План
Деятельностный подход
Личностно ориентированный подход
Компетентностный подход
Системно-деятельностный подход
Элементы урока, стимулирующие деятельность обучающихся (потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный: организационно-подготовительный,информационно-дидактический,творческий, рефлексивный, оценочно-рефлексивный (рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала, устная и письменная рефлексия)
Типы уроков
Групповая работа
Типы уроков (урок постановки учебной задачи и схема анализа, урок решения учебной задачи, урок моделирования и преобразования модели и схема анализа, урок конкретизации учебного материала, решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки и схема анализа)
Этапы подготовки урока (осознание цели деятельности, задач и ориентировка в условиях её протекания , выработка плана действий в соответствии с результатами ориентировки, реализация намеченного, осуществление самоконтроля, т. е. сопоставление результата с планом)
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Личностные результаты
Анализ и самоанализ урока
4. Эффективные подходы
Заполняем таблицу «Диагностика затруднений и потребностей педагогов в реализации ФГОС НОО»
Приложение1
деятельностный подход
самоопределение
сотрудничество учителя и ученика
система операций
личностно ориентированный подход
уровень «актуального развития» и «зона ближайшего развития»; признание индивидуальности, самоценности
каждого обучающегося
компетентностный подход
способность использовать полученные знания
системно-деятельностный подход
объединяет подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный
Виды обучения | |
Традиционный подход к обучению | Личностно ориентированный подход в современной системе обучения |
Ориентир на фронтальную и коллективную работу детей | 8 Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия обучающихся |
Работа с группами различной успеваемости | 4 Работа с каждым, выявление и учёт его склонностей и предпочтений |
Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего» | 1 Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного обучающегося |
Устанавливается одинаковый для всех объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал | 9 Устанавливается объём знаний для каждого с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал |
Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности | 2 Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем |
Стимулируется активность класса (как группы) | 6 Стимулируется активность каждого с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей |
Учитель планирует индивидуальную или групповую работу | 5 Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы |
Педагог задаёт для изучения общие для всех темы | 3 Темы согласуются с познавательными особенностями обучающегося |
Сообщение новых знаний только учителем | 10 Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и обучающихся |
Оценка ответа только учителем | 14 Сначала оценка ответа самим обучающимся, потом учителем |
Использование только количественных способов оценки знаний (%, баллы) | 12 Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания |
Определение объёма, сложности и формы домашнего задания | 7 Возможность выбора обучающихся объёма, сложности и формы домашнего задания |
Учителя не интересуют стратегии познания детей, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обучения | 11 Учитель помогает осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и «обмен» способами познания |
Определение педагогом, обладающим собственным обучающим стилем, «маршрута» познания и подстройка ребёнка под его стиль работы | 13 Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы |
7. Современное учебное занятие
Элементы занятия, стимулирующие деятельность обучающихся
Потребностно-мотивационный элемент
Эмоциональный элемент
Когнитивный элемент
Организационно-подготовительный элемент
Информационно-дидактический элемент
Творческий элемент
Рефлексивный элемент
Оценочно-рефлексивный элемент
8. Виды современного учебного занятия
Урок постановки учебной задачи, схема анализа
Урок решения учебной задачи
Урок моделирования и преобразования модели
Урок конкретизации учебного материала, решения частных задач с применением открытого способа
Урок контроля и оценки
9. Требования к учителю
Умение ставить вопросы многоаспектные, открытые.
Выбор позиции сотрудничества во взаимодействии с обучающимися.
Умение создавать условия для выдвижения обучающимися версий и идей, позиционированию и выполнению социальных ролей.
Умение организовать эффективную рефлексию.
Готовность к совместному целеполаганию с обучающимися на освоение учебного материала в контексте мотивации.
Готовность к проектированию способов деятельности.
Умение спроектировать структуру урока в соответствии с психологической структурой деятельности обучающихся, выбрать формы и методы адекватные запланированной цели.
1.Осознание цели деятельности, задач и ориентировка в условиях её протекания.
2. Выработка плана действий в соответствии с результатами ориентировки.
3. Реализация намеченного.
4. Осуществление самоконтроля, т.е. сопоставление результата с планом.
Этапы подготовки урока
Особенности осуществления каждого этапа
Технологическая карта включает в себя:
-тему;
-цель;
-планируемые результаты;
-основные понятия темы;
- межпредметные связи;
-организацию пространства (формы работы и ресурсы);
-технологию изучения темы (в ней обязательно отражается деятельность ученика и учителя, цели каждого этапа урока, формируемые на нём УУД.
Работа с памяткой «Этапы проектирования»
Системно-деятельностный подход – стимулятор деятельности обучающихся на уроке
В русле системно-деятельностного подхода можно выделить этапы учебной деятельности: | |
Работа с памяткой «Лист наблюдений за формированием УУД на уроках» |
Этапы проектирования урока
Образовательные задачи этапа учебного занятия | Содержание этапа учебного занятия | Показатели выполнения образовательных задач этапа | Условия выполнения образовательных задач этапа | Возможные методы и приемы обучения |
Работа с опорной таблицей
«Этапы проектирования урока»
ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять их на сотрудничество и с учителем, и с одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
вывод делают сами обучающиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - обучающиеся;
учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся и их настроение;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым
Современный урок - это
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому обучающемуся;
урок , содержащий разные виды деятельности;
урок , на котором обучающемуся должно быть комфортно;
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности обучающегося;
современный урок развивает у детей креативное мышление;
современный урок воспитывает думающего человека-интеллектуала;
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.