Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.
Современное состояние практической компьютеризации процесса
обучения.
Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда
достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть
один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может
охарактеризовать картину в целом. Это показатель технической
обеспеченности, другими словами наличие необходимого парка
компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что
компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и
качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие
даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не
фактором производственной и общественной жизни.Наличие в школах относительно современных компьютеров.
общее
количество
количество
IBM
Области
ПК
Крым
Винницкая
Волынская
Днепропетровская
Донецкая
Житомирская
Закарпатская
Запорожская
Ив.Франковская
Киевская
Кировоградская
Луганская
Львовская
Николаевская
Одесская
Полтавская
Ровенская
Сумская
Тернопольская
Харьковская
Херсонская
Хмельницкая
Черкасская
Черновецкая
Черниговская
г. Киев
г. Севастополь
Украина (итого)
город
2098
1731
1263
3495
5886
1419
707
2810
1309
913
1020
2035
2393
783
2293
1187
999
1680
1018
1998
1429
1076
1327
468
501
4484
787
47109
село
2175
1233
1490
2228
1594
1072
1386
1411
1123
2540
2160
1287
3410
1913
2045
3704
1134
956
743
3285
2023
2341
1981
1014
1481
45729
совместимых
компьютеров
село
город
237
150
45
660
347
202
132
503
60
160
365
168
34
76
1092
266
545
829
476
588
84
286
990
472
209
318
434
87
543
437
132
276
598
459
373
77
451
700
704
132
185
76
270
478
508
97
9
25
1227
421
12745
5248
доля IBM
совместимых
компьютеров %
город
11,2
38,1
27,4
14,3
02,7
25,7
04,8
38,8
41,6
52,1
57,6
48,6
19,7
55,4
23,6
36,8
59,8
27,3
44,3
35,2
09,2
25,0
36,0
20,7
4,9
27,3
53,4
27,0
село
06,8
03,6
13,5
05,9
03,7
15,6
05,3
23,6
32,6
03,8
22,2
06,1
16,6
04,2
03,5
24,3
39,0
10,3
21,3
09,1
03,2
25,6
00,6
11,5По представленным в таблице цифровым данным можно сделать такие
основные выводы:
1)
Состояние компьютеризации общеобразовательных школ Украины
следует расценивать как критическое. По уровню оснащенности школ ПК,
их техническими характеристиками и количеству учеников на один ПК
Украина отстала от развитых стран не менее, чем на 10 лет.
2)
Сегодня информатизация школ Украины в целом – процесс
неуправляемый, что привело к резкому различию в уровне информатизации
школ разных регионов. Основная причина – децентрализация средств,
которые выделяются на компьютеризацию школ.
"Учитывая то, что все ученики должны иметь равные и должные условия
обучения, компьютеризация школ должна происходить под контролем
державы и финансироваться централизованно. Это даст возможность:
уменьшить затраты на приобретение компьютерной техники, заказывая
ее большими партиями;
уменьшить затраты на программное обеспечение,
поскольку
необходимые программные средства, приобретенные за счет средств
государственного бюджета, можно было бы поставлять учебным заведениям
по стоимости носителей, на которых они записаны;
уменьшить затраты на учебники и пособия, издавая их большими
тиражами;
организовать качественный сервис во всех регионах Украины благодаря
поставкам в учебные заведения однотипных технических средств;
уменьшить затраты на подготовку кадров в связи с унификацией
используемых программ и технических средств."
(Выводы авторов статьи.)***И еще один довод для подтверждения экономичности ПК: на этапе,
довольно значительные средства
предшествующем появлению ПК,
вкладывались в обеспечение учебного процесса так называемыми ТСО
техническими средствами обучения. Причем каждое из этих средств отвечало
только одной какойлибо задаче, и для хорошего обеспечения занятий нужно
было иметь целый набор таких средств, каждое из которых решало только одну
свою, специфическую задачу. С развитием технологии для обучения с
использованием технических средств стало достаточным наличие только
телевизор,
компьютера.
видеомагнитофон, аудиомагнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с
которые раньше выполняли:
Функции,
успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения,
отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо
рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как
приоритетную.
Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем
культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы
участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение
пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим. А
поскольку введение в жизнь любых начинаний всеобщего значения всегда очень
ответственно, отечественной педагогике сегодня необходимо проводить
фундаментальные исследования в области компьютерной технологии обучения
и психологопедагогических основ применения компьютеров в образовании, в
том числе:
1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений в
интерпретацию,
области информатики,
классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и
включающего понимание,
применение информации в учебной деятельности;2) определить место компьютерной технологии в системе обучения;
определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе
обучения с помощью компьютера;
3) разработать методы стимулирования творческой деятельности детей в
процессе обучения.