Образование в области «Безопасности жизнедеятельности» предполагает насколько ступеней. Особенностью данной программы является то, что она ставит и решает актуальные вопросы социального и духовного развития школьников средних классов (уровень 2), учитывая при этом требованияЕсть необходимость в функционировании секции «Спасатель» на второй ступени обучения в области безопасности жизнедеятельности, в связи с современными политическими отношениями: нестабильными отношениями между странами СНГ, национальными распрями, угрозой жизни современному человеку, отсутствием нравственных ценностей у подрастающего поколения. современной школы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: современное социальноэкономическое положение
России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием здоровой,
самостоятельной, активной, ответственной личности, способной к со
циальнозначимым преобразованиям в обществе. Одной из проблем
является решение вопроса безопасности жизнедеятельности
подрастающего поколения. Ведущую роль в формировании у детей и
подростков положительного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих, привитие навыков
самостоятельного и безопасного поведения принадлежит школе.
Процесс формирования мотивов, норм и правил поведения школьника
будет основой для развития у него безопасного стиля поведения,
безопасного стиля жизни в обществе.
Педагогическая целесообразность: необходимо научить детей
тому, какие опасности могут подстерегать их, как надо вести себя,
чтобы избежать их, что делать для сохранения своей жизни и здоровья.
Чаще это происходит на уроках: 14 классы «Окружающий мир»,
1011 классы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Образование в области «Безопасности жизнедеятельности»
предполагает насколько ступеней. Особенностью данной программы
является то, что она ставит и решает актуальные вопросы социального
и духовного развития школьников средних классов (уровень 2),
учитывая при этом требования современной школы.
Есть необходимость в функционировании секции «Спасатель» на
второй ступени обучения в области безопасности жизнедеятельности, в
связи с современными политическими отношениями: нестабильными
отношениями между странами СНГ, национальными распрями, угрозой
жизни современному человеку, отсутствием нравственных ценностей у
подрастающего поколения.
Цели реализации основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение
освоения школьниками общеобразовательных программ основного
общего образования, условий становления и формирования личности
ребенка, его склонностей, интересов и способностей к социальному
самоопределению. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня
социализации школьников.
Всестороннее,
гармоничное развитие личности через
сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и
развития личности ребенка.
1 Формирование у школьников целостного представления о мире,
основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и
способах деятельности; приобретение опыта познания и
самопознания.
Создание условий для социального самоопределения личности,
формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим
эти отношения.
Подготовка
к осуществлению осознанного выбора
индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Способствовать становлению человекагражданина, интегриро
ванного в современное общество и нацеленного на
совершенствование этого общества.
Цели и задачи предмета с учетом специфики
МБОУ «СОКШ № 4»
Цель МБОУ «СОКШ №4»: обеспечить условия для усвоения
фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых
компетентностей и получением социального опыта.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации
федерального государственного образовательного стандарта с учетом
региональных особенностей, обеспечить формирование духовно
нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством
патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими
национальную элиту России.
Цель: формирование мировоззренческих, нравственных, физических
качеств гражданина современного общества посредством организации
деятельности школьного отряда «Спасатель».
Задачи:
Создание условий для подготовки детей к действиям в различных
1.
экстремальных ситуациях.
Привитие умений и навыков, позволяющих в условиях
2.
экстремальной ситуации не только осуществить грамотные действия по
самоспасению, но и оказывать помощь попавшим в беду людям.
3.
окружным соревнованиям «Школа безопасности».
4.
гражданственности,
5.
ответственности за свою судьбу и судьбу своего поколения.
Подготовка команд и участников к школьным, городским,
Социализация личности.
Воспитание патриотизма,
чувства
2Создание условий для подготовки детей к действиям в различных
6.
экстремальных ситуациях.
7.
Привитие умений и навыков, позволяющих в условиях
экстремальной ситуации не только осуществить грамотные действия по
самоспасению, но и оказывать помощь попавшим в беду людям.
8.
окружным соревнованиям «Школа безопасности».
9.
10.
гражданственности,
ответственности за свою судьбу и судьбу своего поколения.
