КГБОУ «Мотыгинская школа-интернат»
Принято на заседании Согласовано: Утверждаю:
ПМПк «____» ____________ 20 ___ г. Зам.директора по УР Директор
Протокол № _____ __________________ _______________
Малышева Л.П. Коломова Н.Л.
СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк, ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ И СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ С УЧАЩИМИСЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(состоящими на ВШУ, в группе риска, в СОП и ПДН)
на 2018-2021 г.г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
|
Совместная программа деятельности ПМПк, школьной Службы медиации и Совета профилактики с учащимися девиантного поведения на 2018-2021 г.г.
|
Разработчики Программы |
Малышева Л.П., зам.директора по УР; Широнина Л.Ю. председатель ПМПк; Вандышева В.Н., социальный педагог; Торговкин С.Ю., педагог-психолог.
|
Цель Программы
|
Профилактика конфликтных ситуаций и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся школы.
|
Задачи Программы |
1. Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами девиантного поведения. 2. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики правонарушений.
|
Сроки реализации Программы
|
2018-2021 г.г. |
Исполнители Программы |
ПМПк, Совет профилактики, ШСМ, педагогический коллектив школы-интерната.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Создание условий для обеспечения защиты прав учащихся, их социальной реабилитации и адаптации в обществе. 2. Стабилизация числа учащихся девиантного поведения. 3. Преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних учащихся.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Такие тревожные тенденции, как рост ранней алкоголизации подростков, который ведет к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними учащимися; омоложение преступности; увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении, что свидетельствует о необходимости совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы школы-интерната в области профилактики создана Программа совместной деятельности ПМПк, Совета профилактики и педагогического коллектива школы-интерната.
Правовая основа Программы
Правовую основу Программы совместной деятельности ПМПк, Совета профилактики и педагогического коллектива школы-интерната составляют:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Семейный кодекс Российской Федерации.
Цель Программы
Профилактика конфликтных ситуаций и правонарушений среди подростков девиантного поведения.
Задачи Программы:
- повышение уровня профилактической работы с учащимися в школе-интернате;
- защита прав и законных интересов учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание адресной специализированной помощи;
- психологическая поддержка обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска», активное вовлечение их в общешкольную деятельность.
Содержание Программы
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с индивидуальными картами обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает проведение опросов, анкетирование и наблюдение за детьми группы риска.
Профилактическая работа включает в себя систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с обучающимися с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору учащимся своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
|
Содержание |
Изучение учащегося и окружающей его среды
|
Анкетирование, тестирование, индивидуальные занятия у социального педагога и педагога-психолога |
Обеспечение психологической готовности подростка к положительному изменению
|
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком качественно положительных качеств, поступков
|
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа |
Самовоспитание
|
Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактическая работа с родителями предусматривает нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы-интерната и семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, совместных общешкольных мероприятий с учащимися и родителями, работу ПМПк и Совета профилактики.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), ПМПк, Совет профилактики, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
- планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПМПк и Совета профилактики;
- организация работы школьного Совета по профилактике правонарушений;
- проведение тематических педагогических советов;
- родительские собрания;
- социально-педагогическая работа с учащимися «группы риска»;
- составление социального паспорта классов, школы;
- ведение индивидуальных дневников учащихся «группы риска», стоящих на ВШУ;
- выявление и постановка на ВШУ детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Профилактическая работа со школьниками:
I направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация системы воспитательной работы школы-интерната;
- проведение мероприятий совместно с ПМПк и Советом профилактики;
- классные часы по пожарной безопасности;
- организация правового всеобуча;
- профориентационная работа;
- психологические тренинги;
- проведение бесед по профилактике алкоголизма, наркомании, правонарушений.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
- охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего учебного года;
- оказание помощи в трудоустройстве в летний период через Молодежный центр желающих учащихся старших классов;
- привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
II направление:
Индивидуальная работа с учащимися девиантного поведения:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- приглашение на школьный Совет профилактики, ПМПк;
- беседы инспектора ПДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН;
- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
- выбор родителей в Совет профилактики;
- привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
- привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий: Новый год, Последняя линейка;
- выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на ВШУ;
- посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в СОП, направление ходатайств в КДН и ПДН.
