В тех организациях, где налажена работа советов по качеству, обучение творческому мышлению может повысить их эффективность.
Если такая группа организована лишь недавно, возможно, не стоит представлять элементы творчества с первых же шагов. Нужно дать ее членам возможность проявить свой опыт и умение мыслить логически. Лишь после того, как возможности этих традиционных методов исчерпаны, имеет смысл начать изучение творческого мышления. В противном случае многие воспримут его как излишнее и обременительное занятие.
СОВЕТЫ ПО КАЧЕСТВУ
В тех организациях, где налажена работа советов по качеству, обучение
творческому мышлению может повысить их эффективность.
Если такая группа организована лишь недавно, возможно, не стоит
представлять элементы творчества с первых же шагов. Нужно дать ее членам
возможность проявить свой опыт и умение мыслить логически. Лишь после
того, как возможности этих традиционных методов исчерпаны, имеет смысл
начать изучение творческого мышления. В противном случае многие
воспримут его как излишнее и обременительное занятие.
Использование методов нестандартного мышления в советах по качеству
зависит от четко обозначенных творческих целей. Большим подспорьем в
этом может стать список творческих целей. Очень важно выбрать цель,
представляющую проблему, которая не поддается решению традиционными
методами. При этом будет наглядно продемонстрирована эффективность
инструментов творческого мышления.
Полезно также подчеркнуть различие между повышением качества и
творчеством. Повышение качества предполагает, что все делается как
прежде, но только лучше. Творчество предполагает изменение самого
действия. Оно также может применяться для внесения изменений в
существующие методы.
КАЧЕСТВО, НЕПРЕРЫВНОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СНИЖЕНИЕ ЦЕН
Разнообразные программы такого рода отличаются по целям, структурам и
методам. Они могут быть направлены на разрешение проблем, поиск
дальнейших альтернатив, усовершенствование существующих процессов и
т. д. Часто задачи такого рода можно решить с помощью опыта, анализа и
сбора информации, но иногда не обойтись без применения творческого
мышления, поэтому обучение творчеству должно стать составной частью
подобных программ. Тогда всякий раз, когда возникнет необходимость в
нестандартном решении, у человека найдется в запасе подходящий
творческий прием. Важна и общая установка на творчество, вне зависимости
от конкретных мыслительных инструментов. Так, например, в ходе обучения
творчеству человек привыкает выходить за рамки привычных методовработы. Он сумеет остановить внимание на непроблемных факторах, чтобы
попытаться найти лучший способ действий. Он находит фиксированные точки
и ищет связанные с ними альтернативы.
Между целевыми производственными программами и творчеством
существует тесная и очевидная взаимосвязь. Иногда элемент творчества
«встроен» в тело программы. Но гораздо лучше выделить творчество как
самостоятельный навык, который можно применять независимо, к любой
ситуации.