МУНИЦИПАЛЬНОН БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ГУРЖИ-МОХК»
Проект
«Волонтер – это круто!»
Автор:
Перекрест Н.Н., советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими общественными
объединениями, классный руководитель 8 класса
с. Гуржи-Мохк
2024 г.
Аннотация проекта
Одной из задач воспитания подростков, является формирование у них активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Возникает необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей, гуманизма, милосердия, человеколюбия, сострадания, которые должны воспитываться с детства. Но эти качества не возникают сами по себе. В сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах жизни их необходимо формировать и развивать. Одним из способов формирования у подростков социальной активности и социальных компетенций является развитие добровольческой (волонтерской) деятельности.
Однако, добровольное включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий. В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
К сожалению, не все еще обучающиеся и родители понимают это и требуются мероприятия, направленные на пропаганду волонтерской деятельности.
Проект «Волонтер – это круто!» направлен на осмысление и освоение обучающимися волонтерской деятельности. Дети получат реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями между людьми, умению делать добрые дела, делиться своим теплом, вниманием с теми, кто в этом нуждается. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром: получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества.
Актуальность проекта
Актуальность нашего проекта обусловлена потребностью современного общества в социально активных молодых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанные на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способные оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола.
Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Таким образом, волонтёрское движение – это реализация социально значимой деятельности, в основе которой лежат лучшие традиции, коллективный поиск различных форм активности и индивидуальный выбор пути профессионального становления.
Проблема проекта:
Живя в современном мире, мы все чаще убеждаемся в том, что в обществе осталось мало добрых людей, которые бескорыстно могут помочь окружающим. Мы понимаем, что не в силах в одиночку всем помочь, но в наших силах найти таких же, как и мы неравнодушных людей для того, чтобы безвозмездно помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.
В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе и социально-значимая, становится реальной личностной потребностью. Организация волонтерской деятельности позволяет системно решать проблему вовлечения подростков в социально – значимую деятельность, повысить социальную активность обучающихся.
Вместе с тем, показатель вовлечения учащихся школы в добровольческую деятельностьв Российской Федерации растет с каждым годом. Таким образом, организация и развитие волонтерского движения в нашей школе актуальна и реализуется волонтерским отрядом «От сердца к сердцу».
Цели проекта: Знакомство детей с деятельностью волонтеров-добровольцев в школах и учреждениях дополнительного образования (раскрыть сущность и значение волонтерства, определить виды волонтерской деятельности, значение в жизни социума); вовлечение детей и подростков в волонтерское движение с целью формирования активной жизненной позиции, нравственных ценностей, чувства патриотизма у подростков, формирования культуры и профилактики асоциального поведения, создание условий, способствующих самореализации личности через общественно-полезную деятельность.
Задачи проекта:
ü популяризовать волонтерскую деятельность;
ü получить обучающимися необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов; приятных эмоций от общения с окружающими;.
ü формировать личность подростка, способную самостоятельно развивать себя духовно, нравственно и физически;
ü формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
ü предоставить возможность для самореализации развития организаторских качеств у обучающихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
Участники проекта: обучающиеся школы в возрасте 11-16 лет.
Этапы реализации проекта
Организационный этап ( сентябрь 2023 г. – октябрь 2023 г.)
1.Определение целей и задач. Составление детального плана работы.
2.Организация и проведение анкетирования среди учащихся на тему «Волонтерство и его актуальность». Обработка данных.
4.Создание волонтерского отряда.
Практический этап (ноябрь 2023 г. – март 2024 г.)
1.Работа творческих групп. Подготовка буклетов, листовок по работе отряда.
2. Активная работа по волонтерской деятельности. Проведение акций, мероприятий.
3. Подготовка членов волонтерского отряда «От сердца к сердцу» к проведению Практикума «Волонтер – это круто».
Основной этап ( апрель 2024 г.)
1.Проведение практикума «Волонтер – это круто!»
Итоговый этап ( апрель 2024 г. – май 2024 г.)
1.Подведение итогов. Анализ работы волонтерского отряда.
2.Сбор информации о проделанной работе. Подготовка отчетного репортажа «ДОБРО ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ».
3.Разработка направлений волонтерских дел и поиск людей для их реализации.
СЦЕНАРИЙ ПРАКТИКУМА «Волонтер - это круто!»
Приветственное слово.
Руководитель волонтерского отряда: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас всех и для начала давайте познакомимся! Меня зовут Наталья Николаевна. Я советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, руководитель волонтерского отряда «От сердца к сердцу».
Наш отряд пропагандирует основы здорового образа жизни: спорт, отказ от вредных привычек. Кроме этого, мы оказываем посильную помощь нуждающимся.
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Волонтёр- это круто!», Сегодня мы рассмотрим понятие «волонтёр», какими качествами он должен обладать, а также познакомимся с содержанием деятельности волонтера.
