Выбор профессии, ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны.
Что такое профориентация в ДОУ?
Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности.
Проблемы ранней профориентации
Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере.
Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Цель ранней профориентации:
-дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и миру профессий;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи ранней профориентации дошкольников
расширить представление детей о профессиях;
сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;
мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;
развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях.
Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.
Комплекс психолого-педагогических условий для благоприятного профессионального развития дошкольников
Организовать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольника к труду.
Включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Принципы формирования положительного отношения дошкольников к труду
1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения за окружающей действительностью.
4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям .
Методы и приемы
наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Игра – отражение жизни
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.
Организация сотрудничества с родителями
знакомство с профессиями родителей и других членов семей;
консультации на темы ранней профориентации дошкольников;
оформление папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно»;
пригласите родителей принять участие в экскурсиях, занятиях, организованных педагогами.
Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.