Подготовка команд и участников к школьным, городским,
Социализация личности.
Воспитание патриотизма,
чувства
Возрастная ориентация программы: программа дополнительного
образования «Спасатель» ориентирована на возрастные особенности
детей 1115 лет, различные подходы к содержанию программы
обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в
соответствии с возрастом.
Сроки реализации: данная программа рассчитана на 2 года
обучения.
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю,
длительностью 40 минут. Применение различных форм занятий
помогает оптимизировать учебный процесс:
Виды и формы организации учебного процесса:
Основными формами организации работы являются: занятие
конференция, кинолекторий, занятиедискуссия, исторический журнал,
занятиеверсия, семинарское занятие, урок мужества, музейные занятия,
занятияэкскурсии, фронтальная, групповая, индивидуальная работа,
работа в парах.
Содержание программы:
Программа рассчитана на детей 59 классов
1. Жизнеобеспечение человека.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Туристическая подготовка.
Ориентирование на местности.
Организация доврачебной помощи.
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.
Психологическая подготовка.
Основные направления работы:
1. Мотивация безопасности.
32. Система знаний об источниках опасности.
3. Система знаний умений и навыков безопасного поведения.
4. Воспитание личностных качеств детей:
ценностного отношения к человеческой жизни;
чувства уважения к героическому наследию России, и ее
государственной символике;
патриотизма и чувства долга по защите Отечества.
5. Психологическая подготовка к безопасному поведению.
Учебная программа ориентирована на начальную профессиональную
подготовку школьников по специальности «Аварийноспасательное
дело». Для многих ребят она становится после окончания школы одним
из мотивов сознательного выбора будущей профессии.
Программа первого и второго года носит информационно
деятельностный характер и предусматривает обучение подростков
основам выживания в экстремальных природных условиях, знакомит с
личным и групповым снаряжением для ведения спасательных работ,
средствами защиты от поражающих факторов, с методами оказания
первой медицинской помощи, с природоохранным кодексом туриста.
Участие в различных соревнованиях школьного, городского и
окружного масштаба. Практический характер и предусматривает
дальнейшее углубление и расширение знаний, накопление опыта,
совершенствование навыков и умений, совершенствование морально
психологического состояния в экстремальных ситуациях.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Формы работы:
Учебные занятия, лекции, беседы.
Встречи с представителями государственной противопожарной
службы МЧС России, МВД, ГО и ЧС города, комитета по
здравоохранению.
Учебнотренировочные сборы.
Соревнования.
Походы.
Сотрудничество со старшими школьниками.
Инструкторская и судейская практика.
Ведущей формой работы является групповая форма обучения,
которая способствует:
• вовлечению каждого школьника в активный познавательный процесс,
что развивает умение думать самостоятельно, применять необходимые
знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной
ситуации;
4• развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с
другими людьми, так как ребенок поочередно выполняет различные
социальные роли: лидера, организатора, исполнителя и т.д.;
• испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы
при решении проблем безопасности;
• желание помочь друг другу, что исключает соперничество,
высокомерие, грубость, авторитарность.
Принципы работы:
1. Принцип деятельностного подхода.
2. Принцип сотрудничества.
3. Принцип научности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип системности, заключающийся в единстве целостных
ориентиров, целей, стиля, содержания, форм и методов.
6. Принцип развития ценностного подхода: не давая готовых ответов, дать
детям оценить их выбор в повседневной жизни.
7. Принцип добровольности.
8. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости.
Содержание программы.
Жизнеобеспечение человека.
Должен знать:
Способы организации навесов укрытий из подручных средств.
Способы добывания огня (не менее трех).
Способы добывания воды (не менее двух).
Способы добывания пищи (не менее трех).
Лекарственные растения (не менее пяти).
Сигналы бедствия.
Должен уметь:
Организовать навес и укрытие из подручных средств.
Подавать сигналы бедствия.
Добывать огонь без спичек не менее чем тремя способами.
Добывать воду не менее чем двумя способами.
Добывать пищу не менее чем тремя способами.
Пользоваться не менее чем пятью видами лекарственных растений.
Туристическая подготовка.
