СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОТРОКИЗМА «КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ»
Культура отмены – возникший в США и Европе социальный термин; современная форма остракизма, при которой человек или определенная группа лишается поддержки и подвергается осуждению как в онлайн-среде и в социальных медиа, так и в реальном мире.
Проще говоря это когда человека, который плохо себя зарекомендовал перестают приглашать в приличное общество, не смотря на его достижения.
Возьмем, например, событие 2017 года, когда издательство The New York Times выпустил статью-расследование об известном голливудском кинопродюсере Харви Ванштейне, в которой рассказывалось про его неоднократные домогательства к актрисам. Через некоторое время вышли и другие издательства, а также эту тему начали обсуждать и в социальных-сетях. Что и порадело целое медиа-движение #MeToo как реакция, а различные виды насилия.
Общество поставило не нем крест не только как на известном продюсере, но и как на человека в целом. Он перестал существовать в публичном поле. Он был выброшен из общества. Он был «canceled».
To cancel в переводе с английского означает аннулированный или отменённый. Его смысл заключается в том, что человек не только перестает существовать как объект социального взаимодействия, но и лишается всего хорошего, что он сделал, то есть он отменяется.
Риск быть «отменённым» есть не только у богатых и знаменитых, он есть также у тех, кто неосторожно высаживается против современного «мейнстрима», то есть практически у каждого человека, который ведет активную социальную жизнь и имел неосторожность в своих высказываниях. Такие обвинения не имеют срока действия. Например, Джастин Трюдо был обвинен в расизме из-за того, что всплыла его фотография 18-летней давности, где он запечатлён в образе арабского принца в черном гриме. Это стало основанием для публичного обвинения в расизме с требованиями публичного извинения.
Cancel cultura или культура отмены, уже стала частью современного мира. Она стала частью социально-медийного дискурса.
Джон МакДермотт определяет культуру отмены как современную форму остракизма, при которой кого – то вытесняют из социальных кругов – либо в социальных сетях, либо в реальном мире. Подобная форма остракизма является современной формой бойкота, когда человек обвиняется в недопустимом поведении или высказывании которые, идут в разрез с современной культурой социального поведения. Последствия такого поведения могут быть разными: если это публичное лицо, ему будет оказано в информационном сопровождении. Если объект не является публичным лицом, блокируется его аккауны в социальных сетях на основании несоответствия опубликованных постов политике компании владельца.
Культура отмены возможна как результат информационной революции медийного пространства, где современное информационное пространство формирует социальные сети, где они стали необходимым элементом, который пронизывает все сферы жизни современного человека. Социальные сети сегодня не просто инструмент коммуникация, но инструмент, который способен формировать и определять социальные тенденции. Ценности, которые разделяться владельцами социальных сетей, являются доминирующими в тех странах и обществах, где уровень вовлеченности общества в коммуникацию посредством социальных сетей является определяющим, а это большая часть современного мира. Следовательно, мы живем в глобальном мире, в котором есть вполне конкретный набор ценностей, а также инструменты которыми он способен подвергать остракизму те, кто не только не разделяет, но критикует подобное состояние дел.
Культура отмены – это новая форма общественного порицания, которая возможна в контексте медиапространства, где социальные сети как кровеносные сосуды пронизывают информационное пространство, обеспечивая непрерывный поток коммуникаций.
Вопрос об истоках культуры отмены представляет собой некоторую сложность. На данный момент не существует единого мнения относительно происхождения данного явления. Однако американские социальные психологи Джонатан Хайцдс и Грег Лукианов рассуждают, что одним из истоков глобального явления «культуры отмены» являются социальные реальности молодого поколения, а именно момент их активного вовлечения в различные социальные группы, которые распространяют свои ценности.
Центральной ценностью современного общества стала культура безопасности во всех ее проявлениях, в том числе эмоциональная безопасность. Которая заключается в ограждении своего мнения, что и провоцирует социальный конфликт.
В современном мире культура безопасности стала главной общественной ценностью всех поколений, где само понятие безопасности требует того, кто будет ее обеспечивать. Это будет государство и медиамонополисты Google, Twitter, YouTude и т.п.
Подобное положение дел усугубляется новой реальностью медиа и социальных сетей: когда кто-то сталкивается с информацией, которая не соответствует его ценностям, он добавляет ее в черный список, и она уже никогда не появиться в его новостной ленте; когда человека «банят» за оскорбления и грубость (это обычная практика). Но когда за то, что человек высказывает другое мнение и эта практика носит массовый характер, возникает проблема, когда люди уже не всегда готовы вступить в конструктивный диалог, у многих просто отсутствуют необходимые навыки для этого.
Cancel culture или культура отмены сегодня является инструментом, посредством которого глобальный мир способен не только инкорпорировать свои ценности, но и защищать их. Культура отмены, начавшаяся как реакция на несправедливость на данный момент используется монополистами и государствами для воплощения вечного «разделяй и властвуй». Однако, будучи в своей информационно социальной сущности бинарной оппозицией, где борьба двух полярностей являются залогом для развития общества.
Культура отмены формирует образ будущего, образ новой этики, где общество может войти в новый этап своих информационно социальных норм и правил, что само по себе являются важным этапом развития
Канселлинг: что такое культура отмены и кого она касается
Несколько женщин обвинили актера Криса Нота в насильственных действиях сексуального характера и изнасилованиях. Обвинения продолжают сыпаться одно за одним, а значит всем известный Мистер Биг подвергнется канселлингу. Что это такое? Вместе с онлайн-англицизмами «троллинг», «буллинг», «хейтинг» в разговорный обиход проникло понятие «канселлинг», которое считается довольно юным — в том числе там, где его придумали. Буквально оно переводится как «отмена». «Отменять» кого-либо американцам не приходило в голову, пока в 1991-м выражение Cancel that bitch (извините) не прозвучало с экрана в боевике «Нью-Джек сити». Спустя пару декад схожее словосочетание разлетелось по интернету с подачи героя популярного реалити-шоу. Теперь никого не удивляет, что можно отменить не только событие, но и человека, чьи поступки вызывают осуждение.
