Советский героизм как феномен: происхождение и природа индивидуальных и массовых героических поступков.
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
история
11 кл
14.04.2017
Более семидесяти лет назад, 9 мая 1945 г, отгремели последние залпы войны в Европе. Объединёнными усилиями стран антигитлеровской коалиции германский фашизм был повержен. Однако главную роль в победе над агрессивными силами империализма, над фашизмом сыграл советский народ и его Вооружённые Силы.
стаья70лет победы.docx
Советский героизм как феномен: происхождение и природа
индивидуальных и массовых героических поступков.
О. Е. Шабанова
МБОУШкола №71, Орджоникидзевского рна,
г. Уфа
Более семидесяти лет назад, 9 мая 1945 г, отгремели последние залпы
войны в Европе. Объединёнными усилиями стран антигитлеровской
коалиции германский фашизм был повержен. Однако главную роль в победе
над агрессивными силами империализма, над фашизмом сыграл советский
народ и его Вооружённые Силы.
Нужно было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей,
морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и
длительную борьбу с фашистскими захватчиками. Все средства духовного
воздействия на массы, агитация и пропаганда, политикомассовая работа,
печать, кино, радио, литература, искусство – использовались для
разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской
Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения
победы над врагом.
Сохранились волнующие документы – предсмертные записки некоторых
советских воинов. Строчки записок воскрешают перед нами во всей красоте
облик людей, мужественных и беспредельно преданных Родине.
Непоколебимой верой в силу и непобедимость Родины проникнуто
коллективное завещание 18 членов подпольной организации города
Донецка: «Друзья! Мы погибаем за правое дело…Не складывайте рук,
восставайте, бейте врага на каждом шагу. Прощай, русский народ».
Феномен массового героизма в период Великой Отечественной войны,
которая, как ни одна война в истории, вызвала к жизни готовность к
самопожертвованию миллионов советских людей, вставших на защиту
Отечества. Несомненно, в зарождении этого феномена решающую роль
сыграл сам характер войны против фашистского агрессора — не на жизнь, а
на смерть, против реальной угрозы.
Немалое значение имела и общественная система, открывшая большинству
народа, бывшим низам общества, путь к образованию, повышению
1 социального статуса, уровня и качества жизни, что обеспечивало
восприятие власти как «своей». К началу войны моральнопсихологическая
ситуация в обществе была существенно иной, гораздо более сложной и
разнообразной. И в ее складывании было несколько измерений: социальное,
возрастное, психологическое, идеологическое, и др.
Несомненно, идеология и эффективная пропаганда внесли свой весомый
вклад в формирование феномена массового героизма. Советский человек и,
в частности, советский солдат был воспитан в классовой пролетарской
идеологии, через призму которой формировалось их отношение к
различным сторонам жизни в своей стране и в мире.
Но были и более глубинные, выработанные столетиями механизмы
национальной психологии русского народа и народов, включенных в его
цивилизационную орбиту, и в их ряду способность морально
психологической мобилизации в условиях внешней угрозы.
Особое значение имела пропаганда примеров героического поведения.
Обращение к героическим примерам, целенаправленно представлявшимся
как образец для массового подражания — важный момент в поддержании
духа войск. Особенностью его в годы Великой Отечественной войны была
беспрецедентная роль государства в формировании символов. Поэтому его
символообразующая роль оказалась столь действенной и эффективной, а
совокупность сформированных символов — объективно необходимой и
адекватной стоявшим на разных этапах войны задачам.
Любая, а тем более крупномасштабная война является экстремальной для
общества ситуацией, нарушающей привычное течение жизни, подвергающей
жесткому испытанию существующую в мирных условиях систему
ценностей,
психологическую
Регулирование моральнопсихологического состояния
устойчивость.
общества является одним из важнейших факторов мобилизации его
ресурсов в чрезвычайных военных условиях.
моральное здоровье общества,
его
Проблема формирования героических символов, безусловно, не является в
этом отношении исключением. В этой связи весьма актуален вопрос о
соотношении целенаправленно и искусственно формируемых властью
символов с символами, возникающими в общественном сознании спонтанно,
являющихся «народными».
2 Символы приобретают значение самостоятельной социальной ценности,
становятся предметом подражания в жизни и идеологическим
инструментом широкого профиля: агитации, пропаганды и даже
воспитания.
Героические символы (индивидуальные и групповые) порождали феномен
массового подражания, «тиражирования» образцаподвига. История знает
сотни «матросовцев», «талалихинцев», «гастелловцев» и др. Это,
безусловно, не значит, что аналогичное поведение было всегда и
исключительно подражательным: десятки людей совершали подобные
подвиги, даже не зная об «образце», многие — еще до него, да и в любом
случае каждый подвиг был индивидуален и неповторим.