Должен знать:
Перечень личного и общественного снаряжения для многодневного
похода, требования к нему в разные сезоны и погодные условия.
Типы палаток, их преимущества и недостатки.
Названия временных укрытий и их назначение.
5Специальное снаряжение (репшнур, жюмар, восьмерка, тендем,
полиспас).
Не менее семи типов костра и их назначение.
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Основное костровое оборудование и его назначение.
Технику передвижения в горах, по тундре, в тайге.
Должен уметь:
В области техники туризма:
Технически грамотно передвигаться в горах, используя приемы
самостраховки.
Технически грамотно осуществлять спортивный спуск.
Передвигаться с рюкзаком по пересеченной местности.
Пользоваться карабином и обвязкой.
Вязать десять основных узлов.
Наводить и сдергивать навесную переправу.
Переправляться через реку с помощью плота, по бревнам, камням.
Переправляться через болотистую местность с помощью жердей.
В области хозяйственнобытовой деятельности:
Укладывать рюкзак и осуществлять его элементарный ремонт.
Устанавливать и собирать палатки.
Грамотно осуществлять сушку обуви и одежды, убирать
территорию и свертывать лагерь.
Составлять меню, осуществлять расфасовку, упаковку продуктов.
Готовить пищу на костре.
В организационнопознавательной области:
Разрабатывать туристский маршрут.
Готовить личное и общественное снаряжение.
Составлять отчет о походе в соответствии с выполняемой
должностью (в виде маршрутной ленты, собранной коллекции
фотографий, пособий т.п.)
Ориентирование.
Должен знать:
Способы определения расстояния на карте (не менее 2);
Способы измерения расстояния на местности (не менее 3);
Длину своего среднего шага (пары шагов) для различных условий
ходьбы (шагом и бегом).
Условные знаки: населенные пункты; дорожная сеть, растительный
покров, гидрография, местные предметы, рельеф.
Виды масштабов, отличительные свойства карт
Должен уметь:
6Определять масштаб карты, измерять расстояние на карте,
определять координаты точки на карте.
Ориентировать карту по компасу.
Определять азимут на заданный предмет (обратная засечка).
Находить ориентир по заданному азимуту (прямая засечка).
Проходить азимутальные отрезки.
Измерять кривые пинии на карте.
Определять пройденное расстояние по затраченному времени.
Определять расстояние на глаз.
Определять точку стояния на карте.
Составлять легенду и двигаться по ней.
Определять стороны горизонта по местным приметам.
Организация доврачебной помощи.
Должен знать:
Состав и способы хранения походной и личной аптечки туриста
Назначение и правила использования основных лекарственных
препаратов
Основной алгоритм действий по оказанию первой медицинской
помощи: при травмах, тепловом и солнечном ударах, ожогах,
обморожениях, утоплении, поражении, электрическим током, укусах
насекомых и пресмыкающихся, пищевых отравлениях
Основные способы транспортировки пострадавшего (не менее
шести)
Должен уметь:
Комплектовать личную и походную аптечку туриста.
Быстро и грамотно накладывать жгут, ватномарлевую повязку,
обрабатывать рану, промывать желудок, делать искусственное дыхание.
Изготавливать носилки из шестов, волокуши из лыж.
Перекосить пострадавшего на расстояние до одного километра
адекватным его состоянию способом.
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Должен знать:
Потенциальные опасности аварий и катастроф на предприятиях и
других объектах народного хозяйства.
Правила поведения в зоне радиоактивного заражения и на
местности с повышенным радиационным фоном.
Приборы радиационной и химической разведки, их назначение,
устройство и применение.
Должен уметь:
7Повысить защитные свойства дома, квартиры от проникновения
радиоактивной пыли и АХОВ.
Действовать в условиях:
аварий и катастроф техногенного характера;
радиоактивного заражения;
заражения АХОВ.
Работать с приборами радиационного и химического контроля.
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Должен знать:
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
(уличное ограбление, вымогательство, шантаж, мошенничество, кража).
Должен уметь:
Соблюдать правила поведения в местах с повышенной
криминогенной обстановкой, владеть элементарными кавыками
самообороны.
Психологическая подготовка.
