Советы родителям будущих первоклассников от логопеда
Оценка 4.8

Советы родителям будущих первоклассников от логопеда

Оценка 4.8
Работа с родителями
pdf
родителям
Детсад
22.05.2024
Советы родителям будущих первоклассников от логопеда
Консультация для родителей будущих первоклассников от учителя-логопеда
Консультация для родителей учителя-логопеда.pdf

Государственное бюджетное учреждение Запорожской области «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Филиал ГБУ ЗО «Областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Бердянск

 

 

Консультация для родителей

 

Подготовила: учитель-логопед С.В. Тесленко 

 

 

г. Бердянск, 2024

Уважаемые родители будущих первоклассников!

 Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. У детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое значительно затрудняет овладение письмом и чтением. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. На что необходимо обратить особое внимание родителям будущих первоклассников?

 

 1.Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки. 

Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.

Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.

2. Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др. 

Игры с ребенком:

 Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

 Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

  Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

  Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

 Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

 Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

3.Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге). 

Игры с ребенком:

 Игра «Прятки» Демонстрируйте ребенку игрушку (предмет) и говорите, что будет прятать ее. Задавайте ребенку вопросы:

Где зайчик? (на столе);

А теперь куда спрятался? (под стол); Откуда вылез? (из-под стола) и т.д.

 Игра «В гостях у Гнома» Игра направлена на закрепление навыков словообразования (правильного употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными значениями). Показывайте ребенку игрушечного Гномика и говорите, что сейчас мы будем «делать предметы маленькими», чтобы подарить их Гному.  Называйте (или показывайте картинки) большие предметы, ребенок должен образовать и назвать уменьшительную форму слова: стул – стульчик, елка – елочка, гриб – грибок, сумка – сумочка и т.д. Желательно иметь картинки с изображениями больших и маленьких предметов или парные игрушки или предметы.

 Игра «Жадина» Цель игры: отработать навыки согласования местоимений с существительными в роде, числе.

                                   Предложите       ребенку       на       время       превратиться       в

«жадину».  Показывайте предметные картинки или игрушки,

ребенок представляет, что этот предмет принадлежит ему и отвечает: мой мишка, моя машина, мои карандаши и т.д.

 Игра «Веселый повар» Данная игра поможет малышу освоить навыки словообразования, научит его верно употреблять в речи относительные прилагательные.

Сообщите ребенку, что сейчас он будет «поваром» и приготовит вкусные угощения.

Показывайте яблоко и спрашивайте: «Как называется сок из яблок? (яблочный)

Показывайте морковку и интересуйтесь у ребенка, что можно приготовить из моркови (сок, салат), и как это будет называться (морковный сок, морковный салат).

Аналогично можно повести игру с мороженым (шоколадное мороженое, клубничное мороженое), с овощным супом (картофельный суп, гороховый суп); использовать тему варенья  (малиновое варенье, абрикосовое варенье) и т.д.  Игра «Исправь ошибки Незнайки»

В гости к ребенку приходит персонаж Незнайка (родитель показывает игрушку или картинку). Сообщает, что Незнайка неправильно «подружил» слова и предлагает ученику исправить ошибки.

(красная помидор, желтый солнце, пушистый лиса, нарядный

платье и т.д.)

 Игра «Чей домик?»

Эта игра поможет ребенку освоить навыки образования притяжательных прилагательных, употребление в речи которых вызывает значительные затруднения даже в старшем дошкольном возрасте.

Играть можно как с использованием картинок с изображением жилища животных, так и с мячом, без картинок.

Первый вариант: родитель показывает ребенку на картинке домик животного и спрашивает, чей это домик.

Второй вариант: родитель называет домик животного и бросает мяч, ребенок возвращает мяч, отвечая, чей домик (берлога – медвежий дом, нора – лисий дом, дупло – беличий дом).

 Игра «Веселый счет»

Эта игра направлена на закрепление навыков правильного согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Можно придумать такой сюжет: Мишка принес нам в коробочке ракушки (камешки, бабочки, грибы…). Давай посчитаем, сколько их! (одна ракушка, две ракушки, три ракушки, четыре ракушки, пять ракушек и т.д.)

 

4.Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. 

5. Состояние словарного запаса. Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка существительные, обозначающие профессии людей, обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные, транспорт и т.д.). Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. 

 

Игры с ребенком:

                                                                                                                                                                                    к    данной

                                                                                                                                                                             тот    должен

Второй вариант игры –произносите слово-признак, ребенок должен подобрать слова – предметы (красивая – мама, посуда, кошка)

 Игра «Кто что делает?»

Направлена на расширение предикативного словаря и знаний об окружающем.

Показываете ребенку картинку с изображением живого предмета или игрушку и спрашивает, что может делать данный персонаж, ребенок называет слова-действия (глаголы). Например, собака – бегает, прыгает, ласкается, спит, ест, сторожит, лает…

 

6.                      Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Игры с ребенком:

 Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

 Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

7.                      Развитие мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. 

Можно использовать следующие виды заданий:

 «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин» Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки, Это долька для чижа,

Ну, а волку – кожура.

 Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

 Раскрашивание изображений и рисование.

 Собирание мелкого конструктора и мозаики.

 Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

 Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

 Лепка из пластилина и глины.

 Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

 Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.  Вышивание.

Советы логопеда 1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту.

2.     При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните

3.     Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие.

4.     Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

 

Таким образом:

 Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Успехов Вам!  

Рекомендованная литература для родителей:

1.     Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

2.     Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.     Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.

4.     Зарин АА, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.

5.     Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.

6.     Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.

7.     Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.

8.     Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.

9.     Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

10. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.

11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. –СПб.: СОВА, 2009.

12. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ:Астрель, 2008.

13. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ:Астрель, 2002.

14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Н.Новгород.: ФЛОКС, 1995.

15. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АСТ:Астрель, 2009.

16. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

17. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007. 18. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.В. Дисграфия и дизорфография.: изучение, методика, сказки. – СПб.: КАРО, 2008.

19. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Государственное бюджетное учреждение

Государственное бюджетное учреждение

У детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое значительно затрудняет овладение письмом и чтением

У детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое значительно затрудняет овладение письмом и чтением

Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т

Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т

Показывайте предметные картинки или игрушки, ребенок представляет, что этот предмет принадлежит ему и отвечает: мой мишка, моя машина, мои карандаши и т

Показывайте предметные картинки или игрушки, ребенок представляет, что этот предмет принадлежит ему и отвечает: мой мишка, моя машина, мои карандаши и т

Игра «Веселый счет» Эта игра направлена на закрепление навыков правильного согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже

Игра «Веселый счет» Эта игра направлена на закрепление навыков правильного согласования числительных с существительными в роде, числе и падеже

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи

Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе

Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе

Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы

Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы

Успехов Вам! Рекомендованная литература для родителей: 1

Успехов Вам! Рекомендованная литература для родителей: 1

Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях

Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024