Современные образовательные технологии на уроках физики
Оценка 4.6

Современные образовательные технологии на уроках физики

Оценка 4.6
docx
21.09.2024
Современные образовательные технологии на уроках физики
В настоящее время современная школа переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на системно- деятельностном подходе
Современные образовательные технологии на уроках физики.docx

Современные образовательные технологии на уроках физики.

 

В настоящее время современная школа переживает сложный период, связанный с изменением образовательных целей, разработкой федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, основанного на системно-деятельностном подходе. По мнению исследователей, современный период развития образования характеризуется тем, что традиционное образование не отвечает требованиям общества к современному образованию. Основными причинами этого являются ускорение темпов развития общества, изменение ситуации на рынке труда (появление новых профессий, необходимость смены работы, обучение на протяжении всей жизни и т.д.), усиление процесса компьютеризации. Возникла необходимость в формировании таких личностных качеств, которые позволят ему стать инициативным, независимым, компетентным (в самом широком смысле этого слова). Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс требует не только адаптации психологической готовности обучающегося к новым способам обучения, но и изменения отношения преподавателя к процессу обучения, изменения стиля поведения таким образом, чтобы возникла ситуация, в которой обучающийся учится сам, а учитель руководит процессом обучения. Для того чтобы изменить отношение учащихся к знаниям, необходимо изменить условия получения этих знаний. Роль преподавателя заключается не в том, чтобы донести информацию яснее, разборчивее, красочнее, чем в учебнике, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где ученик становится главным действующим лицом. Преподаватель должен организовывать учебную деятельность ученика и управлять ею. И это может быть достигнуто с помощью различных образовательных технологий, адекватных поставленным задачам.

Целью своей педагогической деятельности я считаю создание благоприятных условий для развития всесторонне развитой личности, способной к продуктивной и осознанной деятельности. Основную задачу своей педагогической деятельности я вижу в создании на уроках физики образовательной среды, способствующей самореализации учащихся, повышению их образовательного уровня, развитию коммуникативных навыков, творческого мышления и познавательной активности. В своей работе на уроках физики я использую следующие педагогические технологии:

 1. Проблемное обучение.

 2. Информационные и коммуникационные технологии.

3. Исследовательская и проектная деятельность.

4. Личностно-ориентированные технологии.

5. Тестовые технологии.

  Проблемное обучение.

Создание проблемных ситуаций в учебной деятельности и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками мышления. Данная технология способствует развитию креативности, преодолению бездеятельности учащихся на занятиях и повышению качества знаний по предмету.

Информационно-коммуникационные технологии.

Основным преимуществом этих технологий является наглядность, поскольку большая часть информации усваивается с помощью зрительной памяти, и ее использование очень важно в процессе обучения. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащихся. Использование ИКТ на уроках физики позволяет: сделать учебный процесс более интересным, оживленным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей; эффективно решить проблему визуального обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, сделав его более понятным и доступным для учащихся. Было замечено, что ученики проявляют большой интерес к теме, когда для объяснения нового материала используются презентации. Даже пассивные дети охотно включаются в работу. Я использую ИКТ в разных областях: при проверке домашнего задания; при объяснении нового материала; при организации повторения на этапе контроля знаний.

Исследовательская и проектная деятельность.

 В своей работе я использую метод проектов, так как он позволяет всесторонне развивать детей, их творческие интересы и способности, навыки самообразования и помогает создать условия для творческой самореализации личности. Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного периода времени. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом развивает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческом исследовании, потому что вне деятельности интересы и потребности не возникают. Используя технологию проектного метода в обучении, я преследую следующие цели:

* научить детей самостоятельному, критическому мышлению;

* размышлять, основываясь на знании фактов, законов науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения;

* учиться работать в команде, выполняя различные социальные роли.

Таким образом, работа над проектом требует: умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в различных программных продуктах; умения работать с различными программными средствами, необходимыми для организации научных исследований, проектирование проектов. У детей развиваются навыки овладения информационной культурой и культурой общения, развивается теоретическое мышление, формируются когнитивные навыки, умение самостоятельно решать задачи.

Личностно-ориентированные технологии.

Данная технология основана на гуманистическом отношении к личности учащегося. Главной отличительной чертой гуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, его индивидуальности, четкая направленность на осознанное развитие самостоятельного критического мышления. "Педагогика сотрудничества" относится к личностно-ориентированным технологиям. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Совместное обучение предполагает организацию групп учащихся, работающих сообща над решением проблемы или изучением темы.

  Рассмотрю организацию обучения с использованием этой технологии на конкретном примере. Я организовала свой урок по теме "атмосферное давление" в 7-м классе следующим образом:  заранее объявила тему урока. Ребята были разделены на группы: "географы", "историки", "экспериментаторы", "теоретики", "биологи", "практики" и приступили к выполнению заданий. Например, "экспериментаторы" выбрали эксперименты, которые доказывали существование атмосферного давления, и приготовились их продемонстрировать. "Практики" продемонстрировали оборудование, связанное с использованием атмосферного давления. "Биологи" подготовили доклады о влиянии атмосферного давления на человека, его использовании живыми организмами, ответили на вопросы о том, как вести себя при изменении атмосферного давления и т.д. После выступления каждой группы,  докладчик кратко описывал наиболее важные моменты и  отвечал  на вопросы.

В ходе подготовки выступления формируются навыки сотрудничества со сверстниками и преподавателем; развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение искать, анализировать, планировать и отбирать информацию, овладение умением работать с различными источниками информации); развивается устная речь, они учатся задавать вопросы и отвечать на них, анализировать факты, находить причины явлений; они развивают коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неудачу компании; работа в таком режиме обучения развивает уверенность в своих силах.

Технология тестирования.

Тестовые задания получили широкое распространение в педагогической практике. Я использую их на разных этапах обучения, во время разных типов занятий, во время индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Технология проведения теста помогает контролировать знания учащихся, развивает у детей логическое мышление и внимание. Использование тестовых заданий позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение детей с учетом уровня их когнитивных способностей. Использование вышеупомянутых современных технологий позволяет нам повысить эффективность образовательного процесса, добиться лучших результатов обучения и повысить познавательный интерес к предметам. Китайская мудрость гласит: "Слышу - забываю, вижу - запоминаю, делаю - усваиваю". Наша задача - организовать образовательную деятельность таким образом, чтобы знания, полученные учащимися, были результатом их исследований.

Литература:

1      «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003.

2      «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини-проекты).

3      Intel Обучение для будущего, Москва 2004

4      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат ¨C М., 2000

5      Педагогические технологии в образовательном процессе. О.М. Новузова- Волгоград:Учитель,2008

 

 


 

Современные образовательные технологии на уроках физики

Современные образовательные технологии на уроках физики

Создание проблемных ситуаций в учебной деятельности и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками…

Создание проблемных ситуаций в учебной деятельности и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками…

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии

Использование вышеупомянутых современных технологий позволяет нам повысить эффективность образовательного процесса, добиться лучших результатов обучения и повысить познавательный интерес к предметам

Использование вышеупомянутых современных технологий позволяет нам повысить эффективность образовательного процесса, добиться лучших результатов обучения и повысить познавательный интерес к предметам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2024