Советский народ был серьезно встревожен войной, внезапным нападением
фашистской Германии, но он не был духовно подавлен и растерян. Он был
уверен, что коварный и сильный враг получит надлежащий отпор. На
подъем народа на Отечественную войну, на вдохновение его Вооруженных
Сил на самоотверженную борьбу сразу же заработали все средства и
методы духовного воздействия, все отрасли и разделы духовной культуры и
искусства. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с
фашистской силой темною, с проклятою ордой» — звала всех и каждого
песня. Народ почувствовал себя полноценным субъектом духовной жизни
человечества, он принимал на себя миссию борьбы с фашистским
нашествием не только как защиту своего исторического существования, но
и как великую спасительную общечеловеческую задачу.
Победа или поражение в войне итог ряда составляющих, среди которых
первостепенное место занимает моральный фактор. Что защищали
советские люди? Ответ на этот вопрос во многом объясняет поведение
людей на фронте и в тылу, стимулы их общественного сознания того
времени и личного отношения к противоборству с гитлеровцами. Народ
встал на защиту своего государства, своей Родины. Миллионы павших и
живых вкладывали в это понятие все лучшее, связанное с жизнью страны,
своей семьи, детей, с новым справедливым обществом, которое, они верили,
будет построено. Гордость за страну, сопричастность ее успехам и
неудачам важная особенность общественных настроений и личностных
поступков того времени. Они знали, что ведут войну за правое дело, и в
большинстве своем, даже в самой безысходной обстановке, не сомневались
в конечной победе.
3 Героическое в поведении и поступках того или иного человека обязательно
связано с исключительным напряжением мысли, воли, чувства, сопряжено с
риском, в большинстве случаев — со смертельной опасностью. Однако в
годы войны люди сознательно шли на любой риск и любые испытания. Их
вели на это самоотверженная забота о судьбе Родины, о ее настоящем и
будущем, глубокое осознание грозной опасности, какую нашей стране нес с
собой германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того
невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой
в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности
людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех
наций и народностей СССР. Истоки массового героизма видятся в русском
национальном характере, в патриотизме, чувстве гордости за свою родину,
в нравственном духе народа, в братской дружбе людей разной
национальности. Таким образом, патриотический настрой большинства
населения страны убедительно подтверждался практическими делами на
фронте и в тылу, а также на временно оккупированной территории СССР.
В годы войны были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не
хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая
сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла на
жертвенное служение Отечеству миллионы воинов на бескрайних фронтах
великой войны и на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она
соединила всех и сделала творцами Великой Победы. Это величайший
пример для потомства на все времена. Фактически все прочие войны и
вооруженные конфликты, в которых участвовала Россия в XX веке, носили
локальный и кратковременный характер, так что ни по значимости, ни по
времени воздействия на общественное сознание, они не могли породить
скольконибудь устойчивые символы. Например, в период Первой мировой
войны героическим символомявлением стало создание женского
«батальона смерти» под командованием поручика Марии Бочкаревой, что
было призвано поднять боевой дух у «мужской» армии, в которой начались
процессы деморализации и разложения.
Судьба героических символов столь же разнообразна, как и судьба их
героевпрототипов. Символы не оставались неизменными в общественном
сознании. Одни из них исчезали почти без следа, другие видоизменялись,
развивались, обогащались новыми деталями или получали новую оценку,
третьи — канонизировались, становились историческими символами —
знаками эпохи.
4 Следует отметить и другой феномен: некоторые героические символы
становились сразу историческими знаками эпохи, минуя собственно
функциональную стадию. Так, о героях Брестской крепости стало широко
известно уже спустя много лет после войны. И это не случайно: в период
«оттепели» происходило переосмысление многих исторических событий, в
том числе и трагического периода начала Великой Отечественной войны, о
котором в послевоенных условиях сталинского правления старались
«забыть». Не мог массовый героизм Брестского гарнизона стать символом
при Сталине, который вину за собственные стратегические просчеты в
начальный период войны пытался переложить на действующую армию и ее
командиров. Немногие из оставшихся в живых защитников Бреста после
освобождения из немецких лагерей сразу же попали в сталинские…
Напротив, в условиях «оттепели» сложилась особая идеологическая
конъюнктура, в соответствии с которой нужно было ярче высветить
промахи сталинского руководства, что, в частности, позволял сделать
пример с героями «бессмертного гарнизона».
Важным моментом в поддержании духа войск является обращение к
героическим примерам, целенаправленно представляемым как образец для
массового подражания. Это общепринятое, широко распространенное в
истории явление. Однако, особенностью его в годы Великой Отечественной
войны было то, что беспрецедентную роль в формировании символов
играло государство, обладавшее монополией на средства массовой
информации. Героисимволы служили опорой системы, потому что первым
и главным качеством, которым наделяла их пропаганда, являлась
беззаветная преданность все той же системе. И именно это качество
должны они были воспитать в миллионах сограждан. Превращенные в
символы, герои уже не принадлежат себе. Они становятся частью
породившей их идеологической машины. Система жестко отбирала героев,
чаще обращая внимание на формальные признаки, чем на суть вещей. В
сомнительных случаях она не утруждала себя поиском истины. Ошибки,
клевета, поспешные выводы, второпях приклеенные ярлыки ломали и
калечили судьбы, лишая и живых, и павших достойного места в строю.