Должен знать:
Способы оказания психологической поддержки слабым, младшим.
Приемы психологического воздействия на толпу.
Приемы психической саморегуляции.
Принципы взаимоотношений членов команды.
Должен уметь:
Применять средства борьбы с раздражительностью, усталостью,
пессимизмом.
Применять способы психологического воздействия на людей во
время паники.
Слаженно работать в команде.
Справляться с волнением, быстро мобилизоваться для решения
сложных тактических задач.
Избегать неоправданного риска.
Результаты освоения программы «Спасатель».
Результаты освоения программного материала дополнительного
образования в образовательном учреждении оцениваются по трем
базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное»,
и представлены соответственно метапредметными, предметными и
личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах детей, которые приобретаются в процессе
8занятий. Личностные результаты могут проявляться в разных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями о личной гигиене
владение знаниями о способах профилактики заболеваний
средствами физической культуры
владение терминологией
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру
общения и взаимодействия в процессе занятий физической
культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в мероприятия;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации,
разрешать спорные проблемы на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня школьника, обеспечивать
оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и
оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к
занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку при
разнообразных формах движения и передвижений;
умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением применять полученные знания в
самостоятельных занятиях физической культурой;
результаты характеризуют
владение умением находить адекватные способы поведения и
взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой
деятельности.
Метапредметные
уровень
сформированности качественных универсальных способностей
школьников, проявляющихся в активном применении знаний и умений в
познавательной
деятельности.
Приобретенные на базе освоения содержания программы в единстве с
освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках
образовательного процесса умение учиться, так и в реальной
повседневной жизни детей:
предметнопрактической
и
9 владение способами проведения разнообразных форм занятий;
владение широким арсеналом двигательных действий и
активное их использование в
физических упражнений,
самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и
физкультурнооздоровительной деятельности;
владение
способами наблюдения
за
показателями
индивидуального здоровья.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося
опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать
способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом
сохранности инвентаря и
требований ее безопасности,
оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и
отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из
базовых видов спорта, использовать их в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт школьников в
двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в
процессе освоения программного материала. Приобретаемый опыт
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях
их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий.
Предметные результаты, так же как и метапредметные,
проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья
и профилактикой вредных привычек, о роли и месте организации
здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
10 способность проявлять инициативу и творчество при организации
совместных занятий,
доброжелательное и уважительное
отношение к товарищам, независимо от особенностей их здоровья,
физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь сверстникам при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно
оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное
отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания
по физической подготовке в полном объеме;
способность обеспечивать безопасность мест занятий,
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
способность проводить самостоятельные
занятия по
формированию правильной осанки, выполнять комплексы
физических упражнений в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
В области коммуникативной культуры:
способность доступно излагать знания.
Формы годовой промежуточной аттестации: сдача нормативов.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к
материальнотехническому оснащению учебного процесса. Требования
включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный
фонд), демонстрационных печатных пособий, экраннозвуковых
пособий, технических средств обучения, учебнопрактического и
учебнолабораторного оборудования, а также характеризуют перечни
спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных
сооружений.
Конкретное количество средств и объектов материально
технического оснащения указано в таблице с учетом средней
наполняемости класса (2530 человек). Для отражения количественных
показателей в требованиях используется следующая система
обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально
оговоренных случаев);
11К — комплект (из расчета на каждого школьника, исходя из
реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах,
насчитывающих несколько человек.
№
п/п
Наименование объектов и
средств материально
технического оснащения
Необходимое
количество
Основная школа
Примечание
1
1.1 Научнопопулярная и
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
В составе
библиотечного фонда
Д
художественная литература.
Демонстрационные печатные пособия
2
2.2 Плакаты методические
Д
Комплекты плакатов по
методике обучения
двигательным
действиям.
3
3.1
Экраннозвуковые пособия
Видеофильмы по основным
разделам и темам.
