Современные игровые технологии как средство развития познавательной активности детей второй группы раннего возраста
Оценка 4.6

Современные игровые технологии как средство развития познавательной активности детей второй группы раннего возраста

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
воспитание +1
Детсад
21.11.2021
Современные игровые технологии как средство развития познавательной активности детей второй группы раннего возраста
В статье описан опыт работы по развитию познавательной активности через игры, созданные своими руками для достижения конкретных целей.
Данилова Светлана Ивановна .docx

 

Современные игровые технологии как средство развития познавательной активности детей второй группы раннего возраста

 

            Ранний  возраст несомненно считается  очень  важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно Ранний возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, одна из которых способность к познанию.

            Проблема развития познавательной активности детей раннего возраста – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром  возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности   (В.И. Логинова,  Г.И. Щукина,  Г.А. Урунтаева)

            Проявление познавательного интереса В.А. Онищук связывает со следующими стадиями:

1.Любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

2.Любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

3.Познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но  и  появляется стремление самостоятельно их решать.

Все это является неотъемлемой частью развития познавательной активности.

            Пункт 4.6. ФГОС ДО гласит: «Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:1.ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; 2.эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, 3.стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;4. Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении»

            Достижению целей, поставленных перед нами ФГОС ДО в вопросах развития познавательной активности, способствует внесение элементов современных игровых технологий в работу ДОУ. Поэтому, начиная со второй группы раннего возраста,  планируется  деятельность так, чтобы познавательная  деятельность стала структурным компонентом педагогической системы ДОУ.

            Образовательная деятельность во второй группе раннего возраста № 10  строится  в соответствии с основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53» с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под общей редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

            В соответствии с программой развитие познавательной активности  ребенка  имеет большое значение и расценивается как один из показателей  развития ребенка.

            В своей работе я использую элементы методики М.Монтессори. Главными критериями являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Поэтому в своей работе я использую современные игровые технологии, созданные для стимуляции познавательных процессов.

            Основная часть современных развивающих игрушек базируются на материалах, которые придумала М. Монтессори:  сортеры, вкладыши, развивающие коврики, игрушки с застежками и еще очень-очень много всего.

            Исходя из выше сказанного, форма работы может быть разной: с целой группой детей и маленькими подгруппами. Это позволяет выбирать игры и упражнения,  исходя из уровня развития познавательной активности  ребенка.

            Но, наряду с  традиционными пособиями, я  использую  игры с различными предметами и материалами, которые были изготовлены самостоятельно - это игры с  липучками, кнопками, пуговицами, молниями; также очень полезна шнуровка. Мною была изготовлена целая база пособий из фетра и ткани, много пособий было изготовлено с использованием тактильных элементов.

            Например, дидактическое пособие «Волшебные окошки».

            

Оно включает  в себя несколько игр, преследующих следующие задачи:

1.      Развитие умения различать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник), цвету(желтый, красный, синий, зеленый), величине (большой-маленький) на основе органов чувств

2.      Привлечение внимания к предметам контрастных размеров

3.      Развитие тактильных ощущений

4.      Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму

5.      Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их)

 

              

В данной игре используется визуальное восприятие, которое  помогает различать предметы по цвету, форме, тактильное восприятие  – по фактуре.

При работе с этим пособием, мы сможем:

-Заложить у детей основу для развития интеллекта.

-Сформировать наблюдательность, внимание, воображение.

-Расширить словарный запас.

-Развить  виды памяти: визуальную, моторную, образную и т.д.

-Познакомить   с понятиями цвета, формы, размера, расположения.

-Сформировать логические цепочки, которые позже помогут ребенку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства.

-Выделять пары предметов по признакам, распределять в группы.

-Развивать мелкую моторику, стимулировать речевые центры.

Примеры заданий:

1.Игры в окошках (развитие зрительного восприятия, памяти)

- С карточками с фигурами,

«Где спрятался…, например, круг» (выделение по одному признаку)

«Где спрятался…, например, желтый треугольник» (выделение по двум признакам)

«Найди, где одинаковые фигуры»

«Найди фигуры одинакового цвета»

«Убери лишнюю фигуру - по цвету, форме»

«Вверху или внизу» , «Слева, справа, посередине» ( пространственные отношения)

- С карточками из тактильной ткани

«Найди две одинаковые карточки» ( можно спрятать две пары)

«Найди такую же»

2. Игры без окошечек на тактильные ощущения (проводятся с закрытыми глазами)

«Найди одинаковые фигуры»

«Найди фигуры, одинаковые по текстуре»

«Найди одинаковые тактильные карточки»

                Также мною было изготовлено много пособий, отвечающих возрасту детей, которые помогут развить познавательную активность. Идеи и содержание были взяты из интернета, апробированы и переделаны в зависимости от целеполагания.

           https://sun9-49.userapi.com/9c7iUpoBWXF72hEPHCA9Gyyx0gi0WCSmIQDAGg/tN8QEm9Pfa0.jpghttps://sun9-57.userapi.com/zm5G-sXfQOSoWrx6s9DuYk2cRVcG0hYu2utABA/8HTc_3XRymQ.jpg 

            Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и формирования у ребенка познавательной активности. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает формирование познавательной активности у  детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Библиографический список

1.Большая книга Монтессори/ Дарья Орлова. - СПб.: прайм - ЕВРО-ЗНАК; Владимир:ВКТ,2009.-185,[7] с.: ил.- (Главная книга родителя )

2.Воспитатель ДОУ, №5/2009, «Детское пространство в педагогике

М. Монтессори» Ранц С.Н, с.128

3.Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики, ЭКСМО, 2008-224 с.

4.Лисина, М.И. Познавательная активность дошкольников   / М.И. Лисина.  - М.: Просвещение, 1989. – 554 с.

5.Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53».

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф

7.Интернет-ресурсы

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные игровые технологии как средство развития познавательной активности детей второй группы раннего возраста

Современные игровые технологии как средство развития познавательной активности детей второй группы раннего возраста

Исходя из выше сказанного, форма работы может быть разной : с целой группой детей и маленькими подгруппами

Исходя из выше сказанного, форма работы может быть разной : с целой группой детей и маленькими подгруппами

Сформировать логические цепочки, которые позже помогут ребенку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства

Сформировать логические цепочки, которые позже помогут ребенку анализировать новые объекты и определять знакомые свойства

Лисина, М.И. Познавательная активность дошкольников /

Лисина, М.И. Познавательная активность дошкольников /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2021