Кто же такой волонтер? (раздача одного ватмана с надписью в центре ВОЛОНТЁР для определения и написания кто в понятии школьников «Волонтёр»). Школьники по цепочке передают ватман, каждый пишет определение или рисует ассоциацию к слову «Волонтёр».
Руководитель ВО: В большей части вы правы! ВОЛОНТЕР - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций.
Волонтеров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Но есть то, что их объединяет – это бескорыстие. Они не требуют за свои услуги материального вознаграждения, да и те, кому они помогают, чаще всего являются людьми, прямо скажем, небогатыми.
Лидер волонтерского отряда: И еще один вопрос. Какие качества присущи слову «ДОБРОТА»?
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Почему люди совершают добрые дела?
Обучающиеся отвечают на вопрос.
С психологической точки зрения, людям просто нравится ощущать свою значимость, проявлять заботу, поэтому волонтерская деятельность и вызывает симпатию и уважение у окружающих. Делают они благое дело, а значит занимаются – благотворительностью (благо творят).
Сегодня государство рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики.
Руководитель ВО: История благотворительности в России началась еще в эпоху язычества. Первым русским правителем, стремившимся сделать добрые дела более организованными, стал князь Владимир Святославович (960–1015 гг.), при котором, собственно, и произошло крещение Руси. При нем были построены первые больницы и богадельни, а также возведены церкви и монастыри. На содержание этих заведений Владимир жертвовал десятую часть своих доходов.
В летописях также упоминается, что каждый нищий тогда имел право приходить на княжеский двор, брать необходимые ему продукты и денежные средства. Для больных, по распоряжению Владимира, отправлялись целые телеги с продуктами. За эти деяния князь Владимир Святославович был признан «истинным отцом бедных» (демонстрация видеоролика об истории благотворительности).
Лидер ВО: В России в 1867 году был утвержден Устав Общества попечения о больных и раненых воинах. Позднее, в 1879 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.
Прокатившиеся по миру Первая и особенно Вторая мировая войны принесли много страданий и горя людям, разбросав по всему свету их родных и близких. Помощь в поиске друг друга разлученным войнами людям оказывало Российское общество Красного Креста.
После войны активисты Общества внесли значительный вклад в охрану здоровья людей страны. Более 200 000 активистов участвовали в проведении осмотров населения, патронировании больных на дому.
В 1957 году в Москве и Ленинграде открыты для населения кружки по уходу за больными на дому, и началось движение безвозмездных доноров.
В 1960 году при Красном Кресте организованы Бюро патронажных медицинских сестер, которые обслуживали на дому одиноких больных ветеранов войны и труда. За годы Российский Красный Крест накопил богатый опыт в сфере медико-социального обслуживания одиноких престарелых граждан и инвалидов. Служба милосердия РКК приобрела статус официального партнера органов социальной защиты и здравоохранения.
Руководитель ВО: В наши дни идет активное возрождение волонтерства. Волонтер – это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите.
Школьник, студент или пенсионер, директор или менеджер, строитель, спортсмен или юрист. В жизни он может быть кем угодно!
Но однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого есть своя семья, работа, учеба, личная жизнь, но у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле. (демонстрация видеоролика «Волонтер – человек особенный).
Раздача буклетов «Я-волонтёр»
Сфера деятельности добровольцев очень широка.
Для сегодняшнего волонтера доступны многие направления деятельности, в которых можно себя попробовать. Экология, помощь животным, уход за больными, помощь в решении детских проблем, строительство новых и реконструкция уже имеющихся объектов, работа с людьми, отстаивание чьих – то интересов, бескорыстная помощь нуждающимся и проявление доброты к ним, самопожертвование во имя ближнего, на благо человечества, мира, а главное – самого себя. Ведь когда каждый будет жить хорошо, то и все будут счастливы.
Лидер ВО: Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся. Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность студента. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью. Волонтерский труд, помимо того, что приносит общественную пользу, позволяет школьникам узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности и на теоретическом, и на практическом уровне.
Руководитель ВО: Все же немногие согласятся бесплатно выполнять огромное количество работы, а волонтеры бескорыстно убирают улицы, распространяют брошюры социальной кампании, работают переводчиками на больших спортивных соревнованиях, помогают в больницах (в наше тяжелое время — это очень актуально), домах престарелых, детских домах и многое, многое другое. Немало работы на долю волонтеров приходится при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Во Всемирной декларации добровольцев говорится, что волонтеры имеют право отдавать свое время, энергию и талант коллективным и индивидуальным акциям, не ожидая при этом вознаграждения. Бескорыстные поступки в современном мире – редкость, но они так необходимы. Начать можно с малого – перевести через дорогу старушку или покормить бездомного пса.
Лидер ВО: Чтобы стать волонтером, нужно знать и соблюдать следующие заповеди:
1. Не пройди мимо того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Руководитель ВО: Кандидат в волонтеры после ознакомительной беседы пишет заявление, где указывает мотивы его обращения к добровольчеству. После отборочных занятий с волонтером может быть заключен договор или соглашение. Волонтеру оформляет и выдается волонтерская книжка, которая в дальнейшем поможет в поступлении в учебное заведение. Самый простой способ – присоединиться к нашему школьному отряду.