Бывшие советские военнопленные, участники движения Сопротивления,
многие из которых стали национальными героями тех стран, в партизанских
отрядах которых они воевали, на Родине числились предателями согласно
приказу Сталина № 270.
Система творила символы, в которых она нуждалась. Каждому этапу войны
соответствовали символы, несущие определенную смысловую нагрузку,
5 отвечающие очередным на данный момент задачам пропаганды. Главной
задачей было выстоять, остановить врага любой ценой.
«Режим, который не жалел людей и в мирное время, не мог жалеть их тем
более в войну, спасая собственное существование». Но когда героический
поступок, имевший в годы войны массовое распространение, связывают с
именем одного человека, невольно задаешься вопросом: почему именно это
имя стало общеизвестным, каким образом произошло выделение одного
героя из ряда многих других, совершивших аналогичный подвиг? Так,
воздушный таран связывают почти исключительно с именем В. Талалихина,
огненный таран — с именем Н. Гастелло, спасение товарищей ценой
собственной жизни, закрытие своим телом огневой точки врага — с именем
А. Матросова, хотя таких случаев были сотни. С Матросовым дело обстоит
еще сложнее, хотя и здесь ситуация схожая: он не был первым, кто закрыл
своим телом огневую точку врага, но именно его подвигу придали особое
значение. Элемент случайности? Может быть, выразительный слог
политдонесения обратил внимание командования на этот факт и потому о
нем доложили Сталину? Безусловно, превращение героя в символ зависело
не только от прихоти системы, но и от целого ряда случайностей. Сам
подвиг мог быть исключительным, но, совершенный вдали от начальства и
политотделов, так и остаться никому неизвестным. В другом случае
донесения могли писаться людьми, не блещущими красотой стиля. И,
наконец, в тяжелой боевой обстановке было иногда просто не до того. В
этом смысле символы, безусловно, срабатывали, оказывая сильнейшее
эмоциональное воздействие на огромные массы людей, особенно молодых,
воспитанных на революционной романтике и героике (тоже символах, но
более раннего времени), а потому наиболее восприимчивых. Примеры
доблести и героизма, активно пропагандируемые в печати, на митингах и
красноармейских собраниях, с одной стороны, вызывали общее стремление
отомстить врагу за гибель товарищей, с другой, — быть похожими на них и
сражаться с еще большим мужеством и энергией. И все же в своем
подавляющем большинстве советские люди относились к героическим
символам именно так, как это и планировалось пропагандистской машиной.
Тем обиднее было чувствовать за спиной пулеметы заградотрядов, знать,
что за любое неосторожное слово и трезвый взгляд на действительность
можно угодить в СМЕРШ. Эта горечь за недоверие и подозрительность
системы по отношению к тем, кто на грани своих сил, голодный и
холодный, до предела усталый и измученный, под постоянным огнем
противника, зачастую превосходящего числом и вооружением, отбивал
6 непрерывные атаки и поднимался в атаки сам, делая порой невозможное,
проявляя чудеса героизма. Вот так и чувствовал себя солдат на войне, — с
одной стороны, испытывая великое чувство гражданственности, ощущая
себя личностью, от которой зависит судьба Отечества, готовый на
самопожертвование, честно и с достоинством исполняющий свой ратный
труд; а с другой, — поставленный системой в положение «винтика», когда
человеческая жизнь ценилась порой дешевле, чем цинковый ящик с
патронами. Война велась жестоко и по отношению к своим же солдатам.
Сталинский режим не считался с потерями, и «не было случая в годы
войны, чтоб за напрасные потери осудили хоть бы одного командира
высокого ранга». «Мы за ценой не постоим» — эти слова из песни Булата
Окуджавы очень точно отражают пафос военных лет. Эти же слова
выражают и сущность героических символов периода Великой
Отечественной войны, саму атмосферу того времени.
«…Героический подвиг не только зовет следовать конкретному
героическому примеру своих однополчан,
товарищей,
соотечественников, но и как бы создает готовую форму, «своеобразную
модель» героической деятельности,
которая может широко
распространяться».
друзей,
7
Советский героизм как феномен: происхождение и природа индивидуальных и массовых героических поступков.
Советский героизм как феномен: происхождение и природа индивидуальных и массовых героических поступков.
Советский героизм как феномен: происхождение и природа индивидуальных и массовых героических поступков.
Советский героизм как феномен: происхождение и природа индивидуальных и массовых героических поступков.
Советский героизм как феномен: происхождение и природа индивидуальных и массовых героических поступков.
Советский героизм как феномен: происхождение и природа индивидуальных и массовых героических поступков.
Советский героизм как феномен: происхождение и природа индивидуальных и массовых героических поступков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.