Что такое канселлинг
Культура отмены (cancel culture, «кансел культура»), или культура исключения (call-out culture), — распространившаяся в эпоху соцсетей форма остракизма, когда ревностные активисты призывают к бойкоту конкретных персонажей или организаций за высказывания или действия, которые считают неправильными и нежелательными. Онлайн-словарь dictionary.com определяет термин cancel culture как «прекращение поддержки публичных фигур и компаний после того, как они сделали или сказали что-то, что считается возмутительным или оскорбительным».
Чем культура отмены отличается от активного хейтинга? Тем, что базовое действие культуры отмены — его отсутствие, а точнее, «прекращение поддержки». Кансенллинг — это, по сути, бойкот определенной персоны либо бренда, практика публичного осуждения за общественно неприемлемый поступок, некорректную фразу в интервью, твит с расистской шуткой, насилие. За такие действия провинившегося могут как минимум лишить платформы и голоса в соцсетях, как максимум — карьеры, бойкотируя проекты или навсегда вычеркивая из медийного пространства.
Для миллениалов и зумеров cancel-формат стал одним из способов борьбы против укоренившихся дискриминационных стереотипов, навязанных старшими поколениями. Сторонники канселлинга уверены, что нежелание человека менять взгляды, даже если он воспитывался в более консервативной атмосфере, должно быть наказано и ему/ей придется изменить их на те, что разделяет его аудитория, или столкнуться с разгневанными поклонниками и финансовыми потерями.
Как проявляется культура отмены
Как правило, канселят инфлюенсеров и знаменитостей, ведь именно они зарабатывают на внимании аудитории. Культура отмены заставляет инфлюенсеров задумываться о репутации. Заслужить второй шанс после канселлинга возможно, но очень непросто. Подписчики осознают свою власть и понимают, что считается каждый голос и каждый фолловер. К ним прислушиваются рекламодатели. Основной фокус культуры отмены — возможность повлиять на инфлюенсеров и привлечь их к ответственности, в том числе материальной, за слова и поступки. «Лучший способ отменить кого‑то, — приводит New York Times слова профессора Университета Вирджинии Мередит Кларк, — лишить его внимания и денег».
«Не обязательно иметь реальную власть, чтобы добиться перемен, — объясняет принцип культуры отмены профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Анна Хадли. — Когда люди канселят Канье Уэста или кого-то не менее значимого, это расценивается как коллективный способ сказать: „Мы повысили твой социальный статус и доходы, но теперь отказываемся уделять тебе прежнее внимание. Допустим, у нас нет прямого влияния на тебя, но мы можем тебя игнорировать“».
Упомянутый Канье Уэст был, к примеру, отменен в 2018-м — после того, как опубликовал в твиттере фото в кепке с надписью Make America Great Again и назвал непопулярного среди американцев Трампа своим братом. После этой выходки от рэпера отписалось около 9 млн подписчиков. Впрочем, Канье это ничуть не парит. «Меня отменяли до появления сancel сulture и до того, как впервые прозвучал этот термин», — говорил он в одном из интервью.
Говоря о других примерах, стоит упомянуть яростный бойкот ревнителей кансел-культуры в адрес писательницы Джоан Роулинг, обвиненной в трансфобии и пострадавшую репутацию певицы Ланы Дель Рей, угодившую под шквал упреков в антифеминизме. Из проявлений культуры отмены в России можно вспомнить инцидент двухлетней давности с экс-участницей «Дома 2» Ольгой Бузовой, опубликовавшей в своем многомиллионном инстаграм-аккаунте неуместную шутку про блокадницу. Впрочем, для героини все закончилось благополучно: когда волна отмены утихла, отключенный на время аккаунт снова заработал и аудитория выросла до 23 млн.
Прошлогодняя история с Региной Тодоренко развивалась по схожему сценарию. Телеведущая и превица заявила в интервью, что не понимает женщин, публично рассказывающих о пережитом опыте домашнего насилия, что вызвало настоящий взрыв в соцсетях. Волна негодования набрала такую силу, что несколько брендов разорвали с Региной рекламные контракты. Тем не менее сейчас репутация восстановлена, а на общей шумихе Тодоренко удалось набрать плюс полмиллиона подписчиков, что, как известно, увеличивает доходы блогера.
Обвинения, выдвинутые Крису Ноту, привели к тому, что кинокомпания разорвала контракт с актером, а его жена ушла. Чем закончится для звезды сериала «Секс в большом городе» эта шумиха, пока сложно сказать, но репутация Нота среди женщин кардинально изменилась — из секс-символа и одного из самых желанных мужчин на планете он в одночасье превратился в изгоя.
Что не так с кансел-культурой
Так что же такое cancel culture: инструмент социальной справедливости или модный термин для проявлений стадного инстинкта? Критики признают основными минусами культуры бойкота то, что наказание иногда бывает не симметрично преступлению, да и работает канселлинг порой избирательно — кто-то попал в поле зрения борцов за справедливость, а кто-то продолжает совершать неправомерные поступки, оставаясь в тени. Кроме того, отмена человека не отменяет причиненного им вреда.
Но пока люди продолжают ошибаться, их продолжат отменять. А затем — «возвращать». И процесс будет повторяться снова и снова, следуя стратегическим принципам перетягивания общественного внимания», — заключает профессор Анна Хадли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.