Тема
|
Содержание |
Профориентация школьников |
1. Профориентация, ее цели и задачи 2. Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда. 3. Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии.
|
По профилактике правонарушений и преступлений |
1. Права и обязанности семьи и ответственность родителей. 2. Нравственные уроки семьи. 3. Права и обязанности учащихся в семье, школе, социуме. 4. Причины детских правонарушений. 5. Свободное время и досуг учащихся.
|
Планируемые результаты
I блок |
- разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений; - создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
|
II блок |
- получение социальной характеристики семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы-интерната и семьи; - получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; - получение информации о состоянии здоровья учащихся
|
III блок |
- сформировать у учащихся здоровый образ жизни; - сформировать жизненную позицию ребенка
|
IV блок |
- создание приоритетного родительского воспитания; - организация педагогического просвещения родителей; - построение демократической системы отношений детей и взрослых
|
План мероприятий, направленных на реализацию направлений Программы
на 2018/2019 учебный год
№ п/п |
Содержание работы
|
Классы |
Сроки |
Ответственные |
Организационные мероприятия
|
||||
1. |
Изучение и систематизация социальной структуры семей обучающихся школы-интерната. |
2-9 классы |
сентябрь |
Классные руководители, социальный педагог, ПМПк |
2. |
Выявление учащихся «группы риска», детей с девиантным поведением. |
2-9 классы |
сентябрь |
Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, ПМПк, Совет профилактики |
3. |
Организация заполнения социальных паспортов. |
2-9 классы |
сентябрь |
Социальный педагог |
4. |
Составление банка данных школы-интерната |
2-9 классы |
до 01.10 |
Социальный педагог |
5. |
Анализ состояния правонарушений среди обучающихся школы-интерната |
2-9 классы |
октябрь |
Социальный педагог, ПМПк, Совет профилактики, ШСМ |
6. |
Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений обучающихся школы-интерната |
2-9 классы |
сентябрь-октябрь |
Социальный педагог, ПМПк, Совет профилактики, ШСМ |
7. |
Организация работы Совета профилактики правонарушений (по отдельному плану) |
2-9 класс |
1 раз в месяц |
Директор школы |
8. |
Участие в районных, краевых акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, КДН, ПДН, Молодежного центра |
2-9 класс |
в течение учебного года |
Администрация школы, Совет профилактики, социальный педагог |
9. |
Наблюдение за поведением обучающихся с целью выявления склонности к правонарушениям |
5-9 классы |
сентябрь |
Классные руководители, воспитатели, ШСМ |
10. |
Вовлечение учащихся «группы риска» в работу кружков и секций |
2-9 классы |
сентябрь-октябрь |
Классные руководители |
11. |
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: индивидуальные беседы, посещение семьи, приглашение родителей на Совет профилактики и ПМПк |
2-9 классы |
по мере необходимости |
Социальный педагог, ШСМ |
12. |
Организация и проведение школьных рейдов в семьи, состоящих в СОП |
2-9 классы |
1 раз в четверть |
Социальный педагог |
13. |
Сверка документации школы-интерната и ПДН по обучающимся, состоящих на учете в ПДН |
2-9 класс |
сентябрь |
Социальный педагог |
14. |
Плановые и внеплановые заседания ШСМ, ПМПк: обследование учащихся девиантного поведения специалистами ПМПк, разработка рекомендаций педагогам, работающим с данной категорией учащихся |
2-9 классы |
в течение учебного года |
Специалисты ПМПк, ШСМ |
Работа с учащимися
|
||||
1. |
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов |
2-9 классы |
по мере необходимости |
Совет профилактики, ПМПк, педагог-психолог, социальный педагог, ШСМ |
2. |
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе |
2-9 классы |
по запросу |
ПМПк, педагог-психолог, социальный педагог, ШСМ |
3. |
Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода |
2-5 классы |
сентябрь-октябрь |
Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
4. |
Оказание помощи учащимся, находящихся в трудной жизненной ситуации, консультирование |
2-9 классы |
постоянно |
Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы-интерната |
5. |
Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы-интерната) |
2-9 классы |
постоянно |
Классные руководители, воспитатели, старший воспитатель |
6. |
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних |
|
в течение учебного года |
Социальный педагог, классные руководители, ПМПк, педагог-психолог |
7. |
Обучение обучающихся способам разрешения конфликтов |
5-9 классы |
в течение года |
Социальный педагог, классные руководители, ПМПк, педагог-психолог, Школьная служба медиации |
8. |
Охват в каникулярное время организованным отдыхом учащихся «группы риска» интересным, содержательным досугом |
2-9 классы |
в течение года |
