Совместная деятельность родителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Совместная деятельность родителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
5 кл
10.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

1Совместная деятельность родителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе.docx
«Совместная  деятельность родителей и учащихся в учебно­воспитательном процессе 5 а класса» Игонина Н.А.­учитель географии, классный руководитель 5 а класса В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми  педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного  развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”. Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные  определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в  Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и  становлением человека, нравственным формированием и развитием личности. Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои,  отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и  значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. “Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский) Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с  учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать  родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Проблемой для меня, как классного руководителя,  являются организационные вопросы, связанные  с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их  участие в жизни школы важно не потому, что так хочу я, а потому, что это важно для развития их  ребёнка. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми  возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться  вместе, жить и воспитывать,  поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Взаимодействие с родителями  я  строю на основе таких идей как:    обращение к чувству родительской любви; умение разглядеть в каждом ученике положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной  деятельности. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных  направления:    психолого­педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс;  участие родителей в управлении учебно­воспитательным процессом. Психолого­педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм  работы с семьёй:   индивидуальные или тематические консультации; родительские собрания. Вовлечь родителей в учебно­воспитательный процесс можно с помощью следующих форм  деятельности:   внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел,  в укреплении материально­ технической базы школы и класса. Участие родителей в управлении учебно­воспитательным процессом можно организовать с  помощью следующих форм деятельности:   участие родителей класса в учебно­воспитательной работе школы; участие родителей в работе родительского комитета. Перечисленные выше направления  совместной деятельности с семьёй  будут эффективны  только  при использовании активных  форм  взаимодействия с семьями своих учеников. В общении с коллективом родителей  я, как  классный руководитель должна  проявлять учтивость  и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку  родителей во всех проводимых в классе мероприятиях. Начиная работать с семьями своих  учеников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся: 1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте  необходимые условия для общения. 2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше  договоритесь о встрече в другой раз. 3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это  вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей. 4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем  наболевшим вопросам. 5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали. 6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся  и педагогов. 7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую  сообщили родители, еще с кем­то, родителей необходимо поставить об этом в известность. 8. Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет  услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. 9. Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями  для родителей и самого ученика. Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные  формы работы и групповые. Одной из самых  распространенных форм  групповой работы с родителями является родительское  собрание. Один раз в четверть я обязательно организую родительское собрание, где совместно с  родителями принимаем меры по решению  возникших  вопросов.   К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные  консультации, беседы, посещения на дому. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе  классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть  результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами,  конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Посещение ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы  классный руководитель беспокоил их дома. Такие приемы возможны только в том случае, если они  связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика.  Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя  играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к  своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе,  взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный  родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций  является помощь родительского комитета в организации учебно­воспитательного процесса.  Родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников,  экскурсий, поездок. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои  плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные  мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в  жизни класса. Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация  учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей,  формирование у них ценностного отношения к здоровью. Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной  школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи. Родители  доверили  нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать  это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании  всех сторон, к чему мы и стремимся. Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями  обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
скачать по прямой ссылке