Согласно   последним, проведенным   социологическим   исследованиям, образы   успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются. Ученики считают  успешным  учителя со следующими  качествами:  Профессиональное мастерство   Ответственность  Чувство юмора  Организаторские способности  Творческие способности  Выразительность речи  Остроумие  Эмоциональность   Уважение к ученикам   Умение понять ученика и найти с ним общий язык  Доверие к ученикам  Доброта   Справедливость  Отходчивость  Строгость   Не обзывать учеников Педагоги считают главными, в первую очередь,   профессиональные качества: знание предмета   умение доходчиво объяснить материал  владение различными педагогическими приемами  разумное  сочетание  требовательности  и уважения  к учащимся  четкое   управление   учебным   процессом   и   внеурочной   деятельностью детей  способность заинтересовать  своим предметом  успехи учеников  стремление к  новациям в обучении Учитель   хочет   быть   отражением   современности   и   проводником   нового. Именно   учитель   является   основной   фигурой   при   внедрении   в   практику различных   инноваций,   и   для   успешной   реализации   в   новых   условиях поставленных   перед   ним   задач   должен   обладать   необходимым   уровнем профессиональной компетентности. Под   профессиональной   компетентностью   учителя   понимается совокупность   профессиональных   и   личностных   качеств,   необходимых   для успешной педагогической деятельности. Профессиональная компетентность учителя определяется умением:  Строить   учебный   процесс,   направленный   на   достижение   целей образования  –   выбирать   и   предлагать   способы   педагогической поддержки,   создавать   условия   для   проявления   инициативы школьников.   Видеть ученика в образовательном процессе  – предлагать разные способы   включения   ученика   в   разные   виды   деятельности   в соответствии с возрастными особенностями.  Создавать   образовательную   среду   и   использовать   ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.  Планировать и осуществлять профессиональное самообразование   выбор   технологий –   анализ   собственной   деятельности, самообразования.     Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности,   формирование   восприимчивости   к   педагогическим инновациям,   способностей   адаптироваться   в   меняющейся   педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально­ экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.  Основная цель современного образования  – подготовка разносторонне развитой   личности   гражданина   своей   страны,   способной   к   социальной адаптации   в   обществе,   началу   трудовой   деятельности,   самообразованию   и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей   деятельности   и   моделирующий   образовательный   процесс   педагог является   гарантом   достижения   поставленных   целей.   Именно   поэтому   в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую,   способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.   конкурентно   способную   личность   учителя, Сегодня приобретает новый статус самостоятельная работа учащихся, которая   становится   не просто   значимой   формой   учебного   процесса,   а его основанием,   и является   эффективным   средством   организации самообразования и самовоспитания личности.  Одним   из эффективных   видов   самостоятельной   работы   является проектная деятельность.   Цель   проектной   деятельности —   создать   условия,   при   которых обучающиеся:  самостоятельно   и охотно   приобретают   недостающие   знания из разных источников;  учатся   пользоваться   приобретёнными   знаниями   для   решения практических задач;  овладевают исследовательскими умениями; развивают системное мышление.  Сегодня проектная деятельность особенно популярна, потому что даёт возможность   нестандартно   подойти   к планированию   урочной   и внеурочной деятельности, что способствует развитию профессиональной компетентности педагога.          Под   профессиональной   компетентностью   понимается   совокупность   профессиональных   и   личностных   качеств,   необходимых   для   успешной педагогической деятельности.          Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности,   формирование   восприимчивости   к   педагогическим инновациям,   способностей   адаптироваться   в   меняющейся   педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально­ экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной   системе   образования,   делают   необходимостью   повышение квалификации   и   профессионализма   учителя,   т.   е.   его   профессиональной компетентности.   Основная   цель   современного   образования   –   соответствие актуальным   и   перспективным   потребностям   личности,   общества   и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны,   способной   к   социальной   адаптации   в   обществе,   началу   трудовой деятельности,   самообразованию   и   самосовершенствованию.   А   свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный   процесс   педагог   является   гарантом   достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее  время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность     учителя,   способную   воспитывать   личность   в   современном, динамично меняющемся мире.          Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 1. 2. Исследовательская деятельность; 3. Инновационная   деятельность, Работа в методических объединениях, творческих группах;   освоение   новых   педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Трансляция собственного педагогического опыта и др. 4. 5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; 6.          Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог   сам   не   осознает   необходимости   повышения   собственной профессиональной   компетентности.   Отсюда   вытекает   необходимость мотивации   и   создания   благоприятных   условий   для   педагогического   роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.  Развитие   профессиональной   компетентности   –   это   динамичный   процесс усвоения   и   модернизации   профессионального   опыта,   ведущий   к   развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 1. 2. 3. самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка. Важную   роль   в   совершенствовании   профессиональной   компетентности учителя   играет   портфолио   учителя.   Портфолио   есть   отражение профессиональной   деятельности,   в   процессе   формирования   которого происходит   самооценивание   и   осознается   необходимость   саморазвития.   С помощью   портфолио   решается   проблема   аттестации   педагога,   т.к.   здесь собираются   и   обобщаются   результаты   профессиональной   деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.          Проблема профессиональной компетентности современного учителя в сфере (ИКТ­ компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования.  информационно­коммуникационных     технологий Требования   к   ИКТ­компетентности   учителей   российской   школы фиксированы на уровне государственных квалификационных требований. В новых   квалификационных   характеристиках   к   руководителям   и   учителям будут предъявляться следующие требования.     