Консультация логопеда родителям и педагогам, как заниматься с детьми с проблемами в речи. С чего начинать, как проводить артикуляционную гимнастику, как заниматься дальше по постановке звука. Рекомендации полезны тем, у кого есть желание заниматься с детьми дома и в детском саду.
советы логопеда.docx
К 45 годам ребенок должен правильно произносить все звуки это необходимо
для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь
несколько наших советов:
1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку
назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас
звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец,
курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица,
плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого»
звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш,
ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее
перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих
органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его
фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение
выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с
желанием.
Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.
«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то
улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за
нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к
левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части
неба).
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше
всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык
и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба,
кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы
улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из
быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка
упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась
водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед
«рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит
твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам
языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи
воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.
5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры:
мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто
сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде
«кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя
карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не
раздуваются).
Р – самый трудный звук. Часто его произносят пофранцузски: кончик языка
внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это
трудно, но можно.
Попробуйте упражнения:
1. ударять кончиком языка по альвеолам, произнося
«ддд...» (как на барабане); губы при этом
напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть
на кончик языка «ддддрр»;
2. мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро
заносить за верхние зубы и сдувать сильным
выдохом;
3. произносить «жжж» и шевелить при этом
кончиком языка.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик
языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка
получился новый звук!
6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно)
закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ,
ЕШ, ИШ или ТРАТРО, ДРОДРЫ, АТРАДР, ОТРОДР. Когда это станет легко,
начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной
речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь
терпения. 8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе
над следующим.
9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и
«ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно
для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем
не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п,
д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только
смешиваемые в речи звуки, но и звукобуквенная система в целом. Чтобы
будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в
положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с
закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что
слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.
Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он
определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем
подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе,
шишки на сосне» или:
Чикичикичикалочки,
Медведь
Белка
Щелкает орешки.
палочке!
тележке
едет
на
на
Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».
Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития,
попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый
восприимчивый.
Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи
шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту,
картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится,
скажем, к фруктам.
При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет
самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен
объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а
он – железный, у него мотор»(выделению самого существенного надо
неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное,
способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто
действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.
Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел,
фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его
выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и
запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами
пишет некоторые слова из трехчетырех букв и свое имя – разумеется, допуская
при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок,
составляет по ним рассказ, сказку.
Если ваш дошкольник чегото еще не достиг, помогите ему терпеливо и
радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и
восприимчивый возраст вашего ребенка.
Советы логопеда. Как заниматься с ребенком.
Советы логопеда. Как заниматься с ребенком.
Советы логопеда. Как заниматься с ребенком.
Советы логопеда. Как заниматься с ребенком.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.