Совместная деятельность педагога с детьми на тему «ОСЕНЬ»

  • docx
  • 20.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Беседа об осени.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН – ДЕТСКИЙ САД П. МОЛОЧНЫЕ ДВОРЫ

 

 

 

Совместная деятельность педагога с детьми

(первая половина дня)

по образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие»

на тему «ОСЕНЬ»

в средней группе

 

 

 

 

                                                                                 Подготовила: Блинова С.В.

 

 

 

 

2020 г.

Цель: закрепление и обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе.

Задачи: 

Образовательные:

- закрепить и обобщить знания детей об осенних приметах: похолодание, листопад, день становится короче, ночь длиннее, часто идут дожди, о том, как изменяется жизнь растений, животных и птиц осенью, как человек готовится к зиме;

- формировать  представление о различиях  в природе ранней и поздней осенью;

- закреплять знания о деревьях, форме и цвете листьев;

- формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.

Развивающие:

- развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки, наблюдательность, умение анализировать,

- побуждать принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе, умение радоваться ее красоте и выражать желание бережно относиться к ней;

- воспитывать любовь и чувство сострадания к животным и птицам;

- воспитывать навыки сотрудничества.

Словарная работа: листопад, заморозки, ненастье, багряный, золотая осень, перелетные и зимующие птицы, ранняя и поздняя осень.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями (смена окраски листьев, листопад), растениями, насекомыми, птицами, за изменениями в одежде людей; ведение календаря природы, экскурсия в парк (сбор природного материала для поделок, составление осеннего букета, уборка листьев на участке, сезонные работы на огороде: сбор урожая, семян для посева и подкормки птиц, загадывание и отгадывание загадок об осени, чтение и заучивание стихотворений об осени, рассматривание картин об осени «Золотая осень» И. Левитан, «Поздняя осень» И. Бродский.

Материалы и оборудование:  репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», календарь природы, магнитофон,  разноцветные листья от разных деревьев, картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц, дидактическая игра «С какого дерева листок», макет осеннего дерева, фигурки животных, алгоритм описательного рассказа об осени, солнышко и тучка, магнитная доска, лэпбук «Осень», картинка-алгоритм одевания «Одежда осенью».

 

 

 

 

Ход беседы:

 

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к окну, где лежит красивый осенний листок.

В: Ребята, посмотрите, какой красивый листок лежит у нас на окне. Как он здесь появился, кто его принес? Хотите узнать? /ответы детей/.

В: А для этого вам нужно отгадать загадку, слушайте внимательно.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Не касаясь елочек

И сосен. Я…. /осень/

Ответы детей.

2 часть. Беседа.

В.: Да, ребята, правильно. Осень принесла нам этот листок. Посмотрите в окно. А какое время сейчас? /ответы детей/.

В.: Правильно, осень, а какой месяц осенний сейчас идет?

Какие месяцы осени вы знаете? А какой месяц был до октября? /ответы детей/

В.: Правильно, сентябрь. Осень бывает ранней и поздней, сентябрь – это время ранней осени. Посмотрите на картину (показывает картину И. Левитана «Золотая осень») и скажите, какую осень изобразил художник? /раннюю/.

В.: А еще раннюю осень называют золотой. Вот и картина художника И. Левитана так и называется «Золотая осень». Как вы думаете, почему он так назвал свою картину? /ответы детей/.

В.: Сентябрь прошел. Наступил октябрь. С наступлением октября стало на улице холоднее, в природе все изменяется. Вот и в нашем уголке я предлагаю кое-что изменить и добавить. А что, вы скажете сами. Давайте отметим на календаре природы сегодняшний день. Сегодня 23 октября, конец октября. Наступила поздняя осень.

В.: Листья на деревьях окрашиваются в другие цвета. Какие? /багряные, разноцветные, оранжевые, красные, коричневые/. Вы, наверное, заметили, что листьев на деревьях с каждым днем становится все меньше и меньше, а некоторые деревья уже стоят голые. Почему? Как называется явление, когда деревья обильно сбрасывают листья? /листопад/.

В.: Листья желтые летят,

Падают кружатся

И под ноги просто так

Как ковер ложатся.

