Официальное советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР.
Искусство периода Революции и Гражданской войны (1917—1920г.)
В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей и проч. ); московский Кремль.
Кремлевские соборы, а также царские дворцы и некоторые помещичьи усадьбы (Останкино, Кусково, Абрамцево и т. д.) были превращены в музеи.
Был учрежден Государственный музейный фонд, где сосредотачивались музейные ценности.
Параллельно развернулось масштабное музейное строительство.
Искусство периода Революции и Гражданской войны (1917—1920г.)
В. И. Лениным был разработан «План монументальной пропаганды» — план развития монументального искусства в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции. Было решено:
определить список и снять памятники, не представляющие исторической и художественной ценности, воздвигнутые «в честь царей и их слуг»;
организовать конкурс на проекты памятников, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции»;
произвести замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими «идеи и чувства революционной трудовой России»
Искусство периода Революции и Гражданской войны (1917—1920г.)
За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. Большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов.
Наряду с монументальной скульптурой активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства.
Этот жанр обладал следующими качествами: острота подачи материала, мгновенная реакция на события, агитационная направленность, лаконизм, условность изображения, четкость силуэта и жеста.
Искусство периода Революции и Гражданской войны (1917—1920г.)
Художественное оформление праздников — ещё одно новое явление советского искусства, наряду с плакатом, не имевшее традиции.
В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и др.
К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались агитационным пафосом.
Художники создавали эскизы оформления площадей и улиц.
Искусство периода Революции и Гражданской войны (1917—1920г.)
Наряду с плакатом неотъемлемой частью советского прикладного искусства послеоктябрьского периода можно считать первый советский агитационный фарфор .
Первый советский фарфор был создан в течение 1918—1923 гг. на Государственном фарфоровом заводе им. Ломоносова большой группой художников под руководством С. В. Чехонина.
В этот камерный вид искусства пришло искусство улицы, плаката, оформления революционных праздников, пришло искусство монументальной пропаганды, ставшее более долговечной, чем временное праздничное убранство улиц.
Искусство периода Революции и Гражданской войны (1917—1920г.)
В первые годы революции в живописи продолжали развиваться традиционные станковые формы.
Одни художники стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком реалистического отображения.
Другие художники создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в её новом состоянии
Искусство периода Революции и Гражданской войны (1917—1920г.)
«Левое направление» в искусстве революционной России представлено русским авангардом.
Основными направлениями русского авангарда были:
Абстракционизм (Василий Кандинский)
Супрематизм (Казимир Малевич)
Конструктивизм (Владимир Татлин)
Кубофутуризм (Давид Бурлюк).
В.Е. Татлин Памятник III Интернационалу
В цилиндре предполагалось расположить информационный центр с редакцией
В пирамиде – исполнительные органы
В кубе – зал заседаний
Искусство 1921—1941 годов
В советских учебниках этот период характеризовался как «Искусство в период борьбы за победу социализма и упрочение социалистического общества».
Продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами.
Главными группировками были АХРР (Ассоциация художников революционной России), ОСТ (Общество художников-станковистов), а также «4 искусства».
Искусство 1921—1941 годов
В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы социалистического реализма как метода советской литературы и искусства:
Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
Партийность, идейность. Показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития в соответствии с материалистическим пониманием истории.
В.А. Фаворский
Станция метро «Охотный ряд». 1939
В.А. Фаворский
Ф.М. Достоевский. 1929 г.
бумага, ксилография
В 1930-е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры.
Искусство 1921—1941 годов
А.А. Дейнека
Мозаики станции
«Маяковская» (1938)
И.Д. Шадр
«Булыжник — оружие пролетариата»,
«Девушка с веслом»
Искусство 1921—1941 годов
Основная тенденция развития скульптуры этого периода — также тяготение к монументальности.
Б.М. Иофан,
скульптор В.И. Мухина
Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года, скульптурная группа «Рабочий и колхозница»
Искусство 1921—1941 годов (архитектура)
Стилевые тенденции в архитектуре располагались между двумя крайними точками — конструктивизмом и традиционализмом (неоклассицизм, национальная архитектура).
К концу десятилетия классицизирующие тенденции побеждают конструктивные.
Архитектура приобретает оттенок парадной пышности. Начинается эпоха сталинского ампира. Те же тенденции во-многом проявились и в других видах искусства, в особенности, в прикладном и декоративном творчестве
Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (1928-40, архитекторы — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.