Важнейшими мотивациями являются: быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, самореализация, поиск единомышленников, из чувства долга за полученную в прошлом помощь.
Лидер ВО: Люди, делая добро, в первую очередь стремятся изменить себя в лучшую сторону. Они воспитывают в себе такие качества, как бескорыстие, милосердие, терпение, сострадание, самопожертвование, прощение, сопереживание. Это и становится основой человека. Делая добро, человек приносит другим огромную пользу, начинает видеть больше хорошего, его взгляды на жизнь становятся позитивнее, настроение улучшается, да и в целом жить становится легче.
Руководитель ВО: Предлагаю вам разделиться на группы и придумать название. (1 мин).
Задание 1: Кто нуждается в помощи волонтёра? «Мозговой штурм»
Руководитель ВО: Ребята, сейчас я предлагаю вам с помощью метода «Мозгового штурма» определить, кто нуждается в помощи волонтёра?
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений; Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются;
o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Задание 2. В каких сферах деятельности необходимо участие волонтёров?
Презентация работы групп на листах А3.
Подсказка для модератора:
· Социальная защита;
· Экология;
· Благоустройство;
· Профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни;
· Правозащитная деятельность;
· Сохранение исторического и культурного наследия;
· Содействие в сфере физической культуры и массового спорта;
· Содействие в сфере образования, науки, культуры и искусства, просвещению, духовному развитию личности и т.д.
Задание 3. Предлагаю вам в группах обсудить жизненные ситуации и попробовать найти выход из них. (раздача карточек с кейсами).
Кейс №1:
«Вы проходите мимо детской площадки и видите, что подростки обижают «особенного ребёнка», рядом нет никого из взрослых. Ваши действия?»
Ответ: Сделать замечание ребятам. Объяснить, что так поступать нельзя. Узнать у ребёнка его имя и телефон родителей, если ребёнок умеет разговаривать. Если не умеет, поискать на одежде, рюкзаке контактные данные родителей. Если контактов нет, спросить у прохожих знают ли они родителей ребёнка. Если в течении часа родители не нашлись, обратиться в полицию, чтобы нашли родителей. Ни в коем случае не бросать ребёнка.
Кейс №2:
«Вы находитесь в большом торговом центре. Проходя мимо киоска с игрушками вы видите, что стоит ребёнок и плачет, рядом нет никого из родителей. Ваши действия?»
Ответ: спросить у ребёнка имя и фамилию, взять ребёнка за руку и подойти с ним к стойке информации, для того чтобы специалист объявил имя и фамилию ребёнка по громкой связи.
Кейс №3:
«Проходя мимо мусорных баков, вы услышали мяуканье маленького раненого котёнка, вам стало его жалко и вы захотели забрать его. Вы позвонили родителям уточнить можно ли взять котёнка. Родители вам запретили, Ваши действия?»
Ответ: обратиться в общественное движение «Дай лапу».
Кейс №4:
«У вашего одноклассника пропала младшая сестра 10 лет. Родители обратились в полицию. Но, есть ещё вариант, который поможет найти девочку. Какой?»
Ответ: обратиться в организацию «Поиск пропавших детей».
Кейс №5:
«Вы увидели около подъезда объявление о пропаже собаки. На следующий день, возвращаясь со школы, вы увидели похожую собаку около гаражей. Ваши действия?»
Ответ: Если собака не кусается и не рычит, взять её на руки, отнести в подъезд, где висит объявление, позвонить по номеру телефона хозяевам. Если собака рычит и боится, то просто позвонить по телефону и описать хозяевам местоположение животного.
Задание 4: Разработать мероприятие волонтерской направленности и презентовать.
Руководитель ВО: Спасибо, ребята, за ответы. Могу сказать, что все вы готовы творить добрые дела, а значит быть волонтерами.
Подведём итоги. В начале мероприятия вы оформляли ватман, кто в вашем понимании ВОЛОНТЁР. Теперь предлагаю дополнить его из полученных знаний в течении нашего мероприятия.
Кто желает вступить в ряды волонтеров? Прошу ознакомиться и заполнить анкету волонтера (раздается анкета для заполнения).
Ребята, спасибо вам за занятие! Мне приятно было с вами пообщаться. Пусть ваши сердца всегда будут наполнены только добром!
Руководитель ВО:
Два мира есть у человека
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ü Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления активной гражданской позиции школьников, через проведение социальных акций.
ü Формирование постоянного состава отряда волонтерского движения в школе.
ü Создание системы волонтерской деятельности в школе как обязательной составляющей программы духовно-нравственного воспитания.
ü Повышение чувства ответственности при выполнении общественных поручений.
ü Стимулирование подростков для получения навыков волонтёрской деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.