Современные методические и практические аспекты патриотического воспитания дошкольников

  • docx
  • 08.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Современные методические и практические аспекты патриотического воспитания дошкольников.docx

Современные методические и практические аспекты патриотического воспитания дошкольников 

Автор: ТОЛОЧКО Елена Александровна

 

Аннотация: В современных условиях проблема патриотического воспитания приобретает особую значимость и остроту. Наблюдается тревожная тенденция снижения уровня патриотизма и гражданской ответственности среди различных слоев общества. Особенно актуальной становится задача формирования патриотических чувств и убеждений именно в раннем возрасте — период активного становления мировоззрения ребенка. Статьи раскрывает методологические и практические аспекты патриотического воспитания. 

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, педагоги, гражданственность.

 

Система образования, как один из ведущих социальных институтов, играет одну из главных ролей в патриотическом воспитании дошкольников, развитии у детей любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремлении сохранять и приумножать народные традиции и культуру, а также в развитии воли к защите Родины. [1, с.112]

Сегодня мы сталкиваемся с серьезной проблемой: практически отсутствуют современные методические рекомендации, содержащие четкие критерии и конкретные требования к организации патриотического воспитания в детских садах. Эти необходимые материалы могли бы существенно облегчить работу педагогов, помогая эффективно формировать у воспитанников чувство любви к родине, уважение к культурному наследию и осознание себя частью великой нации. Однако, несмотря на важность вопроса, такие ресурсы пока остаются редкостью, создавая дополнительные трудности в работе воспитателей и ограничивая возможности полноценного осуществления патриотической направленности образовательного процесса.

К сожалению, практика показывает, что многие педагоги дошкольных образовательных учреждений недостаточно целенаправленно подходят к решению вопросов патриотического воспитания малышей. Это создает необходимость разработки новых подходов и методов, направленных на формирование любви к Родине, уважения к истории своей страны и гордости за достижения народа.

Процесс патриотического воспитания и формирования различных нравственных качеств — это непрерывный процесс, который берет начало в дошкольном детстве.

Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой важный аспект формирования личности ребенка, закладывающий основы любви к своей родине, уважения традиций и культуры своего народа.

Одним из ключевых направлений современного подхода является интеграция образовательных процессов и культурных практик. Это достигается путем включения элементов национальной культуры в повседневную жизнь детского сада, организации тематических мероприятий, экскурсий и занятий, направленных на знакомство детей с историей и культурным наследием страны. 

Кроме того, важным инструментом патриотического воспитания выступает художественная литература, фольклор и народные игры. Они помогают детям развивать эмоциональную сферу, формировать позитивное отношение к родным местам и культуре своего народа.

Основная задача педагогов дошкольного образования: формировать и развивать у дошкольников представления о патриотизме. Именно в дошкольном детстве происходят бесценные личностные формирования, когда ребенок приобретает социально-личностные ориентиры для дальнейшей успешной социализации в социуме. И в этой связи особенно важно подчеркнуть взаимосвязь между влиянием семейного воспитания и воспитанием, которое происходит в ДОУ. [2, с.53]

Рассмотрим актуальные проблемы нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

Среди ключевых трудностей современного этапа выделяются следующие аспекты:

1. Недостаточность исторических знаний: Многие дети старшей группы детского сада испытывают дефицит информации о героическом прошлом нашей страны, традициях русского воинства и значении военной службы в жизни государства.

2. Низкий уровень взаимодействия семьи и детсада: отмечается слабое развитие систематизированной работы с родителями по вопросам семейного патриотического воспитания, недостаточное вовлечение родителей в процесс передачи детям базовых ценностей любви к Отечеству и уважительного отношения к историческому наследию.

К основным известным направлениям и методам патриотического воспитания дошкольников можно отнести следующие:  

1. Интеграция образования и культурной практики. 

2. Использование художественной литературы и фольклора. 

3. Народные игры и занятия физической активностью. 

4. Участие в общественных мероприятиях. 

С.А. Козлова и Т.А. Куликова в своих трудах описывают содержание патриотического воспитания. Они рассматривают патриотизм как сложное и многомерное чувство: «оно включает в себя ответственность, желание и способность трудиться на благо Родины, защищать и преумножать богатства Родины, спектр эстетических чувств и т. д.» [3, с.4].

Авторы предлагают многоступенчатую, иными словами, поэтапную систему нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Первый этап включает работу с младшими дошкольниками, направленную на развитие бережного отношения к окружающей среде и осознание значимости коллективных действий ради общего блага.

Второй этап охватывает среднюю группу и ориентирован на формирование у детей представлений о близком социальном окружении — семье, детском саду, улице, городе и стране. Третий этап предполагает расширение знаний старшей возрастной группы за счёт знакомства с традициями, культурой и искусством родного края, углубления понимания понятия родины [4, с.109].

Ранее С.А. Козловой, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко удалось выявить конкретные этапы патриотического воспитания дошкольников. Авторы отмечают, что окончание средней группы начинается с развития представлений о стране. Решение этой задачи осложняется тем, что требует наличия абстрактного мышления, так как детям сложно представить реальные масштабы страны, в этом помогает карта. Исследуя достопримечательности страны, многие дети не могут увидеть их «вживую». Но, реализуя это содержание, воспитатель использует все возможные средства: иллюстрации, видеоролики, художественную литературу, практические занятия и т.д.

На этом этапе важно познакомить детей с государственными символами: гербом, флагом, гимном. Следует обратить внимание на знакомство детей с людьми, которые жили и живут в их родной стране. Прежде всего, это люди, прославившие страну своими научными открытиями, произведениями искусства, спортивными достижениями, героическими поступками и профессиональными заслугами. Одной из характеристик патриотизма является готовность защищать Родину, страну, Отечество. [5, с.166]

Как общая рекомендация, для эффективного патриотического воспитания педагоги должны учитывать следующие моменты:

1. Учет возрастных особенностей детей при выборе содержания и методов работы.

2. Активное вовлечение родителей в образовательный процесс.

3. Регулярность и систематичность проводимых мероприятий.

4. Применение интерактивных форм работы, стимулирующих творческое мышление и самостоятельность детей.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших звеньев всей системы образования и требует от педагога профессионального мастерства. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и их родителями.