Педагогический коллектив школы |
9. |
Контроль за посещаемостью уроков, поведением учащихся «группы риска» |
2-9 классы |
ежедневно |
Классные руководители, социальный педагог, администрация школы |
10. |
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время |
5-9 классы |
по мере необходимости |
Классные руководители, Совет профилактики |
11. |
Участие учащихся с девиантным поведением в процедурах медиации, составление медиативных соглашений, принятие учащимися медиативных обязательств по устранению конфликтных ситуаций |
5-9 классы |
по мере необходимости |
Члены ШСМ |
Работа с семьями
|
||||
1. |
Выявление неблагополучных семей |
2-9 классы |
сентябрь |
Классные руководители, социальный педагог |
3. |
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися, участию в работе Совета профилактики |
2-9 классы |
постоянно |
Классные руководители, социальный педагог |
4. |
Консультирование родителей: - педагогами школы-интерната; - социальным педагогом; - председателем ПМПк; -педагогом-психологом; - медиатором Школьной службы медиации |
2-9 классы |
по мере необходимости |
Классные руководители, социальный педагог, председатель ПМПк, медиатор Школьной службы медиации |
5. |
Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения на темы: - «Чтобы не случилось беды»; - «Мы в ответе за поступки своих детей»; - «Правонарушения учащихся как результат вредных привычек»; - «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений»; - «Профилактика вредных привычек и правонарушений среди подростков» |
родители учащихся 5-9 классов |
октябрь-май |
Социальный педагог, ШСМ |
6. |
Консультирование родителей по вопросам профилактики вредных привычек и правонарушений на темы: - «Семейные конфликты - причина правонарушений подростков»; - «Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка»; - «Нравственные законы жизни»; - «Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме»; - «Свободное время и развлечения обучающихся» |
родители учащихся 5-9 классов |
в течение учебного года |
Специалисты ПМПк, ШСМ |
Правовой всеобуч
|
||||
1. |
Проведение бесед по предупреждению и устранению конфликтных ситуаций; классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся |
2-9 классы |
по планам классных руководителей |
Классные руководители, члены ШСМ |
2. |
Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву |
8-9 классы |
по плану |
Социальный педагог |
3. |
Изучение государственных и международных документов по правам человека, правам ребенка, участие в конкурсах |
5-9 классы |
по общешкольному плану |
Классные руководители, ПМПк, Совет профилактики, ШСМ |
4. |
Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, сквернословие, употребление спиртных напитков) |
2-9 классы |
в течение учебного года |
Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, члены ШСМ |
Профилактика алкоголизма и наркомании
|
||||
1. |
Проведение беседы медицинским работником о вреде алкоголизма и наркомании на растущий подростковый организм |
8-9 классы |
декабрь |
Администрация школы, социальный педагог |
2. |
Проведение общешкольной акции «За здоровый образ жизни» (по отдельному плану) |
2-9 классы |
январь, апрель |
Старший воспитатель, социальный педагог, Совет профилактики, педагог-психолог |
3. |
Конкурс плакатов на тему «Мы за здоровый образ жизни» |
2-9 классы |
март |
Воспитатели |
4. |
Классные часы, направленные на профилактику здорового образа жизни |
2-9 классы |
в течение учебного года |
Классные руководители |
5. |
Освещение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании перед проведением Нового года и выпускного вечера |
8-9 классы |
по общешкольному плану |
Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели |
Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений обучающихся
|
||||
1. |
Размещение на сайте школы информационных материалов по профилактике правонарушений |
|
2 раза в учебный год |
Педагог-библиотекарь, председатель ПМПк |
2. |
Обобщение для использования в дальнейшей работе и пропаганда в средствах массовой информации позитивного опыта профилактической работы с семьями «группы риска» |
|
обновление информации в течение учебного года |
Педагог-библиотекарь, председатель ПМПк |
Критерии отслеживания эффективности Программы
Отслеживание эффективности всей Программы |
- появление у учащихся с девиантным поведением устойчивых интересов; - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на ВШУ, в ПДН; - уменьшение количества учащихся детей «группы риска» |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия Программы |
- проведение анкетирования, опросов учащихся, родителей с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей и учащихся в мероприятия |
Конечный результат реализации Программы |
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений учащихся девиантного поведения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.