Умение работать:  – с текстовыми редакторам и электронными таблицами;  – с электронной почтой в браузере;  – с мультимедийным оборудованием;  – с компьютерными и мультимедийными технологиями;  – с цифровыми образовательными ресурсами в образовательном процессе;  – со школьной документацией на электронных носителях.         ФГОС и результаты освоения ООП НОО обязывают пересмотреть свое отношение к использованию ИКТ­средств и сил на формирование собственной ИКТ­компетентности.            Информационная   компетентность   –   это   качество   действий   педагога, обеспечивающих: – эффективный поиск и структурирование информации;  –   адаптацию   информации   к   особенностям   педагогического   процесса   и дидактическим требованиям;  –   формулировку   учебной   проблемы   различными   информацион­ко­ коммуникативными способами;   – квалифицированную работу с различными информационны­ми ресурсами, профессиональными   инструментами,   готовыми   программно­методическими комплексами,   позволяющими   проектировать   решение   педагогических проблем и практических задач;  –   использование   автоматизированных   рабочих   мест   учителя   в образовательном процессе;  – регулярную самостоятельную познавательную деятельность;  – готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;  –   использование   компьютерных   и   мультимедийных   технологий,   цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;  – ведение школьной документации на электронных носителях.         Говоря о требованиях к ИКТ­компетентности учителя, можно выделить несколько групп требований:  – технологическая, или общепользовательская, компетентность;  – общеучебная или метапредметная компетентность;  – педагогическая компетентность;  – профессиональная или предметная компетентность.         Технологическая (общепользовательская) ИКТ компетентность означает, что учитель может решать повседневные задачи, используя общедоступные средства ИКТ, владея набором программного обеспечения, которое он будет использовать   самостоятельно   и   при   работе   с   детьми.   Это   –   текстовый редактор,   графический   редактор,   редактор   презентаций,   программное обеспечение для работы со звуком, сервисы интернета.     Общеучебная  (метапредметная)   компетентность,   наличие   которой означает, что учитель способен решать задачи, возникающие при организации образовательного процесса, эффективно используя средства ИКТ.                Педагогическая   ИКТ   компетентность   означает   наличие   умения осуществлять   учебный   процесс   в   соответствии   с   целями,   которые   ставит информационное общество перед системой общего образования и эффективно использовать   ИКТ   в   этом   процессе.   Важной   составляющей   ИКТ­ компетентности является адекватное использование ресурсов интернета для самообразования и самостоятельной образовательной деятельности учащихся.      Профессиональная ИКТ компетентность учителя – это способность решать возникающие   задачи   в   его   предметной   области   с   использованием   обычно доступных в этой предметной области средств ИКТ. Современное оснащение кабинетов в условиях внедрения ФГОС требует от учителя умения работать с компьютерным   классом,   в   том   числе   мобильным,   умение   работать   с интерактивной   доской,   знать   образовательные   возможности   входящего   в комплект   программного   обеспечения.   Формирование   ИКТ­компетентности учителя   происходит   в   процессе   его   непрерывной   подготовке   в   области информатизации образования, средствами курсов повышения квалификации, самообразования, перениманием опыта передовых учителей. Компетентность в области ИКТ позволит учителю быть конкурентоспособном на рынке труда, готовым   к   постоянному   профессиональному   росту   и   профессиональной мобильности   в   соответствии   с   потребностями   современного   образования эпохи информатизации.  По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности: 1.   Специальная   компетентность.   Педагог   владеет   профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.   владеет   Педагог совместной   сотрудничает   с   окружающими   и 2.Социальная   компетентность.  профессиональной   деятельностью, ответственен за результаты своего труда.   3.  Личностная   компетентность.  Педагог   владеет   способами   личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.  4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.  5. Психолого­педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика.            Что является самым важным для успешной работы учителя по новым стандартам?   Важным   является   желание   учителя   меняться   (в   этом   задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя само достаточными и способными видеть проблемы, а не их следствия)        Чтобы формировать свою профессиональную компетентность мы должны учиться, чтобы научить чему – то других, мы должны быть способными к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.      Мы любим традиционные уроки, но они скучны. Как же должен выглядеть современный урок?                        В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?  Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку: •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на   сотрудничество   с   учениками   и   умеет   направлять   учеников   на сотрудничество с учителем и одноклассниками; •         учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; •    вывод делают сами учащиеся; •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •    времясбережение и здоровьесбережение; •    в центре внимания урока ­ дети; •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; •     умение демонстрировать методическое искусство учителя; •    планирование обратной связи; •     урок должен быть добрым.        О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы,   качестве   образовательного   процесса   свидетельствуют   следующие показатели:  победы   и   призовые   места   обучающихся   в   детских   творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;  активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;  публикации творческих работ обучающихся на школьном и собственном сайте;  высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;  высокое   качество   знаний   обучающихся   по   преподаваемым   мною предметам Как мы должны повысить свою профессиональную компетентность?  Мы должны использовать и применять различные педагогические технологий:   современные инновационные технологии,   использовать проблемное обучение,   составлять технологическую карту урока,   проводить открытые уроки,   принимать   участие   в   профессиональных   конкурсах,   в   научно­ практических конференциях,   публиковать свои работы. Вывод:   Сегодня   учитель­профессионал   ­   это   учитель,   который   осознает необходимость   повышения  собственной  профессиональной компетентности. Чтобы   формировать   свою   профессиональную   компетентность,   учитель должен продолжать учиться, чтобы научить других, должен быть способен к творчеству, проводить нетрадиционные уроки. Учитель должен быть вовлечен в   процесс   управления   развитием   школы,   что   способствует   развитию   его профессионализма.

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС

Совершенствование уровня профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017