Д
4
4.1 Спортивный зал игровой
Спортивные залы (кабинеты)
4.2 Спортивный зал игровой
(гимнастический)
4.3
Зоны рекреации
4.4 Кабинет учителя
4.5 Подсобное помещение для
хранения инвентаря и
оборудования
5
6.1 Легкоатлетическая дорожка
6.2 Полоса препятствий
С раздевалками для
мальчиков и девочек,
душевые для мальчиков
и девочек, туалетами
для мальчиков и
девочек.
С раздевалками для
мальчиков и девочек,
душевые для мальчиков
и девочек, туалетами
для мальчиков и
девочек.
Для проведения
динамических пауз
(перемен)
Включает в себя:
рабочий стол, стулья,
сейф, шкафы книжные
(полки), шкаф для
одежды
Включает в себя
стеллажи, контейнеры
Пришкольный стадион (площадка)
Д
Д
126.3 Площадка игровая
баскетбольная, волейбольная
Д
Учебнотематический план 70 часов
(первый год обучения)
Тематика и содержание программы
Краткое изложение программы. Техника
безопасности на занятиях.
Колво
часов
по
практик
е
Колво
часов
по
теории
1
Жизнеобеспечение человека 18 часов.
Организация навесов и укрытий из подручных
средств.
Всего
1
1
1
1
1
1
3
2
2
1
1
2
2
19
2
1
4
1
2
1
11
13
1
1
2
1
3
4
№
п/п
1
2
2.1
2.9
2.2 Методы хранения и переноски огня.
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Способы добывания огня
Способы добывания воды
Способы добывания пищи
Лекарственные растения
Сигналы бедствия
Охрана зеленых насаждений и других
природных объектов.
Устройство карабина и назначение страховой
системы.
Типы костров.
2.10
2.11 Подготовка топлива.
2.12 Правила передвижения в различных условиях
(лес, дорога, болото)
2.13 Лекарственные растения.
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
Всего:
2
17
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Туристическая подготовка 11 часов.
Личное и общественное снаряжения для
многодневного похода.
Правила укладки рюкзака.
Вязание узлов.
Типы палаток.
Специальное снаряжение.
Техника передвижения в горах, по тундре, в
тайге.
Всего:
2
1
1
2
1
7Ориентирование 17 часов.
1
1
1
Основные действия с компасом.
Способы определения расстояния на карте.
Способы измерения расстояния на местности.
Виды масштабов, отличительные свойства
карт
Условные знаки:
населенные пункты
дорожная сеть
растительный покров
гидрография
местные предметы
рельеф
Ориентирование по солнцу.
Ориентирование по местным признакам.
Условные топографические знаки.
2
2
1
1
1
10
Всего:
Организация доврачебной помощи 6 часов.
Назначение основных препаратов.
Состав и способы хранения походной и личной
аптечки
Первая доврачебная помощь: при травмах,
утоплении, поражении электрическим током,
укусах насекомых, пресмыкающихся, пищевых
отравлениях.
1
2
1
1
1
2
1
1
1
7
2
1
2
2
2
4
2
2
2
17
1
2
3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
7.1
6
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 10 часов.
Всего:
4
2
Потенциальные опасности аварий и катастроф
на предприятиях и других объектах народного
хозяйства.
Правила поведения в зоне радиоактивного
заражения.
Приборы радиационной и химической
разведки.
Бытовые электроприборы.
Причины возникновения пожаров.
Правила поведения при возникновении
пожара.
2
2
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
10
Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера 3 часа.
1
Как правильно вести себя в различных
ситуациях криминогенного характера.
Всего:
8
2
1
7.2 Места повышенной криминогенной опасности.
7.3
Правила поведения в местах повышенной
криминогенной опасности.
Всего:
1
1
3
1
1
3
14Психологическая подготовка 4 часа.
Способы преодоления страха, паника.
Способы предотвращения конфликтов и ссор в
походе.
Способы оказания психологической
поддержки слабым, младшим.
Приемы психической саморегуляции.
Всего:
Всего:
1
1
2
51
1
1
1
1
4
70
1
1
2
19
Учебнотематический план 70 часов
(второй год обучения)
Тематика и содержание программы
Краткое изложение программы. Техника
безопасности на занятиях.
Колво
часов
по
практик
е
Колво
часов
по
теории
1
Жизнеобеспечение человека 18 часов.