В.: Вот и в нашем парке около сада на земле лежит разноцветный ковер из листьев. Ребята, сегодня по дороге в детский сад, я собрала целый букет из листьев. Давайте поместим их в нашей группе? Будем рассматривать их и любоваться их красотой. Смотрите, а листики все разные. Почему? /ответы детей/.

В: С каких же деревьев они опали? Чтобы узнать это, я принесла вам игру «С какого дерева листок?». Давайте, поместим эту игру в наш уголок и поиграем потом. Играя, мы узнаем названия деревьев и научимся определять, с какого дерева листок упал.

В.: Когда заканчивается листопад, начинают часто идти дожди, дует холодный ветер, на улице становится сыро и холодно. Как называем мы такую погоду осенью? /ненастье/.

В: Смотрите, наше солнышко спряталось за тучку с капельками дождя.

Теперь и тучка в нашем уголке будет частым гостем. В день, когда будет идти дождь, мы будем помещать тучку, а если день будет солнечным, то солнышко. Сегодня какой день? /пасмурно, солнца нет, его закрыла тучка/.

В.: А еще, с  приближением поздней осени дни становятся короче, а ночи длиннее, ночью бывают заморозки, чем покрываются лужи? /ответы детей/.

 В: Становится очень холодно, как вы думает, что люди делают, чтобы не замерзнуть? Что одевают люди осенью? /ответы детей/.

В: Смотрите, я принесла вам картинку с изображением осенней одежды. На ней изображено, в каком порядке нужно одеваться в осеннее время. Она будет помогать вам ничего не перепутать и одеваться по погоде, правильно.

В.: Ребята, а теперь обратим внимание на наше дерево «Времена года».

Наше дерево уже повернулось к нам своей осенней стороной. Оно еще в листве, но скоро листва слетит, начнутся заморозки и пойдет первый снежок. И дерево тоже изменится, станет голым и его будет накрывать первый снежок.

- Что срывает листья с деревьев? /ветер/. Давайте превратимся в деревья.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

В.: Что-то совсем тихо около дерева. Не слышно птичьих голосов. Куда же птицы подевались? Куда же они улетели? А все птицы улетели? А как называют птиц, которые остаются зимовать? /ответы детей/.

В.: Посмотрите, я принесла вам картинки с изображением зимующих птиц. Я оставлю их здесь, чтобы вы их рассмотрели. Рассматривая их, мы узнаем названия птиц, зимующих в наших краях, будем узнавать их на прогулке.

В.: Ребята, а кто же будет помогать птицам в холода не замерзнуть и не умереть с голода? /ответы детей/. Что мы будем делать? /ответы детей/.

В.: С наступлением холодов, происходят изменения не только в жизни птиц, но и животных. Некоторые из них готовятся к спячке, какие? /ответы детей/. А некоторые приготовились к зиме. Как звери готовятся к зиме? /запаслись едой, утеплили свои жилища/.

В.: Посмотрите, на столе стоят фигурки животных, выберите тех, которые останутся зимовать около нашего дерева. /дети выбирают животных, зимующих в нашем крае, называют их и помещают рядом с деревом/.

3 часть. Рефлексия.

В.: Ребята, мы сегодня говорили с вами об осени, вспомнили ее приметы, нарисовали словами портрет ранней и поздней осени, вспомнили как готовятся к зиме растения, животные, птицы, люди. Мы будем и дальше наблюдать с вами за изменениями, которые происходят в природе, приходя в наш уголок природы. А наблюдать за осенними изменениями нам поможет вот такая папка /воспитатель демонстрирует лэпбук «Осень» и его содержимое/. В ней собрано очень много интересного об осени, осенних явлениях, есть стихи, загадки, занимательные упражнения на осеннюю тематику.

В.: А сейчас я предлагаю вам собрать разрезные картинки из папки «Осень» и поиграть в игру «С какого дерева листок?».

/Воспитатель делит детей на 2 подгруппы, одна подгруппа собирает разрезные картинки на осеннюю тематику, другая подгруппа вместе с воспитателем играет в игру «С какого дерева листок?»./