Организация навесов и укрытий из подручных
средств.
8
8.1
8.2
8.3
8.4
№
п/п
1
2
2.1
2.9
2.2 Методы хранения и переноски огня.
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Способы добывания огня
Способы добывания воды
Способы добывания пищи
Лекарственные растения
Сигналы бедствия
Охрана зеленых насаждений и других
природных объектов.
Устройство карабина и назначение страховой
системы.
Типы костров.
2.10
2.11 Подготовка топлива.
2.12 Правила передвижения в различных условиях
(лес, дорога, болото)
2.13 Лекарственные растения.
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
Всего:
2
17
3
3.1
3.2
Туристическая подготовка 11 часов.
Личное и общественное снаряжения для
многодневного похода.
Правила укладки рюкзака.
2
Всего
1
1
1
1
1
1
3
2
2
1
1
2
2
19
2
1
15
1
1
2
13.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7
7.1
Вязание узлов.
Типы палаток.
Специальное снаряжение.
Техника передвижения в горах, по тундре, в
тайге.
Всего:
Ориентирование 17 часов.
Основные действия с компасом.
Способы определения расстояния на карте.
Способы измерения расстояния на местности.
Виды масштабов, отличительные свойства карт
Условные знаки:
населенные пункты
дорожная сеть
растительный покров
гидрография
местные предметы
рельеф
Ориентирование по солнцу.
Ориентирование по местным признакам.
Условные топографические знаки.
Всего:
1
1
2
1
7
1
1
1
2
2
1
1
1
10
Организация доврачебной помощи 6 часов.
Назначение основных препаратов.
Состав и способы хранения походной и личной
аптечки
Первая доврачебная помощь: при травмах,
утоплении, поражении электрическим током,
укусах насекомых, пресмыкающихся, пищевых
отравлениях.
1
2
1
3
4
1
1
2
1
1
1
7
2
4
1
2
1
11
1
2
2
2
4
2
2
2
17
1
2
3
6
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 10 часов.
Всего:
4
2
2
2
2
2
Потенциальные опасности аварий и катастроф
на предприятиях и других объектах народного
хозяйства.
Правила поведения в зоне радиоактивного
заражения.
Приборы радиационной и химической разведки.
Бытовые электроприборы.
Причины возникновения пожаров.
Правила поведения при возникновении пожара.
Всего:
2
1
1
2
10
Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера 3 часа.
1
Как правильно вести себя в различных
ситуациях криминогенного характера.
1
2
1
1
1
1
8
1
1
7.2 Места повышенной криминогенной опасности.
1
1
167.3
8
8.1
8.2
8.3
8.4
Правила поведения в местах повышенной
криминогенной опасности.
1
3
Всего:
Психологическая подготовка 4 часа.
Способы преодоления страха, паника.
Способы предотвращения конфликтов и ссор в
походе.
Способы оказания психологической поддержки
слабым, младшим.
Приемы психической саморегуляции.
Всего:
Всего:
1
1
2
51
1
1
2
19
1
3
1
1
1
1
4
70
Календарнотематическое планирование.
Тема занятия
Содержание
Техника безопасности на занятиях.
Подручные средства, навес,
укрытие. Организация навесов и
укрытий из подручных средств.
Котелок из бересты. Методы
хранения и переноски огня. Огниво,
кремень. Способы добывания огня
Конденсат влаги, опреснение воды.
Способы добывания воды
Съедобные растения, насекомые.
Способы добывания пищи
Облепиха. Лекарственные растения
Сигнальное зеркальце, сигнальная
ракета, международная кодовая
система
Природоохранный кодекс туриста
Карабин, страховая система.
Устройство карабина и назначение
страховой системы.
Типы костров. «Шалаш», «звезда»
Подготовка топлива. Дрова, сушняк
17
№
1
2
3
4
5
6
7,8,9
10,11
12.13
Краткое изложение программы.
Техника безопасности на занятиях.
Организация навесов и укрытий из
подручных средств.
Методы хранения и переноски огня.
Способы добывания огня.
Способы добывания воды
Способы добывания пищи
Лекарственные растения
Сигналы бедствия
Охрана зеленых насаждений и других
природных объектов.
Устройство карабина и назначение
страховой системы.
14
15
Типы костров.
Подготовка топлива.16,17
Правила передвижения в различных
условиях (лес, дорога, болото)
18,19
Лекарственные растения.
20,21
Личное и общественное снаряжения
для многодневного похода.
22
Правила укладки рюкзака.
23,24,25,
Вязание узлов.
26
27
28,29
30
31
32,33
34,35
36,37
38,39,40.
41
42.43
44.45
Типы палаток.
Специальное снаряжение.
Техника передвижения в горах, по
тундре, в тайге.
Основные действия с компасом.
Способы определения расстояния на
карте.
Способы измерения расстояния на
местности.
Виды масштабов, отличительные
свойства карт
Условные знаки: населенные
пункты; дорожная сеть;
растительный покров;
гидрография; местные предметы;
рельеф.
Ориентирование по солнцу.
Ориентирование по местным
признакам.
46,47
Условные топографические знаки.
48
49,50
51.52.53
54,55
Назначение основных препаратов.
Состав и способы хранения
походной и личной аптечки
Первая доврачебная помощь: при
травмах, утоплении, поражении
электрическим током, укусах
насекомых, пресмыкающихся,
пищевых отравлениях.
Потенциальные опасности аварий и
катастроф на предприятиях и других
Правила передвижения в различных
условиях (лес, дорога, болото).
Редколесье, бурелом
Лекарственные растения.
Подорожник
Тент, ремнабор. Личное и
общественное снаряжения для
многодневного похода.
Личное снаряжение. Правила
укладки рюкзака.
Вязание узлов. «прямой»,
«проводник восьмерка», «ткацкий»
Типы палаток.
Специальное снаряжение. Репшнур,
жюмар.
Техника передвижения в горах, по
тундре, в тайге.
Основные действия с компасом.
Азимут, ориентир
Способы определения расстояния
на карте. Курвиметр, масштаб
Способы измерения расстояния на
местности. Масштаб.
Виды масштабов, отличительные
свойства карт. Топография
Населенные пункты, дорожная сеть,
растительный покров, гидрография,
местные предметы, рельеф.
Стороны горизонта.
Ориентирование по солнцу.
Просека, муравейник.
Ориентирование по местным
признакам.
Топография, топографические
карты, знаки
Антибиотики
Походная, личная аптечка
Шок, искусственное дыхание,
непрямой массаж сердца
Сильнодействующие ядовитые
вещества
1856,57
58.59
60
61
62.63
64
65
66
67
68
69
70
объектах народного хозяйства.
Правила поведения в зоне
радиоактивного заражения.
Приборы радиационной и
химической разведки.
Бытовые электроприборы.
Причины возникновения пожаров.
Радиация
Прибор, разведка
Электроприбор
Подручные средства
пожаротушения
Эвакуация, огнетушитель
Криминогенная опасность
Мошенничество, кражи
Правила поведения при
возникновении пожара.
Как правильно вести себя в
различных ситуациях
криминогенного характера.
Места повышенной криминогенной
опасности.
Правила поведения в местах
повышенной криминогенной
опасности.
Способы преодоления страха,
паника.
Способы предотвращения
конфликтов и ссор в походе.
Способы оказания психологической
поддержки слабым, младшим.
Приемы психической саморегуляции. Оптимальная готовность
Психическое напряжение
Самооборона
Страх, паника
Конфликт, ссора
Список учебнометодической литературы для учителя
1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. М.: Толк, 2010.
2. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В.
Гостюшин. М.: Зеркало, 2010.
3. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина.
М.: Воениздат, 2012.
4. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В.
Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова. М.: Терра, 2011.
5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях /
В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. М., 2012.
6. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях,
авариях, катастрофах. М.: Воениздат, 2010.
7. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М.;
ВИМИТ, 2011.
8. Справочник лекарственных растений. М., 2013.
9. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и экологического происхождения. — Ч. 2. М: МЧС, 2012.
1910. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. М,
2010.
Список литературы для школьников
1. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович.
М.: Знание, 2011.
2. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях /
В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. М., 2012.
20